Конференция 1994 г.
1994 год – «Художественно-философское наследие Н.К. Рериха
и проблемы современной цивилизации» (7–10 октября)
|
С 7 по 10 октября 1994 года в Москве была проведена Международная общественно-научная конференция по теме «Философско-художественное наследие Н.К. Рериха и проблемы современной цивилизации». Организатором конференции выступил Международный Центр Рерихов при поддержке Российского Фонда Культуры, Международной ассоциации фондов мира, Российской академии художеств, Института молодежи – Центра обучения молодежи «Демократия и развитие».
В конференции приняли участие более 800 представителей 111 городов СНГ, а также Австрии, Аргентины, Болгарии, Германии, Индии, Латвии, Литвы, США, Эстонии, Финляндии и др. стран.
Выдержки из докладов
А.Л. Яншин
академик
(Москва)
Друзья! Конец прошлого и начало нынешнего столетия был эпохой необычайного взрыва, необычайного взлета русской науки и русской культуры. Историки литературы называют это время «серебряным веком» русской поэзии, оставляя название «золотой век» для эпохи Пушкина и Лермонтова.
Среди композиторов в конце XIX века сложилась и творила «могучая кучка», возглавлявшаяся Римским-Корсаковым. На оперном небосводе взошли звезды Собинова и Шаляпина.
Очень интенсивно развивалась наша особая философская мысль, к которой прислушивались во всех уголках мира: Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский, Лосев. В науке в это время тоже был расцвет. Это были годы созревания Вернадского, годы деятельности его учителей Менделеева, Докучаева. Воо6ще это была изумительная эпоха!
И на фоне талантов того времени уже выделялась личность Николая Константиновича Рериха. Выделялась тем, что он был не только художником, но и ученым, археологом, историком, этнографом; выделялась стилем своей живописи, хотя у него были могучие современники: Серов, Врубель, продолжали еще писать свои картины Суриков, Репин, Васнецов. А впоследствии, когда Рерих стал глубоко заниматься философией, значение его творчества даже возвысилось над этим общим высоким уровнем.
Н.К. Рерих был ученым, был философом, был замечательным художником, перед картинами которого замирает дух человека. Человек забывает мелочи повседневной жизни и начинает думать о вечном. Общества по изучению творчества Н.К. Рериха, музеи с его картинами существуют не только на его родине в России и не только в Индии, где он прожил последние десятилетия своей жизни, но в США, Германии и в ряде других стран. Творчество Николая Константиновича нужно человеку любой национальности, любого вероисповедания. Каждый, кто ищет духовности бытия, всегда стремится к Рериху, старается глубже проникнуть в его мысли, старается следовать его призывам.
Н.К. Рерих и его современник В.И. Вернадский, наш великий ученый, обращали свое внимание, свои взоры к философской мысли Востока. Прагматические направления философии Запада не удовлетворяли, и Николай Константинович, еще живя и творя в России, изучал труды Свами Вивекананды и старых индийских философов. В своих публикациях он часто вспоминал и цитировал Конфуция, хотя сам он ближе даже не к Конфуцию, который был все-таки прагматиком, учил, как нужно себя вести, учил этике и морали жизни. Николай Константинович скорее был ближе к Лао-Цзы, великому китайскому мудрецу, который во всем сущем искал ядро духовности.
<…> вспоминая творчество Н.К. Рериха, мы не можем не упомянуть светлое имя его супруги Елены Ивановны, которая была ему не только верной спутницей жизни. Ее философские труды имеют не меньшее значение, чем труды самого Николая Константиновича.
Чета Рерихов была двойной звездой, обе составляющих которой светили одинаково ярко. Международный Центр Рерихов делает великое дело, не только сохраняя как архивы творчество Рерихов, но и пропагандируя их идеи, и приобщая к этому творчеству большие массы народа.
Л.В. Шапошникова
первый вице-президент МЦР,
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха
(Москва)
Исторический процесс как космическое явление
<...> Исторический процесс в самом широком его смысле есть основа нашей жизни, сопряженная со многими ее явлениями, такими как культура и цивилизация, духовное и материальное развитие человечества, экономика и политика и другие проявления человеческой деятельности. Различные уровни существования человека, начиная от самого низкого и кончая самым высоким, так или иначе связаны с историческим процессом и в разной степени влияют на последний. Осмыслить, что есть исторический процесс во всем его богатстве, – значит понять и правильно оценить закономерности и особенности развития человечества в прошлом, осознать цели этого развития в настоящем и познать основные направления нашего будущего.
Ошибки и неудачи, которые преследовали и продолжают преследовать человечество, связаны в первую очередь с неправильными представлениями о сути исторического процесса в пространстве и его целях во времени. Это не значит, что при верном осмыслении этого процесса мы счастливо избежим всех ошибок и неудач и плавно, без помех двинемся по широкой дороге истории. <…>
XX век оказался переломным для планеты и человечества в целом. Этот век стоял на пороге грандиозных изменений, связанных с космической эволюцией человечества и приближением ее нового витка. Наше столетие является итогом исторического и эволюционного развития человечества не менее чем за три тысячелетия. Накопленная за это время энергетика вылилась в ряд социальных потрясений, отразилась в «научном взрыве», сформировавшем новую модель Вселенной и иные подходы к ее исследованию, наполнила новым содержанием философскую мысль, нетрадиционные построения которой легли в основу нового мышления планеты. <…>
Движение иного, более глубокого и правильного осмысления исторического процесса, и, прежде всего, в нашей стране, началось уже в первой четверти XX века наряду с «научным взрывом». К этому времени сложились три потока мысли, непосредственно причастных к этой сложной интеллектуальной работе. Прежде всего, надо упомянуть целую группу ученых, связанных с экспериментальной наукой, в которой доминировали русские исследователи, такие как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.М. Бехтерев и другие. Вторую группу составляла плеяда интереснейших русских философов, чья деятельность совпала с «серебряным веком» русской поэзии и которые являли собой, не ошибусь, если скажу, «золотой век» русской философии. Это Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин и другие. Судьбы их сложились трагически. Одни были уничтожены физически тоталитарным режимом, другие превратились в изгнанников, работающих за рубежом. И, наконец, третий поток был представлен целой серией удивительных книг, называвшихся Живая Этика, или Агни Йога. Эти книги были созданы анонимной группой Учителей в сотрудничестве с Е.И. и Н.К. Рерихами, которые и донесли до нас это важнейшее для XX века Учение. Идеи этого Учения были созвучны научным достижениям самых выдающихся ученых нашего века.
Конечно, были и какие-то различия во взглядах представителей этих потоков современной мысли, однако концепция исторического процесса, заключавшаяся в том, что этот процесс носит природный характер и связан с законами самой природы, была общей для всех них. Вернадский утверждал, что любое явление можно понять, только определив его место в научной реальности Космоса. Циолковский размышлял о различных силах Космоса и Воле Вселенной. Чижевский чертил кривые зависимости земных исторических событий от активности Солнца и улавливал в этом взаимодействии неведомые ритмы. Ритмы Солнца отражали биение более высокой энергетической структуры, о которой сообщала Живая Этика, – Космического Магнита. <…>
Если экспериментальная наука шаг за шагом пробивалась к той космической реальности, которая влияла самым решительным образом не только на явления земного плана, но и на человека как такового, то Учение Живой Этики, появившееся в переломный момент развития человечества, уже несло в себе цельную и сформировавшуюся концепцию нового энергетического мировоззрения. Мировоззрение это включало в себя лучшее из достижений мысли Востока и Запада, сочетало в своих выводах древность и современность. Сложившись в природном потоке Космоса, это Учение несло в себе заряд действенности в преддверии наступающего эволюционного витка и имело одно существенное отличие от предыдущих учений, данных великими духовными Учителями. Если учения прошлого реализовывали себя через религию и культовую практику, то Живая Этика воплощалась через науку. Поэтому так были созвучны идеи этого Учения достижениям самой науки. Включая человека в систему Космоса как неотъемлемую часть последней, создатели Учения утверждали, что человек есть часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть высшей материи. <…>
Космическая эволюция, через которую проходит человек, подчиняется великим законам Космоса. В рамках действия этих законов идет важнейший для отдельного человека и человечества в целом процесс перехода от объекта эволюции, то есть от несознательного отношения к ней, к субъекту эволюции, или сознательному ее постижению и развитию умения правильно использовать великие космические законы, которым подчиняются не только энергетика Большого Космоса, но и все уровни нашего земного бытия. Субъекты эволюции, достигшие в своем развитии высоких ступеней, и составляют Иерархию одушевленного Космоса, играющую важнейшую роль в эволюции человечества в целом. <…>
Исторический процесс, участниками которого мы в той или иной степени являемся, есть одна из важнейших составляющих космической эволюции. Этот процесс формируется в пространстве взаимодействия духа и материи и определяется энергетикой этого взаимодействия. В этом же пространстве находятся циклы взлетов и падений самих исторических периодов, непосредственно связанные с эволюционными процессами одухотворения и утончения материи, а также пути совершенствования самого человека, высокие вершины его духовных достижений и ужасающие бездны его падений.
«Тема о всемирной исторической судьбе человека, – писал один из выдающихся философов нашего века Н.А. Бердяев, – есть тема об освобождении творящего человеческого духа из недр природной необходимости, из этой природной зависимости и порабощенности низшими стихийными началами». Иными словами, главное наполнение исторического процесса состоит в этом взаимодействии духа, или мира свободы, с материей, или миром необходимости. И сама эволюция, содействуя расширению пространства духа, направлена к свободе, утончению материи и повышению качества самой энергетики. <…>
Если космическая эволюция бесконечна в пространстве Беспредельности, представляя собой бушующий, меняющийся океан энергий, то исторический процесс имеет свое начало и исчерпывающий себя конец, ограниченные видом и состоянием материи, в рамках которой он происходит.
Начало нашего исторического процесса лежит в таком сложном явлении, как мифология. <…>
Анализ мифов различного времени и пространства дает основание утверждать, что мифология несла в себе иную, не похожую на земную, реальность. В ней существовали иное пространство и иное время, а участники сакральных и космогонических действий обладали такими способностями и возможностями, которые им не мог предоставить трехмерный мир Земли. <…>
С этой «иной действительности» и начиналась наша история, и не учитывать этого обстоятельства – значит не понять философского смысла самого исторического процесса. Сама же мифология есть продукт космической эволюции и результат энергетического взаимодействия духа и материи на самых различных уровнях мироздания. <…>
Великий космический закон учительства свидетельствует о том, что продвижение человечества в эволюции и его участие в историческом процессе невозможно без Учителя небесного или земного. Поэтому представители одушевленного Космоса, или космические Иерархи, появляются на Земле, чтобы нести человечеству знания, расширять его сознание и объяснять то, чего оно к данному моменту еще не постигло. Жертвуя на какое-то время своим дальнейшим восхождением, Иерархи и Учителя возвращаются в трехмерный земной мир, иными словами, совершают для себя инволюционное действие, чтобы содействовать эволюции человечества. Они же играют и важнейшую роль в нашем историческом процессе, не учитывать которую – значит односторонне оценивать этот процесс. <…>
Среди регулярно воплощающихся или сознательно вернувшихся на Землю есть известные исторические личности, правители, полководцы, духовные учителя, великие художники и философы. Мы восхищаемся этими людьми, их героизмом, умом, мудростью, их мастерством. Но нам и в голову не приходит, что большинство из них – это погибшие в инволюции боги, которые несут с собой особое поручение, реализуемое ими через земной исторический процесс. Иными словами, через них на Земле осуществляются веления живого Космоса или, как говорил Циолковский, Воли Вселенной, без которых не может развиваться космическая эволюция, не может существовать земной исторический процесс. <…>
И последнее о чем следует сказать, это о значительном влиянии на исторический процесс энергетики миров более высоких измерений и иных состояний материи. <…>
Внутренний, глубинный характер взаимодействия человека с высшими мирами делает это взаимодействие одним из важнейших. А иногда и одним из решающих факторов в жизни и деятельности человека, к какой бы области эта деятельность ни относилась. Отрицание такого утверждения неизменно приводит к неправильному, однобокому осмыслению всего исторического процесса и его движущих сил. <...>
Т.Г. Роттерт
руководитель музейного отдела МЦР
(Москва)
Жизнь и творчество Н.К. Рериха
<...> Николай Константинович Рерих – это человек, при упоминании имени которого приходит мысль о том, что он был если и не последним, то во всяком случае одним из последних представителей Высокого Возрождения, дарования и интересы которого предельно ярко говорят об этом. Он был художником и писателем, философом и поэтом, этнографом и археологом, общественным деятелем и путешественником, но, наверное, прежде всего, во всех видах своей многогранной деятельности он был ученым-исследователем.
И вот сейчас происходит какое-то странное явление. Обычно с течением времени контур фигуры ушедшего из нашего мира деятеля начинает стираться, становится зыбким и расплывчатым. Что же касается Рериха, то здесь все получается наоборот.
В наши дни имя Рериха поднимается все выше и выше, становится все более ярким и значительным. Уже давно, еще при его жизни было сказано, что художник был пожалован именем. Когда оно произносилось и произносится, характеристика и объяснения становятся ненужными. <…>
Живя в Индии, Н.К. Рерих оставался русским художником и русским человеком, и все, что было создано и собрано им, должно было по его завещанию принадлежать России. Осуществил волю отца его сын Святослав Николаевич, который передал нашей стране этот дар, заложивший основу Советского Фонда Рерихов, преобразованного в настоящее время в Международный Центр Рерихов.
Существует большая разница между двумя, казалось бы, близкими по смыслу и звучанию словами: наследство и наследие. Но наследство – это что-то банальное и приземленное, а наследие – понятие высокое и значительное. Только избранные представители человечества оставляют людям, обитателям планеты Земля, свое наследие. И именно с этим высоким понятием мы сталкиваемся, знакомясь с тем материалом, который прибыл спецрейсом Аэрофлота из Индии в Москву весной 1990 года. На Родину прибыло около 440 произведений Н.К. Рериха, а также рукописи, архив и библиотека семьи, более 60 картин С.Н. Рериха, который так же, как и его родители, никогда не отделял себя от России.
Картины Николая Константиновича – это эмоциональный и духовный взлет художника, способного красками на холсте или картоне поднять глубочайшие философские проблемы, которые волновали и будут волновать человечество, пока существует жизнь на Земле. Волновали художника вопросы о красоте, формирование с ее помощью мировоззрения людей, их отношение друг к другу, к природе. <...>
Н.В. Тютюгина
искусствовед, научный сотрудник
художественного музея имени Н.К. Нестерова,
президент Общества Рерихов
(Уфа)
Н.К. Рерих и Живая Этика об искусстве
<...> В памятниках искусства с древнейших времен запечатлен духовный потенциал человечества, который по сей день питает нас благотворной энергией и способствует нашему эволюционному развитию. «Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты», – утверждает Рерих. «Чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете Свет», – читаем в Живой Этике («Зов», 1 января 1921).
XX столетие дало новые возможности в осмыслении произведений искусства не только как предметов истории, но и как предметов, способных вызывать у их созерцателя особое эмоциональное состояние, которое можно определить как состояние духовного подъема. Искусствоведение сформировалось в наше время как наука, которая выработала свои критерии в оценке произведений искусства. Принятый в искусствоведении анализ основывается, прежде всего, на выявлении духовного потенциала произведения искусства через очевидные, выражаемые словами, зрительные приемы, используемые художником. Но современная оценка и переоценка признанных ценностей показала слабые стороны и однозначность подобного подхода к искусству. Мы столкнулись с изменением оценки произведения искусства с положительной на отрицательную и наоборот в течение небольшого отрезка времени. Так же как в XVII веке современники не оценили поздние творения Рембрандта и глубина золотого сияния его полотен стала доступна гораздо позже, так же и мы возвращаемся вспять, заново осмысляя русское искусство начала XX века, почувствовав его непреходящие ценности, а за искусством социалистического реализма оставляя право лишь как за явлением конкретного периода истории. <…>
Новое осмысление произведений искусства дано в книгах Живой Этики и названо Николаем Рерихом энергетическим мировоззрением. Необходимо отметить, что к произведениям истинного искусства в Агни Йоге и в выступлениях Николая Константиновича относятся лишь те формы творчества, при создании которых творец, сознательно или бессознательно, устремлен к Свету, то есть к мирам, стоящим на эволюционной ступени, неизмеримо более высокой, нежели та, на которой стоит земное человечество. При этом творимые формы бесконечно многообразны, но запечатленная в них суть через психическую энергию человека, устремленного к вечным духовным ценностям, продолжает воздействовать в веках и подвигать менее развитый дух по пути эволюции. <…>
Среди известных миру видов искусства живопись наиболее полно заявила о своих цветовых возможностях. И не случайно Николай Рерих свой величайший духовный потенциал запечатлевал в живописных полотнах, позволяющих максимально сосредоточить в цвете нашего плотноматериального мира духовный импульс их творца. <…>
В Живой Этике и в работах Николая Рериха мы можем найти сегодня все возможные направления в осмыслении искусства как двигателя человеческой эволюции. Для художника звучит призыв – отражать высшие миры; для устремленного к красоте созерцателя – учиться постигать гармонию через цветовую мощь искусства; для физика – исследовать тонкие энергии, запечатленные в произведении искусства; для врача – пользоваться исцеляющим воздействием искусства; для историка – с иных мировоззренческих позиций взглянуть на культурное наследие человечества. И задача каждого человека на Земле – не только черпать из неиссякаемого источника Красоты, но и самому творить красоту в повседневности. <...>
|
||
|