Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Становление Музея

Становление Музея

Летом 1989 года в Москву из Индии привезли письмо известного художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха, опубликованное вскоре в газете «Советская культура» под названием «Медлить нельзя!». Святослав Николаевич предлагал создать в столице общественный центр­-музей имени Николая Константиновича Рериха.

Письмо С.Н.Рериха «Медлить нельзя!», опубликованное
в газете «Советская Россия» от 29 июля 1989 г.

В письме излагались основополагающие принципы организации и концепция нового музея. Отмечая, что «центр – это порождение нового времени, новых задач», Святослав Рерих писал: «Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. <…> Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации. <…> Подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей».

По убеждению Святослава Николаевича, музей должен был стать «живым Центром», занимающимся многогранной деятельностью: «Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки – картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны быть представлены постоянно. При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел. <…> Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. <…> Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И. Рерихов, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей».

Для содержания музея Святослав Рерих предлагал создать специальный фонд: «Мне весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство Центра. Средства Фонда (который в перспективе мог бы стать международным) на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-­учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха <…> из добровольных пожертвований граждан <…> Таким образом, Фонд имени Рериха и обеспечиваемый им Центр-Музей смогли бы содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления».

Слева направо: Д.Р.Рерих, Р.М. и М.С. Горбачевы, С.Н.Рерих.
Кремль. 1987

Совет Министров СССР поддержал инициативу Святослава Николаевича. В октябре 1989 года был организован Советский Фонд Рерихов, председателем которого стал Б.С. Угаров, президент Академии художеств СССР. В ноябре того же года Святослав Николаевич встречался в Кремле с Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Сергеевичем Горбачевым и его супругой Раисой Максимовной. В этом же месяце вышло Постановление Совета Министров СССР по общественному Музею имени Н.К. Рериха и Советскому Фонду Рерихов (СФР), а месяцем позже Мосгорисполком своим решением передал в распоряжение СФР старинную усадьбу Лопухиных, выбранную для музея самим Святославом Николаевичем. Главное здание усадьбы, предназначенной для Музея имени Н.К. Рериха, пребывало в аварийном состоянии, и Министерству тяжелого машиностроения, один из трестов которого в нем размещался, вменялось в обязанность его отремонтировать. Права заказчика были отданы Управлению охраны памятников истории и культуры.

По поводу кандидатуры директора музея позиция Святослава Николаевича была однозначной. Он писал: «Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный».

Л.В. Шапошникова и С.Н. Рерих. Москва. 1990

В 1990 году Святослав Николаевич передал Советскому Фонду Рерихов, через свое доверенное лицо Людмилу Васильевну Шапошникову, художественно­-культурное наследие своих родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. В Москву из Индии специальным авиарейсом были отправлены картины, архив, личные вещи, реликвии, семейная библиотека. Все это, по мысли Святослава Николаевича, должно было стать содержанием будущего музея. Начало деятельности Советского Фонда Рерихов было довольно драматичным. За финансовые злоупотребления и грубые нарушения Устава был освобожден от должности один из трех заместителей председателя СФР – С.Ю. Житенев. Второй заместитель, Р.Б. Рыбаков, потребовал, чтобы культурными программами занимался собственно Фонд, а не музей, и поддержал тех членов правления, которые отказали музею в его уставном праве быть юридическим лицом. Однако через какое-­то время такое право все­-таки было оформлено, несмотря на активное противостояние председателя ревизионной комиссии А. Юферовой и члена правления М. Егоровой. Правление выразило Юферовой недоверие, а Рыбаков покинул СФР.

Несмотря на все эти трудности, были сформированы музейные отделы, начала работу библиотека, велась подготовка к открытию Оптического театра, было положено начало издательской деятельности.

Весной 1991 года представители Государственного музея искусств народов Востока (В.А. Набатчиков и О.В. Румянцева), С.Ю. Житенев, а также амбициозные и плохо информированные председатели некоторых рериховских обществ предприняли безуспешную попытку сменить руководство СФР. Тогда же, в марте 1991-го, сложились и организовались те силы, которые и по сей день продолжают выступать против Музея имени Н.К. Рериха и самой идеи общественного культурного центра. По рериховским обществам начали распространяться письма с клеветническими обвинениями в адрес директора музея и даже самого С.Н. Рериха. Узнав об этом, Святослав Николаевич в 1992 году обратился к рериховским организациям, пытаясь дать им представление о реальном положении дел. Это обращение и ряд других документов были объявлены фальшивками, а в высокие инстанции, включая и Президента России, полетела очередная порция писем против организации, созданной непосредственно под водительством Святослава Николаевича Рериха.

В 1991 году в связи с распадом СССР Советский Фонд Рерихов по личной инициативе Святослава Николаевича был переименован в Международный Центр Рерихов (МЦР). В конце того же года Министерством юстиции Российской Федерации был зарегистрирован Устав МЦР.

Центральная часть фасада
главного здания усадьбы Лопухиных. 1970-е

1993 год оказался судьбоносным и в плохом, и в хорошем смысле. В начале года в Бангалоре (Индия) скончался Святослав Николаевич, последний представитель великой семьи Рерихов. Его смерть окончательно развязала руки тем, кто действовал против МЦР, то есть против воли самого Святослава Николаевича.

Ремонт главного здания усадьбы Лопухиных задерживался. Министерство тяжелого машиностроения, реорганизованное и измененное, отказалось от своих обязательств. Заказчик прекратил финансирование работ и грозил передать здание другому арендатору. Возникла опасность потерять усадьбу.

Первая экспозиция Музея.
Заслуженный работник культуры РСФСР
Т.Г. Роттерт. 1993

На этом фоне произошли два события, определившие путь дальнейшего развития музея. МЦР добился прав заказчика (это дало ему возможность непосредственно влиять на ход ремонта и реставрации усадьбы) и заключил арендный договор на главное здание. И уже в феврале 1993 года, в день рождения Елены Ивановны Рерих, открылась первая экспозиция Музея имени Н.К. Рериха. Она разместилась в пяти небольших комнатах флигеля и представляла собой прообраз будущего Большого Музея. Многое, в том числе ремонт комнат и изготовление витрин, было сделано руками самих музейных работников. В том, первом, музее разместилась незначительная часть экспонатов. Картины Н.К. Рериха придали необычный и привлекательный вид экспозиции, где впервые обрел свое постоянное место его триптих «Fiat Rex» («Да здравствует Король»). В трех витринах были представлены архивные документы, реликвии, личные вещи Рерихов, книги из семейной библиотеки и фотографии. Музей получился небольшой, но интересный. Популярность его быстро росла. О нем писали и говорили.


PAGES  Путь к Музею: 12|Становление Музея: 123|Развитие музея

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов