Международные конференции
Обзор докладов
Международной научно-общественной конференции
«Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире»
9–11 октября 2018 года в Центральном доме ученых РАН (Москва) прошла Международная научно-общественная конференция «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире». Организатор конференции: Международный Центр Рерихов. Соорганизаторы: Российская академия естественных наук; Российское философское общество; Центральный дом ученых РАН; Международная Ассоциация Фондов Мира; Международный комитет по сохранению наследия Рерихов; Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих. В масштабном научном форуме приняли участие 270 представителей культурной и научной общественности из 18 стран, в том числе 9 докторов и 29 кандидатов наук.
Тема «Живая Этика и Россия», а также актуальные проблемы рериховского движения рассматривались в выступлениях сотрудников МЦР А.В.Стеценко, С.В.Скородумова, Т.О.Книжник.
Вице-президент Международного Центра Рерихов А.В.Стеценко (Москва) в докладе «В Новую Россию Моя первая Весть…» отметил, что России отведена особая, высокая роль в космической эволюции. В Живой Этике есть понятие «Новой России» как более совершенного, одухотворенного общества будущего. Станет ли Россия «Новой страной», зависит от ее свободного выбора. Учителями Востока через Рерихов дважды в 1926 и 1937 годах была предложена Высокая помощь в эволюционных преобразованиях, но помощь была отвергнута руководством государства, в результате чего страна прошла через тяжкий путь как физических, так и духовных страданий. В современной России С.Н.Рерих создал в Москве общественный Музей имени Н.К.Рериха на основе переданного им культурно-художественного наследия семьи Рерихов. Благодаря усилиям Л.В.Шапошниковой, доверенного лица Святослава Рериха и бессменного генерального директора Музея, он успешно развивался более четверти века, заслужив высокую оценку руководства страны. Тем не менее при нынешнем руководстве Министерства культуры силовым путем произошло разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха, захват всех художественных коллекций Рерихов, что неминуемо должно иметь негативные последствия для дальнейшего развития России и, как следствие, для всего мира.
С.В.Скородумов, вице-президент Международного Центра Рерихов, руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра (Ярославль), в своем докладе «Энергетические особенности современного этапа Космической эволюции в России» показал, что Духовная революция, которая началась в культурном пространстве России в конце XIX – начале XX века (Серебряный век) и принесла ей новое планетарное мироощущение, продолжается и в настоящее время. Основой космического мышления стало творческое наследие семьи Рерихов, созданное в сотрудничестве с Учителями Востока. Деятельность Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха, ведущая роль в развитии которых принадлежит Л.В.Шапошниковой, основателю новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного и философского наследия семьи Рерихов, является на сегодняшний день главной эволюционной опорой продолжающейся Духовной революции в России. Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха, крупнейшего культурно-просветительского центра, привело к резкому дисбалансу в системе «культура – цивилизация» в России, что может вызвать (и уже вызывает) негативные последствия и кризисы в стране, исключая ее из эволюционного процесса. Это явление еще может быть обратимым. Важнейшим условием для возвращения России на путь космической эволюции и нормализации постоянно происходящих энергетических обменов с мирами более высоких состояний и измерений должно стать полное восстановление Музея имени Н.К.Рериха и возобновление всей его широкой международной деятельности.
Доклад главного редактора публикаторского отдела МЦР Т.О.Книжник (Москва) «“Сокровенное есть соизмеримость”: для чего даются сроки» был посвящен особенностям восприятия информации из Высших миров. Проблема этого восприятия состоит в том, что сознание человека не всегда готово ее адекватно проанализировать в силу недостатка соответствующих знаний, жизненного опыта и других особенностей своего эволюционного развития. Поэтому широкая публикация подобной информации тесно связана с этическими нормами. Несмотря на то что обретение знаний является важнейшей жизненной задачей человека, преждевременная выдача высоких знаний (не считаясь со сроками) «в народ» может инициировать обратный процесс: остановить дальнейшее восхождение как самого индивидуума, так и целого сообщества, причинить ему немалый вред. Платой за любопытство и самомнение будут иллюзии по поводу своего интеллектуального уровня и обладания нужными знаниями вместо поступательного развития познавательных способностей и создания духовных опор. Доклад был вызван «просветительской акцией» Государственного музея Востока под патронажем Министерства культуры РФ, начавших в апреле этого года широкую публикацию в интернете Дневников Е.И.Рерих, срок издания которых, по ее решению, еще не пришел.
Живая Этика как основа жизненного и художественного творчества Н.К.Рериха получила свое освещение в выступлениях Н.Н.Черкашиной и В.В.Фролова (Москва). Актуальность искусства Н.К.Рериха как «художественного комментария» к философской системе Живой Этики раскрыла Н.Н.Черкашина, и.о. генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР. Картины Н.К.Рериха раннего, дореволюционного периода его творчества отличали символизм и философская глубина. Многие творения Мастера становились пророческими. В картинах 20-х годов все большее место занимали восточные мотивы, их сюжеты связаны с легендами о Заповедной Стране, о Камне, несущем в себе высокие космические энергии. В живописных творениях Н.К.Рериха отражено его сотрудничество с Учителями Востока, а также идеи Живой Этики, связанные с понятиями подвига, энергией мысли, роли женского начала в эволюции человечества.
Доктор философских наук, профессор В.В.Фролов в докладе «Учение Живой Этики как основа творчества Н.К.Рериха» показал, что Рерих как активный носитель учения Живой Этики может быть назван «Вестником космической эволюции», что проявилось в его научном, философском, живописном творчестве и международной общественной деятельности. Благодаря уникальным духовным качествам, среди которых отмечен дар духовного видения и синтеза, Рерих претворял идеи Живой Этики в своих научных исследованиях и общественной деяниях, которые можно назвать эволюционными – это Центрально-Азиатская экспедиция, основание и деятельность Института Гималайских научных исследований «Урусвати», а также Пакт Рериха и Знамя Мира, связанные с сохранением культурного ценностей. Выраженные в творческом наследии Н.К.Рериха результаты этих эволюционных действий еще долго будут служить человечеству маяками духовности и культуры.
Живая Этика – основа творчества не только Н.К.Рериха, но и всей его семьи. С докладом «Ю.Н.Рерих и Б.Н.Абрамов: вклад в формирование космического мировоззрения на родине» выступила кандидат исторических наук Е.В.Троянова (Бишкек, Киргизская Республика). Научная и общественная деятельность Юрия Николаевича Рериха и духовный труд Бориса Николаевича Абрамова были направлены на выполнение единой задачи – передаче в Россию в конце 1950-х – начале 1960-х годов философской системы Живой Этики и знаний, связанных с ней, которые были эволюционно необходимы для обновления сознания народов «Новой страны» (России) и привнесения в ее последующее развитие мощного духовно-нравственного импульса. Ю.Н.Рерих и несколько позже Б.Н.Абрамов продолжили формирование энергетической основы будущей «Страны культуры», что было начато Н.К.Рерихом и Е.И.Рерих под руководством Учителей Востока еще в 1926 году. Следующий этап, связанный с развитием космического мировоззрения в России, наступил в конце 1980-х годов, начало которого ознаменовалось созданием в Москве С.Н.Рерихом и Л.В.Шапошниковой Международного Центра Рерихов.
В философии Живой Этики содержится решение основных проблем, связанных с развитием философского знания. Концептуальные представления Живой Этики о человеке, его сознании, о мысли как тонкой энергии, об эволюционно-нравственном совершенствовании человека и построении общины были раскрыты в докладах П.М.Журавихина, А.А.Лебеденко, О.А.Лавреновой, Доры Скарданзан, В.А.Иконникова, В.Г.Соколова, Т.С.Расуловой.
С докладом «Живая Этика о природе и эволюции сознания» выступил П.М.Журавихин, первый заместитель генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР (Москва). Несмотря на достижения в области познания человека и космоса, ясного понимания природы сознания в науке до сих пор нет. Ученые приходят к мысли о том, что для проведения дальнейших исследований в этой области необходима новая философия, которая бы соединяла в себе традиции Запада и Востока. Философская система Живой Этики, созданная почти 100 лет назад, отвечает на многие вопросы науки о сознании. Энергетическое мировоззрение, выработанное этой философией, значительно расширяет взгляд на природу сознания, формирование которого происходит в процессе энергоинформационного обмена сердца и разума человека с мирами более высоких состояний материи. Наступающие эволюционные изменения ведут к гармоничному синтезу сердца и познавательных способностей интеллекта, формируя новое сознание – космическое.
Основные представления Живой Этики о внутренней и внешней природе человека раскрыл А.А.Лебеденко, кандидат педагогических наук и философских наук, заместитель руководителя Объединенного научного центра проблем космического мышления МЦР (ОНЦ КМ, Москва). Докладчик акцентировал внимание на том, что природа человека двойственна: внутренняя – духовная, тонкоматериальная (или огненная) и внешняя – физическая, плотноматериальная. Внутренняя (огненная) сила проявляется через дух (формирующий индивидуальность), а внешняя выражается в личностном аспекте (самости, эгоизме). Совершенствование тонкоматериальной структуры подвержено влиянию, с одной стороны, плотной материи и, в другой стороны, космической стихии огня. Живая Этика утверждает: внутренний человек – это вечный ученик, вечный учащийся в Великой космической школе жизни, и такой непрерывный процесс обучения, заключающийся в постоянном росте и совершенствовании духа, беспределен. Если человек физический есть шедевр природы, то человек внутренний – шедевр эволюции одухотворенного космоса.
Значение учения Живой Этики для развития человеческого сознания проанализировала Дора Скарданзан, психолог Учебного центра Парвати (Турин, Италия). Агни Йога, по мнению докладчика, соответствует уровню сознания человечества в настоящей точке его эволюции. Необходимо направлять волю на действие во имя Общего блага, не подверженное влиянию эмоций или личностных мыслей, являющееся в одно и то же время трансцендентным и имманентным, способным использовать психологические ресурсы для одухотворения материи. Роберто Ассаджиоли, итальянский психиатр, изучавший Агни Йогу в 1930-е годы, разработал концепцию психосинтеза, в которой большое внимание уделено исследованию трансперсонального изменения сознания. Существует много общего между психосинтетической моделью развития сознания и учением Агни Йоги. Учение – следующий шаг в развитии людей, которые стремятся к расширению своего сознания с целью служения человечеству в сотрудничестве с одухотворенным космосом.
Идею Общины в Живой Этике и общественных проектах Н.К.Рериха проанализировала О.А.Лавренова, кандидат географических наук, доктор философских наук, профессор, заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха по научной работе (Москва). Внимание докладчика привлекли принципы построения общины в мировой практике. Исходя из того, что одними из высочайших принципов в ее построении являются нравственная основа, духовная этика, осознание иерархии одухотворенного космоса, то можно говорить о космичности понятия общины. В докладе обращалось внимание на книги «Община» и «Напутствие вождю» о понимании духовной реальности и общинном сознании и на взгляды Рерихов на возможности построения духовной общины в нашей стране.
Учение Живой Этики как магнитный маяк, как совокупность высоких идей, присутствующая в сфере мысли земного человечества, проанализировала доктор химических наук Е.М.Егорова (Москва). В первом приближении все идейные течения в данной мыслительной сфере можно разделить на два основных направления: устремленные на личное благо или на Общее благо. Мысль как тонкоматериальная структура, имеющая форму и обладающая собственной энергией, имеет свойство действовать как магнит. Мысли различаются по качеству присутствующей в них энергии, широте духовного кругозора человека, глубине понимания им причин разнообразных явлений и другим характеристикам. Если в воспринимающем сознании присутствует созвучная высокой идее энергетическая вибрация, то между ними возникает резонанс и образуется внутренняя магнитная связь. Сильный магнетизм свойственен высоким идеям Учителей, причем те, кто воспринимают эти идеи и действуют в их направлении, далеко не всегда понимают их источник.
Неприятие высоких идей, идущих от Великих Учителей человечества, может привести к плачевным последствиям для всей планеты. Причины планетных катастроф с точки зрения Живой Этики рассмотрел В.А.Иконников, инженер-конструктор (Усть-Каменогорск, Казахстан). По мнению докладчика, кроме затопления части суши от таяния ледников, существует скрытая угроза, заключающаяся в подъеме уровня мирового океана в результате проплавления коры и заполнения глубоководных желобов магмой. Причина таких процессов кроется в низком уровне сознания человечества. Если принять во внимание, что мысль есть энергия, то в результате наполнения ноосферы грубыми мыслительными энергиями человечества произошло нарушение энергообмена Земли с космосом и, как следствие, возникшее неуравновешенное состояние недр (литосферы) может вызвать проплавление коры магмой. Есть надежда, что в случае глобальных катастроф общее бедствие объединит людей, к которым придет прозрение и произойдет коренной перелом в сознании человечества.
