Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

версия для печати
Обзор конференции|Из резолюции|Список докладов|Публикации

2000 год – Международная научно-практическая конференция
«Новая эпоха – Новый Человек» (7–10 октября)

С 7 по 10 октября 2000 г. в Москве в Музее имени Н.К. Рериха состоялась Международная научно-практическая конференция «Новая эпоха – Новый человек», в рамках которой состоялся круглый стол «Одаренные дети – кто они?».

Организаторами конференции выступили – Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих при поддержке Российской академии художеств, Российского фонда культуры, Международной ассоциации фондов мира, Международной Лиги защиты Культуры, «Российской газеты», Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Федерации космонавтики России, Мастер-Банка, Информационного Центра ООН в Москве. Информационная поддержка: телеканал «Культура», газета «Век», радио «Орфей», «Новая газета», «Учительская газета», журнал «Детская литература», газета «Подмосковье».

В работе конференции и круглых столов приняли участие свыше 300 представителей регионов России, стран СНГ, а также Великобритании, Германии, Латвии, Ливана, Литвы, Италии, США, Эстонии, Болгарии, Испании, Швеции, Финляндии, Словакии.

Соединив прочной нитью духовно-культурной традиции эпоху уходящую с эпохой грядущей, конференция 2000 года во многих отношениях была событием уникальным. Непосредственно касаясь темы эволюционных изменений, которые претерпевает ныне планета Земля, она не только ставила вопросы космической судьбы человечества, но и закладывала новые пути их решения.

Новый Мир, новый Человек, новая Красота – под этими знаками прошла предельно насыщенная программа конференции, кульминацией которой стал круглый стол на тему «Одаренные дети – кто они?». «Кто они, представители нового потока эволюции?» – на этот вопрос пытались ответить не только философы, историки, психологи, педагоги и другие специалисты, но и сами дети. Именно их участие в напряженной работе конференции придало ей практический и вместе с тем особо праздничный характер. Их рисунки, собранные в замечательную выставку «Земля и Космос», украшали один из залов Музея, а музыкальные и поэтические таланты украсили вечера, которые надолго останутся в памяти всех присутствовавших.

В рамках конференции были организованы выставки: группы художников-космистов «Амаравелла», новых поступлений в Музей имени Н.К. Рериха, детского рисунка «Земля и Космос», новых изданий МЦР.

В адрес конференции поступили приветствия от Специального представителя России в ООН С.В. Лаврова, от Израильского общества имени Н.К. Рериха и многих других.


Выдержки из докладов

Л.В. Шапошникова
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха,
первый вице-президент Международного Центра Рерихов
(Москва)

XX век. У порога Нового Мира

<...> Пространство русской культуры и Духовной революции сформировало три важнейших концептуальных методологических положения, без которых нельзя было реально решить практическую проблему Нового мира и Нового человека так, как она складывалась в поле творческого откровения.

1. При решении этой проблемы было необходимо учитывать влияние на земную жизнь миров более высоких измерений и иного, более тонкого состояния материи. Воздействие Высшего инобытия на земную жизнь много шире и значительней, чем мы себе это представляем. Религиозный и творческий опыт, который был накоплен человечеством к концу II тысячелетия, самым определенным образом свидетельствовал о наличии такого влияния, затрагивавшего все области человеческой деятельности и прежде всего пространство самой культуры. Весь внутренний мир человека, который предопределяет наши внешние проявления, тесно связан с инобытием, независимо от того, осознает это сам человек или нет. <…>

Такое важнейшее эволюционное явление, как Красота имеет своим истоком Высшие Миры и Высшее Творчество. Через красоту в плотный мир идет тонкая энергетика, поэтому подлинное искусство как таковое является мощным энергетическим полем в эволюционных преобразующих процессах.

2. Новое творчество, или предчувствие его, являлось одним из важных движителей в направлении к Новому миру, к преображению человека. Предчувствия эти запечатлевались на полотнах художников, звучали в музыке, выливались в стихах. <…>

Превращение творчества как такового в духовный путь и следование его творческому откровению требовало изменения форм взаимодействия земного творца с инобытием, ставило проблему синтеза художественного и религиозного творчества. <…>

То, что реальная красота обладает более высокой энергетикой, нежели символическая, не вызывает никаких сомнений. Путь к реальной Красоте – это путь к более высокой энергетике, которая несет в себе больший потенциал преображения. В этом состоит смысл нового творчества и его эволюционных изменений. <…>

3. Красота не только спасает человека, но своей высокой энергетикой она преображает этого человека в ту новую одухотворенную и творческую личность, которую Соловьев назвал Богочеловеком. Но преображение не может произойти внезапно, оно не может состояться, если человек не несет в себе соответствующих для этого условий. <…>

Любое преображение человека в ходе космической эволюции есть процесс сложный, долгий, требующий большого и последовательного внутреннего труда по расширению сознания. Теургическое творчество, о котором писал В.Соловьев, или сотрудничество с Высшим, являлось подлинным путем преображения человека, одухотворения его материи. <…>

Среди тех, кто вершил Духовную революцию, среди ее поэтов, философов, художников, музыкантов уже были те, которые творили нового человека и, прежде всего, в самих себе.

Жертвенно пройдя земной путь, они оставили после себя бесценное наследие, до сих пор еще, к сожалению, не оцененное и не осмысленное по достоинству. Не ошибусь, если назову в этом ряду имена Владимира Соловьева, Микалоюса Чюрлениса, Александра Скрябина, Николая Рериха и его супругу Елену Рерих. Это те, на которых собственно и держалась русская Духовная революция. Владимир Соловьев, гениальный философ и поэт, олицетворял собою ту самую связь с Высшим, без которого не мог сложиться Новый человек, не мог совершиться прорыв в иную действительность Нового мира.

Микалоюс Чюрленис, композитор и художник, совершил в своем творчестве взлет от Красоты символической к той Новой Красоте, которую мы можем назвать реальной.

Александр Скрябин, композитор, философ, поэт, стремился найти реальные выходы в пространство всечеловеческого преображения.

Николай и Елена Рерихи, став в земной реальности сотрудниками Высшего, принесли нам философию Живой Этики, которая грядущему Новому человеку и Новому миру отводит доминирующее место в системе эволюционных процессов. Эти два человека представляли собой творческий гармоничный союз, имевший космическое значение. Один – художник, другая – выдающийся мыслитель, они несли в себе эволюционный, духовный и художественный опыт редчайшего и уникального качества, без которого в ХХ веке многое бы не состоялось. Елена Ивановна, под руководством Космических Иерархов, прошла то огненное преображение, без энергетики которого не смог бы возникнуть одухотворенный и утонченный Новый человек. Она персонифицировала собою это преображение, пройдя в ХХ веке мучительный и жертвенный путь во имя будущего. Сотрудница Сил Космических, она несла в себе весть о наступающем Новом мире и грядущем преображении человека. <...>


Т.П. Сергеева
кандидат технических наук,
Главная астрономическая обсерватория НАН
(Киев)

Творческий путь Н.К. Рериха как школа жизни человека будущего

<...> Известно, что формирование человека более совершенного в нравственном отношении невозможно без обращения как к образам героев, которые на протяжении тысячелетий человеческой истории народная культура собирала в мифах, сказках, былинах и преданиях, так и к героическим примерам подвижнических жизней реальных исторических личностей. Процесс духовного преображения человека предполагает наличие вдохновляющего примера, идеала, к которому можно стремиться.<…>

Н.К. Рерих и его подвижническая жизнь, отданная служению Общему Благу, Культуре, Красоте, привлекавшие к себе особое внимание современников, и поныне являются тем магнитом, к которому устремлены наши сердца. Не вызывает сомнения и мысль о том, что его образ будет служить идеалом, примером в жизни и для многих поколений после нас. Мы знаем из книг Живой Этики, из «Граней Агни Йоги», что вся деятельность семьи Рерихов и все то бесценное наследие, которое они оставили человечеству, предназначены для будущего, служат ему фундаментом. Можно с уверенностью говорить и о том, что новый человек Новой Эпохи, проходя те крутые ступени преодоления и духовного восхождения, которые и составляют школу жизни, найдет для себя в жизнеописании и творчестве Н.К. Рериха много поучительного и необходимого. Найдет вдохновение и силу в красоте и энергетической наполненности его картин. Найдет помощь и поддержку в доброй и очень жизненной мудрости, пронизывающей все его творчество. Найдет знающего и заботливого Учителя Жизни. <…>

Жизнь Рериха – это пример реального становления того Нового Человека, о котором мы говорим сегодня, пример первопроходца, который проторил путь в далекое и прекрасное Будущее, путь к вершинам Новой жизни, пример воплощения в жизни каждого дня устремленности и преданности служению Общему Благу, пример героического восхождения к высотам Духа через выполнение возложенной на него задачи. <…>


Ш.А. Амонашвили
доктор психологических наук, профессор,
академик Российской академии образования
(Москва)

Образ и образование

<...> Новому педагогическому мышлению необходима другая мера. Оно может состояться только при допущении четвертого измерения – существования духовного мира, духовности, Высшего мира, надземного мира – мира, который существует и в который мы все в то или иное время отправляемся. Если этого научно доказать пока невозможно, то мы должны хотя бы допускать возможность существования такой реальности. <…> В Живой Этике главенствует педагогика многомерная. Почитайте хотя бы «Общину», этот великолепный, наилучший учебник по педагогике, – каждое положение в нем говорит о том, что душа человека вынашивает внутри себя Высший мир, высшее призвание, высшие образы. И мы, педагоги, должны помочь раскрытию этого Высшего мира в человеке. Мы к этому призваны.

<…> Учитель должен быть носителем величайших образов, и я иду к ребенку как их источник. Какими должны быть внутренние образы, которые я несу и которые тоже требуют раскрытия, чтобы способствовать формированию образа ребенка? Образы раскрываются образами – вот закономерность, которую можно установить в образовательном процессе. Образ не раскроется без образа. Образ нуждается в образе. Если великолепный образ, которым обладает одаренный ребенок, встретится с навязываемым ему безобразием, прекрасный образ может погаснуть в нем. <…>

Вот откуда у мудрых воспитателей эта озабоченность в отношении ребенка: как воспитать, как создать среду, кого приглашать, к какому учителю вести, а к какому нельзя вести ни за что на свете. В Живой Этике не раз говорится: дайте детям великолепные образы мужества, подвигов, геройства, дайте высшие примеры, примеры любви, уважения, сострадания и сочувствия, ибо только они и есть те способы, которые раскроют в них их собственные образы. <…>

Мы хотим усовершенствовать школу, хотим, чтобы пришло новое поколение. Идет Новая эпоха, нужен Новый человек. Ученым, педагогам, философам необходимо серьезно заняться изысканиями, связанными с четвертым измерением в педагогике, многогранностью педагогики, ее многомерностью. Следует показывать и утверждать это. Нынешняя авторитарная педагогика будет с трудом принимать такие подходы, но это не значит, что мы должны отступать. Мы должны утверждать новый образ мышления. Я называю его гуманным образом мышления. <…>


КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Одаренные дети – кто они?»

Л.В. Шапошникова
Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, Москва

<...> Во время конференции мы говорили о движении эволюции и о развитии человека в ходе этой космической эволюции. И вы уже знаете, что планета Земля переживает сейчас очень интересный момент – момент перехода на новый эволюционный виток. Этот переход вызывает изменения во всех связанных с эволюцией процессах, и в частности в процессе преображения человека.

Процесс преображения человека имеет два направления. Одно направление – преображение человека в пространстве плотной земной материи, другое – эволюционное преображение человека в пространстве Высших миров. Может быть, это звучит для вас несколько загадочно, но речь идет о двух важнейших эволюционных процессах: о рождении человека на Земле и о прохождении человеком различных воплощений в течение веков и тысячелетий. Когда эти два потока соединяются – а они в это время соединились, – то возникают достаточно мощные процессы, связанные с изменением энергетики и с появлением человека нового энергетического вида. И на Земле сейчас пошел целый поток людей иного энергетического вида. Если наш, предшествующий, вид человечества можно назвать «человеком разумным», то теперь грядет «человек духовный». Эти качественные изменения в значительной степени диктуют также особенности и способности этого нового человека.

Если говорить об одаренных детях, то, собственно, детская одаренность как таковая не является новостью для земных условий. Одаренные дети рождались на протяжении всей истории человечества. Но те, что подходят сейчас, качеством своей одаренности отличаются от предыдущих просто одаренных детей. Чем именно? Во-первых, они утончены. Во-вторых, они обладают способностями, которые в течение веков были способностями редкими, – в частности, ясновидением, яснослышанием, пророческими способностями и многим другим. В-третьих, их творческие способности выступают как бы в синтезе, образуя то новое качество творчества, которое присуще этим детям. И посему я бы назвала это сверходаренностъю. Возможно, потом мы найдем для них другое определение.

