версия для печати | |||
|
кандидат философских наук
Постулаты космической философии К.Э. Циолковского
К.Э.Циолковский – знаковая фигура в течении русского космизма; единственный из мыслителей, кто сам назвал свое гуманитарное творчество «космической философией», с чем на сегодняшний день полностью согласно общественное мнение. В своем учении он рассматривал многие отделы: онтологию, гносеологию, антропологию, теорию техники, теорию общества. К доминантам русского космизма и в целом, и в учении Циолковского относятся следующие идеи: монизм (единство мира и человека во множестве проявлений этого единства); вечность жизни во вселенной в ее различных формах; эволюционизм (эволюция духовных субстанций, человека, природы, общества); когерентность человека космосу (самообновляемость, автономность в вопросах физиологического существования, бессмертие); расширение сознания человека путем объединения исторически и традиционно разделенных сфер общественного сознания; гармония человека и техники в техногенных вариантах социальных теорий; признание человеческого общества фактором и феноменом космического масштаба.
Монизм и его интерпретация в «космической философии» К.Э.Циолковского. Монизм можно считать одним из ведущих устоев того образа мысли, который принято называть космизмом. Можно рассматривать различные аспекты монизма, обнаруживать все новые и новые. Перечислим некоторые из них. Космо-антропологический параллелизм: идея подобия человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма). Космо-социологический параллелизм, близкий к идее социального эволюционизма: общество должно стать единым, эволюционировать от разобщенности к единству, стать единым феноменом космического масштаба и космического значения. Монизм как деятельностная парадигма: человек должен привести себя самого и общество в соответствие с законами вселенной, перестроить себя и общество, то есть перейти от плюрализма существования отдельных людей – социальных атомов, разрозненных социальных организмов и по видимости не имеющих связи со вселенной – к монизму, единству всех этих составляющих. Монизм как интегрализм в мировоззрении: поиск интеграции между исторически сложившимися положительными, но противостоящими друг другу формами мировоззрения (идеологии), а также между сферами общественного сознания (философия, религия, наука, искусство), традиционно существующими раздельно. Вариантом является идея синтеза многочисленных ветвей естествознания. Нравственный монизм: эта идея предполагает наличие единого объективно существующего в высших сферах бытия источника нравственности, законам которого должны соответствовать человек и общество. Нравственная идея едина для всех: для общества и каждого человека, для представителей высших космических рас, для президентов космических сообществ, для самой Причины космоса.
Антропологическая идея. Что означает постулат космо-антропологического параллелизма? Человек как неотъемлемая часть вселенной должен соответствовать ей в своих основных характеристиках. Вселенная вечна во времени и бесконечна в пространстве, самообновляема. Следовательно, человек, не имеющий с момента своего возникновения подобных качеств, должен со временем обрести свойство бессмертия и возможность мобильного перемещения без пространственных ограничений. Для свободного перемещения в любых пределах послужит космический транспорт, а идею бессмертия Циолковский обосновал с помощью теории атома-духа. Причина космоса, породившая материальную вселенную и все живое, блага по отношению к своим детям. Поэтому человек, имеющий любые негативные свойства, акосмичен, отделен от вселенских процессов, как духовных, так и физических. Он живет по своим собственным локальным законам (в том числе формализованным в законах государственности), противоречащим законам вселенной. Он не имеет знаний о смысле существования мира и о своем истинном месте в этом мире.
Продолжая разговор о монизме, отметим, что еще одним аспектом является идея однородности космоса. В частности, она интерпретируется как наличие универсальных взаимосвязей между физическим и психическим началами, между неодушевленным и сознательным, между природным и социальным. Как вариант теории однородности выступает панпсихический атомизм (панпсихический монизм), признающий наличие единой мировой субстанции, одаренной потенциальной психической чувствительностью.
Циолковский выдвинул следующую теорию. Физический мир состоит из атомов, обладающих потенциальной психической чувствительностью, которая проявляется в зависимости от тела, в состав которого входит атом (косное вещество, простейшее, растение, животное, человек, существо выше человека). Атом бессмертен, живет жизнью своего конкретного облика, путешествует из тела в тело с помощью обмена вещества в природе. Эта теория решает следующие задачи: пребывание (при постоянной смене тел) в составе все более высокоразвитых разумных существ для обеспечения полноценной сознательной жизни индивидуума – так соблюдаются права атомов; обеспечение бессмертия человека – ведь после распада его тела происходит воплощение атомов в новых телах; большая часть косного вещества вселенной (звезды, планеты, другие небесные тела) должна со временем воплотиться в телах разумных жителей космоса, таким образом также соблюдаются права атомов на высшую жизнь. Жизнь «кишмя кишит» во вселенной, изменяет ее характеристики.
Психологический портрет нового человека. Каковы же свойства нового человека, его психологический облик? Знание о собственном бессмертии (смерть есть иллюзия слабого существа) уничтожает страх смерти, наполняет человека бодростью, порождает оптимизм характера, стимулирует творческое начало. Развиваются социальные черты: взаимопомощь, милосердие, кротость, сочувствие к невежественным, агрессивным людям и индивидуалистам, которые не знают истинного мирового устройства, космической судьбы человека, не понимают настоящего счастья. Страдания искореняются из жизни сознательных существ, везде царит разумное начало, радость созидательного труда. Теория бессмертия гарантирует человеку безопасность; материальное благополучие обеспечивается с помощью освоения материальных ресурсов планеты, Солнечной системы, галактики. Источником нравственности являются учения гениев нравственности (Христос, Будда и другие выдающиеся моралисты), которые выражают идеи Причины космоса. Разумная, активная, праведная жизнь распространяется по лицу всей вселенной.
Принципы универсального мировоззрения. Что касается теории познания, Циолковский объединяет в общий комплекс философию как знание о пределах бытия; науку как рациональное знание, как инструмент преобразования мира, как инструмент созидания искусственной сферы жизнедеятельности, расширяющей возможности человека; религию как иррациональное интуитивное знание о духовных сферах бытия, о духовном источнике мира. Эти три источника знания в совокупности составят ядро нового универсального мировоззрения человека будущего. То есть каждый человек будет владеть основами философского знания (в котором ученый особо выделял этику), методикой научного рационального знания (использовать эксперимент, проверять любые знания на практике, принимать новое), основами духовного (религиозного) знания. Не случайно в каждом разделе упоминается термин «знание», а не вера. Настаивая на замене понятия «религиозная вера» на понятие «духовное знание», Циолковский имел в виду, что любое знание должно быть научным, то есть проверяемым, поддающимся эксперименту, логически обоснованным. Например, если человек признает наличие высшего духовного начала или центра, то должна существовать непосредственная прямая связь между человеком и этим центром – на этом стоит монистическая теория космизма. Наличие прямой связи означает осязаемый контакт, информационный обмен, помощь. Отрицается вера, построенная на догматах и традициях, так как догматы и традиции создавали люди прежних поколений. Отрицается множественность мировых и национальных религий и духовных практик, как несущих интегративно-дезинтегративное начало. Если в традиционных религиях содержится зерно истины, то эти зерна должны быть объединены. Это означает, что религиозное знание должно стать полным и цельным, а относительно духовного знания каждой отдельно взятой религии оно будет являться универсальным. В целом этот подход гарантирует расширение сознания, развитие толерантности, взаимопонимания, миролюбия, углубление знаний и методики познания, направленность внимания на глубокие смысложизненные вопросы. Человек как гражданин вселенной и участник вселенских процессов насыщает пространство космоса своей творческой деятельностью, радостью созидательного труда, строит ожерелья эфирных городов, свободно перемещается в любых пространственных пределах.
Теория общества. Теория общества в представлении Циолковского построена на следующих началах: эволюционизм; стадиальность общественного развития; прямая зависимость формальных социальных институтов и устройства государства от совокупности психологических качеств и свойств людей; новаторство и мобильность в основах социального строительства; космический масштаб материальной и духовной деятельности. Гражданином вселенной является именно социальный человек с его ответственностью за все, что происходит в ближнем и дальнем окружении. И самое главное: общество есть феномен онтологического порядка. Оно неизбежно возникает, развивается, становится неотъемлемой частью космоса.
Эволюционная теория заключается в прохождении трех – четырех этапов развития. На первом этапе общество слабо и невежественно, это протообщество со всеми видами известных нам проблем: агрессивностью и вытекающими отсюда войнами, личными и социальными противоречиями, сугубо материалистическими интересами, слабой научно-технической базой. Это общество, нравственно еще не объединившееся в единое человечество в масштабах планеты. Второй этап является переходным к собственно космической жизни. Человечество объединяется на планете под эгидой общего государства, решает основные материальные (ресурсные, технические, управленческие) проблемы. На этом этапе оно готово к психологическому и техническому выходу в космос, оно становится феноменом космического масштаба, хотя буквально может еще не выходить за рамки планеты. На третьем этапе начинается физическое расселение в просторах космоса, строительство космического транспорта и эфирных городов, путешествия по просторам Солнечной системы и Галактики. Важнейшим фактором этого этапа является налаживание контактов с инопланетными цивилизациями, которые передают молодому земному человечеству опыт, нравственные и интеллектуальные знания. Возникает стройная иерархия цивилизаций разного уровня развития, связанных между собой духовными, научно-техническими, гуманитарными контактами. Космос живет богатой и разнообразной сознательной жизнью.
Рассмотрим вопрос о непосредственной зависимости качества социальных институтов от душевного склада человека. Совокупность характеристик человека (свойства характера, смысложизненная ориентация, поведенческий настрой, идеалы, способность к труду и творчеству, масштаб ответственности и др.) объективируется в формальных социальных институтах и общественных организациях, в государственном устройстве и стиле функционирования его частей. Откуда берутся: бюрократия, военные организации, государственные границы; как возникают войны; почему плохо и сложно организован быт; почему транспортные средства локальны, а мир глобален? Ответ на эти и многие другие вопросы заключается в том, что в массовом сознании преобладают разделительные тенденции: страсть к насилию в разных масштабах, зависть, противопоставление людей по принципу «свой – чужой», стремление искусственно затруднить жизнь, доминировать над другими людьми, иметь привилегии. Отсутствие одаренности порождает зависть к талантам и гениям.
Тезис Циолковского заключается в том, что совокупность негативных свойств массового сознания порождает те черты формального политического, юридического, экономического устройства общества, которое называют государством. Исторически сложившиеся типы государственности позволяют обществу функционировать. Однако оно может функционировать значительно лучше, если в его основание заложить любовь к человеку, максимальную меру ответственности каждого за человечество в целом, социальное доверие, опрощение в подходах к вопросам питания, одежды, строительству жилищ, милосердие к порочным людям (к порокам ученый относил невежество, насилие, лень), высокий профессионализм и честность в труде, любовь к свободе. Если в качестве базы социальной организации взять совокупность этих качеств человеческой души, то черты нового общества будут противоположны сложившейся в рамках планеты государственности с ее бюрократическим и репрессивным аппаратами, упором на политико-правовую деятельность. Такие феномены человеческого общества, как религиозность, гуманизм, бескорыстное (неоплачиваемое) социальное действие существуют и функционируют вне государства. Утверждение подобного параллелизма представляется нам важнейшей характеристикой космистской модели общества, предложенной Циолковским. Эта модель имеет большой эвристический потенциал и позволяет проигрывать различные ситуации социального строительства, социального действия.
Картины, логично, убедительно и красиво нарисованные Циолковским, не являются всего лишь прогнозом отдаленного будущего или абстрактной моделью «правильного» мировоззрения. Совокупность постулатов, кратко рассмотренных в данной статье, представляет базу того мировоззрения, которым можно и нужно научиться пользоваться сегодня. Ответы на вопросы: как устроен мир, зачем живет человек, как нам относиться друг к другу, какие свойства надо культивировать в самом себе, есть ли будущее у земного человечества – даны Циолковским. Его мысли смело можно рассматривать не в качестве историко-научного феномена прошлого, а в качестве руководства к внутреннему духовному действию.
1. Циолковский К.Э. Космическая философия. – М.: УРСС, 2001. – 478 с.
2. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. – Калуга: Золотая аллея, 2001. – 384 с.
3. Циолковский К.Э. Реактивные летательные аппараты. – М.: Наука, 1964. – 473 с.
4. Циолковский К.Э. Собрание сочинений. Том четвертый. Естествознание и техника. – М.: Наука, 1964. – 459 с.
5. Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. – М.: Машиностроение, 1989. – 278 с.
6. Циолковский К.Э. Гений среди людей. – М.: Мысль, 2002. – 542 с.
7. Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства: Сборник статей. – М.: Луч, 2010. – 272 с.
8. Циолковский К.Э. Приключения атома. – М.: ООО Луч, 2009. – 112 с.
9. Циолковский К.Э. Путь к звездам. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. – 359 с.
10. Циолковский К.Э. Жизнь в межзвездной среде. – М.: Наука, 1964. – 82 с.
11. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения. – Тула: Приокское книжное издательство, 1986. – 447 с.
12. Алексеева В.И. К.Э.Циолковский: философия космизма. – М.: Самообразование, 2007. – 320 с.