2015
А.В. Стеценко
Пакт Рериха, Россия и общественный Музей имени Н.К. Рериха
«Пакт Рериха есть реальный знак космической эволюции, – писала Людмила Васильевна Шапошникова. – Это наш ориентир в трудном и сложном пути человечества. Пакт Рериха полностью направлен на эту эволюцию, утверждающую Свет, Красоту и Мир»[1]. «Пакт Рериха до сих пор не осмыслен ни философски, ни духовно. Пора понять его космический характер и происхождение. Ибо Пакт Рериха не только юридический документ, но и целое явление, связанное с метаисторическим познанием и с космической эволюцией»[2]. Эти два высказывания выдающегося деятеля мировой и русской культуры, индолога, исполнителя завещания С.Н. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой, 26 лет возглавлявшей основанный С.Н. Рерихом и ею созданный общественный Музей имени Н.К. Рериха, в полной мере отражают суть и значение Пакта Рериха.
Сегодня общепризнан только юридический аспект значения Пакт Рериха – первого международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который внес значительный вклад в развитие международного гуманитарного права в области защиты наследия культуры. Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун в своем обращении, сделанном по случаю 80-летия Пакта и открытия выставки МЦР «Пакт Рериха, история и современность» в фойе Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, сообщил следующее: «Подписанный в 1935 году Пакт Рериха заложил основу создания ключевых инструментов международного права, направленных на защиту культурных ценностей как в мирное, так и в военное время, включая, в частности, Гаагскую конвенцию 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и двух Протоколов к ней (1954 и 1999 гг.). Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного наследия, принятая в 1972 году, была также вдохновлена идеей Пакта».
Но до сих пор Пакт Рериха не осмыслен большинством научного сообщества ни философски, ни духовно «как целое явление, связанное с метаисторическим познанием и с космической эволюцией», проходящей через энергетическое поле Культуры. Раскрытие этого подхода в осмыслении значения не только Пакта Рериха, но и других выдающихся творческих достижений Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, таких как Учение Живой Этики, Центрально-Азиатская экспедиция, Институт гималайских исследований «Урусвати», созданных ими общественных организаций, впервые было сделано Л.В. Шапошниковой. В данном случае, если мы говорим о Пакте Рериха, я хочу обратить ваше внимание на доклад Людмилы Васильевны «Метаисторический смысл Пакта Рериха», который она сделала в 2010 году на конференции, посвященной 75-летию Пакта. Этот небольшой по объему доклад, на мой взгляд, может служить методологическим пособием для тех, кто стремится понять, какая же связь существует между Живой Этикой и Пактом Рериха. Стоит отметить, что без Живой Этики не было бы и Пакта. В этом докладе Людмила Васильевна раскрывает основное содержание концепции Культуры Николая Рериха, которая была положена в основу его Пакта. Очень важной особенностью этого доклада является раскрытие одного из основных значений символа, запечатленного на отличительном флаге Пакта, известного как Знамя Мира. Говоря о космической эволюции, Людмила Васильевна пишет: «Эта эволюция была отражена и на символе Знамени Мира, которое является отличительным знаком Пакта Рериха»[3]. Нам известно, что в соответствии с текстом самого международного договора Пакт направлен «…на всемирное признание флага, рисунок которого уже хорошо известен, в целях обеспечения охраны, в случае угрозы, всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности …»[4]. Возвращаемся к докладу Людмилы Васильевны: «…И в связи с этим мы читаем в этом символе, который нам кажется очень простым, важнейший космический закон – Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее. Иначе говоря, без высшей материи низшая не способна к космической эволюции. Тут же мы можем прочесть и второй не менее важный космический закон: каждое земное явление имеет две стороны – земную и небесную, или космическую, которая связана с высшей материей. Проблема в этом случае состоит в том, видим ли мы эту вторую сторону, ощущаем ли ее и умеем ли мы пользоваться в своем познании реальностью этой стороны. История человечества дает нам далеко не обнадеживающие примеры в этом отношении»[5].
Без понимания того, о чем говорила Людмила Васильевна, нам не осознать всего величия Пакта Рериха и его значения в эволюции человечества. Сведение Пакта Рериха на уровень только защиты культурных ценностей в ходе вооруженных столкновений удаляет из Пакта самое главное его содержание, без которого юридические, духовные и метаисторические механизмы не могут действовать. Поэтому Н.К. Рерих особое внимание в Пакте уделил покровительству, уважению и защите культурных ценностей не только в военное, но и в мирное время; не только объектов культуры, но и персонала, работающего в них. Следует особо отметить, что без применения положений Пакта в мирное время его механизмы защиты оказываются малоэффективны и в военное время, о чем свидетельствуют разрушения памятников культуры в Европе в ходе проведения военной операции НАТО в Югославии, вооруженных конфликтов на северном Кавказе, в Украине, на севере Африки, в Ираке, Афганистане, Сирии. Николай Рерих словно предвидел все будущие разрушения объектов культуры и заложил в Пакт требование: «Соответствующие правительства согласны предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения»[6].
Пренебрежение к культуре, к ее защите и развитию приводит к духовному обнищанию масс, что, в свою очередь, ведет к росту агрессии людей, которая проявляется во всех сферах жизни общества. Если психическая энергия человека и общества не направлена на созидание в области культуры, то она, хотим мы того или нет, будет стихийно использована на разрушение. Поэтому Пакт Рериха придает большое значение человеку – творцу и хранителю прекрасного и берет его под свою защиту. Сама история продвижения Пакта Рериха и принятие его международным сообществом свидетельствует о могучей созидательной силе общественного движения, деятельность которого была проявлена в энергетическом поле культуры.
Россия, как и любая другая страна, обладающая богатым культурным наследием, должна быть заинтересована в принятии Пакта Рериха. Более того, именно для России в первую очередь было предназначено все наследие Рерихов и Пакт Рериха в том числе. «В новую Россию Моя первая весть», – это первые строки Живой Этики, которые были записаны Еленой Ивановной Рерих.
Почему именно Россия? Николай Константинович, Елена Ивановна Рерих, а за ними и Людмила Васильевна во многих своих публикациях подробно ответили на этот вопрос. России, явившей миру новое космическое направление в творчестве, получившего название русского космизма, а затем через Рерихов и новое космическое мышление, отраженного в Живой Этике, суждено вывести человечество из замкнутого круга самоуничтожения на простор космической эволюции. Основой этой космической эволюции на планете Земля, ее фундаментом служит энергетическое пространство Культуры. То, что России предстоит великое будущее, предсказывали многие выдающиеся ясновидящие. Среди них Нострадамус, Э. Кейси, Ванга и многие другие. Но только Елена Ивановна и Николай Константинович под руководством своего Учителя, а вслед за ними и Людмила Васильевна донесли до нас истинное значение этих предсказаний и предоставляемой России возможности. Именно возможности.
Из всех этих предсказаний ясно, что именно России предназначено указать всем народам путь к миру. Воспользуется ли Россия этим? Трудно сказать. По крайней мере, 20-й век и 15 лет нового века свидетельствуют, что страна пока не принимает возможность, которая ей предоставлена в виде наследия Рерихов. Руководство страны использует только политические и экономические средства для выполнения Россией своей миссии и пока не берет во внимание самый верный и единственный путь установления мира на планете земля – путь, предложенный Николаем Рерихом – Мир через Культуру, положенный в основу Пакта Рериха.
Из Живой Этики и трудов Елены Ивановны Рерих нам известно, что не чаще одного раза в столетие Великие Учителя человечества предлагают свою помощь руководству той страны, которая должна сыграть решающую роль в истории человечества в предстоящем столетии. В 20-м веке такой страной была Россия, а посланцами сил Света, которые принесли эту весть в Россию, были Рерихи.
В ходе Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович, Елена Ивановна Рерих и их сын Юрий в 1926 году посетили Москву, куда они привезли весть своих Учителей с предложением помощи руководству страны и книгу «Община», составленную Е.И. Рерих на основе своих бесед с Учителем. Книга «Община» содержала предупреждение руководству страны. Еще оставалось несколько лет до принятия курса, направленного на проведение коллективизации в стране, которая затем была осуществлена насильственным способом, и окончательного утверждения культа личности Сталина. Учителя Рерихов знали, к чему это может привести и предлагали свою программу о том, как этого избежать. Основные положения этой программы были включены в книгу под названием «Община». Но эта помощь, как известно, была отвергнута. И, как следствие, Россия Сталиным была брошена в мясорубку его культа личности и подвергнута нечеловеческим испытаниям.
В 30-е годы Николай Константинович дважды лично обращался к руководству СССР. Одно обращение было направлено на получение разрешения для его семьи вернуться на родину. Второе – присоединиться к Пакту Рериха. На оба письма никто не ответил.
После Второй Мировой войны Н.К. Рерих повторно направляет прошение на возможность его семье вернуться на родину. Но и это обращение осталось без ответа.
Только после смерти Сталина и осуждения его культа личности в 1957 году Ю.Н. Рериху удается приехать в Москву по приглашению Хрущева и привезти с собой первую часть наследия своих родителей. Три года Юрий Николаевич пытался добиться от власти выполнения данных ему обещаний создать музей имени его отца, для которого он передал Министерству культуры привезенные им картины. Но они так и не были выполнены. Большая часть картин была спрятана в запасниках государственных музеев, а наследие, оставшееся на квартире Ю.Н. Рериха, после его внезапной смерти в мае 1960 года было разграблено. Руководство страны снова не воспользовалось предоставленной возможностью использовать полученное наследие. И, как следствие, страна вновь стала погружаться в пережитки культа личности, который приобрел форму коллективного культа партии, но от этого его суть не изменилась. Что из этого получилось, также хорошо известно.
Во второй половине 80-х, после начала в стране перестройки, для России вновь появилась возможность не только окрепнуть экономически, но и восстать духовно. По инициативе Д.С. Лихачева в стране был создан Советский Фонд Культуры. Спустя несколько лет по инициативе С.Н. Рериха в Москве был основан общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха как основная база Советского фонда Рерихов, которому в последующем Святослав Николаевич передал вторую часть наследия своих родителей. Интересна судьба этих двух организаций – первых ростков развития в России общественной формы культуры, без которой невозможно ожидать духовного возрождения страны.
«Дело культуры, – писал Николай Рерих, – никогда не может быть лишь делом только правительства стран. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния»[7]. В этом же направлении мыслил и Д.С. Лихачев, по замыслу которого Советский Фонд Культуры должен был сыграть роль своеобразного генератора активизации общественного движения, направленного на сохранение и развитие культуры. Он писал: «Необходима общественная мобилизация всех культурных сил нашей страны, объединение интеллигенции, создание по всей стране кружков, клубов, общественных организаций коллекционеров, краеведов, любителей тех или иных культурных занятий, искусств, философских споров или просто друзей того или иного исторического парка, музея, защитников старых архитектурных сооружений и ансамблей. Всего не перечесть»[8]. «Такую культурную обстановку в стране, – говорил Д.С. Лихачев, – могут создать только общественные организации»[9]. Я думаю, что СФК Лихачева совместно с СФР (в последующем МЦР) должны были сыграть значительную роль в духовном возрождении России.
Но надежды Дмитрия Сергеевича Лихачева в отношении СФК, к сожалению, не оправдались. Создавая эту организацию, он слишком доверился чиновникам Министерства культуры, которые заполонили весь СФК, создав таким образом чиновничий бюрократический аппарат в Фонде. Это значительно осложнило работу и привело к уходу Д.С. Лихачева из СФК.
В отличие от СФК Советский Фонд Рерихов, выстоял в неравной борьбе с чиновниками, которые требовали сделать Центр-Музей, основанный С.Н. Рерихом, государственным. То, что сейчас происходит вокруг МЦР после ухода из жизни Л.В. Шапошниковой (требование Минкультуры МЦР передать наследие государству, а общественный Музей преобразовать в некую организацию и подчинить его Минкультуры), уже происходило в 90-е годы в СФР. Тогда Людмила Васильевна смогла отстоять независимость общественной организации, осуществить замысел своего основателя Святослава Николаевича Рериха, изложенный им в знаменитом письме «Медлить нельзя!», и создать общественный Музей имени Н.К. Рериха.
