версия для печати | |||
|
1992 год – общественно-научная конференция,
посвященная 90-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха (15–17 октября)
Первая общественно-научная конференция проводилась в Государственном историческом заповеднике «Горки Ленинские» и была посвящена 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха, выдающегося ученого-востоковеда, профессора, лингвиста, доктора филологических наук АН СССР, директора Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующего сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР. Его научные работы по тибетологии, индологии и монголоведению, опубликованные в разных странах и на многих языках мира, уже давно считаются классикой ориенталистики. Однако большинство из этих трудов до сих пор не изданы в России. Имя Ю.Н. Рериха значится в списках почетных членов многочисленных научных обществ Европы, Азии и Америки. В совершенстве владея более, чем тридцатью языками, он обладал разносторонними познаниями в самых различных областях истории, археологии, литературы, этнографии, религии, культурологии.
Выдержки из докладов
Л.В. Шапошникова
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха
(Москва)
Слово о Юрии Николаевиче Рерихе
<...> Многим, кто занимался Рерихами, о Юрии Николаевиче было известно мало. О нем мало писали и мало говорили. Даже официальный ученый мир нашей страны, когда Юрий Николаевич вернулся на Родину, пытался как-то принизить его значение, не признавал в полной мере его заслуг и пытался держать его имя в тени. Сегодня мы должны поставить все точки над «и». Так кто же такой Юрий Николаевич Рерих – рядовой ученый или величина мирового значения? Конечно, последнее. Он был одним из крупнейших востоковедов нашего времени, чье имя было известно во многих странах мира. Талантливейший лингвист, историк, этнограф, археолог, он был энциклопедически образован и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым в свое время по праву могла гордиться Россия, но которое, к великому прискорбию, было утрачено в нашей стране за последние десятилетия. Юрий Николаевич был богато одаренным человеком. Он владел многими восточными и западными языками, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию. Его личность, несомненно, представляла планетарную культурную ценность. <…>
То, что он сделал, переоценить невозможно. Его великий подвиг достоин семьи Рерихов. Именно он, и никто другой, вернул нашей стране ее ценнейшее национальное достояние – самих Рерихов. Долгое время о них создавались у нас различные мифы, которые, к сожалению, определяли и отношение к Рерихам наших правящих кругов.
Труд, проделанный Юрием Николаевичем за короткий срок его пребывания в нашей стране, в корне изменил ситуацию и изменил наше общественное мнение в пользу Рерихов. Это уникальное его деяние имело планетарное значение, и со временем мы все больше и больше будем осознавать эволюционную суть достигнутого им. Именно по инициативе и с помощью Юрия Николаевича были устроены первые выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича. И мы увидели волшебный мир Красоты, который заставил задуматься многих из нас. Юрий Николаевич с присущей ему щедростью пополнил наши галереи, в частности Русский музей и Новосибирскую картинную галерею, бессмертными полотнами своего отца из собственной коллекции.
Именно от Юрия Николаевича окружавшие его люди узнали о сути и главной концепции Учения Живой Этики, или Агни Йоги. И узнали об этом не из книг, а от самого носителя этой концепции. <…> Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не доставало в те годы культурной России. В лице Юрия Николаевича постепенно возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. <…>
Без Юрия Николаевича многое бы не состоялось. Не состоялась бы, например, Центрально-Азиатская экспедиция, а если бы и состоялась, то не имела бы того важного результата, о котором мы теперь все знаем. <…>
Почти 10 лет Юрий Николаевич был директором Института Гималайских исследований, созданного Рерихами в 1928 г. в долине Кулу. И Институт был уникальным, как и его руководитель. Он создал новую концепцию деятельности этого комплексного научного учреждения, в котором сочетались древние достижения с современной наукой.
А.О. Тамазишвили
заведующий архивом Института востоковедения РАН
(Москва)
Деятельность Ю.Н. Рериха в Институте востоковедения
<...> Долгие годы попыток вернуться на Родину приучили Рериха к отказам. Он умел ждать, не отступая от задуманного. <…>
Выяснилось, что и Рерих, и его работы высоко оцениваются его советскими коллегами. Сотрудник Института китаеведения АН СССР К.М. Черемисов сообщил, что тибетско-английский словарь Рериха, на издание которого тот не смог собрать средства по подписке, возможно, будет лучшим в своем роде. Категорически за Рериха высказались в Ленинградском отделении Института востоковедения. Петербург-Ленинрад был традиционным центром отечественной тибетологии, переживавшей в 40-50-е годы не лучшие времена. Китаевед и тибетолог Б.И. Панкратов высказался определенно: «Рерих является лучшим из всех европейских тибетологов нашего времени. Надо всеми силами постараться пригласить его для постановки преподавания тибетского языка в ЛГУ и вообще для возрождения нашей тибетологии». Эту точку зрения разделял и заведующий Ленинградским отделением Института востоковедения академик И.А. Орбели.
На основе этих отзывов Институт востоковедения дал заключение, что Рерих будет весьма полезен <…>.
В феврале 1958 года отдел Индии и Пакистана Института востоковедения возбудил ходатайство о присвоении Рериху ученой степени доктора филологических наук без защиты диссертации, по совокупности опубликованных им трудов. <…>
В июле 1958 года отдел Индии и Пакистана поднял вопрос о возобновлении издания серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре - «Библиотека Буддика», имевшей огромный авторитет и популярность у ученых всего мира.
Работу по возобновлению серии возглавил Юрий Николаевич Рерих. <…>
Юрий Николаевич <…> вернул науке имя и труды репрессированного и погибшего тибетолога А.И. Вострикова, чей труд «Тибетская историческая литература» под редакцией Рериха вышел в свет в серии «Библиотека Буддика» в 1962 году.
Еще одним направлением его работы было участие в подготовке цейлонской «Энциклопедии буддизма». К этой работе привлек Рериха лично знавший его посол Цейлона в СССР профессор Малаласекера, бывший декан восточного факультета Университета Коломбо.
Международный авторитет Рериха имел большое значение и для советской части проекта ЮНЕСКО «Восток-запад», предусматривающего широкую программу взаимопонимания и взаимообогащения культур Запада и Востока. Все члены семьи Рерихов были как бы живым олицетворением слияния этих культур. <...>
В.Ц. Найдакова
доктор искусствоведения
(Улан-Удэ)
Рерихи об Учении Калачакры
Система Калачакры – одна из самых сложных систем в древних Учениях Востока. Отношение к этой системе Николая Константиновича и Юрия Николаевича Рерихов, очень внимательно и глубоко ее изучавших, – свидетельство общности интересов и единства духовных исканий этой замечательной семьи. <…>
<...> cвященные танцы и мистерии Калачакры представляли собой в самом деле тайный обряд жертвоприношения великому Божеству Времени. Обряд представлял собой динамическую медитацию, связь с Космосом напрямую.<...>
Николай Константинович так определил эту систему: «Калачакра – это высокая йога овладения скрытыми силами, заключенными в человеке для соединения этой мощи с космическими энергиями». Постепенно под разными формулировками выдавалось Великое Учение о том, что человек – не просто человек, а существо, одаренное божественными возможностями, о которых он должен узнавать понемногу, по мере своего эволюционного развития.
<…> сегодня мы имеем Живую Этику, где завеса над тайной приподнялась. <...>
|
||
|