версия для печати | |||
|
Публикаторский отдел
«Нет ничего прекраснее и выше, как воспитание и расширение сознания читателя. Издательство может действительно стать руководителем и будителем мысли молодого поколения».
Помочь людям приобщиться к высоким идеям наших замечательных соотечественников — вот главная задача Публикаторского отдела Центра-Музея, издающего архивные материалы, малоизвестные работы Рерихов, труды исследователей их творчества. За время существования отдела было выпущено около 200 наименований книг и изобразительной продукции: от скромных недорогих брошюр в мягкой обложке, рассчитанных на массового читателя, до роскошных альбомов, с успехом демонстрируемых на международных книжных ярмарках.
Все началось с того, что в 1991 году Л.В. Шапошникова перевела с английского языка статью Н.К. Рериха «Шамбала Сияющая», которая была издана в виде небольшой брошюры с черно-белой обложкой. В 1992 г. был создан Публикаторский отдел, который возглавила Елена Борисовна Дементьева, многие годы работавшая в издательстве «Прогресс». В состав отдела вошли старший редактор С.А. Пономаренко, художник Е.Г. Клодт, технический редактор В.М. Кулешова. В 1993 г. к работе приступила младший редактор Т.О. Книжник, в 1994 г. – редактор О.Н. Звонарева.
|
|
Первым проектом Публикаторского отдела стала серия «Малая рериховская библиотека», основанная в 1992 году и раскрывающая различные аспекты творчества семьи Рерихов. Журналисты сравнивали выпуски «малой рериховской» с дореволюционными изданиями просветителя И.Д. Сытина, что являлось своего рода знаком качества, свидетельствовало о выпуске добротных, доступных по цене и во всех отношениях нужных для читателя книг. «Среди многих добрых дел, которые зачтутся Международному Центру Рерихов, когда придет час оценивать вклад разных содружеств и организаций в спасение отечественной культуры, не последнее место займут книжки «Малой Рериховской библиотеки», – писал обозреватель «Новой газеты» Ким Смирнов. Ценна в них не только первозданность (именно здесь впервые нашли дорогу к читателю многие ранее неизвестные работы членов этой замечательной семьи), но и то, как отобраны для публикации, систематизированы, сконцентрированы, сопряжены с сегодняшним днем ключевые позиции рериховского наследия». Среди этих 24 книг особенно хочется выделить уникальные дневниковые записи Е.И. Рерих, составившие сборник «У порога Нового Мира», который впервые увидел свет в 1993 году и выдержал несколько переизданий.
В 1994 г. вышла первая книга из серии «Большая Рериховская библиотека» – «Шамбала» Н.К. Рериха, собравшая легенды, мифы, рассказы о Заповедной Стране, обители великих мудрецов, тема которой проходит через все литературное и художественное творчество Николая Константиновича Рериха. Позднее в этой серии были изданы и другие значительные труды Рерихов.
Настоящим событием в культурной жизни России стал выход в свет трехтомника Н.К. Рериха «Листы дневника» – полного собрания его очерков за период 1934–1947 гг., которые хранятся в Отделе рукописей МЦР. «Очерки Рериха, – писала во вступительной статье к книге Л.В. Шапошникова, – в целом представляют собой уникальное явление. Они синтетичны в своей изначальной сути и соединяют в себе философию и науку, литературу и широчайший объем знаний духовно-исторических и культурных».
В этой же серии в 1995 г. к 60-летию Пакта Рериха Публикаторский Отдел подготовил книгу «Знамя Мира», рассказывающую о том, как шла подготовка к принятию важнейшего международного документа по охране памятников культуры.
1995 год ознаменовался также появлением двух новых серий. «Рериховскую научно-популярную библиотеку» открыла книга Л.В. Шапошниковой «Веления Космоса», рассматривающая исторический процесс как космическое явление. В серии «Из личной библиотеки Рерихов», разработанной совместно с Научной библиотекой Центра-Музея, были выпущены следующие книги: «Жанна Д’Арк» Д.С. Мережковского (впервые это произведение было издано в Берлине в 1938 году и в нашей стране никогда ранее не издавалось), «Пламень вещей» (изречения Преподобного Исаака Сирина), «Гонец» Г.Д. Гребенщикова.
В 1996 году отдел возглавили литератор, член Союза журналистов Павел Федорович Волков, пришедший в МЦР из издательства «Планета», и Лидия Александровна Голубенкова, до этого работавшая старшим научным редактором в издательстве «Изобразительное искусство». Посвятившие всю свою трудовую жизнь издательскому делу, П.Ф. Волков и Л.А. Голубенкова неоднократно удостаивались наград на международных книжных выставках. При них была создана серия «Рериховская библиотека для детей и юношества», открывшаяся книгой «Скандинавские мифы» с иллюстрациями художника А. Добрицына, издан первый красочный путеводитель по Музею «Миры Николая Рериха» на русском и английском языках, стали издаваться материалы ежегодно проводящихся в МЦР научно-общественных конференций.
В 1998 году вышла первая книга трилогии генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой «Великое путешествие» – «Мастер», посвященная жизни и деятельности великого русского живописца, философа и ученого Н.К. Рериха и богато иллюстрированная редкими архивными фотографиями и репродукциями полотен художника.
Новое время ставило перед издателями новые задачи. В 1998–1999 гг. отдел работал под руководством Лидии Александровны Чистяковой, занимавшейся вопросами компьютеризации и технического оснащения. В 2000 г. ее сменил полиграфист и экономист Сергей Анатольевич Аникин, трудившийся до конца 2014 года; главным редактором, отвечающим за допечатную подготовку изданий, стала Татьяна Олеговна Книжник. В настоящее время в отделе работают квалифицированные редакторы, наборщики, верстальщики, художники и полиграфисты. С отделом на договорной основе сотрудничают опытные редакторы и корректоры ведущих издательств.
Разнообразная тематика издаваемой литературы, мощные настольные издательские системы и хорошая полиграфическая база позволили публикаторам выйти за рамки серийных изданий.
В 1999–2009 гг. Публикаторский отдел занимался изданием полного собрания писем Е.И. Рерих из Отдела рукописей МЦР за 1919–1955 гг. Большинство из них ранее не публиковалось. Письма Е.И. Рерих непосредственно связаны с книгами Учения Живой Этики. Просто, убедительно и доступно, «по сознанию», она разъясняет сложнейшие вопросы, касающиеся Космических законов, смысла человеческого существования, нелегкого пути ученичества, рассказывает о Великих Учителях и Их жертвенном труде ради спасения нашей планеты. Для исследователей рериховского наследия это ценнейший исторический документ, ибо на страницах писем отражена история как самой жизни семьи Рерихов, так и становления духовно-культурного движения, ныне носящего их имя. Многие мысли Елены Ивановны о высоком предназначении человека, о науке и культуре, о судьбах России и всего мира опередили свое время и зажгли огонь устремления во многих сердцах не одного поколения искателей. Огненные строки ее писем, устремленные за пределы обыденности к осознанию вечного космического творчества, позволяют нам не только ощутить необычайный духовный подъем, но и почувствовать стоящую за ними личность автора – человека высокой духовной культуры, глубокого философа, рассматривающего человека в неразрывном единстве с Космосом. Каждый том сопровождается справочным аппаратом (примечаниями, указателем имен) и иллюстрирован фотографиями из Отдела рукописей МЦР.
С 2003 года Публикаторский отдел приступил к выпуску нового научного издания Учения Живой Этики. Текст этих книг печатается по первым изданиям на русском языке, выходившим еще при жизни самих Рерихов, в 1920-е–1930-е годы. При подготовке издания был проведен сравнительный анализ текста первых изданий и дневниковых записей Е.И. Рерих, хранящихся в Отделе рукописей Центра-Музея имени Н.К. Рериха, на основе которых были собраны и опубликованы эти книги.