Появление этих детей ставит и перед обществом, и перед родителями, и перед самими детьми ряд труднейших проблем. Они выходят новыми людьми из среды старого – так развивается эволюция. Нельзя сначала уничтожить все старое, а потом насадить новое. Это в социальную революцию пытались делать такие вещи, но эволюция подобных вещей не допускает.

Проблемы, с которыми эти дети сталкиваются, достаточно трудные. <…>

<...> значительная часть нашего населения, да и населения планеты, среди которого начинают появляться представители нового энергетического вида человечества, не готова их принять. А раз так, то возникает острейшая, тяжелейшая и очень ответственная проблема – проблема сохранения этих детей, со всеми их особенностями, потому что в их руках наше будущее. Идет будущая творческая элита. И если мы это понимаем, то мы должны приложить все усилия к тому, чтобы оберечь этих детей от всех пагубных влияний. Надо сказать, что в этом отношении немалая роль отводится родителям. Мне бы не хотелось – это мое мнение, – чтобы родители быстро пускали в ход способности своих детей, чтобы они посылали их на конкурсы за рубеж и т.д. Родители (я не имею в виду присутствующих здесь родителей) должны знать, что это утонченные, очень ранимые, совсем другой организации люди. И наша обычная земная жизнь, приспособленная к нашему виду человечества, не отвечает особенностям другой жизни, особенностям новых людей. Мы уже имеем примеры, когда сверходаренные дети гибли. Сгорела Надя Рушева, сломалась Ника Турбина, и я могу еще перечислить многие моменты. Причем отрицательная родительская роль была здесь налицо.

Энергетическое мировоззрение дает нам возможность правильного методологического подхода к этому явлению сверходаренности и ставит перед нами определенные задачи. Я еще раз хочу повторить, что главное – нам нужно сберечь этих детей. Я пока не могу сказать, как это сделать, – нам нужно решать это всем вместе. Но мне видится здесь опасность перегнуть палку и создать для таких детей оранжерейные условия. Нам нужно сбалансировать все в полной гармонии. Во-первых, не отрывать их от жизни, а во-вторых, уберечь от той жизни, которая будет вредить их духовному развитию и развитию тех способностей, на которые будет опираться будущее нашей планеты. <...>

А.Г. Асмолов,
академик Российской академии образования

Сколько бы ни собирались исследователи, писатели, ученые, сколько бы ни притягивалось их внимание к проблемам одаренного детства, вопросы одаренного детства всегда остаются для нас манящей тайной. Почему это происходит? В чем причина? Почему, говоря об одаренных детях, мы очень часто произносим такие слова – «оптимистическая трагедия одаренного ребенка»? <…>

Одаренный ребенок определяет зону ближайшего развития культуры. Одаренный ребенок, как навигатор, опробует те поисковые пути, которые культура пытается наметить и с которыми она вступает в борьбу. Отсюда – феномен одаренности в эволюции культуры, в широком смысле – в социальной эволюции, это тот феномен, за которым стоит поиск культурой новых путей развития. На знамени конференции написано: «Новая Эпоха – Новый Человек». Впередсмотрящими культуры являются те, кто через трагедии, через боль, через поиск самих себя, а тем самым и смысла в культуре, отыскивают эти новые пути. Я хочу сделать на этом особый акцент. <…>

Многие родители хотят, чтобы их одаренные дети доиграли их собственную судьбу, стали тем, кем не стали родители. И когда рождается ребенок, его воспитание направляется мыслью: «Я не стала актрисой, я не стал поэтом. Может быть, он за меня пройдет ту дорогу, которую мне не суждено было пройти». Это еще одна серьезная опасность, когда мы хотим, чтобы ребенок прожил ту жизнь, о которой мы мечтали. Но ведь это наша жизнь, а не его. И невольно взрослые совершают неумышленную кражу биографии ребенка, пытаясь устроить его жизнь так, чтобы он не только прожил, но и пережил их судьбу. <...>

Д.И. Фельдштейн
академик, вице-президент Российской академии образования

<...> Все мы понимаем, что одаренные, талантливые дети – это дети, особо продвинутые в своем развитии в определенной области – интеллектуальной, чувственно-эмоциональной. Общество, государство озабочено проблемой одаренных детей. Проводятся исследования, определяются природа, истоки одаренности, условия ее развития, создаются учреждения для воспитания, обучения одаренных детей и даже прочерчиваются индивидуальные траектории развития одаренного ребенка. Внешне, казалось бы, все в порядке. Но при этом наше взрослое сообщество забывает, быть может, на бессознательном уровне, две вещи. Во-первых, мы не хотим сознаваться себе в том, что относимся к одаренному ребенку, как к объекту. Да, мы проявляем заботу об одаренном, но это объект нашей заботы, это объект нашего воспитания, это объект нашего обучения. Мы совершенно забываем, что он – субъект развития, собственного развития.

И второе. <…> одаренному ребенку в микросреде и в социуме вообще трудно. Очень трудно пройти этот «утино-лебединый» путь. Трудно и самому одаренному ребенку, и его родителям, и его педагогам, и всему нашему сообществу.

Ребенку трудно, потому что он необычен, а необычность не прощается, и окружающие скорее увидят в этом одаренном ребенке признаки шизофрении, чем черты гениальности. Ему трудно, потому что он не такой, как окружающие его сверстники. И сверстники соответственно относятся к нему, как к аномальному явлению.

Родителям трудно и с самим ребенком, и с отношением окружающих к нему. Особо трудно педагогам. <…>

Мы говорим, что сегодняшняя школа, сегодняшняя система образования, в лучшем случае, не способствует развитию ребенка. Тем более не способствует и не имеет возможности для развития одаренного ребенка. <...>

Г.Н. Фурсей
академик РАЕН

<...> Сегодняшнее общество, и в России в особенности, очень слабо подготовлено к восприятию этого замечательного феномена, который сейчас проявляется в такой яркой форме. <…>

А ведь за такими детьми охотятся, их с большим удовольствием вывозят из нашей страны. Я немного отвлекусь и приведу такой пример из истории нашего замечательного Московского физико-технического института, куда очень тщательно отбираются таланты в области математики, физики и инженерии. Однажды весь поток одного года забрали в Америку. И все радовались: вот какие они хорошие, что их туда с удовольствием всех взяли. Конечно, гордиться тем, что они хорошие, нужно, но терять наших талантливых детей, выращенных здесь, ни в коем случае нельзя. И мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы этого не происходило, чтобы они здесь имели достойную возможность реализовать себя. Мне кажется, что это одна из главных задач в нашей стране сейчас. <...>

Франческа Барбагли
доктор психологии, Италия

<...> Кто такие одаренные дети? Можно определить их как детей вполне зрелого психического возраста независимо от их биологического возраста, являющихся или не только являющихся носителями необычных способностей в какой-то специфической сфере: математике, музыке и т.п. В одаренных детях и подростках в том смысле, который мы подразумеваем, нередко наиболее важными умственными и художественными качествами являются стремление к внутреннему совершенству и следование духу Служения и сотрудничества, инстинктивное осознание того, что жизнь имеет цель и что жить – это значит следовать этой цели. В общем, это какая-то сверхспособностъ, которая может быть использована «только тем, кто ею живет». Очень часто это дети и подростки, которые совершенно не готовы для обычной жизни, порою слишком эмоциональные или впечатлительные, с недостатками практических навыков. Несмотря на одну их ярко выраженную способность, во всем остальном они выглядят как бы «недоумками». И наша задача состоит в том, чтобы посредством соответствующей воспитательной модели помочь им обрести внутреннее равновесие, обеспечить развитие их пока недоразвитых психических функций, ни на минуту не забывая о том, насколько они ценны для всех нас. Необходимо ясно осознавать, что в этом состоит главный интерес каждого общества или нации – открыть и предложить любую помощь тем, кто благодаря их особым высшим качествам смогут стать в  будущем водителями человечества – его учеными, политиками, экономистами, артистами, воспитателями, создателями новой цивилизации и культуры. <...>

В рамках конференции были организованы выставки: группы художников-космистов «Амаравелла», новых поступлений в Музей имени Н.К. Рериха, детского рисунка «Земля и Космос», новых изданий МЦР. Состоялась презентация фильмов «Кумба-Мэла. Прославление матери Ганги» (авторы: О. Мартынов и А. Адамкова) и «Младший сын» (автор сценария Л. Тележко, режиссер Е. Плугатырева).

Круглый стол подробнее


Обзор конференции|Из резолюции|Список докладов|Публикации