|
Зал-прелюдия, зал-эпиграф, в овальном синем пространстве которого загадочно мерцает кристалл горного хрусталя. На мгновение кристалл гаснет, словно замирает в тишине, в следующий момент торжественно вспыхивает сияющими лучами. Так пульсирует человеческое сердце, сливаясь в едином биении с ритмом планеты, с ритмом Космоса.
Н. Волкова. Гибель Атлантиды. 1997 |
И подчиняясь этому космическому ритму, одна за другой возникают перед нами удивительные картины, чарующие своей легкостью и утонченностью. Прозрачные фигуры, словно сотканные из золотых лучей; загадочные символы, скрывающие в себе «смутную догадку о будущем человечества» (К. Циолковский); спираль, объединяющая в своем стремительном движении все полотна и уходящая в глубину Беспредельности.
Словно «высвеченная иными мирами» (П. Флоренский), предстает перед нами наша действительность, наше прошлое, настоящее и будущее. В символических образах на полотнах художницы представлены этапы духовно-культурной эволюции человечества, идеи которой нашли воплощение в философии космической реальности, принесенной в мир Рерихами.
К далекому прошлому планеты обращает нас первая картина. На ней оживает легенда о гибели Атлантиды.
Жители прекрасной страны, достигнув необыкновенных высот в своем развитии, забыли о Великих Законах Космоса, утратили свою связь с духом, с божественным началом. Живя «во имя свое», они встали на путь разрушения – и волны прорвавшегося хаоса затопили Атлантиду.
Черный диск тьмы закрыл сияющее солнце. Последние вершины погружаются в пучину океана. Но бессмертна искра Духа, не подвластны разрушению любовь и красота, не должен погаснуть огонь знания. Вдохновенная молитва возносит ввысь тонкий стан жрицы. В жертвенном забвении себя предается она небесам, и ее внутреннему взору открывается будущее...
Н. Волкова. Рождение Афродиты. 1997 |
Могучая волна, последний отзвук затихающей стихии, в стремительном движении выносит на поверхность океана легкую ладью. Юная девушка, «темного хаоса светлая дочь» (Вл. Соловьев), словно богиня, рожденная из пены морской, правит радостный бег ладьи. Священная птица ибис – символ мудрости – вглядывается вдаль. Резвый дельфин сопровождает ладью, утверждая продолжение жизни. С гребня волны бесстрастно взирает царственный змей, символизируя начало нового витка в бесконечной спирали космической эволюции человечества.
Новая красота и новый мир земной культуры – на следующей картине художницы. Перед нами символическое изображение Древнего Египта, высокая культура которого стала преемницей исчезнувшей культуры атлантов.
Окруженная древнейшими символами, в сияющем солнечном кольце восседает прекрасная жрица. Ее голову венчает диадема со священным змеем – символом мудрости и владения высокими знаниями. В ее прическе – страусовое перо богини истины Маат, символ хрупкости равновесия и гармонии нашего мира. Один из солнечных лучей благословляет жрицу и передает ей ключ вечности анкх, другой касается жертвенника, и на нем распускается прекрасный лотос.
Н. Волкова. Древний Египет. 1997 |
Древний Египет – страница ранней истории человечества, более похожей на небесную, нежели на земную. Древний человек чувствовал свое неразрывное единство с Космосом, с планетой, на которой он жил, с природой, которая его окружала. Он познавал мир в единстве, во всей его целостности, как неутомимый мыслитель, как пытливый ученый и тонкий художник. Целостное, образное познание мира звучало в нем мифами и мифологическими образами. Эти образы были многогранны, сложны, но за ними всегда стояла реальность – та реальность, к познанию которой приближался человек.
Знания лежат в основе эволюционного продвижения человечества. И во всей его истории, несмотря на различные отклонения и искажения, знание ценилось выше всего. Божественные наставники и культурные герои мифов, мудрецы и подвижники, Учителя человечества на протяжении сотен веков приносили в мир духовные знания, светом истины озаряя человечеству путь в будущее.
Н. Волкова. Будда и небесный Ганг. 1997 |
Около 2,5 тысяч лет назад Великий индийский Учитель Гаутама Будда дал миру учение совершенного строения жизни, поведал о законах великой материи и эволюции мира.
Символически-утонченный и прекрасный облик Будды предстает перед нами на картине художницы. Золотистый капюшон кобры над его головой – символ преображения, знак победы духа над плотной материей – свидетельствует о просветлении, о достижении высшего знания, мудрости. Благословенным потоком изливается с ладони Учителя в мир его Учение, преисполненное беспредельной любви и сострадания к людям.
Причиной всех человеческих страданий, утверждал Будда, является невежество, ибо оно заставляет нас ценить то, что недостойно быть ценимым, страдать там, где не должно быть страдания. Невежество – величайшее преступление, ибо оно заставляет нас проводить жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным – самосовершенствованием на основе познания своей природы и её глубинных связей с Мирозданием.
Человек – часть и отображение Космоса, учил Будда, и, подобно ему, безграничен в своих возможностях. Наши жизни – это следствия наших мыслей, слов и действий. Отсюда колоссальная ответственность человека перед всем сущим, и, прежде всего, перед самим собою. Истинного прогресса, эволюции можно достичь только личными усилиями, лишь путем реального сознательного труда и саморазвития.
Своей жизнью, примером своего личного труда воздействовал на окружающих Будда, и в этом заключалась мощь его воздействия.
Предшественник современных ученых во многих областях знаний, Будда утверждал, что вся Вселенная существует лишь взаимодействием своих энергий. Ничто не существует вне сотрудничества. Общины, создаваемые им, воспитывали людей мужественных, бесстрашных, преисполненных высокими стремлениями и любовью к людям. Будда заповедал мировую общину как эволюцию человечества.
«Владыкой колеса Благого Закона», «Львом Закона» называли Будду. Указав целью эволюции сознательное сотрудничество с Космосом и общение с дальними мирами, Великий индийский Учитель дал человечеству путь духовного совершенствования.
|
||
|