Конференция 1996 г.
1996 год – «Духовный образ России в философско-художественном
наследии Н.К. и Е.И. Рерихов» (9–11 октября)
|
Пятая Международная общественно-научная конференция была организована Международным Центром Рерихов при поддержке Международной Лиги защиты Культуры, Информационного центра ООН в Москве, Московского бюро ЮНЕСКО, Международной ассоциации фондов мира, Российского фонда культуры, Российской академии художеств, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Научно-производственной фирмы «Знание».
В работе конференции приняли участие более 600 представителей всех регионов России, стран СНГ, Болгарии, Германии, Израиля, Италии, Латвии, Литвы, США, Эстонии и других стран.
Конференцию приветствовали многие государственные и общественные деятели, в том числе председатель Государственной Думы, Федерального Собрания РФ Г.Н. Селезнев, постоянный представитель Российской Федерации при ООН С.В. Лавров, представитель посольства Монголии в Российской Федерации Б. Энхтувшин, директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д. Энтин, секретарь общества «Италия – Россия» Ломбардии Д. Барсокки, секретарь общества «Мировая спираль» Л. Зайлер, глава миссии Рамакришны в Москве и Санкт-Петербурге Свами Джотирупананда, вице-президент Международной Лиги защиты Культуры Н.С. Бондарчук, председатель исполкома Международной ассоциации фондов мира Т.Г. Григорьев, чемпион мира по шахматам А.Е. Карпов, исполнительный директор клуба «Реалист России» Н.Б. Жукова, генеральный директор НПФ «Знание» В.Ф. Хозов.
Центральным выступлением конференции стал доклад директора Музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента МЦР Л.В. Шапошниковой «Новое планетарное мышление и Россия».
Выдержки из докладов
Л.В. Шапошникова
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик РАЕН
(Москва)
Новое планетарное мышление и Россия
<...> В истории человечества, по крайней мере, в той, которая нам доступна, нет периодов, когда социальная и духовная революции совпали бы в своем изначальном времени. Феномен такого совпадения мы впервые наблюдаем в XX веке в России. Это обстоятельство определило многие духовные и социальные процессы на ее территории. <...> Совпав во времени и пространстве, обе революции шли своими путями, как бы противостоя друг другу. И в этом противостоянии, в котором сошлись Дух и материя, Свет и тьма, была своя историческая логика, свой космический смысл. <…>
Все, что происходит на Земле, определяется процессами Космической эволюции, ее законами и ее особенностями. Этим же, а не «способом производства» обусловливается и земной исторический процесс, энергетическая причина которого действует в сложнейшей гамме космических процессов.
Живая Этика определила мировое значение России в XX веке и осмыслила, непредвзято и строго, разнообразие ее противоречивых особенностей.
Однако именно в России новое мышление, представленное эволюционным Учением, встретило наибольшее количество препятствий и затруднений. Это объясняется, в первую очередь, характером той социальной революции, которая началась в России в октябре 1917 года. <…>
Если духовная революция стремилась изменить внутреннюю структуру человека, которая и есть основа всего, то социальная ставила материальные цели – экономическое благосостояние угнетенных классов, передел собственности в их пользу. Средство жизни, какой является экономика, было превращено в цель. На фоне развивающейся духовной революции с ее новым космическим мироощущением и новым мышлением марксизм как идеология социальной революции выглядел плоско и бесперспективно.
