Конференция 2014 г.
«Мы верим в грядущий расцвет нашей Родины»
Рерихи об эволюционной миссии России
«Россия и наследие Рерихов» (МЦР, 8-11 октября 2014 г.)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Пришло время, когда в Россию нужно верить.
О великой миссии России с давних времен существует множество пророчеств. Об этом говорили Преподобный Серафим Саровский, Святой старец Анатолий Оптинский, Святой Иоанн Кронштадтский, Свами Вивекананда, об этом можно прочитать в «Сокровенном Сказании о Беловодье», в произведениях Достоевского и Тютчева. «Мессия грядущего дня» – так назвал Россию Андрей Белый.
На великую эволюционную роль России, на ее ведущее начало в мировой истории неоднократно указывается в работах Рерихов. «Я связываю со своей родиной огромные надежды… Россия – это пространство будущего», – говорил младший сын семьи С.Н. Рерих. [1, с. 113]. И еще: «России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле» [1, с. 113].
Изучая данную проблему и обращаясь к трудам Рерихов, мы вправе задаться некоторыми вопросами. Во-первых, с чем связана эволюционная миссия России? И, во-вторых, каковы факторы этой миссии, чем она обусловлена?
Первое, что мы можем утверждать: эволюционная миссия России связана с водительством и покровительством Святого Сергия Радонежского. В XIV веке этим великим святым были заложены мощные духовные магниты, которые до сих пор живут в глубине народной души и в нужное время дадут свои эволюционные всходы. Не случайно Е.И. Рерих называла Святого Сергия Строителем и Воспитателем духа народа. Преподобный Сергий Радонежский – Защитник Земли русской, оберегает ее в самые сложные исторические периоды. Можно быть уверенным, что это касается не только прошлого, но и будущего России.
Второй момент, связанный с миссией России. В одном из писем Е.И. Рерих отмечает, что благодаря особому сочетанию космических лучей произойдет пробуждение сознания в новой, наступающей, эпохе. Так, сама космическая эволюция дает возможность русскому народу стремительно пойти вверх ступенями восхождения. Но многое зависит от самого народа и его готовности к восприятию и претворению в жизнь знаний. Рерихи считали, что только изменение народного сознания сможет возродить Россию и продвинуть ее по пути космической эволюции.
«Возрожденная страна …, – пишет Елена Ивановна, – укажет путь сотрудничеству народов» [2, с. 433]. Это означает, что Россия первой откликнется на зов новой эпохи – эпохи единения, сотрудничества и общего блага и покажет пример другим странам. Е.И. Рерих называет Россию Лучшей Страной, Новой Страной. Новая Страна – это еще и философское понятие. Оно связано с трудом, свободой, строительством. Новую Страну можно построить на основе сотрудничества, терпимости, на уважении к труду и мысли, на почитании великих основ бытия. И все это в потенциале заложено в глубине души русского народа.
Поэтому не случайно философия космической реальности, Живая Этика, дана Великими Учителями на русском языке и предназначалась в первую очередь для того народа, который раньше других поймет и примет ее. Именно Россия – родина космического мышления – больше, чем другие страны, готова к восприятию Живой Этики.
Третий момент. Русский народ прошел тяжелейшие испытания, в которых обрёл важнейший опыт и выработал необходимые эволюционные качества. Сложный исторический путь России привел к тому, что страна накопила эволюционную энергетику. Вот что пишет о России Л.В. Шапошникова: «Это – страна эволюционной энергетики, сложившейся на ее великих просторах. Ее избрала сама эволюция, не освободив ни от трудностей, ни от препятствий, ни от страданий, ни от всякого рода противостояний и конфликтов» [3, с. 18].
Необходимо отметить, что Е.И. Рерих в своих письмах неоднократно писала об одном очень важном моменте: Россия держит равновесие мира, причем она подчеркивала, что лишь эта страна может удержать равновесие на Земле. Вот что она писала: «…Лишь одна наша родина держит равновесие мира. Если бы она сейчас распалась, то гибель всего мира неминуема – таково решение Высшее – решение Светил» [2, с. 433]. Думается, что возможность держать равновесие в мире связана с накопленной эволюционной энергетикой страны.
Е.И. Рерих не раз вспоминала о пророчестве схимника, который жил при патриархе Тихоне в конце XIX – начале ХХ века в Донском монастыре. Это пророчество о Чертоге Небывалом, который сужден России в будущем. «Там, где все было отнято, – пишет Елена Ивановна, – где всякое творчество было задушено, где было забыто человеческое достоинство, там особенно мощно проснется и уже пробуждается жажда к знанию и к истинной свободе. В положенное время воссияет Чертог Небывалый» [2, с. 415].
Почему же именно России суждено такое великое будущее?
Есть все основания полагать, что одним из факторов такой эволюционной роли является особенность менталитета русского народа, связанная с героизмом.
В творческом наследии семьи Рерихов содержится концепция героизма, в которой он осмысливается как эволюционное явление, то есть явление, которое оказывает непосредственное влияние на совершенствование как отдельного человека, так и человечества в целом. Героизм – феномен уникальный, с одной стороны, он имеет отношение к тонким структурам человека, к его духу и сердцу и потенциально присущ каждому из нас. С другой стороны, героизм является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают эволюцию и развитие культурно-исторического процесса на планете. Ведущая роль героев, связанных с Высшим началом мироздания, обусловлена космическим законом – Высшее в эволюции ведет тех, кто занимает более низкие ступени развития. По своей сути, героизм является одним из устоев Мироздания, ибо связан с такими Основами, как Общее Благо, Огонь, дух, сердце. Высокая энергетика героических деяний принимает активное участие в совершенствовании материи плотного мира.
Героизм – именно то, что искони присуще менталитету русского народа, и то, что в будущем превратит его в лидера для других стран. Мужество и самоотверженность были теми качествами, которые испокон веков воспитывали в русском народе его Учителя и подвижники.
Е.И. Рерих в своих письмах не раз писала о выявлении героизма русского народа, о пробуждении его героического духа. Вот что она писала в 1943 году: «Уже в России идет светлое [возрож]дение масс, и народ полон исканий и нового выявления героизма, всегда идущего с пробуждением Духа» [4, с. 161]. А ведь почти семь веков назад великий Воевода земли русской Преподобный Сергий вдохнул в народ героический дух, устремил его в будущее. И героизм того далекого времени не угас, он превратился в магнит, который даст свои плоды в скором времени.
В письмах Е.И. Рерих указывается на то, что русский народ имеет большой духовный потенциал. «Русский народ, – писала она, – народ талантливейший и не беден он великими Светочами во всех областях жизни…» [5, с. 524]. Это означает, что существует много героических примеров, которые являются ведущими для народа в его духовной жизни. Надо отметить, что в Живой Этике влиянию героических примеров придается очень большое значение. Дело в том, что, когда человек соприкасается с прекрасными героическими обликами, происходит важнейшее внутреннее действо – рост или расширение сознания, от которого зависит его эволюционное продвижение.
Елена Ивановна указывает на врожденную чистоту русского характера, его природную культурность, сердечность, бескорыстие и любовь к Родине. Все эти качества имеют большое значение для восхождения народа. Незлопамятность русского народа – «это великое и редчайшее качество поставит его на небывалую высоту» [4, с. 202]. Все это, конечно, делает Россию уникальной страной.
Также в одном из писем Е.И. Рерих мы находим важные слова: «Самоотверженный подвиг глубоко внедрен в сознание русского народа» [4, с. 424]. Согласно Живой Этике, самоотверженность – это высшая ступень духа. Самоотверженность связана с расширением сознания и даже с мудростью, потому что, когда человек отказывается от эгоистического мировосприятия, он тем самым раздвигает и рамки познания окружающей действительности. Согласно Живой Этике, каждое чувство порождает энергию. Энергия чувства самоотверженности несокрушима. Именно поэтому несломим и дух русского народа, который не покорился ни одному захватчику. «Иван Стотысячный» – так называла русский народ и его несломимый дух Е.И. Рерих.
На укоренённость героизма среди черт русского национального характера указывает интересный факт, подмеченный Н.К. Рерихом: ни один европейский язык не вложил в слово «подвиг» такой «всезавершающей мысли», как русский: «Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину “подвиг”», – писал Николай Константинович [6, с. 48].
Важно отметить, что именно на Россию Н.К. Рерих возлагал надежды по спасению мирового культурного наследия. В статье «Сберегите» мы читаем такие слова: «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры» [7, с. 170].
На эволюционные качества русского народа Николай Рерих обращал внимание и в своих картинах. Вспомним картину «Странник Светлого Града». Не случайно именно в русской традиции зародилось такое уникальное культурное явление, как странничество. Русские странники уходили искать страну обетованную, или Светлый Град, в котором воплощались самые возвышенные народные мечты. Это было устремлением к Обители Великих Учителей человечества, устремлением к связи с Высшим началом, которая преображает дух и напитывает его высокой энергетикой.
Героизм, который в потенциале присущ духу каждого человека, будет естественным состоянием людей Нового Мира, о котором много говорится на страницах Живой Этики. Поэтому русский народ, у которого героическое начало наиболее развито и проявляется сейчас все больше и больше, поведет за собой другие народы. Как писала Е.И. Рерих, «в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие» [4, с. 230].
Рерихи верили в Россию и призывали своих сотрудников верить в нее, они очень просили не порицать и не осуждать свою страну. В 1950 году Елена Ивановна писала: «…Передаю Вам Наказ В[еликого] Вл[адыки], уявленный всем сотрудникам: “Никогда не осуждать Россию, но являть глаз добрый и утвердить новое сознание в размахе совершающейся космической справедливости”» [8, с. 322]. Удивительно, как актуально звучат эти слова сейчас.
В одном из своих писем Е.И. Рерих приводит слова замечательного поэта-прозорливца Ф.И. Тютчева: «Запад исчезает, всё рушится. И когда над этим громадным крушением мы видим всплывающую святым Ковчегом Россию, ещё более громадную, то кто дерзнет сомневаться в её призвании!» [9, с. 308]. (Это слова из публицистической статьи Тютчева «Россия и революция», написанной 12 апреля 1848 года).
Но при этом всегда было много желающих, как писала Елена Ивановна, «унизить нашу великую родину, именно великую во многих отношениях» [10, с. 433]. Еще в XIX веке именно Тютчев в своих очерках и стихотворениях отвечал на антирусские настроения в Европе и пламенно выступал в защиту России.
Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное...
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем...
<...>
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, –
Ты – лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье! <...>
24 октября 1854
160 лет назад… История повторяется, чему мы с вами сегодня являемся свидетелями. Сегодня и наследие Рерихов, и Россия – это пробные камни эволюции.
«Поверх всяких Россий, есть одна незабываемая Россия», – писал Николай Рерих [11, с. 213]. Это – святая Русь, ее духовно-нравственное начало, ее героический магнит.
1. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
2. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 4 (1936). М.: МЦР, 2002.
3. Шапошникова Л.В. Весть красоты // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 4-20.
4. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 7 (1940-1947). М.: МЦР, 2007.
5. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 6 (1938-1939). М.: МЦР, 2006.
6. Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995.
7. Рерих Н.К. Сберегите // Знамя Мира [сб.]. М.: МЦР, Фирма БИСАН-ОАЗИС, 1995.
8. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 8 (1948-1950). М.: МЦР, 2008.
9. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 9 (1951-1955). М.: МЦР, 2009.
10. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 3 (1935). М.: МЦР, 2001.
11. Рерих Н.К. Оборона // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.