Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Конференция 2014 г.

М. Куцарова

Претворение идеи Н.К. Рериха «Мир через Культуру» –
неизбежный путь развития человечества

Доклад на Международной научно-общественной конференции
«Россия и наследие Рерихов» (МЦР, 8-11 октября 2014 г.)


У прославленного гуманиста ХV–XVI веков Эразма Роттердамского есть сочинение «Жалоба Мира», где Мир, в соответствии с древним видением представлен в образе женщины. Мир не может найти себе места на Земле, куда бы она ни пошла, везде раздор. Ее надежда, что хотя бы в одном христианском городе люди живут в мире и согласии, напрасна [1]. В отчаянии Мир пытается найти убежище в сердце, по крайней мере, одного человека. Когда и эта попытка терпит неудачу, она вздыхает: «Один и тот же человек в войне с самим собою. Разум в войне со страстями; ... Долг зовет по одному пути, склонность по другому» [1].

Эти горестные размышления Мира у Эразма близки к пониманию реальности в мировоззрении буддизма. Битва за преодоление страданий и достижение высшей гармонии и мира проходит, согласно и восточным представлениям буддизма, и европейскому гуманисту Эразму, через сердца людей.

В свете сказанного, мы можем лучше понять слова великого русского мыслителя, ученого, художника и миротворца Николая Рериха: «Разрушитель, лжец, извратитель не может быть носителем мира. ... Ведь мир есть справедливость, достоинство, благородство, сознательность, терпимость, созидательность и все то, что не входит в понятие невежества» [2].

Картина действительности, представленная у Эразма и в буддизме, созвучна тем знаниям, которые нам дает философская система Живой Этики. Из этой картины мы видим, что отсутствие Мира не есть только война между государствами, это явление имеет много уровней. Если мы всмотримся в состояние современного человечества, то увидим эти уровни, ибо раздоры, насилие и войны есть в семьях, в школах, в коллективах, в городах, в рамках одного государства и, наконец, между государствами. И эти раздоры и насилия имеют самую разную форму проявления: от войн и терактов, от грубой агрессии и жестокости физической, до насилия и жестокости изощренной, психической. Все эти явления имеют одну и ту же суть, одну и ту же причину.

Из представленной у Эразма объемной картины мы также понимаем, что исторический процесс проявляется не только во внешнем мире, в тех событиях, которые вносятся в анналы историками, но и во внутреннем мире человека, то есть он имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Эта картина созвучна пониманию исторического процесса в Живой Этике, согласно которой каждое явление на Земле имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю, плотноматериальную и духовную. Внутренняя сторона исторического процесса – это та его часть, которая проходит через сердца людей, где Высшее и низшее сражаются. Высшее – свет высших миров, источник метаисторического процесса на Земле, он всегда связан с Миром и гармонией. Низшее – это тьма невежества, связанная с более низкими мирами, по сравнению с уровнем эволюции Земли, и приносящая разрушения, хаос, войны. Выбор делает человек, он решает исход сражения внутри – в пользу ли Высшего, или в пользу низшего. Противостояние между метаисторией и субисторией проходит через внутренний мир человека и его результатом является земная история.

Из сказанного ясно, что в историческом процессе внутренняя часть имеет причинный характер. Причина же выбора во внутреннем духовном пространстве человека, который ведет к войнам и разрушениям, состоит в невежестве. Можно сказать и иными словами: эта причина состоит в подавлении Культуры, или, как еще писал об этом Н.К. Рерих в ХХ веке, в Армагеддоне Культуры. Зная причину, мы можем устремиться к ее искоренению, и, работая для Культуры, способствовать Миру в сознании человека, а следовательно, и на всех уровнях бытия большой человеческой семьи на Планете.

Формула Рериха «Мир через Культуру» имеет огромное значение, ибо в ней имплицитно дана и причина войн всех уровней – невежество, и источник его преодоления – Культура. Ключ к Миру лежит именно в пространстве Культуры, но не в поле цивилизации.

Известно, что Рерих создал совершенно новую концепцию Культуры на основе философии космической реальности, Живой Этики, и ее методологии. Ключевое место в этой концепции занимает четкое разграничение между Культурой и цивилизацией. Это известно, и останавливаться на этом не буду.

Но необходимо обратить внимание на следующее. В чем состоит проблема поиска Мира на Земле? Мы ищем путей достижения Мира в пространстве цивилизации, то есть внешними мерами. Это в особенности касается прошлого столетия, давшего нам несколько идей о Мире. Укажу на четыре из них, список не исчерпывающий, но представлены важнейшие:

  • Мир через право: идея, рожденная Гаагскими конференциями 1899 и 1907 гг., о создании международного суда для мирного разрешения конфликтов между государствами;
  • Организация Объединенных Наций как новая система для продвижения и сохранения мира и безопасности, созданная после Второй мировой войны для предотвращения подобных планетарных трагедий в будущем;
  • Мир в Европе через экономическую интеграцию – родившаяся непосредственно после Второй мировой войны, она стала одной из основополагающих идей Европейской экономической общности, переросшей в 1993 г. в ЕС;
  • Мирное сосуществование стран разных социально-экономических систем – основной тезис внешней политики СССР и социалистических стран, введенный ими как принцип международного права.

Что можно сказать по поводу всех этих поисков путей созидания Мира? Критиковать легко, но это непродуктивно и не наша задача. Эти идеи о Мире имели значение в прошлом, все они имеют значение и актуальны и сегодня, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Мы должны приветствовать все, что может в той или иной степени напитать светлый океан Мира.

Но! Все эти поиски – в пространстве цивилизации, не в пространстве человеческого духа и Культуры. Из всех вышеперечисленных идей о Мире ни одна не основывается на Культуре. Потому они могут в разной степени решать вопрос Мира на внешнем уровне, на уровне следствий, но не могут преодолеть изначальную причину войн – невежество.

Именно поэтому вышеуказанные идеи и их реализация не могут привести к решению проблемы создания прочного Мира на Планете. На данный момент на Земле мы имеем нарастающий уровень войн между государствами и внутри государств, с одной стороны, и нарастающую агрессию на всех уровнях, с другой стороны.

Н.К. Рерих – первый в ХХ веке, кто указал на путь преодоления войн через Культуру. Это путь решения вопроса на уровне причины, и он может дать нам всеобъемлющий Мир. Эта идея Рериха нашла свое утверждение в Пакте его имени и Знамени Мира.

Не случайно то, что идея о Мире через Культуру была дана нам носителем русской Культуры. Не ошибусь, если скажу, что эта идея изначально вкраплена в ткань русской Культуры. Хорошо известны слова философа П.А. Флоренского о том, что нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все нити русской культуры сходятся к Преподобному Сергию [3]. Эти нити и есть то, что является живой тканью явления Мир. Ведь Мир – не просто отсутствие войны. Если бы это было так, мы имели бы мир, в недрах которого вызревает война, как, собственно, и было в период между двумя мировыми войнами ХХ века, как было много веков до этого, как часто бывает и сейчас. В условиях такого «мира» создаются новые виды оружия, вызревает новая вражда и с ускорением разворачивается спираль невежества.

Мир, как показал Преподобный Сергий всем примером своей жизни, – это есть созидание, труд, нравственность, доброжелательность, это есть Культура во всех ее глубочайших творческих измерениях. В таком истинном Мире состоит один из главных заветов Преподобного. И в этом завете Николай Константинович является его преемником, учеником. У Рериха Мир и Культура – неразрывно связанные понятия. Благодаря Рериху мы ясно понимаем, что Культура – это содержание явления Мира. Мир без Культуры как явление практически не существует. Так, он пишет: «Если мы хотим достигнуть настоящего, действенного мира, мы прежде всего должны думать о проведении в жизнь неотложных основ Культуры» [4]. Можно сказать и по-другому, снова словами Рериха: «Там где Культура, там и Мир» [5]. Это также означает: там, где войны, там ищите невежество. Культура, созидание, Мир, Вселенная, с одной стороны, и невежество, разрушение, войны и хаос, с другой стороны. В явлениях войны и мира на Земле проявляются Космические Силы созидания и хаоса, метаистории и субистории.

Мир и Культура всегда связаны с Высшей космической материей, с метаисторией. Это ясно видно на примере Пакта Рериха, важнейшего эволюционного действия в ХХ веке, направленного к Миру через сохранение культурных ценностей. Это эволюционное действие Рерихов, осуществленное совместно с Великими Учителями, явилось творчеством метаисторическим, направляющим земной исторический процесс к эволюционному восхождению. Сохранение светлой и мощной энергетики произведений искусства и архитектуры, истинной Красоты на Земле, явилось главной задачей этого Пакта. Сохранение этой энергетики дает возможность человечеству продвигаться вперед по эволюционной лестнице, дает возможность через истинную Культуру созидать действительный Мир.

Вернемся к образу, нарисованному для нас великим гуманистом Эразмом: Мир не может найти себе место на Земле. Это реальный образ сегодняшнего Земного дома, объятого пламенем войн и агрессии. Великий гуманист ХХ века Н.К. Рерих дает нам новый образ будущего. Он пишет: «Вот и мы знаем, что, охранив, подобно Красному Кресту, все творческие ценности человечества особым Знаменем, мы вытесняем этим порядком и само понятие войны. Если весь мир покроется Знаменем охранения сокровищ истинной Культуры, то и воевать и враждовать будет негде» [6]. Если Знамя Мира покрывает весь мир, то это означает, что оно как символ охраны Культуры и созидания Мира воспринято сознанием человека [7].

Путь от нынешнего состояния, когда для Мира нет места на Земле, до будущего, когда Земля станет домом Мира, есть путь претворения в жизнь идеи Рериха о Мире через Культуру. Это путь долгий, трудный.

Особое место в нем принадлежит России, которая является Родиной Рериха. Идея Рериха о Мире через Культуру неразрывными нитями связана с русской Культурой. Но если корни идеи уходят в прошлое, то ее будущее претворение связано с новой Россией. Новая Россия – это страна Духовной революции, фундамент которой заложил Преподобный Сергий. Это страна нового космического мышления, новой одухотворенной науки, методологической основой которой явится Живая Этика.

Новая наука самым непосредственным образом связана с эволюционной задачей преодоления разрыва между Культурой и цивилизацией, кульминация которого состоялась в ХХ веке; и не только с преодолением разрыва, но и со сближением и гармонией между Культурой и цивилизацией и, наконец, синтезом между ними. Именно новая наука станет этой точкой Синтеза. Чрезвычайно важно сказанное по этому поводу Л.В. Шапошниковой: «Точка Синтеза в пространстве “Культура – цивилизация” в течение истории человечества меняла несколько раз свое местоположение. … В нашу эпоху катастрофического разъединения Культуры и цивилизации она перенеслась в область науки, знаменуя собой начало процесса формирования нового научного сознания и научного мышления. И поэтому новое Учение, данное Космическими Иерархами нашей Планете и называющееся Живой Этикой, реализует себя не через мифологические образы, не через религию, а через науку, или ту точку Синтеза, которая связана с основными направлениями эволюции» [8].

Сближение, гармония, а затем и Синтез между Культурой и цивилизацией благодаря новой одухотворенной науке обеспечат реальную возможность утверждения устойчивого и прочного Мира в масштабах всего человечества. Это – другая важная грань формулы Рериха «Мир через Культуру».

Итак, все нити прошлого и будущего реального претворения идеи о Мире через Культуру ведут к России, к стране нового космического мышления. Есть два очень важных аспекта в связи с этим.

Святослав Рерих, выполняя волю своих родителей, основал в Москве Международный Центр Рерихов (МЦР), которому передал их наследие. Основал в форме общественной организации и настаивал на том, что МЦР сможет осуществить заложенные Рерихами задачи только в этой форме.

