|
Космос, яркий и многоцветный, всеми красками радуги переливается на фризе зала Знамени Мира. Голубое свечение рождающихся звезд, мерцание далеких галактик, загадочные туманности… «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха», – записал в бортжурнале Юрий Гагарин, первый человек, побывавший в Космосе.
В центре зала – вращающаяся модель земного шара – наша Планета, наш общий дом в пространстве Космоса. На светящейся орбите – модели орбитальной космической станции «Мир» и космического корабля «Спейс Шаттл».
И главный объединяющий экспонат зала – Знамя Мира – «на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы» (Н.К. Рерих). Триединство важнейших понятий эволюции: прошлого, настоящего и будущего; человека, планеты и космоса; искусства, науки и религии. Знамя Культуры, которое поднял над Землей Н.К. Рерих.
Почтовая открытка по эскизу Н.К. Рериха «Pax culture». 1931 |
«По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно, – писал он после путешествия по древнерусским городам. – Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного <…> Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной».
Выступая в различных обществах, печатая свои очерки и статьи, он обращается к русской интеллигенции с призывом «узнать и полюбить Русь», беречь и защищать древние сокровища – национальное достояние России. Он убежден в том, что «не знающий прошлого не может мыслить о будущем». «В жизни нашей многое сбилось, спутались многие основы, – пишет Рерих. – Наше искусство наполнилось самыми извращенными понятиями. И старина, правильно понятая, может быть доброй почвой не только научной и художественной, но и оплотом жизни в ее ближайших шагах».
Николай Константинович участвует в работе многих съездов и собраний, комиссий и комитетов в защиту искусства. «С тех пор, учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния».
Болью в сердце художника отзывается известие о первой мировой войне, несущей с собой смерть и разрушение. «Война с произведениями искусства, с книгами, картинами, статуями, памятниками зодчества… Может ли представить себе человеческий ум что-либо более чудовищное и омерзительное!» Ко всем нациям в годы войны Рерих обращается с призывами о защите сокровищ искусства и науки. Всем творчеством своим утверждает необходимость охранять духовное наследие народов.
«…Думаем мы не во имя «вчера», но во имя «завтра»… – в 1916 году пишет Рерих. – Прежде всего имеем ли право говорить об искусстве? В дни великой борьбы, когда, казалось бы, умолкает искусство… Но подлинное искусство – не глупая роскошь. Молящийся богу правды и красоты – не мот. Искусство – потребность. Искусство – жизнь... Если искусство служит Родине, то, конечно, следует перед ним поклониться. А служение это, конечно, не в служебных изображениях, но в возвышении вкуса, в росте самосознания, в подъеме духа. В подготовке высоких путей».
Уже во время русско-японской войны возникла у Рериха мысль о необходимости специального договора по охране памятников культуры. Сразу же после начала первой мировой войны Рерих обращается к правительствам России и других стран с предложением заключить международное соглашение об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. И хотя это предложение так и не получило должной поддержки, от своей идеи Рерих не отказывается и возвращается к ней сразу по окончании Центрально-Азиатской экспедиции.
В 1929 году в сотрудничестве с рядом европейских юристов Н.К. Рерих подготовил и опубликовал на нескольких языках проект Пакта об охране художественных и научных мировых сокровищ. Текст соглашения сопровождался обращением художника к правительствам и народам всех стран с призывом присоединиться к Пакту, в котором для идентификации объектов охраны был предложен отличительный знак – Знамя Мира (красная окружность на белом фоне с тремя красными кругами в середине).
«Задолго до Красного Креста были больницы и врачи, – писал Николай Константинович, – но потребовался призывный, объединяющий символ, и никто не будет отрицать, что Знамя Красного Креста сослужило всенародную пользу. Народу нужно Знамя, нужен ободряющий призыв, особенно теперь, в век народоправства. Вот и Знамя Мира напоминает народу о нужнейшем – о Мире, о Культуре <…> Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному, бодрому сотрудничеству <…> Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: «Не тронь – здесь всенародное достояние».
Рерих называл Знамя Мира Красным Крестом Культуры. «Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье».
|
||
|