Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
01.05.2024

Лекция «По страницам книги Л.В.Шапошниковой “Метаисторическая живопись Н.К.Рериха”» в Казани


202405012_top.jpg

Н.К. Рерих. Песнь о Шамбале. Тангла.1943 г.


В Казани продолжается цикл мероприятий, посвященных юбилейному году семьи Рерихов. 16 марта 2024 года Галерея современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан пригласила жителей и гостей города на лекцию «По страницам книги Л.В.Шапошниковой “Метаисторическая живопись Н.К.Рериха”» о творчестве великого русского художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля. Мероприятие состоялось в рамках программы лектория «Держава Рериха», организатором которого является Татарстанское рериховское культурное объединение. Лекторий проходит при поддержке Государственного музея изобразительных искусств (Казань) и Международного Центра Рерихов (Москва). С лекцией выступил сотрудник Международного Центра Рерихов, советник Российской академии естественных наук Сергей Владимирович Скородумов (Ярославль).

Автор книги Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Л.В.Шапошникова самостоятельно повторила знаменитый маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Младший сын всемирно известного художника Святослав Николаевич Рерих выбрал Людмилу Васильевну своим доверенным лицом и в 1990 году передал через нее наследие семьи Рерихов в Россию. Под руководством Л.В.Шапошниковой и при ее непосредственном участии в Москве без привлечения бюджетных средств из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных». Здесь за короткий срок возник уникальный общественный научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К.Рериха, генеральным директором которого она проработала до конца своей жизни. Ее перу принадлежат 35 книг и более 500 статей, посвященных творчеству семьи Рерихов, деятелей культуры Серебряного века, а также культуре и истории народов Индии. Эти работы вошли в золотой фонд мирового культурного и научного наследия. Людмила Васильевна явила духовную преемственность от семьи Рерихов, которую воплотила в своей жизни, в научной и творческой деятельности.

Термин «метаистория» появился в русской философии в начале XX века. Он встречается, к примеру, в книге Сергия Булгакова «Два града». Часть слова «мета» происходит из греческого языка и имеет одно из значений «сверх» или «над». Очень точно Николай Константинович Рерих определил метаисторию как «историю помимо историков». «Метаистория является духовно-творческой частью земного исторического процесса», – подчеркивает Людмила Васильевна. О метаистории размышляли философы Николай Александрович Бердяев («Смысл истории») и Лев Платонович Красавин («Философия истории»). Даниил Андреев в своей уникальной книге «Роза Мира» описал многие метаисторические процессы на планете Земля.

По мнению Л.В.Шапошниковой, метаистория «является результатом творчества космической эволюции и несет в себе знания, связанные с материей высших миров». Одним из главных источников метаистории является искусство. Выдающиеся творческие люди чувствовали присутствие Инобытия, откуда они получали вдохновение, черпали свои удивительные образы красоты.

Философ и поэт Владимир Соловьев писал:

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Ему вторил поэт Серебряного века Вячеслав Иванов:

Вы, чей резец, палитра, лира,
Согласных Муз одна семья,
Вы нас уводите из мира
В соседство инобытия.

И чем зеркальней отражает
Кристалл искусства лик земной,
Тем явственней нас поражает
В нём жизнь иная, свет иной…

В своей книге Людмила Васильевна рассказывает о метаисторическом смысле искусства и о вестниках красоты, которые являются «наиболее эффективными проводниками метаисторического процесса на нашей планете». Такими вестниками были, например, Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Постепенно автор книги раскрывает перед читателями удивительный метаисторический мир семьи Рерихов. Этот мир прежде всего отражен в пространстве великолепных полотен Николая Константиновича, где согласно космическому закону «Высшее ведет в эволюции низшее» перед нами предстают образы Красоты и Знания.

«Во многих картинах Рериха, начиная с самых ранних, – пишет Людмила Васильевна, – мы обнаруживаем его метаисторическую способность видеть невидимое прошлое и изображать его, проявляя в формах и символах. Его соприкосновение в творчестве с высшей космической материей значительно повышало энергетику картин, которые обладали, я бы сказала, космической особенностью и до сих пор остаются энергетически уникальными».

Полотна художника на исторические темы удивительно точны и убедительны. Он обладал даром, прикоснувшись к «камням, намагниченным историей», созерцать картины прошлого и переносить их на холст. Такая способность была и у других выдающихся художников: Карла Павловича Брюллова, Василия Ивановича Сурикова, Андрея Петровича Рябушкина. Но именно у Николая Константиновича этот дар проявился особенно ярко.

Постепенно в творчестве художника появляются полотна, на которых читаются символы иной духовной действительности, нашедшей свое отражение в древних легендах и сказаниях. Среди таких необычных картин, созданных с 1905 по 1911 год, особенно выделяются три произведения. Первое – «Сокровище Ангелов» (1905). Основной идеей этой картины стали предания Востока и Запада о чудесном Камне. Второе полотно – «Владыки нездешние» (1907) – прообраз великих духовных Учителей Востока, направляющих жизнь и творчество Рерихов. Третья картина – «Книга Голубиная» (1911), символизирующая философию Живой Этики, которую Рерихи принесли миру. Сюжеты этих полотен предопределили весь дальнейший духовный путь выдающегося художника и мыслителя.

В одном из своих очерков Н.К.Рерих писал о том, что «легенды не отвлеченность, но сама реальность». Предания многих народов о Заповедной Стране Шамбале в жизни семьи Рерихов претворились в прекрасную действительность. Они сотрудничали с Общиной Учителей человечества, стоящих на значительно более высокой эволюционной ступени. Их традицию на Востоке хранят в течение тысячелетий. Эта Община является ведущим эволюционным началом на нашей планете и источником метаисторической информации. Людмила Васильевна подчеркивает, что «Николай Константинович был справедливо очень осторожен с информацией об Учителях и Махатмах, ибо старался не допустить профанации и недопонимания средним сознанием проблемы Великих Учителей».

В обликах героев, подвижников, мудрецов Учителя человечества слагали метаисторический процесс планеты Земля. В сотрудничестве с Ними Елена Ивановна Рерих создала философское Учение Живой Этики, а Николай Константинович выразил его идеи на своих великолепных полотнах. Величественные образы Учителей Н.К.Рерих запечатлел в серии картин «Знамена Востока». «На картинах этой серии, – утверждает Людмила Васильевна, – Николай Константинович изобразил тех, кто в разное время и в разном пространстве творил метаисторический процесс на планете Земля и остался в ее истории».

В своей книге Людмила Васильевна Шапошникова пишет о метаисторических действиях Рерихов, связанных с космической эволюцией человечества. Это и закладка духовных магнитов на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, и подготовка Пакта Рериха, указывающего человечеству путь в творческое будущее к миру без войн. Основная цель этого международного документа – защита мирового культурного наследия. Но он имеет гораздо более глубокое значение. Действие Пакта направлено на сохранение высокой энергетики, необходимой для эволюции человечества, которую содержат памятники культуры.

Огненный Опыт Елены Ивановны Рерих также протекал в пространстве метаистории. Философ Николай Александрович Бердяев в книге «О рабстве и свободе человека» писал о том, что, «история всегда искажает метаисторию, приспособляя к себе». Осмыслить, что такое метаистория и космическая эволюция в рамках традиционной науки достаточно сложно. Тем не менее в наши дни продолжается формирование нового вида мышления – космического и новой одухотворенной науки, которая использует методологию Живой Этики. И метаисторическая информация постепенно начинает занимать законное место на страницах академических научных изданий. Так, в «Кратком философском словаре» (2004), подготовленном коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова, Елене Ивановне Рерих посвящена статья, в которой говорится о ее огненном опыте: «Под руководством Великих Учителей (называемых в Индии Махатмами) Елена Ивановна участвовала в космическом эксперименте, направленном на духовное развитие человечества».

Накануне Первой и Второй мировых войн Николай Константинович Рерих написал целую серию пророческих картин. Они предупреждали человечество о предстоящих бедах, которые впоследствии действительно обрушилась на планету. В главе «Метаистория Гималаев» Л.В.Шапошникова приводит примеры соответствия гималайских пейзажей Н.К.Рериха и событий Второй мировой и Великой Отечественной войн. Людмила Васильевна показывает, как на этих картинах отражена битва Света и тьмы, Космоса и хаоса, которая охватила планету.

Рерихи всегда оставались патриотами России, они верили в победу родной страны и приложили много усилий для этого. В 1942 году, когда были еще не ясны результаты будущих битв, художник написал картину «Победа». Л.В.Шапошникова подчеркивает: «Он видит эту победу, и такая картина, возникшая в метаисторическом процессе, дорогого стоила. На картине русский воин убивал дракона смерти и насилия».

Книга заканчивается небольшой главой «Завет Учителя», в которой Людмила Васильевна приходит к выводу: «В XX веке продвижение эволюции держалось на Рерихах, космическое творчество которых заложило на планете Земля ее будущее, ее новую эпоху и новое космическое сознание. Учение Живой Этики, которое Учителя передали через Рерихов на Землю, дает возможность понять происходящие ныне события».

Таким образом, в книге «Метаисторическая живопись Н.К.Рериха» Л.В.Шапошникова рассказывает о взаимосвязи между историей искусств и духовно-культурным развитием человечества. Автор пишет о том, как отражаются процессы космической эволюции в творчестве всемирно известного русского художника, ученого и мыслителя Николая Константиновича Рериха, показывает его связь с этими процессами, раскрывая новые грани удивительного творчества художника. Эта книга побуждает к размышлениям о высоком предназначении искусства и его высокой эволюционной роли в истории человечества.

Лекция «По страницам книги Л.В.Шапошниковой “Метаисторическая живопись Н.К.Рериха”» сопровождалась слайд-программой и небольшой книжно-иллюстративной выставкой. Она вызвала у присутствующих большой интерес и желание ознакомиться с трудами Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Подготовил Алексей Борисенко




Л.В. Шапошникова. Метаисторическая живопись Н.К.Рериха. М.: Международный Центр Рерихов, 2013. – 448 с., ил.



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007