Вся многогранная деятельность семьи Рерихов в области и науки, и искусства, и в культурно-просветительской сфере всегда была общественной, рассчитанной на сотрудничество государственного и общественного начал. Особенно это касается Пакта Рериха. Николай Константинович писал: «… Пакт заключается в общественной охране Культуры. Не только правительственные меры и указы, но именно частная инициатива может окультуривать смущенное сознание человечества» [9].

Сегодня нередко пренебрегают общественной формой культуры, не понимается ее значение; как следствие – не только нет нужного взаимодействия и сотрудничества между общественным и государственным началом, но в ряде случаев есть ущемление и ранение именно общественной формы культуры.

Когда государство понимает значение общественного начала и то, что его ничто не может заменить; когда оно сотрудничает с международной общественной организацией, понимая огромное значение ее высоких идеалов; когда государство стоит горой за общественную организацию, помогая ей всем своим ресурсом в продвижении высоких идеалов и целей на международном уровне, тогда, конечно, при таком сотрудничестве государственного и общественного начал деятельность на благо человечества может быть особенно плодотворной. Какое государство имею в виду? Швейцарию. Именно о сотрудничестве Швейцарии с общественным Международным Красным Крестом Н.К. Рерих писал: «Красный Крест необыкновенно возвысил Швейцарию в глазах всего мира» [10]. И доверие к государству, способному на такое сотрудничество, велико.

В области Знамени Мира, или Красного Креста Культуры, сотрудничество государственного и общественного начал крайне необходимо, а общественное начало, представленное созданным С.Н. Рерихом Международным Центром Рерихов, незаменимо ничем.

Россия сможет реализовать предназначенную ей эволюцией ведущую роль в претворении в жизнь идеи Николая Рериха о Мире через Культуру, когда будет осознано значение творчества Рерихов и той организации, которая является достойным продолжателем их дела, – Международного Центра Рерихов, и когда государство, в силу понимания значения творческого наследия Рерихов, станет способным к реальному сотрудничеству с этой международной общественной организацией, основанной по воле Рерихов. Иного пути нет.

Иллюзия думать, что государство сможет реализовать то, что под силу только общественной форме Культуры. Иллюзия думать, что эволюционная миссия России стать ведущей в планетарном масштабе в деле Мира может как-то сама собой реализоваться, пренебрегая заложенной самими Рерихами общественной организацией.

Николай Рерих был миротворцем: и своим искусством, вносящим гармонию в душу человека, и своей работой для новой одухотворенной науки, и в силу инициированного им Пакта Культуры. Очень немного таких истинных миротворцев, вносящих Мир и в душу человека, и между народами. Миротворцами являются и те, кто продолжает его работу. Осознание этого будет верным ориентиром в движении к будущему, где вся Земля является пространством Мира под Знаменем Мира.


Примечания


1. Цит.по: The Building of Peace. A Hundred Years of Work on Peace Through Law. The Peace Palace 1913 – 2013. Carnegie Foundation, 2013, p. 10.

2. Рерих Н.К. Почта // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 253-254.

3. Флоренский П.А. Троице-Сергиева лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. М.: Патриот, 1991. С. 370.

4. Рерих Н.К. Почта // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 253.

5. Рерих Н.К. Знамя Мира. Конференции в Бельгии // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: „Виеда“, 1992. С. 74.

6. Послание Николая Рериха. Материалы Третьей Международной конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха в Вашингтоне. 17-18 ноября 1933 года // Знамя Мира. М.: МЦР, 2005. С. 111.

7. Рерих Е.И. Письмо З.Г. и Д. Фосдикам от 20 января 1950 года // У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 360.

8. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 63.

9. Рерих Н.К. Дозор // Знамя Мира. М.: МЦР, 2005. С. 310.

10. Письмо Н.К. Рериха М.А. Таубе от 12.04.1932 года // Знамя Мира. М.: МЦР, 2005. С. 376.

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов