Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Обзор конференции|Список докладов|Публикации

1997 год – Международная общественно-научная конференция
«Рериховские чтения» (8–12 октября)

  

Конференция была организована Международным Центром Рерихов при поддержке Международной Лиги защиты Культуры, Информационного центра ООН в Москве, Московского бюро Юнеско, Международной ассоциации фондов мира, Российского фонда культуры, Российской академии художеств, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, научно-производственной фирмы «Знание».

Центральным событием, приуроченным к Рериховским чтениям 1997 года, стало торжественное открытие новой расширенной экспозиции Музея имени Н.К. Рериха. Музей распахнул для посетителей 7 залов на 2-м этаже отреставрированной усадьбы Лопухиных – памятника архитектуры XVII–XIX веков.

Это событие – новый этап в жизни уникального общественного музея, существующего с 1993 года. Тогда, 12 февраля 1993 г., в день рождения Елены Ивановны Рерих, состоялось торжественное открытие Музея имени Н.К. Рериха, разместившегося в небольших комнатах флигеля рядом с усадьбой. В октябре 1994 года Музей был переведен на 1-й этаж главного здания. Прошло 3 года, и «малый музей», как называли его сотрудники, вырос до большой музейной экспозиции и размещается теперь в просторных залах усадьбы Лопухиных, оснащенных новейшим музейным оборудованием. Исполнена наконец воля Святослава Николаевича Рериха, который видел Центр-Музей имени Н.К. Рериха как «живой центр», а не «просто музейную экспозицию».

В предлагаемых вниманию посетителей 7 залах Музея представлены все этапы жизни и творчества семьи Рерихов.

Выдержки из докладов

А.Л. Яншин
академик, председатель научного совета по проблемам биосферы РАН,
президент Российской экологической академии,
советник Президента РФ
(Москва)

Н.К. Рерих и В.В. Вернадский

<…> Оглядываясь сейчас, с порога третьего тысячелетия, на первую половину XX века, мы замечаем среди множества вершин две особенно высокие, свет которых не угасает, не ослабевает, а, наоборот, с течением времени становится все более ярким.

Это – Николай Константинович Рерих и Владимир Иванович Вернадский. Люди разных сфер жизни, ни разу не встречавшиеся друг с другом, не переписывавшиеся, не писавшие друг о друге и в то же время связанные рядом общих особенностей, которые делают их близкими нам, современникам. <…>

Что их объединяет?

Прежде всего, космизм восприятия окружающего. <…>

Н.К. Рерих всецело был проникнут интуитивным ощущением космической энергии. Достаточно прочитать книгу Л.В. Шапошниковой «Мудрость веков», чтобы увидеть, как много внимания Н.К. Рерих уделял вопросам освоения космической энергии природой Земли и человечеством. <…>

<...> В.И. Вернадский тоже был космистом <…>.<...> во многих своих работах, не только популярных, подчеркивал, что мы живем космической энергией. Он допускал существование и других малоизвестных лучевых компонентов, приходящих на поверхность Земли от звезд, в отраженном виде от других планет, но главным источником он считал тепловые и световые лучи Солнца. Вот такое понимание, у одного интуитивное, у другого чисто научное, связей Земли с Космосом – это первая общая черта, свойственная и В.И. Вернадскому, и Н.К. Рериху. <…>

Они знали хорошо Веданту и средневековых индийских философов, но их особенное внимание привлекали идеи отшельника конца XIX века Шри Рамакришны Парамахамсы и его блестящего высокообразованного ученика Свами Вивекананды, который проповедовал свои идеи не только в Индии, но и в Америке и в Европе. Что привлекало их обоих в этой новой индийской философии? И Рамакришна, и Вивекананда, прежде всего, учили, что все религии – только разные формы поклонения Богу, что нет никакой принципиальной разницы в моральных устоях, в этике, которую проповедовали создатели различных религий. Потом этический смысл Евангелий стал искажаться уже в посланиях апостола Павла. Затем подверглись значительным изменениям и заповеди Магомета при составлении суртолкований Корана в Александрии. Первоначальные же этические источники всех религий одинаковы, поэтому и Бог един. А что есть Бог? Один из афоризмов Парамахамсы: «Все живое есть Бог». Этот пантеизм, признание всего живого Богом привлекало внимание и Н.К. Рериха, и В.И. Вернадского. <…>


Л.В. Шапошникова
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик РАЕН
(Москва)