Издание содержит обширный научный комментарий, в котором отражены различия текстологического и структурного характера между первыми изданиями на русском языке и следующими источниками:
1. Дневниковые записи Е.И. Рерих.
2. Книги из мемориального фонда Научной библиотеки Центра-Музея имени Н.К. Рериха на русском языке, принадлежащие Е.И. Рерих и содержащие ее правку и дополнения.
3. Издания книг на английском языке, осуществленные сотрудниками американских рериховских организаций под руководством Е.И. Рерих. При подготовке издания эти книги рассматривались прежде всего как источник дополнительного текста, который отсутствует в первых изданиях на русском языке.
Серию книг предваряет большая вступительная статья Л.В. Шапошниковой «Философия космической реальности», осмысливающая место Живой Этики в сложном пространстве современной философской мысли и анализирующая ее подход к проблемам космической эволюции человечества.
Внешний вид этих книг максимально точно соответствует пожеланиям Елены Ивановны Рерих относительно формата, принципиального оформления и цвета обложки. Это строгое и красивое издание, которое не только удобно читать, но и приятно держать в руках.
Издания, подготовленные сотрудниками публикаторского отдела к столетнему юбилею выдающегося русского востоковеда и лингвиста Юрия Николаевича Рериха, заслуживают особого упоминания.
|
|
Публикация эпистолярного наследия Юрия Николаевича Рериха, предпринятая Международный Центром Рерихов к столетнему юбилею ученого, позволяет нам по-новому взглянуть на личность нашего выдающегося соотечественника и освещает доселе неизвестные стороны его жизни и деятельности, иными словами, позволяет увидеть Юрия Рериха не только в ипостаси «кабинетного ученого», погруженного в свои изыскания и оторванного от внешнего мира, но в образе делового человека и умелого организатора, а также любящего сына, друга и брата. Бесценные материалы двухтомника – а это 876 писем – охватывают четыре десятилетия жизни автора, начиная со студенческих лет и до самого его ухода из жизни в мае 1960 года. Почти все они публикуются впервые, и их тематика необычайно разнообразна. Впрочем, как и сама жизнь Юрия Николаевича.
Фундаментальный труд Юрия Николаевича Рериха «История Средней Азии» (в трех томах) обобщает и систематизирует огромный фактический материал и исследовательский опыт. Он охватывает период со времен палеолита до конца XIV века и дает описание кочевой Азии как природного, исторического и культурного целого. Написанный с позиций новой методологии, труд Юрия Николаевича Рериха приобретает особую актуальность в наши дни, когда формируется новое качественное состояние человечества – глобальный мир.
Работа Юрия Николаевича Рериха «Тибетская живопись», впервые изданная в 1925 году в Париже на английском языке, на протяжении десятилетий остается одним из основных трудов по буддийской иконографии. В новое издание включено Приложение, представляющее собой описание коллекции буддийской живописи МЦР. Богатый иллюстративный материал и доступный стиль изложения делают это издание полезным как специалистам-востоковедам, так и всем, кто интересуется культурой и искусством Тибета и Центральной Азии.
«Тибетская живопись», а также книга Л.В. Шапошниковой «Тернистый путь Красоты», рассказывающая о творчестве земном и его связи с Творчеством Космическим, стали лауреатами конкурса Ассоциации книгоиздателей России за 2002 год.
Юбилей основателя Центра-Музея, С.Н. Рериха – живописца, просветителя, общественного деятеля, человека разносторонних дарований, чье имя широко известно во всем мире, был также встречен издателями на должном уровне. Издания, приуроченные к его столетию, раскрывают новые, незнакомые грани удивительной личности Святослава Рериха – философа, мыслителя, теоретика искусства. Внимательный читатель, который познакомится с его размышлениями, представленными в книге «Искусство и Жизнь», изданной на русском и английском языках, поймет, что в своей жизни Святослав Николаевич много работал над философскими и нравственными проблемами. Именно в постоянном следовании высоким нравственным принципам и идеалам, в неослабевающем стремлении к самосовершенствованию и поисках Красоты во всех проявлениях жизни следует искать ключ как к его творчеству, так и ко всей многосторонней деятельности.
Более 900 писем за 1912–1992 гг., хранящихся в отделе рукописей МЦР, раскрывают нам Святослава Рериха-человека, унаследовавшего от своих великих родителей доброе, понимающее сердце, удивительную скромность и не знающий покоя пытливый ум. Эта искренняя заинтересованность Святослава Николаевича всем происходящим, любовь к миру и людям явственно ощущается в его письмах, за строками которых стоит очень многое – восхищение красотами окружающей природы и ее обитателями, забота и беспокойство о своих близких, стремление увидеться с далекими друзьями, сопереживание их бедам или радость о том, что у них все хорошо. Даже простое «Берегите себя» или «В мыслях я всегда с Вами», вышедшее из-под его пера, – не просто формальные строки, полагающиеся по законам эпистолярного жанра. За ними стоят движения души автора, посылки его сердца. Аура писем Святослава Рериха наполнена светом. Они пронизаны доброжелательным отношением к жизни, той внутренней радостью, которая рождается из осознания своей сопричастности Высшему, реализации творческих возможностей и следования путем новой жизни. Значительная их часть написана на английском языке и адресована сотрудникам культурно-просветительских организаций, созданных Н.К. и Е.И. Рерихами в США и Европе, индийским ученым и общественным деятелям. Письма на русском языке преимущественно адресованы Е.И., Н.К. и Ю.Н. Рерихам, Г.Ф. Лукину, П.Ф. Беликову.
Особый интерес представляют письма С.Н.Рериха, адресованные деятелю рериховского движения Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, которые вместе с встречными письмами г-жи Кэмпбелл составили отдельное четырехтомное издание (2013 – наст. время). Это богатый биографический материал, уникальный исторический документ, охватывающий полувековой период распространения рериховских идей, и увлекательнейшее чтение: живой пример взаимного доверия и человечности, самоотверженного служения и преданности высоким идеалам, а также умения смотреть на жизнь с позиции духовных явлений. Письма представляют огромную философскую ценность и способствуют лучшему пониманию личности Святослава Рериха и его эволюционной миссии.
Составившие сборник «Индийская живопись» статьи и монография «Искусство долины Кулу» знакомят читателя с еще одной, прежде малоизвестной гранью научно-художественного наследия Святослава Николаевича Рериха.
|
|
Выпущен двухтомный каталог картин из собрания Центра-Музея. Издание является первым научным каталогом Музея имени Н.К.Рериха и содержит подробные сведения и комментарии о живописных произведениях и рисунках Н.К., С.Н., Ю.Н. и Е.И.Рерихов. Большая часть этих художественных произведений предстает перед специалистами и широкой публикой впервые, что значительно расширяет сведения о творческой деятельности всех членов семьи Рерихов и дает импульс к ее дальнейшему исследованию.
Издание адресовано специалистам в области искусства и культуры, рериховедам и почитателям творчества семьи Рерихов. Параллельно с этой работой была подготовлена и издана книга Д.Ю. Ревякина «Гибнущее наследие», которая явилась первым подробным исследованием истории и судьбы художественных ценностей из московской квартиры выдающегося ученого-востоковеда Юрия Николаевича Рериха.
Помимо работы с наследием Рерихов, Публикаторский отдел занимается изданием материалов ежегодных международных научно-общественных конференций и каталогов выставок современных художников-космистов, проводящихся в Центре-Музее.
К 50-летию творческой деятельности генерального директора Центра-Музея Л.В. Шапошниковой Публикаторский отдел издал двухтомный сборник статей «Держава Рерихов», посвященный рериховскому наследию, особенностям философской системы Живой Этики и проблемам нового космического мировоззрения. К 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха вышли книги «Меч мужества» и «По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха» под редакцией Л.В. Шапошниковой. 130-летие со дня рождения выдающегося русского мыслителя и писателя Елены Ивановны Рерих было отмечено выходом биобиблиографического указателя и сборника статей «Сотрудница Космических Сил».
|
В 2010 году выпущена книга «От Молотова до Лаврова. Ненаписанные воспоминания Юлия Воронцова», посвященная блестящей деятельности первого президента МЦР Ю.М. Воронцова на поприще советской, российской и мировой дипломатии.
В 2011 году к дате 85-летнего юбилея Л.В. Шапошниковой вышел сборник ее докладов «Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов», книга «Земное творчество космической эволюции», а также биобиблиографический указатель «Людмила Васильевна Шапошникова».
Блистательный писательский талант, обширные познания и пытливый ум философа позволили Людмиле Васильевне создать целый ряд выдающихся произведений, помогающих читателю осмыслить важнейшие положения Живой Этики и стимулирующих его собственные размышления о происходящем на нашей планете. В своем последнем интервью на вопрос: «Что лично Вы привнесли в понимание философии Рерихов?» – она ответила: «Мне кажется, ничего я не привнесла. Но написала так, что многие сложные вещи стали понятны каждому человеку. Ведь Рерихов читать очень непросто». В 2012–2015 гг. публикаторским отделом были изданы следующие книги Л.В.Шапошниковой, посвященные проблемам нового космического мировоззрения: «Вестники Космической эволюции» (2012), «Метаисторическая живопись Н.К.Рериха» (2013), «Сожжение тьмы» (2014), «Свет и тернии Космического пути планеты Земля» (2015), «Меч Мира» (2015).
Трагические события, случившиеся с общественным Музеем весной 2017 года, осложнили, но не остановили работу отдела. В 2018 году увидел свет первый том эпистолярного наследия Н.К.Рериха, являющегося неотъемлемой частью его творческой деятельности, в 2020-м – второй. Это наследие весьма велико и уникально по своей философской глубине, духовно-нравственному наполнению и широчайшему спектру затронутых в нем тем. Письма проливают немало света на дружеские и деловые связи Николая Константиновича, содержат ценнейшие сведения о его творчестве, восприятии текущих мировых событий, философских воззрениях и, конечно же, широкой научной, художественной и общественной деятельности. Н.К.Рерих вел обширную переписку с известными художниками, писателями, учеными, общественными деятелями своего времени. В круг его адресатов входили также родственники, друзья, сотрудники созданных им культурно-просветительских учреждений. Всего в ОР МЦР насчитывается 1672 письма за 1896–1947 годы.
За годы работы публикаторским отделом был выпущен широкий ассортимент изобразительной продукции — каталоги, альбомы, открытки, календари, постеры, сувенирные наборы, которые знакомят любителей искусства с коллекцией Центра-Музея имени Н.К. Рериха, собраниями полотен Николая Рериха в различных музеях мира, а также основными сериями его картин («Майтрейя», «Знамена Востока», «Санкта» и т.д.).
«Если мы скажем друзьям нашим: «Любите книгу», «Любите книгу всем сердцем вашим и почитайте сокровищем вашим», то в этом древнем завете мы выразим то, что настоятельно нужно в наши дни, когда ум человеческий обращается так ревностно к поискам о Культуре», – писал Н.К. Рерих в своем очерке «Любите книгу». В наш век отрывочных знаний, гигантских цифр и бездушных фактов книги, несущие человечеству Свет мудрости, дороги вдвойне.
Сотрудники отдела желают читателям, которым близки идеи, изложенные в рериховском наследии, найти этим бесценным духовным сокровищам достойное место не только на книжной полке, но и в своем сердце.
|
||
|