Бытие определяет сознание. Форма и уровень развития производственных отношений определяют бытие – утверждали марксисты. В этой схеме не было места ни для Космоса, ни для богатства его энергий, ни для миров иных состояний материи и, наконец, отсутствовало пространство, где проявлялся и действовал дух самого человека, одна из мощных сил природы. Мыслители социальной революции упрямо отрицали какую-либо причастность человеческого общества к тому невидимому, но реальному, что окружало планету и связывало жизнь самого человека с Беспредельностью. <...>
Будущее России, страны соединяющей Запад и Восток и обладающей в силу сложившихся исторических условий огромным духовным потенциалом, который сейчас пытаются разрушить, лежит на путях духовной революции, сформировавшейся в ее энергетическом пространстве. Через него сейчас проходит эволюционная магистраль бурного взаимодействия духа и материи, острейшей борьбы межу Светом и тьмой. Несмотря на все усилия этой тьмы, идет наступление духа на косную материю и расширение поля духа. Дорога России к своему храму, к истинному Новому Миру в строго научном, эволюционном понимании этого слова лежит не через обольщающие блага, а через эту магистраль. Наш путь находится в нас самих и в этом пространстве. Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия. <...>
В.Г. Буданов
кандидат физико-математических наук
(Москва)
Агни Йога и синергетика
<...> Агни Йога, данная людям через семью Рерихов, учит достойному противостоянию хаосу и пути восхождения духа. Такие учения в иной форме приходили в другие кризисные эпохи человечества через основателей религий и философско-мистических школ. Говоря синергетическим языком, наша эпоха – эпоха бифуркаций и динамического хаоса, когда делаются многократные выборы среди альтернатив, определяющих судьбы людей и народов, время ответов на вызовы истории, разделяющих живущих по светотени, время высоких пространственных напряжений, когда тонкий мир проявляется наиболее зримо и осязаемо.
Сегодня время собирать камни, время синтеза науки, философии и религии, и архетип целостности также востребован в современной науке новым междисциплинарным направлением – синергетикой. Это наука о самоорганизации, рождении нового в сложных системах любой природы, как материальной, так и идеальной, информационной. Дословно с греческого «синергия» – совместное действие, понятие, восходящее еще к духовной практике раннего христианства как «соволение с Богом». <...>
Сегодня становится очевидной необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и даже эстетических категорий, столь характерных для древних традиций Запада и Востока в опыте единения человека с природой и космосом. А гуманитариям следовало бы перенять обыкновение ученых не отвергать, а переосмысливать ряд накопленных ранее истин, попытаться объяснить законы гармонии на языке более универсальном, чем язык субъективно-эмоциональных переживаний. Таким образом, мы приходим к необходимости формирования с учетом знаний современной науки целостного видения мира, свойственного нашим предкам. Синтез мудрости древних цивилизаций, гуманитарных и естественных наук – это путь к новому пониманию природы, человека и общества. В последние десятилетия такой синтез начался спонтанно в силу логики развития самой науки, интеграции ее дисциплин, рассмотрения все более сложных систем в физике, химии, биологии, приближающихся по сложности поведения к живым организмам или их сообществам, моделирующим, как оказалось, также социальные и психологические феномены. Кроме того, сейчас осознана принципиальная неустранимость роли человека как наблюдателя и интерпретатора эксперимента, то есть актуален лишь целостный подход: природа + человек. Это направление науки о сложном – синергетика, – опирающееся на современные математические методы и являющееся далеко идущим обобщением дарвинизма, по существу может быть названо эволюционным в широком смысле. <...>
Для смены образовательной стратегии отпущен лишь краткий миг истории – рубеж тысячелетий, благо новая холистическая методология синергетики уже достаточно развита. И уже сделаны первые шаги: в дисциплине «Естествознание» для гуманитариев во всех вузах России обязательно изучение большого раздела «Синергетика». <...>
М.Н. Чирятьев
председатель санкт-петербургского отделения МЦР
(Санкт-Петербург)
Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма
<...>В начале века физика стала интересоваться единой теорией поля и искать обобщающие законы взаимосвязи вещества и энергии через открытия теории относительности и квантовой механики. Вернадский делает первую грандиозную попытку ввести понятие всесвязующей энергии в макромир. Ведь вся биосфера «покрыта трансформаторами» живого вещества, преобразующими энергию одного вида в другой. Как они взаимосвязаны, какие силы их объединяют? Каков смысл этой грандиозной симфонии жизни, какой стимул, магнит толкает волну множества жизней на новые проявления? И поскольку жизнь – это космическое явление, то и источник, двигатель, сердце земной жизни, наверное, нужно искать в космосе, – эти вопросы мучили ученого. С ними он обращался к мыслителям прошлого, к истории религии. <...>
Еще одним существенным вкладом Н.К. Рериха в мировоззрение космизма следует считать открытие им человечеству Космоса Культуры и реализацию культурной деятельности на практике в планетарном масштабе. Никто до Рерихов не вкладывал такого высокого смысла в понятие Культуры и не отстаивал с такой убедительностью и широтой предназначение этого священного слова. Рерихи считали, что Культура есть синтез, сердце, средоточие утонченных накоплений духа, в которых заложено постижение основ бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть сама жизнь.