С возвращением второй части наследия и созданием в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, России вновь была дана возможность использовать огромный духовный потенциал, заложенный в наследии. Особенно это ощутимо сейчас, когда непрекращающиеся в течение нескольких десятилетий вооруженные конфликты захватывают все больше стран Азии, в результате чего армия беженцев хлынула в Европу, что, в свою очередь, может вызвать в Европе не только гуманитарную катастрофу, но и рост преступности и терроризма. Война непосредственно подходит к границам России. Все это свидетельствует о том, что старые политические меры поддержания мира на планете оказались нерезультативны. Политика, в арсенале которой продолжает оставаться вооруженная борьба как одно из средств достижения своих целей, больше не в состоянии сохранить прочный мир на нашей планете.
В этих условиях у руководства России нет более надежного способа для достижения своей миссии стать ведущей страной и возглавить международное движение за мир как использовать в своей внешнеполитической деятельности идеи, заложенные в Пакте Рериха. Этот Пакт, основной целью которого является осуществление призыва Николая Рериха «Мир через Культуру», служит спасением для России – как для внешнеполитической ее деятельности, так и внутри страны. Поэтому Россия просто обязана возглавить международное движение всех стран под Знаменем Мира в борьбе за Мир и Культуру. Только в этом случае Россия может получить высшее благословение и помощь, а также поддержку народов мира. Пакт Рериха и его отличительный флаг – Знамя Мира – являются для России истинным даром Высших Сил, покровительствующих нашей стране.
Воспользуется ли Россия предоставленной ей возможностью использовать богатейший опыт МЦР, накопленный в многолетней работе по популяризации в мире миротворческих идей Н.К. Рериха и его Пакта, сказать трудно. Пока мы только наблюдаем, как руководство Министерства культуры с приходом нового министра В.В. Мединского пытается отобрать у МЦР наследие Рерихов и разрушить наш общественный Музей.
Пакт Рериха оказывает безусловную защиту объектам культуры, независимо от их формы собственности во все времена. Игнорируя это положение, а также ведя открытую борьбу против МЦР как организации, олицетворяющей собой общественную форму культуры России, нынешнее руководство Министерства культуры свидетельствует, что оно ничего не понимает в культуре, в механизмах ее создания и развития. Фактически, стремясь разрушить общественный Музей, основанный С.Н. Рерихом и созданный Л.В. Шапошниковой, руководство Министерства культуры разрушает основу нашего государства – Культуру. Вот почему Николай Рерих утверждал, что разрушение музея есть разрушение страны.
Разрушение в Сирии памятников культуры прошлого, которое проводит так называемое исламское государство, вызывает возмущение во всем мире. Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха, которое руководство Минкультуры пытается сейчас осуществить, наносит такой же урон человечеству, как и действия фанатиков исламистов в Сирии. ИГИЛ уничтожает культурную память прошлого. Руководство Министерства культуры, управляя сегодня действиями, направленными на разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха, наносит сокрушительный удар по культуре, без которой не будет и Новой России – Новой Страны, которой предназначено великое будущее, о котором говорили все великие пророки. Понимают ли это те высокопоставленные чиновники министерства, которые управляют этим разрушительным процессом? Уверен, что нет. Они очень далеки от понимания значения наследия Рерихов и его эволюционной роли в развитии страны и мира, а также роли общественного движения и, в частности, рериховского движения в сохранении и развития культуры страны.
Благодаря попустительству чиновников, было полностью разграблено наследие Рерихов из квартиры Ю.Н. Рериха после его смерти в 1960 году. И до сих пор не приняты меры к поиску похищенного и привлечению к ответственности лиц, виновных в этом преступлении.
Министерство культуры на протяжении 25 лет игнорирует распоряжения С.Н. Рериха, владельца наследия, о том, что не государство, а общественная организация МЦР является собственником, переданного им в Россию наследия.
Не Министерство культуры, а МЦР совместно с рериховскими организациями на протяжении почти 26 лет ведет работу по сохранению и популяризации в стране и в мире наследия Рерихов. Я не буду перечислять заслуги МЦР в этом важном деле. Отмечу только последний наш проект по Пакту Рериха.
Только за последние два года, когда МЦР уже потерял финансирование нашего мецената, мы смогли провести в мире самый грандиозный и масштабный выставочный проект, который когда-либо проводили общественные организации, – международный выставочный проект, приуроченный к 80-летию Пакта Рериха под названием «Пакт Рериха. История и современность». Начатый в штаб-квартире ЮНЕСКО в 2012 году, этот проект и его выставки на сегодняшний день проведены во многих городах мира. Они прошли во Франции, Нидерландах, Германии, Болгарии, Латвии, Белоруссии, Украине, России, США, Казахстане, Киргизии, Индии, Аргентине, Уругвае, Чили. В том числе выставки прошли в штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке и ЮНЕСКО в Париже, во Дворце Мира в Гааге, в Отделении ООН в Женеве, в 97 городах нашей страны. Этот проект получил самую высокую оценку со стороны Генерального Секретаря ООН и Генерального директора ЮНЕСКО. По случаю открытия выставки МЦР в здании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун в своем обращении сказал: «Эта выставка воздает должное новаторской идее Пакта Рериха и свидетельствует о нашей решимости продвигать эту идею вперед. Я хочу поблагодарить Международный Центр Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я призываю Правительства и народы во всем мире объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество». Высокую оценку международной культурной деятельности МЦР дала и Генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Ирина Бокова: «Ваша инициатива тем более значима, что она вносит прямой вклад в достижение возложенных на ЮНЕСКО задач по созиданию мира в сознании людей. Поэтому я рада приветствовать такие международные проекты, как Ваш, поскольку они укрепляют продвижение культуры мира и ее достижение через образование и культуру».
Проект поддержан местными органами власти во всех регионах нашей страны, в которых состоялись наши выставки.
И только Министерство культуры РФ отказало МЦР в патронате этого проекта на территории России. Вот такое отношение нынешнего руководства Министерства культуры к наследию Рерихов и, в частности, к Пакту Рериха и к нашей организации.
Если мы допустим осуществление планов Министерства, направленных на разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, будет прекращена вся работа, проводимая нашим Музеем на протяжении более 20 лет.
Мы не должны этого допустить. Пакт Рериха обязывает нас защитить общественный Музей имени Н.К. Рериха МЦР, который хранит не только наследие Рерихов – одну из жемчужин мировой культуры, но и ведет на протяжении многих лет международную деятельность по распространению в мире миротворческих идей Пакта.
Людмила Васильевна Шапошникова говорила, что защищать культуру дело небезопасное. И это действительно так. На протяжении всей своей деятельности на посту Генерального директора Музея она постоянно подвергалась нападениям со стороны чиновников, так как без всяких компромиссов зачищала полученное от Святослава Николаевича Рериха наследие и созданный ею Музей. Ей неоднократно грозили судами на основании той лжи, которую распространяли о ней клеветники. Теперь, после ее ухода из этой жизни, все та же команда набросилась на тех, кто продолжает ее дело. Фабрикуются новые уголовные дела, распространяются всякие небылицы. Но этим нас не остановить, так как мы знаем, что защищаем. Слишком велика цена наследия Рерихов, которое находится в нашем Музее – это будущее России и всего мира. Поэтому, несмотря ни на что, мы будем продолжать отстаивать наши идеалы, защищать наследие и наш общественный Музей.
[1] Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // 75 лет Пакту Рериха. Материалы международной общественно-научной конференции. 2010 г. – М.: МЦР, 2011. – С.87.
[2] Там же. С. 86.
[3] Там же. С. 82.
[4] Знамя Мира. – М.: МЦР, 2005. – С. 514 (Большая рериховская библиотека).
[5] Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // 75 лет Пакту Рериха. Материалы международной общественно-научной конференции. 2010 г. – М.: МЦР, 2011. – С.83.
[6] Знамя Мира. – М.: МЦР, 2005. – С. 514 (Большая рериховская библиотека).
[7] Рерих Н.К Листы дневника. Т.1 – М.: МЦР, 1999. – С. 207.
[8] Лихачев Д.С. Не стать бы нам «обкомом культуры» // Известия. – № 154. – 02.06.1990.
[9] Лихачев Д.С. Я вспоминаю. – М.: Прогресс, 1991. – С. 184.