В докладе В.Г.Соколова, кандидата философских наук, культуролога, старшего научного сотрудника ОНЦ КМ МЦР (Москва) «Онтология этики, или почему Этика названа Живой» исследован глубинный аспект Живой Этики, в контексте которого рассмотрена проблема включения этики в целостное представление о человеке и Мироздании в их тесном эволюционном единстве; раскрыты составляющие тонкой внутренней структуры человека – дух, сердце, сознание, психическая энергия, культура, причем в их системной взаимосвязи; обосновано, что в основе тонкой природы человека-микрокосма, ее эволюции стоит дух как самоорганизующаяся система, связанная с культурой человека; поставлена проблема связи духовной этики со здоровьем человека; раскрыт эволюционный смысл этики, открывающей новые грани осознания жизни человека в Беспредельности.
Т.С.Расулова, кандидат философских наук, профессор Государственной консерватории Узбекистана (Ташкент) исследовала духовно-нравственные основы философии Живой Этики. Нравственность, согласно Живой Этике, должна стать нормой человеческого общежития, ведь без нее человек превращается в двуногое существо. Актуальность Живой Этики в том, что поднятые в ней проблемы взаимодействия человека со всей системой мироздания могут помочь ему отойти от зла и аморальности, понять свое высокое предназначение, смысл существования и место во Вселенной. Поскольку только невежественное сознание исповедует эгоизм и самость, то философия Живой Этики способствует обретению нравственных ориентиров в жизни, преодолению эгоистических стремлений ради Общего блага.
Агни Йога опирается на богатейшую традицию мировой культуры и философии. Ее связь с идеями буддизма и индуизма была раскрыта в докладах Саурабха Найка, А.Ю.Шелковникова, Л.А.Кожемякиной, П.Д.Абрамова.
Саурабх Найк, переводчик, аспирант, сотрудник кафедры славянских и угро-финских исследований Делийского университета (Дели, Индия) выступил с докладом «Учение Кришны, Рерихи и Живая Этика». Его внимание привлекло то, что великие произведения указывают пути выхода из трудных жизненных ситуаций и дают нам возможность понять, как прожить совершенную жизнь. К таким произведениям относится Бхагаватгита, являющаяся квинтэссенцией индийской мудрости, Вед и Упанишад. Кришна учил тому, что человек, следуя путем чистой, незатемненной любви, должен исполнять свой долг, не думая о результатах своего труда. Рерихи долгое время жили в Индии и многие идеи восточной философии восприняли всем сердцем. Созданная ими в сотрудничестве с Учителями Востока Живая Этика направлена на сотрудничество между различными народами, может способствовать духовному возрождению общества благодаря образованию и осознанию значения красоты.
А.Ю.Шелковников, доктор философских наук, профессор Московского педагогического государственного университета (Москва), представил доклад «Учение Рамакришны и Живая Этика». Исторически учение Рамакришны вобрало в себя несколько различных, хотя и глубоко взаимосвязанных индуистских традиций: шактизм, адвайта-веданту, бенгальский вайшнавизм. Также Шри Рамакришна Парамахамса посвящал себя постижению духовных тайн ислама и христианства, поэтому его учение в целом явило синтез основ западных и восточных религиозных традиций, став непосредственным предшественником философии Агни-Йоги, или Живой Этики.
В выступлении Л.А.Кожемякиной, научного сотрудника ОНЦ КМ МЦР (Москва), раскрыты особенности буддийского миропонимания в контексте философской системы Живой Этики, отмечены выдающиеся достижения семьи Рерихов (Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, Ю.Н.Рерих, С.Н.Рерих) в исследовании буддийской философии, этики и искусства, в сфере научной, художественной и просветительской деятельности. Докладчик пришла к выводу о сходстве основных понятий буддизма и философской системы Живой Этики, таких как «учитель», «учение», «община», «карма», «сантана» (поток жизни), а также совершенствование человека, материя, энергия, сознание, мысль и др.
Представление о беспредельном одухотворенном мироздании в космологии буддизма и Живой Этике рассмотрел П.Д.Абрамов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии РНИМУ имени Н.И.Пирогова (Москва). Наличие высочайших миров, олицетворением которых является бесконечная мудрость, позволяет утверждать, что мироздание в буддизме, как и в Живой Этике, является одухотворенным и в своей тонкой основе пронизанным просветленным сознанием. Мир, с одной стороны, не создан всемогущим всезнающим существом, с другой стороны, он не есть результат слепой случайности. Факторами бытия и развития Вселенной выступают: естественная причинность, природные законы; карма; воля просветленных существ, Иерархия; абсолютная, необусловленная светоносная реальность. Поскольку человек – часть и подобие Космоса, то он в потенциале несет в себе все космические энергии и безграничен в возможностях эволюционного творчества и восхождения.
Исключительное значение для понимания Живой Этики имеет теософия Е.П.Блаватской. А.И.Абрамова, кандидат физико-математических наук, доцент МГТУ имени Н.Э.Баумана (Москва), выступила с докладом «Тайная Доктрина Е.П.Блаватской как космологическая основа Живой Этики». По мнению докладчика, Живую Этику необходимо рассматривать в контексте целостной системы космологических знаний, включающей в себя Письма Махатм, труды Е.П.Блаватской, Рерихов, Франчиа Ла Дью, Б.Н.Абрамова. В докладе представлена общая схема эволюции Вселенной и человека, при этом были проведены соотношения понятий, встречающихся в Тайной Доктрине и Живой Этике, например, дифференцированный Фохат и Иерархия, Космический Магнит и Космический Разум. Глубокое и целостное понимание процессов, происходящих в глубинах космоса и соотнесенных с ними явлений во внутренней структуре человека, освещает пути преображения сознания и построения на этой основе новой, более совершенной жизни.
В Живой Этике огромное внимание уделяется науке, научному познанию и научным исследованиям. Ряд докладов был посвящен рассмотрению предпосылок к формированию новой научной парадигмы.
В выступлении И.Ю.Дьяченко, кандидата культурологии, руководителя ОНЦ КМ МЦР (Москва), «Роль Живой Этики в развитии научного познания» были рассмотрены особенности системы познания Живой Этики как философии реального космоса и ее потенциальные возможности для решения проблем современной науки. Это, в частности, аспекты учения Живой Этики, связанные с более широким пониманием эволюционного процесса в его всемирном, космическом масштабе, представлением о вечности бытия и материи, многомерности мироздания, соотношении материи и духа и др. Поскольку внимание ученых сегодня обращено к проблеме глубокого понимания природы человека, то в докладе было уделено особое внимание феномену сознания, которое постигается в субъективном опыте человека, его взаимодействии с более высокой реальностью (метасознание). Также в свете идей Живой Этики было дано представление о пространстве-времени, психической энергии человека и др., что тесно связано с этической ответственностью и культурой.
В докладе Г.Б.Святохиной, кандидата философских наук, доцента Уфимского государственного университета экономики и сервиса (Уфа), «Принципы исследовательской методологии Учения Живой Этики» отмечено, что в век достижений науки и техники резко возросла угроза жизни человечеству из-за обострившихся глобальных кризисов и причина их видится в несовершенстве утвердившейся в науке новоевропейской традиции отвлеченного мышления, в котором исключена реальная связь с основами Бытия. Данная проблема находит свое последовательное решение в контексте целостного подхода русских философов, среди которых В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.П.Блаватская и др., а своей кульминации достигает в Учении Живой Этики, связанном с именами Е.И.Рерих и Н.К.Рериха. В Живой Этике представлен не только принцип единства Бытия, актуальный сегодня для гармоничной жизни, но и обоснована ведущая роль духовных и нравственно-эстетических качеств человека. Это создает необходимые предпосылки для формирования целостной исследовательской методологии.
Актуальность идей философии Живой Этики и космизма на пути к науке будущего рассмотрела Т.П.Сергеева, кандидат технических наук, научный сотрудник Главной астрономической обсерватории НАН Украины (Киев, Украина). Известно, что в научной среде идут дискуссии о проблемах и перспективах современной науки, однако пути решения этих проблем и новой парадигмы науки уже даны в Живой Этике. Прежде всего это синтетический подход к осмыслению всех явлений. Новое, космическое мировоззрение соединяет в себе научные методы познания, накопления религиозного опыта и постижение реальности через искусство. В свое время А.Эйнштейн отмечал значение морали, чувства прекрасного и космического религиозного чувства для перехода к высшим достижениям мысли. При этом чем выше сознание исследователя, тем более целостно им воспринимается многомерная реальность, что позволяет глубже познавать более сложные процессы и явления.
Марга Куцарова, руководитель Национального общества Рерихов в Болгарии (София, Болгария), в своем докладе «Живая Этика и наука. Вклад Л.В.Шапошниковой в становлении науки будущего» обратила внимание на важнейшую мысль Людмилы Васильевны о том, что именно наука станет в будущем точкой синтеза Культуры и цивилизации. Наука даст возможность преодоления современного катастрофического разъединения между ними, их постепенного сближения и гармонизации, а значит, она станет залогом и мира во всем мире. В своих трудах Л.В.Шапошникова четко обосновывает, что эта важнейшая эволюционная задача, которая стоит перед человечеством, – синтез Культуры и цивилизации – может быть осуществлена лишь наукой будущего.
Живая Этика реализует себя через науку и содержит в себе все необходимое для формирования новой науки, нового космического мышления. Наука будущего – это наука, которая работает в системе познания, дающая равные права эмпирической науке и метанауке; это наука, которая обладает методологией исследования не только трехмерного плотноматериального мира, но и миров более высоких измерений и иных состояний материи; это наука, которая основывается на этике, нравственности и любви к человеку, она ставит во главу угла жизни человечества внутреннее духовное самосовершенствование и неразрывно связана с понятием Общего блага.
В четырех отмеченных выше докладах выступающие выявили общие черты новой научной парадигмы, в формировании которой учение Живой Этики может выступать в качестве философской основы и методологии как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин.
Взаимосвязь достижений современного естествознания с основными положениями философии Живой Этики рассмотрела И.Л.Пластун, доктор физико-математических наук, профессор Саратовского государственного технического университета имени Ю.А.Гагарина (Саратов). Одним из основных объектов в физических исследованиях является стихия Огня, которая в Живой Этике связана с устремлением мысли (духовный Огонь). Суть Огня состоит в процессе разуплотнения, разрыва связей, перехода от плотного к более тонкому состоянию через напряжение. Результатом этого процесса становится освобожденная энергия связей в виде тепла и света. Проводится сопоставление фундаментальных физических открытий в области электромагнитного взаимодействия с этапами развития и публикации 14 книг учения Живой Этики. Принципы этого учения связаны с основными физическими законами и понятиями, что дает возможность установить концептуальную корреляцию между естественнонаучным и гуманитарным направлениями познания.
Поэт, доктор философских наук К.А.Кедров (Москва) в своем выступлении «Живая Этика и открытие Григория Перельмана – новая перспектива для каждого человека и для всего человечества» обратил внимание участников конференции на значении современных научных открытий для жизни человечества. В свое время пифагорейцы провозгласили, что Все есть число. Впоследствии Н.Кузанский считал, что радиус Вселенной бесконечен, а ее центр – везде, в каждой точке пространства. Гениальный Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» утверждает этим центром каждого человека, что делает его бессмертным и связанным со всем сущим. Согласно смелой интерпретации К.А.Кедрова, математик Г.Перельман, доказав гипотезу Пуанкаре об эквивалентности, непрерывном отображении трехмерного многообразия (с отделимыми элементами) как трехмерной сферы, представил, по сути, доказательство бессмертия человека, поскольку в соответствии с данной топологией мы можем рассматривать трехмерное тело как бессмертное. Идеи Платона, Спинозы, Живой Этики получают проверку на опыте, и бессмертие предстает как математическая истина.
Медицинской тематике были посвящены следующие три доклада. «Живая Этика о здоровье человека и задачах искусства врачевания» – тема выступления Г.А.Яковлевой, врача высшей категории, кандидата медицинских наук (Пермь). Энергетическое мировоззрение Живой Этики, содержащее ценные научные сведения, способно помочь в практическом достижении национальных целей и стратегических задач России в области здравоохранения. Рассматривая человека как микрокосм, Живая Этика обращает особое внимание на его здоровье, в формировании и укреплении которого важная роль отводится развитию психической энергии, сердцу, качеству мыслей и физических излучений человека. Врач, по мнению докладчика, призван разъяснять взаимосвязь и взаимозависимость здоровья человека от космических явлений, нести ответственность за здоровье человечества и планеты.
Валентина Ганц, преподаватель традиционной медицины Школы натуропатии «Натуровалорис» (Читта-делла-Пьеве, Италия), посвятила доклад анализу значения экстракта мускуса, о котором говорится в Живой Этики и который изучается в средиземноморской традиционной медицине и современной фитотерапии. В Живой Этике подчеркивается способность мускуса развивать и уравновешивать действие психической энергии человека, укреплять энергетические центры его сердца, нервную систему и др. Упоминания о действии мускуса можно найти в древней восточной и западной медицине. В частности, о свойствах мускуса в своих трудах писал итальянский врач XVI века П.А.Маттиоли. Согласно Живой Этике и средиземноморской традиционной медицине, мускус относят к лекарствам «огненной» природы, в то время как явление огня есть одно из базовых первооснов бытия. К растительным аналогам мускуса отнесен мох эверния сливовая (Everniaprunastri): ее водно-спиртовый раствор изучался натуропатами – последователями Живой Этики.
Кандидат медицинских наук Л.И.Монасыпова (Ташкент, Узбекистан) в докладе «Возможности Живой Этики и Аюрведы в сохранении здоровья детей» обратила внимание на потенциал Живой Этики в обеспечении гармоничного развития детей, сохранении их физического, психического и духовного здоровья. Указанные в Живой Этике направления, обеспечивающие здоровье детей, включают: формирование нравственных принципов, осознание духовной природы человека, приобщение к искусству и мировой культуре, исследование психической энергии здорового человека, потенциала сердечной энергии и силы мысли, возможностей применения для поддержания здоровья определенных растительных препаратов. Докладчик рассказала о соответствии ряда положений Живой Этики и Аюрведы и отметила, что один из путей введения в научный оборот Живой Этики может лежать через изучение традиционной медицины.
О развитии и воспитании детей говорили О.Е.Григорова и Ю.Н.Сальникова. В своем выступлении детский врач-невролог О.Е.Григорова (Москва) рассмотрела основные моменты физиологического и психического развития ребенка на основе учения Живой Этики. Она коснулась проблемы, вызывающей сегодня интерес в научных исследованиях: реинкарнации и воспоминаний о прошлых жизнях человека. Дух (природная энергия) человека путем целого ряда перевоплощений проходит путь совершенствования, накопления жизненного опыта. Больше всего воспоминаний о прошлых жизнях у детей проявляется в возрасте с 14 месяцев до 2,5–3-х лет. В 7 лет происходит окончательное привхождение духа в плотную материю (телесную оболочку), активизируется абстрактное мышление и многие психологические проблемы в этот период связаны с началом обучения в школе. В подростковый период (12–15 лет) психическая энергия человека приходит в активное действие, имеют место гормональные всплески и бурно развиваются срединные структуры головного мозга. Дети «нового сознания», или «дети индиго», − это дети с большими духовными накоплениями и жизненным опытом, принесенным из прошлого, потому психологически они более устойчивы, чем их сверстники. Тем не менее для наиболее полного раскрытия их внутреннего потенциала эти дети нуждаются в любви и полноценном воспитании.
Ю.Н.Сальникова, кандидат педагогических наук (Пермь), в выступлении «Живая этика и эстетическое развитие детей в период дошкольного детства: размышления о перспективах современного образования» обсудила значение Живой Этики для воспитания детей с самого раннего возраста. В современном мире, как отметила докладчик, вопросы эстетического вкуса, развития чувства Прекрасного уходят на второй план, однако глобализация и индустриализация заставляют ученых и практиков системы образования спешно решать проблемы социализации подрастающего поколения. Вместе с тем педагоги констатируют, что дети уже в дошкольном возрасте все чаще теряют природосообразное чувство Прекрасного. Они меньше любуются, замечают красоту и радуются познанию Прекрасного и гармоничного. Автор в своем выступлении предлагает использовать идеи Живой Этики в качестве ориентира для современного образования.
Следующие два доклада связаны с применением философии Живой Этики для решения проблем в области социо-гуманитарного знания.
Русский космизм как мировоззренческая основа социологии космоса рассмотрела Т.Ю.Кирилина, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Технологического университета Московской области (Королёв). Ученые- космисты начала ХХ века (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.) усматривали непосредственную связь между новым, космическим мироощущением и кардинальным улучшением общественного бытия. Более высокий уровень осознания этой связи, сопряженный также с этической мерой ответственности перед эволюцией, утверждается в творчестве Рерихов. Н.К.Рерих хорошо понимал, что исторические циклы расцвета и упадка жизни человечества связаны с космическими взаимодействиями, вспышками космической энергии. Эти сложнейшие процессы, по мысли Е.И.Рерих, напоминают об ответственности человека, затрагивая его сознание и мышление. Поскольку социология космоса принимает во внимание нравственные аспекты освоения человечеством космического пространства, то ориентиром, или базисом, для нее должна служить этика мыслителей-космистов. Исследования в области социологии космоса могут способствовать созданию научно обоснованного прогноза развития человечества, определения его перспектив, снижению рисков, возникающих при освоении человеком космического пространства.
В докладе кандидата культурологии Б.Ю.Соколовой (Москва) «Герменевтика мифа в свете философии Живой Этики» показано, как суть явления или события, отраженного в мифе, можно объяснить с точки зрения нового космического мышления, заключенного в Живой Этике. Вслед за Л.В.Шапошниковой, автор доклада рассматривает мифологию как самое первое претворение в земных условиях высших знаний, пришедших из глубин космоса. Подход, продемонстрированный в докладе, интересен тем, что в нем невозможно использовать только научный эмпирический метод, но необходимо задействовать и метанаучный, реализующийся через внутренний мир человека. В практической части применен метод символико-герменевтического анализа к раскрытию смысла древнегреческого мифа о подвигах Геракла. Подвиги героя во внешнем мире экстраполируются на внутренние, духовные достижения человека. Все двенадцать подвигов древнегреческого героя, по сути, являются ступенями самоусовершенствования духа. Путь человека к Высшему миру через самоотверженность, преодоление себя и самосовершенствование – в этом смысл мифа о подвигах Геракла.
Учение Живой Этики говорит о необходимости синтетического познания посредством не только науки, но и искусства.
М.Ю.Логинова, культуролог (Первомайск, Украина), рассмотрела сущность Красоты, ее эволюционную роль с позиции учения Живой Этики и творчества Л.В.Шапошниковой. Заслуга Л.В.Шапошниковой, по мнению докладчика, состоит в том, что она синтезировала идеи своих предшественников, ученых и мыслителей прошлых веков, и с позиции космического миропонимания создала новую концепцию Красоты. В ней обоснована роль Красоты как творящей силы, превращающей хаос в Космос, преображающей и утончающей земную материю, сознание и мышление человека, несущей Земле необходимую тонкую энергетику для созидания Нового мира и Нового человека. Подчеркнута актуальность Красоты для современной жизни и развития научного познания.
Э.А.Томша, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР (Санкт-Петербург), в своем докладе раскрыл представления Живой Этики об эволюционном значении музыки. Разница в подходах к этому вопросу современного музыковедения и Живой Этики, по убеждению докладчика, состоит в понимании того, чтó есть человек и какова его роль в процессе космической эволюции. Основные положения учения Живой Этики, посвященные вопросам музыки, можно объединить в три направления, которые неразрывно связаны и влияют друг на друга. Первое – это представления учения о взаимодействии музыки и человека в земной сфере бытия. В книгах Живой Этики содержатся указания на эстетическое и нравственное влияние музыки на человека, развитие психической энергии в процессе земной эволюции как части эволюции мироздания. Второе направление, импульс которого идет из сфер более высоких миров – Тонкого и Огненного, – представляет собой совокупность знаний о взаимосвязи одухотворенного космоса, звука и самой эволюции человечества. Третье направление − это современные исследования в различных областях научного знания, в том числе и музыковедения, которые подтверждают основные положения Живой Этики как новой системы познания.
В докладе кандидата искусствоведения Е.С.Кулаковой (Новокузнецк) «Образ Майтрейи в Живой Этике и наследии семьи Рерихов» отмечалось, что в Живой Этике особое внимание уделено Образу Майтрейи как символу грядущей Новой Эпохи, в которой восторжествует истина и справедливость. Образ Майтрейи, грядущего Спасителя мира, воспринимается в Азии как культурно-историческая реальность, запечатленная в древних памятниках. Этот Образ был воплощен в картинах Н.К.Рериха и его очерках, научных изысканиях Ю.Н.Рериха, письмах и исследовательских материалах С.Н.Рериха. Е.И.Рерих писала об этом великом Образе в своих письмах и само учение Живой Этики называла «Провозвестием Майтрейи». Образ Майтрейи принадлежит будущему, а оно станет возможным, когда знание о Нем войдет в науку и через образование станет частью жизни молодого поколения. Для приближения этого будущего важно приложить усилия и для восстановления общественного Музея имени Н.К.Рериха, созданного С.Н.Рерихом и передавшего ему наследие своих родителей.
Обзор подготовил П.Д.Абрамов, кандидат философских наук