Наука и Живая Этика

Тема доклада, достаточно сложная, в то же время является и одной из важнейших проблем, присутствующих на страницах Живой Этики. Решать или рассматривать эту проблему можно только в свете синтеза, который является главным и магистральным направлением Космической Эволюции человечества. Так же как и в химическом процессе при соединении нескольких веществ возникает цельное вещество с новым качеством, так и в синтезе каких-либо духовно-культурных явлений в ходе эволюционного процесса складывается целое, не похожее по своим качествам на явления, участвовавшие в синтезе. <…> синтез как таковой и есть важнейшее средство развития и расширения сознания. Синтез, произошедший в человеческом мышлении в силу ряда энергетических обстоятельств, выводит сознание на более высокую ступень, позволяет человеку видеть то, что до этого было для него сокрыто. И чем выше сознание, тем выше цельность восприятия окружающей действительности и глубже познание особенностей мироздания. Именно поэтому в Живой Этике уделяется особое внимание расширению сознания. <…>

«Религия и наука, – сказано в одной из книг Живой Этики, – не должны расходиться в своей сущности. (…) Все великие открытия человечества не будут исходить от огромных лабораторий, но будут находимы духом ученых, которые обладают синтезом». <…>

Мысли русских философов и выдающихся ученых и идеи Живой Этики составляли как бы духовно-энергетическое пространство эволюционных продвижений на планете Земля. В процессе расширения сознания синтез основных форм познания составлял главное энергетическое направление в Космической Эволюции человечества. В каждой из этих форм существует основа, которая в будущем сформирует их синтез. В искусстве – произведения истинного искусства, в религии – духовный опыт религиозных учений, в науке – интуитивная и логическая устремленность к синтезу и принятие реальности невидимого мира наиболее духовно развитыми учеными. Именно последнее обстоятельство даст возможность науке восстановить потерянную ею в веках связь с Высшим. Пожалуй, из всех трех форм познания наука является наиболее тяжелым пространством для трансформации. <…>

Живая Этика, принесенная нам Рерихами в 20-е и 30-е годы научного «взрыва», есть та философская система, которая содержит новые идеи синтеза, необходимые для серьезной трансформации науки. Некоторые ученые уже обратили внимание на этот труд, большинство пока прошло мимо. Тому есть причина. Дело в том, что Живая Этика есть система, на страницах которой уже осуществлен тот синтез основных форм познания, процесс которого только начинается в культурно-духовном пространстве России и других стран. Этот синтез пока плохо усваивается интеллектом современных ученых. Живая Этика есть опережающий фактор нашего времени. Она рассчитана на будущее. <…>

(полный текст доклада)


Г.Н. Фурсей
вице-президент РАЕН, председатель северо-западного отделения РАЕН, вице-президент Международной Лиги защиты Культуры по науке и образованию
(Санкт-Петербург)

Наука и образование в общем контексте культуры

<…> Я как человек, который занимается точной наукой, я физик, могу сказать: когда я читаю Рериха, многое мне созвучно внутренне. Настолько емко и четко выражены все мысли. Словесная формула – это тоже формула, которая несет исключительную информацию о природе, о смысле жизни, о том, что можно и нужно сделать за тот короткий промежуток, когда мы живем. Мне кажется, то, что сделано Рерихом, на порядок превосходит все остальное. И наряду с Рерихом в этом контексте звучат имена таких замечательных людей, как Бердяев, Соловьев и многие другие, и конечно же Вернадский. Имя Вернадского начертано на знамени нашей Академии.

Идеи космистов Вернадского, Чижевского – великие идеи, которые убеждают нас в том, насколько мир взаимосвязан, насколько он целостен, насколько важно единое представление о мире и природе для того, чтобы мы шли по пути целесообразного развития событий, по правильному эволюционному пути. <…>


Л.Т. Энгельгардт
завсектором по изучению творчества А.Л. Чижевского Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
(Калуга)

Грани творчества А.Л. Чижевского

<…> А.Л. Чижевский был не только ученым, но и талантливейшим поэтом и прекрасным художником. <…> Ни лагерь, ни ссылка, ни замалчивание, ни нападки, ни всяческие клички, которые для Чижевского придумывали. Ведь его называли и мракобесом и лжеученым в 1935 г., ему даже контрреволюционера «приклеивали». Это был очень трудный год в жизни Александра Леонидовича. <…>

Я хочу сказать еще о том, что в Чижевском физик и лирик неразделимы. Его новое высокое сознание отражается не только в научном творчестве, оно и в поэзии, в его пейзажах, и, наверное, это же сознание было и в той музыке, которую он сочинял. Чижевский был прекрасным музыкантом. Он играл на скрипке, на рояле, часто импровизировал, правда, за неимением времени, музыку свою он нам не оставил, он ее не записывал, к большому сожалению. <...>



Обзор конференции|Список докладов|Публикации