версия для печати | |||
|
Образ народа русского в творчестве Н.К. Рериха
Любите народ русский.
Любите все народы на всех
необъятностях нашей Родины.
Пусть эта любовь научит
полюбить и все человечество.
Николай Рерих. Завет
Любовь к Родине, к ее героическому прошлому и вера в ее великое будущее всецело наполняли жизнь и творчество Н.К. Рериха, великого русского художника, ученого, путешественника и общественного деятеля. Картины гениального «интуитивиста», по выражению М. Горького, «Гонец. Восстал род на род» (1897), «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Строят ладьи» (1903) и другие являются образцом исторической живописи, которая характеризуется «художественным эффектом (настроением)» [1, с. 194] и убедительностью реальности. Рерих считал, что историческая живопись, тесно связанная с археологией, – это значительное явление для «науки и национального самосознания» [1, с. 194]. Художник поставил перед собой грандиозную задачу – изложить историю России в образах всенародных, прекрасных и достоверных.
Николай Константинович утверждал, что именно культура, искусство и знание являются основой самосознания народа. В очерке «Оборона» мыслитель пишет: «Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа» [2, с. 414–415].
Обращаясь к прошлому Древней Руси, Н.К. Рерих утверждает ведущую роль героя, вождя, устремляющего людей на подвиг во имя общего блага. В очерке «Уберегите» мыслитель называет русский народ великим, ибо только в его языке присутствует понятие «Подвиг», которое означает, прежде всего, «движение, преуспеяние и неустанное созидательство»[2, с. 415].
Одной из характерных черт русского народа, по мысли художника, является его вера в идеал, в Бога, героя, святого. «Богоискательство», поиск абсолютного добра, правды, смысла жизни, ответа на вечный вопрос «как жить, чтобы святу быть?» всецело наполняют жизнь русского человека.
Н.К. Рерих, создавая в трудные для Родины годы войны величественные образы богатырей, народных героев, святых и подвижников, утверждает будущее своей страны, ее великую победу.
Преподобному Сергию Радонежскому – истинному Водителю и Хранителю земли русской – художник посвятил многие свои работы. Назовем некоторые из них: картины «Сам вышел» (1922), «Мост славы» (1923), «Сергий Строитель» (1924), «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Сергиева пустынь» (1933), (1936), «Часовня Сергия» (1937) и другие.
Велико значение Святого Преподобного Сергия – «Воспитателя русского народного духа, Истинного подвижника Православия, Воеводы за правду и строительство»[3, с. 75], как писал Н.К. Рерих, заложившего основы русской государственности и культуры. По мысли академика В.О. Ключевского, Сергий Радонежский оживил и привел в движение нравственное чувство народа, поднял его дух выше привычного уровня покорности и безысходности (см.: [4, с. 21]). Вся жизнь этого великого Наставника была самоотверженным служением людям, которые находили в нем прибежище, защиту и источник несказанной мощи. Преподобный, взращивая прекрасные черты национального характера народа, учил его своим примером – непрестанным радостным трудом и молитвой сердца. Труд как духовный, так и физический, способствовал укреплению нравственности, достоинства и национального самосознания русского человека.
Рерих называет Святого Сергия великим Строителем Общины. Скромный и неприметный внешне, Радонежский игумен, обладая огромной духовной силой и мудростью, строго «запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека» [5, с. 117]. И далее Николай Константинович пишет: «Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда: подбор молодых, никому не известных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место»[5, с. 117].
Сегодня мы по достоинству можем оценить значимость социальных преобразований, совершенных в эпоху великого подвижника. Вокруг монастырей – центров культурного возрождения России (а их в Московской Руси в XV веке было основано более пятидесяти) возникали целые селения и посады. Развивались земледелие, ремесла, строительство. Так русским людям через образ Преподобного Сергия была «дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни»[2, с. 3].
Художественное полотно «Святой Сергий Радонежский» (1932) посвящено поворотному событию в истории Древней Руси. Преподобный, благословляя русское воинство на Куликовскую битву, держит в руках храм – символ единства и могущества Руси. Благодаря личному участию и молитвам Святого объединились княжества, и осуществилась долгожданная победа русского народа над татаро-монголами.
Картина обладает ярко выраженным символическим звучанием. Художник обращает наше внимание на плат со знаком в виде трех сфер в руках Преподобного. На иконах этот знак традиционно изображался на епитрахили святого (Св. Николай. Икона. Россия. XV век). Мы можем увидеть знак триединства на старинных изображениях Святой Троицы и на иконе Святого Сергия Радонежского XVI века [6].
Именно гениальное произведение великого мастера Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица» вдохновило Николая Рериха к выбору Знака Триединства для Знамени Мира. Художник в письме барону М.А. Таубе раскрывает истоки возникновения символа Знамени Мира: «Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева "Святая Живоначальная Троица" Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнего Христианства, освященный для нас также и именем Святого Сергия, подсказал мне наш знак … »[7, с. 207].
Образ Пресвятой Троицы как «первообраз Божественного единства», по мысли отца Павла Флоренского, является духовной сущностью всего русского народа, сердцем русской культуры [8, с. 361, 365]. Андрей Рублев исполнил завет Преподобного, создал вечный символ любви, единства и Божественной жертвы, «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира»[9]. Главы и фигуры ангелов сближены в молчаливом поклоне, согласованность движений выражает единомыслие, единогласие и единоволие.
Для Рериха Знак Триединства обладает общекультурным, общечеловеческим значением. Поэтому этот знак художник выбрал для Знамени Мира, на котором на белом фоне в круге изображены три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения [7, с. 35]. В очерке «Знамя Мира» Н.К. Рерих пишет, что «Знак триединости» символизирует прошлое, настоящее и будущее в круге Вечности. Это религия, знание и искусство в кольце Культуры [10, с. 206].
К величественному образу России, держащей в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток [2, с. 336], мастер обращался на протяжении всей жизни. Приведем для примера некоторые картины художника, в которых выражена душа России, ее сущность: «Новгород. Спас Нередицкий» (1899), «Илья Муромец» (1910), «Микула Селянинович» (1910), «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Земля славянская» (1943).
Всем своим творчеством, художественным, литературным, эпистолярным, Рерих нес миру весть о России, о ее беспредельном духовном потенциале, о ее синтетической, многообразной культуре. На картинах художника Россия предстает как особый евразийский культурно-исторический мир, как поликонфессиональная, многонациональная держава, раскинувшаяся от Балтийского моря до Тихого океана.
В Европе, Америке, Индии, в странах Центральной Азии Рерих утверждал русскую культуру, русское искусство, их общечеловеческую ценность. В очерках «По лицу земли» (1935), «Душевность» (1938) мыслитель отмечает всечеловечность русского народа, широту его души, доброжелательность и самоотвержение. Русский народ как «Странник Светлого Града» несет миру «свое даяние дружелюбия» [2, с. 373] и молитву сердца. В очерке «Сила народа» (1941) Рерих подчеркивает: «радость наша в том, что русский народ не шовинист» [11, с. 52]. Он добр и от широты мысли готов бескорыстно помогать многим странам и народам. В очерке «По лицу земли» Николай Константинович акцентирует наше внимание на том, что русские люди, «в рассеяние сущие», т.е. по судьбе разделенные, разбросанные по планете, готовы служить становлению идеала единства, всемирности, где бы они ни находились.
Одна из главных идей Николая Рериха – это идея всеединства человечества на основе Культуры, искусства, общечеловеческих этических ценностей. Согласно его мысли, термин «Культура» состоит из двух корневых основ: «Культ» и «Ур». Слово «Культ» в самых древних языках имело очень глубокое духовное значение и обозначало священнодействие, таинство. Корень «Ур» в переводе с санскрита означает «Свет», в значении Истины, Добра, Красоты. Поэтому мыслитель определяет Культуру как почитание Света и дает ей заглавное написание.
Общечеловеческие (общекультурные) ценности являются системообразующим фактором, ядром каждой национальной культуры. В нашем представлении, единая гуманистическая система вечных универсальных ценностей обеспечивает существование, единство и эволюцию всего человеческого рода, которому еще только предстоит осознать свою общность. Именно ценности духовного мира осуществляют диалог культур между эпохами, народами и людьми.
Русский народ, неся в духе «первообраз Божественного единства» – Пресвятую Троицу, – готов воспринять культуру Востока и Запада, ибо «сердце народов все-таки имеет общечеловеческий язык» [11, с. 31]. Н.К. Рерих обладал даром видеть сквозь наслоения веков вечное и непреходящее – общечеловеческие символы культуры и «объединительные знаки» [12, с. 189], содержащиеся во всех религиях. Великий гуманист считал, что Культура объединит всех людей, «ибо в каждом человеческом сердце, во всем царстве человеческом живет одно и то же стремление к Благу» [13, с. 189].
На наш взгляд, прежде всего наука призвана установить глубинные исторические связи и общие культурные корни, объединяющие народы в единое целое. Рерих утверждает, что сердце Азии является сердцем мира – источником всех ценнейших нахождений – религии и философии. Исследуя древние курганные захоронения, памятники архитектуры и искусства, ученый приходит к мысли о существовании в древности единого источника культур России и Индии. В очерке «Индийский путь» читаем: «Обычаи, погребальные холмы с оградами, орудия быта, строительство, подробности головных уборов и одежды, все памятники стенописи, наконец, корни речи – все это так близко нашим истокам. Во всем чувствовалось единство начального пути» [2, с. 190].
Общность Индии с Россией, с евразийским этнокультурным пространством очень важна. Установленная Рерихами духовная связь «Алтай–Гималаи» является основой исторического и культурного единства России–Евразии. В настоящее время в общественном политическом дискурсе присутствует идея создания Большого Евразийского союза, предполагающего более активную интеграцию России с Китаем, Индией, Ираном и другими азиатскими странами.
Итак, Н.К. Рерих утверждает: «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, "Алтай–Гималаи" – два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индо-русских. <…> Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает» [14, с. 199].
Постигая с помощью «языка внутренних созвучий» [15, с. 274] искусство, религию, философию народов мира, мы познаем себя, духовные истоки Руси необъятной.
1. Рерих Н.К. Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. 1898. № 3.
2. Рерих Н.К. Открытие мира: избранное наследие великого художника. Смоленск: Русич, 2005.
3. Рерих Н.К. Свет Неугасимый // Н.К. Рерих. Душа народов. М.: МЦР, 1995.
4. См. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М.: Денница, 1991.
5. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М.: Сфера, 1999.
6. Троице-Сергиева Лавра. М.: Искусство, 1968. Рис. 167.
7. Рерих Н.К. Знамя мира. М.: МЦР, 1995.
8. Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т. 2. Троице-Сергиева Лавра и Россия / сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. М.: Мысль, 1996.
9. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/philos/trub.htm
10. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. II. М., МЦР, 1995.
11. Рерих Н.К. Россия. М.: МЦР, 1992.
12. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига, Виеда, 1991.
13. Рерих Н.К. О Вечном… М.: Республика, 1994.
14. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. III. М., МЦР, 1995.
15. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. I. М., МЦР, 1995.