рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|4|5|Виртуальный тур

Караван Центрально-Азиатской экспедиции 1925 - 1928 гг.
Караван Центрально-Азиатской экспедиции 1925 – 1928 гг.

Центрально-Азиатская экспедиция стала главным свершением в жизни Н.К. Рериха. Вся его жизнь до экспедиции была подготовкой к ней, вся последующая – работой над ее результатами.

Караван экспедиции в 20-е годы XX столетия, выйдя из Индии, прошел через Сикким, Кашмир, Ладакх, Синьцзян (Китайский Туркестан), Джунгарию, Алтай, Монголию, Цайдам, Тибет и вновь вернулся в Индию. На рельефном макете карты в центре зала цепочкой красных огоньков обозначен путь, который прошла экспедиция по высочайшим горам, необъятным пустыням и бескрайним степям Азии.

«Никакой музей, – записал художник в одном из своих экспедиционных дневников, – никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности».

«Истинные впечатления действительности» лежат в основе всего творчества Рериха – литературных очерков, дневниковых записей, удивительных картин, в которых точная научная информация дается вдохновенной рукой художника.

Монастырь Тиксе. Ладак. Фото Л.В.Шапошниковой
Монастырь Тиксе. Ладак. Фото Л.В. Шапошниковой
В зале Центрально-Азиатской экспедиции можно увидеть живописные полотна Николая Константиновича; фотографии, которые рассказывают о событиях на маршруте; коллекцию древностей и реликвии Востока; предметы, прошедшие с путешественниками всю Азию; книги, посвященные экспедиции.

«Истинные впечатления действительности» оживают и на красочных фотографиях, представленных в зале. Снимки сделаны Л.В. Шапошниковой, директором Музея имени Н.К. Рериха. Ученый-индолог, академик РАЕН и РАКЦ, исследователь творческого и научного наследия Н.К. Рериха, Людмила Васильевна в конце 1970-х годов прошла маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. Большие яркие фотографии наглядно иллюстрируют дневниковые записи Николая Константиновича.

Востоком, и в особенности Индией, художник серьезно заинтересовался еще в молодости. Он был убежден в том, что в глубокой древности существовал общий источник, сформировавший славянскую и индийскую культуры. От русской жизни «пройти по новому направлению к истокам индийского искусства и жизни» – эта перспектива увлекала и волновала его. Путешествие на Восток становилось неизбежным.

В 1918 году из Финляндии Николай Константинович с Еленой Ивановной и сыновьями едет в Скандинавские страны, затем в Англию, в Америку, Францию. Это был период подготовки к главному путешествию его жизни. Были налажены тесные контакты с востоковедами Америки и Европы, со многими индийскими деятелями искусства и науки. Выставки-продажи картин, культурные начинания в Америке, создание Нью-йоркского Музея Николая Рериха обеспечили материальные возможности для организации экспедиции.

2 декабря 1923 года в гавань Бомбея вошел пароход «Македония». Среди пассажиров, сошедших с трапа, был и Н.К. Рерих с семьей.

В течение месяца Рерихи путешествовали по Индии. Утонченную красоту древней индийской культуры не смогли погубить ни иноземное господство, ни наступление современной цивилизации. «В усвоении песенного лада, в характере зова, в движениях вы видите старую мощную культуру, – записывал художник в своем дневнике. – И никакого Рима и Греции не было, когда цвела Индия». Индия стала начальным и конечным пунктом Центрально-Азиатской экспедиции.

В конце 1923 года они прибыли в Дарджилинг – небольшой городок в предгорьях Восточных Гималаев. Когда в поисках подходящего дома поднялись по склону горы, которая называлась «Березовой», вдруг заклубился туман, до этого плотно закрывавший горы, – и возникли сияющие вершины Канченджанги. На мгновение исчезло время – и вспомнилась юность, дом в Изваре и картина, висевшая в одной из комнат…


Страницы 1|2|3|4|5|Виртуальный тур



Наши партнёры