Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

История журнала


журнал Культура и время

В 2001 году на прилавке художественного салона Международного Центра Рерихов, впервые появилось новое периодическое издание. На второй стороне обложки по синему фону пролегли белые буквы слов: «Красота спасет мир». И подпись: «Федор Михайлович Достоевский». По сей день эта пророческая фраза остается девизом журнала, и названием одной из его постоянных рубрик. Позже Н.К. Рерих перефразировал реплику великого писателя: «Осознание красоты спасет мир». Переместив смысловой акцент в сторону действия, он призвал всех, кому дорого понятие Красоты, оставаться не пассивными ее созерцателями, но почитателями, исследователями, хранителями и защитниками. Неслучайно в предисловии к номеру № 1/2001 в разделе «От редакции» прозвучало:

«Мы начинаем выпускать этот журнал в очень трудное и противоречивое время, когда культура по-прежнему не входит в число приоритетов и не может рассчитывать на государственную помощь. Многие культурные ценности, накопленные в течение долгих веков Россией, остаются до сих пор в забвении и небрежении. Культурному достоянию нашей страны был нанесен значительный урон, когда проблемы образования, науки и духовности были отодвинуты на задний план. <…> Наш журнал призван противостоять подобным обстоятельствам и напомнить широкому кругу читателей о той истинной Культуре, которая составляет основу нашей духовной эволюции, нашего совершенствования и нашего продвижения к высотам обновленного сознания».

За последующие годы существования журнала его создатели и учредители во главе с главным редактором, Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой остались верны концепции, которая была заложена при его создании.


Из истории журнала

Первым периодическим изданием, на котором появляется эмблема Международного Центра Рерихов становится журнал «Мир Огненный» (основан в 1992 г.), издаваемый МЦР совместно с его Латвийским отделением. Это произошло в 1995 г.

журналы Новая Эпоха и Мир Огненный

В нем публикуются материалы о деятельности МЦР, ежегодных научно-общественных конференциях проходящих в Музее имени Н.К. Рериха, статьи и выступления Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой, хроникальные, проблемные, авторские материалы и т.д.

В 1999 году журнал меняет свое название, теперь на его первой странице стоит заголовок «Новая Эпоха». Это название наиболее полно отражало концепцию и задачи издания. Периодичность выхода (четыре раза в год), тематика и тираж журнала остаются прежними.

Экономический кризис 1998 года подрывает финансовую рентабельность издания, с каждым номером его тираж уменьшается и 2000 год становится последним для журнала.

Перед редакцией, особенно в последние его годы, ставилась задача расширения тематики, путем публикации материалов общекультурного характера, рассчитанных не только на рериховцев, но и на широкого читателя. Однако решить эту задачу «Новой Эпохе» так и не удалось. Именно эта проблема стала поводом для создания нового журнала, рассчитанного на культурную общественность и творческую интеллигенцию.

Культурно-просветительская деятельность Международного Центра Рерихов с каждым годом неуклонно расширялась и требовала более широкого информирования через периодическую печать. Кроме того, важные философские и концептуальные вопросы, проблемы становления нового космического мировоззрения, формирования новой, синтетической науки, созвучной учению Живой Этики также нуждались в наиболее полном освещении. Так родилась мысль о создании в МЦР собственного общественно-научного и художественного журнала, в котором воплотилась бы концепция культуры Н.К. Рериха.

Для этой цели в Международный Центр Рерихов была приглашена группа профессиональных журналистов, специалистов в области масс-медиа. В 2000 году МЦР при их участии регистрирует свое новое издание: общественно-научный и художественный журнал «Культура и время». Однако традиционных подходов и общепринятых взглядов на культуру оказалось недостаточно – после полугода работы редакция представила оригинал-макет журнала, который, по сути, мало чем отличался от многих уже существующих периодических изданий. Генеральным директором Центра-Музея Л.В. Шапошниковой, подготовленный макет журнала так и не был подписан в печать, а его редакция была распущена. Людмила Васильевна приняла решение собрать новый коллектив из сотрудников МЦР и сама возглавила его как главный редактор. Ее заместителем стала доктор филологических наук и руководитель научно-просветительской группы МЦР Е.Н. Черноземова, ответственным секретарем редакции – О.А. Лавренова.

журнал Культура и время; первый номер

Творческой группе было поручено собрать абсолютно новый номер журнала, не опираясь на наработки предыдущей редакции. Но и эта попытка не увенчалась успехом – через два месяца на стол главного редактора легли материалы не столько журнала, сколько альманаха, посвященного вопросам культуры.

С этого момента главный редактор журнала взяла в свои руки формирование первого, пилотного номера. Он был создан Л.В. Шапошниковой из лучших материалов, предоставленных сотрудниками, статей Н.К. Рериха, избранных докладов общественно-научной конференции «Новая Эпоха – Новый Человек». В качестве литературного редактора была приглашена Маргарита Владимировна Тимофеева, многие годы проработавшая в редакции журнала «Новый Мир». Оформление первого номера было поручено известному художнику Борису Жутовскому. Верстку и предпечатную подготовку выполняло издательство «Пушкинский дом». Журнал был подписан в печать в июле 2001 года и увидел свет в октябре этого же года перед общественно-научной конференцией МЦР «В защиту имени и наследия Рерихов».

После конференции МЦР 2002 года Людмила Васильевна пригласила на должность своего заместителя Б.Р. Корженьянца, имевшего многолетний опыт работы в качестве главного редактора журнала «Мир Огненный» и «Новая Эпоха». Оформление следующего номера было поручено художнику С.В. Черновой.

Под руководством Л.В. Шапошниковой сформировался абсолютно новый литературно-художественный стиль издания, отличающийся не только широтой представленных тем, но и глубоким смысловым содержанием, в сочетании с принципиально-новым художественным дизайном. Все это, по признанию читателей, поставило журнал «Культура и время» на уровень лучших периодических изданий, посвященных вопросам культуры.


 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов