Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

Главная страница » МЦР: общие сведения » Руководство » Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха
версия для печати
|Круглый стол – 2022|Программа|Приветствия|Обзор докладов |Видео|

Международные чтения, посвященные
изучению научного наследия
Л.В. Шапошниковой




Обзор докладов Международного круглого стола
«Л.В.Шапошникова о Живой Этике и России»

Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – выдающийся современный ученый, индолог, писатель, общественный деятель, доверенное лицо С.Н.Рериха. По его инициативе она создала первый в России общественный Музей имени Н.К.Рериха, стала основоположником новой научной школы в рериховедении. Оставленное ею научное наследие, разработанные методологические подходы к изучению жизни и творчества Рерихов, разнообразные формы культурно-образовательной и просветительской деятельности заслуживают серьезного научного исследования и изучения.

30 июля 2022 года в Международном Центре научно-технической информации (МЦНТИ) и частично в онлайн-формате прошел Международный круглый стол «Л.В.Шапошникова о Живой Этике и России». Его организатором выступил Международный Центр Рерихов. Соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Кыргызско-Российский Славянский университет, Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Советский Фонд Мира, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.

Цель настоящего Круглого стола – привлечь внимание ученых к изучению научного наследия Л.В.Шапошниковой, исследованию проблематики культуры, искусства и науки, а также философии истории в свете методологии новой системы познания Живой Этики.

К участию в Круглом столе были приглашены культурные и общественные деятели России и зарубежных стран, все, кому близки идеи космического мироощущения, космического мышления и нового понимания реальности.

В работе приняли участие более 300 человек из 17 стран: России, Беларуси, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Германии, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Финляндии, Болгарии, Австрии, Испании, Израиля, США.

В адрес Круглого стола поступили приветствия от президента Международного Центра Рерихов Ю.Х.Темирканова; первого вице-президента Российской академии естественных наук Л.В.Иваницкой; ректора Кыргызско-Российского Славянского университета, академика НАН Кыргызской Республики В.И.Нифадьева, и.о. директора Института стран Азии и Африки МГУ А.А.Маслова; президента Советского Фонда Мира А.Е.Карпова, культурно-просветительских и рериховских организаций России и зарубежья.

Вниманию участников был представлен фрагмент видеодоклада Л.В.Шапошниковой «Космическая эволюция всегда идет через человека» (24.03.2008 года).

Круглый стол открыл вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко. В своем вступительном слове он особо отметил, что помимо научного наследия Л.В.Шапошниковой не меньшего внимания и изучения заслуживает ее общественная деятельность. Одно из самых важных направлений этой деятельности – создание общественного Музея имени Н.К.Рериха, концепция которого связана с философскими идеями Живой Этики. Знания Живой Этики, полученные Л.В.Шапошниковой от С.Н.Рериха, его водительство и содействие помогли ей не только повторить маршрут экспедиции Н.К.Рериха по Азии, но и создать Музей, который знаменовал новый этап в развитии культуры России. Тем не менее понимание значения Музея, который нес новые знания, еще не вошло в общественное сознание, вызвало трудности и тяжелые последствия: его экспозиция была варварски разрушена чиновниками от культуры в 2017 году, что можно расценить, как удар по России. Однако труд Л.В.Шапошниковой не пропал даром, и семена, посеянные ею, не пропадут. Еще одним достижением Л.В.Шапошниковой является заданный ею импульс к созданию общественных форм культуры, активизация общественного сознания в осмыслении культуры как движущей силы эволюции и пути к построению новой России.

В докладе «Роль России в современном мире в свете философских идей Л.В.Шапошниковой» Виктора Васильевича Фролова, д.ф.н., профессора Технологического университета имени космонавта А.А.Леонова (Королев, Московская область), было подчеркнуто, что труды Л.В.Шапошниковой посвящены осмыслению философских идей Живой Этики и их применению в анализе как мировой истории, так и тенденций будущего развития России. Особое значение в этом анализе играет система космических законов, которые применяет Л.В.Шапошникова, давая представление о влиянии на земные процессы метаистории, что она рассматривает как единый процесс. В свете этого она раскрыла духовную миссию России в историческом времени, потенциал русского народа («Ивана Стотысячного»), его возможности в восприятии нового космического миропонимания, что позволит ему стать носителем высокой культуры. Решению этих эволюционных задач России способствует созданный Л.В.Шапошниковой общественный Музей имени Н.К.Рериха и Международный Центр Рерихов, в деятельности которых утверждаются новые знания и культурно-духовные ценности.

Ольга Александровна Лавренова, к.г.н., д.ф.н., почетный член РАХ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН (Москва), раскрыла тему «Россия и власть в наследии Рерихов и Л.В.Шапошниковой». В 1930-е годы Е.И.Рерих писала о том, что «поверх всех Россий есть одна великая Россия будущего». Потому сами Рерихи и впоследствии Л.В.Шапошникова утверждали непреложность великого будущего России, но в то же время отмечали, что существуют другие ее ипостаси, связанные с государственной организацией и политическими лидерами. Рерихи всегда верили в эволюционные возможности России, в 1930-е они отзывались о новом государственном строе весьма сдержанно, в годы Великой Отечественной войны главной темой в их наследии была предстоящая победа и героизм советского народа, а тема власти практически не затрагивалась. Этот период подробно рассмотрен Л.В.Шапошниковой в ее книге «Сожжение тьмы», где она показала, что «Иван Стотысячный» победил фашизм вопреки действиям «вождя всех народов». Сравнивая двух вождей революции в истории и метаистории, она обозначила главный критерий истинности вождя – это эволюционность его действий, которая включает в себя связь с Высшим миром (осознанную или неосознанную), а также действия, способствующие расширению пространства свободы и культуры. Л.В.Шапошникова давала оценку и современным политикам, среди которых она выделяла М.С.Горбачева как руководителя страны, принявшего наследие семьи Рерихов, что созвучно велениям Космической эволюции.

Надежда Матвеевна Сурнина, д.э.н., профессор кафедры Информационных технологий и статистики ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (Екатеринбург), назвала свой доклад «Устойчивое развитие: новое мышление требует новых этических устоев». В нем она подчеркнула, что одним из направлений в гуманитарных науках является исследование факторов устойчивости развития систем в условиях преодоления трудностей (резильентность). Одним из важных факторов устойчивого развития общества является культура. Л.В.Шапошникова на основе наследия Рерихов, идей Учения Живой Этики открыла возможность перехода на модель устойчивого развития, открыв целостное понимание эволюции, расширив понимание культуры и необходимость ее защиты. Исследуя положения Живой Этики, она проанализировала причины и условия перехода на устойчивое развитие, ввела новые понятия Живой Этики в научный оборот. Помимо явления культуры для устойчивого развития социума она показала значение ее носителей, а также объектов культурного наследия и культурных пространств. Рассмотрение устоев культуры в аспекте Живой Этики формирует научную основу для новой этики мышления и сознания человека, для реализации национальной идеи.

В своем выступлении «Живая Этика – актуальное современное мировоззрение для России и мира (по работам Л.В.Шапошниковой)» Галина Борисовна Святохина, к.ф.н., председатель Регионального отделения Международной общественной организации «Лига защиты Культуры» по Республике Башкортостан (Уфа), отметила, что мировоззренческие идеи Учения Живой Этики имеют общечеловеческую значимость в обретении людьми высокой духовной культуры, необходимой для дальнейшей эволюции. Эти идеи нашли почву для реализации в России, что дает надежду на успешное овладение ими ввиду духовных накоплений, приобретенных Россией в ее историческом процессе. Лидером и подвижником в решении сложной эволюционной задачи по ознакомлению соотечественников с идеями Живой Этики и их научному обоснованию стала Л.В.Шапошникова. Своим многогранным трудом в научно-исследовательской, просветительской и другой культурной деятельности она внесла огромный вклад в разработку идей Живой Этики, имеющей в своих методологических основах существенные отличия от приемов отвлеченного мышления, сложившегося в западной традиции. Актуальность ее трудов связана с системно-целостным подходом к осмыслению космического бытия, что существенно развивает труды русских ученых и философов-космистов. Л.В.Шапошниковой разработаны важные положения новой системы научного познания, необходимой для развития современной науки. Среди них: энергетическая природа мироздания, иерархический принцип, профетический характер знания, привлечение метанаучных методов познания, обновление понятийного аппарата и др., что открывает возможность овладения новым уровнем мышления – космическим.

Валерий Павлович Ануфриев, д.э.н., профессор Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина (Екатеринбург), назвал свое выступление «Космизм в научном наследии Л.В.Шапошниковой». В нем он рассмотрел актуальность трудов Л.В.Шапошниковой в контексте идей космического мышления и мировоззрения, утверждающих новые знания и новую систему нравственных ценностей, необходимых для решения глобальных проблем, переживаемых человечеством на современном этапе. В своих трудах на основе положений Живой Этики она обосновала развитие культурно-исторических видов мышления и утвердила формирование нового, космического мышления, которое дает картину реального космоса. Привлечение внимания к человеку как части энергетической структуры космоса, понимание мысли как энергии, знания о космических законах, влияющих на исторический процесс, – это и многое другое дают возможность по-новому рассматривать эволюционный процесс. Русский космизм – исключительно российское явление, и сегодня он опережает научную мысль, завоевывая свое место в сфере науки и образования, и в этом огромная заслуга Л.В.Шапошниковой.

В докладе «Культурное пространство России и синтетическое сознание» Екатерина Андреевна Щусь, к.ф.н., китаист, буддолог, сотрудник Немецкого Рериховского Общества (Бохум, Германия), были рассмотрены предпосылки к пониманию роли России в эволюционном процессе. Для этого автор привлекает труды Л.В.Шапошниковой, в которых развивается новый научный подход на основе энергетического мировоззрения Учения Живой Этики. Этот подход связан с пониманием культуры как самоорганизующейся системы духа, согласно Л.В.Шапошниковой, что позволило ей выявлять связь между характером культуры и сознанием народа, проживающим в определенном культурном пространстве. Огромное значение при этом имеют энергообмены, которые осуществляются в первую очередь между народами и их культурами. Развивая мысли Н.К.Рериха о синтетическом характере культурного пространства России, Л.В.Шапошникова указывает на необходимость развития для дальнейшей эволюции человечества синтетического мышления как на индивидуальном, так и глобальном уровне (как духовный синтез культурных традиций Востока и Запада). В докладе также рассмотрены примеры проявления синтетического сознания в восприятии элементов китайской культуры в современной России.

В докладе «Влияние идей Учения Живой Этики на творческий путь Л.В.Шапошниковой» Татьяна Святославовна Захарова, магистр культурологии, сотрудник Минского государственного лингвистического университета (Минск, Беларусь), осветила особенности влияния философских идей Живой Этики на изучение Л.В.Шапошниковой русской культуры, что обусловило своеобразие ее творческого пути. Это постижение Живой Этики можно сравнить с продолжением маршрута Рерихов по Азии, который сама Л.В.Шапошникова в одиночку повторила в 1975–1980 годы. В осмыслении идей Живой Этики, утверждающей новую ступень космической эволюции человечества, она открывала метаисторический смысл русской культуры, выявляла основные направления ее развития, формирование синтетического сознания, в котором огромную роль сыграл преподобный Сергий Радонежский, укрепивший основы русской духовной культуры. В глубоком осмыслении творческой деятельности Рерихов Л.В.Шапошникова обращала особое внимание на идею Пакта Рериха, раскрывала его метаисторический смысл и символику Знамени Мира. Одной из творческих задач Л.В.Шапошниковой стало создание в Москве Центра-Музея имени Н.К.Рериха, развитие заложенных в наследии Рерихов философских идей, продолжающих процесс Духовной революции в России.

В докладе «Л.В.Шапошникова о национальной идее России» кандидата культурологии, руководителя ОНЦКМ МЦР Ирины Юрьевны Дьяченко была рассмотрена эволюция представлений о русской идее в творческом наследии русских философов (Соловьева В.С., Ильина И.А., Флоренского П.А. и др.) и трудах Л.В.Шапошниковой. Опираясь на философию Живой Этики, она предложила в качестве национальной идеи культуру, но не в ее устаревшем социологическом мироощущении, а в новой системе познания космического мышления, где культура рассматривается как нравственная категория, основа самоорганизации духовной структуры человека и, в конечном счете, как фактор его космического бытия. В программной статье «Чаша Грааля космической эволюции» Л.В.Шапошникова теоретически обосновала понятие культуры, его особенности и влияние на эволюцию человека в масштабе эволюции космоса (стремление к Высшему, чуткость к красоте как творческой силе и др.). Помимо этого, в ее трудах можно встретить анализ деятельности Рерихов, ряда ученых и философов-космистов, а также святого Сергия Радонежского, что позволяет рассматривать их не только как ярких представителей русской культуры, но и как выразителей русской идеи, суть которой есть нескончаемый поиск истины «за всех и для всех». В свете развития темы национальной идеи России обращает на себя внимание картина Н.К.Рериха «Странник Светлого Града» (1933), анализ которой в этом ключе был сделан Л.В.Шапошниковой в ее книге «Град Светлый».

Ольга Николаевна Калинкина, к.соц.н., член правления Международного Центра Рерихов (Пермь), в докладе «Космические законы как движущая сила эволюции (по работам Л.В.Шапошниковой)» отметила, что Л.В.Шапошниковой была предложена классификация космических законов, среди которых она выделила Великие законы космоса, имеющие общий характер действия (закон двойственности, закон Иерархии, закон свободной воли и др.), и частные (закон Общины, закон сотрудничества, закон общего блага и др.), указав на их связь с проблематикой социального бытия человека. В своем развитии человек переходит от неосознанного влияния на эволюционный процесс (состояние объекта) до сознательного участия в нем (состояние субъекта эволюции), когда сознание человека становится движущей силой этого процесса. Л.В.Шапошникова в своих трудах описала жизнь и творчество целой плеяды ярких представителей субъектов эволюции и отметила их характерные черты (в частности, святого Сергия Радонежского, мыслителей Серебряного века и др.). Методология Живой Этики позволяет выявлять законы развития человеческого сообщества, вне действия которых оно не эволюционирует. Среди характерных особенностей действия космических законов указано на их духовную природу, что свидетельствует об их непосредственном влиянии на внутренний мир человека, широту его сознания и мышления, в результате чего он способен совершенствовать и преображать свое земное бытие.

В докладе «Метаистория России в трудах Л.В.Шапошниковой» Любовь Владиславовна Хоменок, к.пед.н., руководитель Отдела развития Музея имени Н.К.Рериха (Москва), обратила внимание на тему метаистории, понимания ее глубинного смысла и особенностей в трудах Л.В.Шапошниковой, указавшей на ее связь с Высшей реальностью. Именно в метаистории следует искать причины происходящих событий, и с этим связан новый подход к философии истории. России в метаисторическом процессе отводится значительная роль и как стране, народ которой способен понять цель метаистории, и как культурно-историческому пространству, где развернулась борьба между Новым миром, несущим целостное понимание бытия, и старым, отрицающим его, и как родине тех творцов духовной революции, которые смогли внести свой вклад в становление метаистории как науки. Особое значение в метаисторическом процессе России имеет деятельность святого Сергия Радонежского, идеи которого отразились в Духовной революции в России на рубеже XIX–XX веков. Не менее важное значение имеет метаистория, совершавшаяся в годы Великой Отечественной войны, что описала в своих трудах Л.В.Шапошникова. Учение Живой Этики, обобщая метаисторический опыт, раскрывает особую роль России при смене исторических эпох, поскольку у нее накоплен огромный энергетический потенциал, есть понимание того, что коренное переустройство мира совершится на основах истинной культуры. В этом плане неоценима роль общественного Музея имени Н.К.Рериха, который был создан Л.В.Шапошниковой в Москве.

Работа Круглого стола завершилась авторским исполнением стихотворения «Буревестник» поэтессы Марианны Озолини (Рига, Латвия), которое она посвятила Л.В.Шапошниковой.

В рамках культурной программы Круглого стола, посвященной 96-летию со дня рождения Л.В.Шапошниковой, состоялось открытие выставки авторских фотографий Сергея Скородумова (Ярославль) «Алтай – Монголия. По маршруту экспедиций Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой». Эти два уникальных путешествия и сегодня привлекают внимание многих исследователей. Экскурсию по экспозиции провел автор выставки.

Завершил торжественный день в МЦНТИ концерт ансамбля «Суффикс».