Поэтому такое эволюционно-космическое значение придавалось утверждению Культуры и Знамени Мира. «Наступающая эпоха приоткроет и завесу над Миром Надземным. Многое станет очевидным и доступным земным чувствованиям. Именно это радует меня. Границы между духовным и материальным, между земным и надземным начнут постепенно стираться, и люди еще при земной жизни будут сознательно готовить себе продолжение в Мире Надземном. И сама земная жизнь не будет бессмысленным обрывком, но явится сознательным творчеством, выполнением и продолжением принятого на себя задания в обоих мирах. Можно представить себе, как облагородится и ускорится эволюция! А пока что человечество занято самоистреблением! Итак, будем утверждать Культуру и Знамя ее, Знамя Мира. Культура в основе своей есть эволюция; отрицая Культуру, заменяя ее технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем космический закон». <...>
Профессор А.Е. Акимов, профессор Г.И. Шипов
Международный институт теоретической и прикладной физики РАЕН
(Москва)
Отражение духовной миссии России в развитии земной цивилизации
<...> Заканчивающееся второе тысячелетие было историей смены парадигм в естествознании, каждый раз радикально изменявших наши представления об устройстве окружающего нас мира. Достаточно вспомнить Птолемея, Коперника, Галилея, Ньютона и Эйнштейна. Начиная с Галилея, содержательная база парадигм неотвратимо строилась на основе выбора соответствующего принципа относительности и соответствующей геометрии пространства. Последнее обстоятельство было закреплено в программе геометризации Клиффорда – Эйнштейна. Третьим основополагающим фактором было постулирование существования некой универсальной среды – переносчика взаимодействий, как, например, эфир у Ньютона, или среды, которая не только выполняет функции переносчика взаимодействий, но и является первичным источником вещества, порождая элементарные частицы. Такой универсальной средой является физический вакуум в современной физике, шуньята или акаша в ведической терминологии.
В развитых в России за последние тридцать лет представлениях было предложено сформулировать физическую парадигму на основе теории физического вакуума. Для этого была последовательно реализована эйнштейновская программа единой теории поля, которая в конечном счете привела к уравнениям физического вакуума. <...>
Представляется, что глобальной целью, сверхзадачей человечества является обеспечение его эволюционно ориентированного развития в гармонии с природной средой Земли, в гармонии с ноосферой, в гармонии с космосом.
При таком подходе становится действительно возможным устойчивое, а не просто регулируемое развитие. И, казалось бы, ошибка в переводе приобретает почти мистический смысл.
Эволюционное развитие является доминантой не только для человечества, но и для Вселенной в целом. Трудно рассматривать эволюцию Вселенной без такого фактора, как сознание Вселенной, частью которого является сознание человека. В общем контексте чрезвычайно важно, что для описания сознания и описания Вселенной как материального объекта стало возможным использовать единую научную парадигму – теорию физического вакуума. При рассмотрении природы сознания через специфические проявления торсионных полей материальных объектов стало очевидным, что сознание является само по себе материальным объектом. Материя победила материю, как удачно напомнил в своем выступлении вчера М.Н. Чирятьев. Сознание и материя на уровне торсионных полей оказались неразрывными сущностями.
С этих позиций стало очевидно, что сознание выступает в качестве посредника, объединяющего, с одной стороны, все поля (весь чисто материальный мир), а с другой стороны, все уровни тонкого мира: душу, дух, высших Иерархов (в том числе Учителей), Абсолют (Космический Разум). <...>
|
||
|