Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Святослав Николаевич Рерих




С.Н.Рерих

С.Н. Рерих в верховьях
долины Кулу

После 1947 года С.Н. Рерих проводит большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. «Я рад отметить, что Правительство Индии с симпатией относится к тем целям, которые мы имеем в виду, и одобряет Пакт Рериха <…> Я очень хочу сейчас, чтобы именно эта страна и именно в это время могла стать активным борцом за культурные принципы, содержащиеся в этом Пакте <…>», – писал С.Н. Рерих одному из лидеров Индии Х. Кабиру. Благодаря усилиям С.Н. Рериха в августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет С.Н. Рерих активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И.М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.


С.Н.Рерих. «Искусство и жизнь». Издание МЦР, 2004

Святослав Николаевич принимал самое деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати». Возглавляя работу естественно-научного отдела, он проводит уникальные изыскания в различных областях естественно-научного знания. Этому способствовал редкостный дар духовного синтеза, которым он обладал. В основе естественно-научных интересов С.Н. Рериха лежало глубоко философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими закономерностями. Круг его научных интересов поражает: орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и ее алхимические истоки, астрология, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология. Такая многообразная деятельность Рериха-ученого говорит о его несомненной принадлежности к плеяде крупных натуралистов.

Все художественное и литературное творчество С.Н. Рериха, его научная, педагогическая и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Сказать, что Святослав Николаевич был только ее последователем – значит сказать очень мало. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят свое отражение не только на страницах его очерков и дневников, но и в пространстве всего изобразительного творчества художника.

«<…> истина в Красоте, – сказано в одной из книг Живой Этики. – Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою». Красота, ее суть, ее роль в эволюционном развитии человечества и связанные с этим энергетические процессы составляли основу философских взглядов С.Н. Рериха. Его как художника и мыслителя привлекала в первую очередь тайна Красоты рукотворной. «Великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся из них. <…> Невыразимая аура славы излучается великим произведением, – рассказывал Святослав Николаевич. – Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. <...> Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».

Святослав Николаевич был убежден, что Красота не может быть создана без высшего идеала. Разрушение этого идеала – духовного или эстетического – приводит к обезображиванию жизни, к гибели ее эволюционного стержня.

Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, в том числе Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка.

Святослав Николаевич отмечал: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <...> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству». Начиная с 1977 года С.Н. Рерих оказывал школе финансовую поддержку.

С.Н.Рерих на выставке в Москве. 1984
С.Н. Рерих около своей картины
«Канченджанга. Тайный час».
Москва. 23 октября 1984 г.

Святослав Николаевич хорошо известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета.

За выдающиеся достижения в области культуры, а также за вклад в дело мира С.Н. Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден «Дружба народов», орден «Мадарский конник», учрежденный Государственным Советом Болгарии. Святослав Николаевич Рерих являлся лауреатом Международной премии Дж. Неру, кавалером болгарского ордена Кирилла и Мефодия, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

Первая выставка картин С.Н. Рериха на Родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа. Начиная с 1970-х годов выставки его живописи регулярно проходили по городам Советского Союза.

В 1989 году в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов. В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, он передал СФР бесценное наследие свой семьи [1] – картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи. В 1991 году, по инициативе С.Н.Рериха, в связи с распадом СССР, на базе наследия, ранее переданного Советскому Фонду Рерихов, был создан Международный Центр Рерихов, которому Святослав Николаевич своей доверенностью от 27 апреля 1992 года, а в дальнейшем своим распоряжением от 22 октября 1992 года [2] передал это наследие. Именно оно составило основу постоянной экспозиции негосударственного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, деятельность которого строится на принципах, заложенных Святославом Николаевичем. Святослав Николаевич Рерих был и до сих пор остается почетным президентом Международного Центра Рерихов.

С.Н. Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года.

Примечания:


PAGES  Биография: 12Хронология|Библиография

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов