|
Е.И. и Ю.Н. Рерихи во время
Центрально-Азиатской экспедиции |
Экспедиция прошла 25 тысяч километров. Пересекла две пустыни. Преодолела 35 горных перевалов, многие из которых путешественники впервые нанесли на карту. Был собран огромный научный материал. И этот материал был отобран и осмыслен Н.К. Рерихом с широкой философской точки зрения. Именно это обстоятельство определило научную уникальность Центрально-Азиатской экспедиции.
За время путешествия Н.К. Рерих создал более 500 картин, этюдов, рисунков. Ни одна экспедиция не была так отражена в прекрасных живописных полотнах, как Центрально-Азиатская. Мир прошлого и настоящего Рерих исследовал мыслью ученого и провидческим воображением художника. Сочетая легенды с реальными фактами, в картинах и экспедиционных дневниках художник обозначил важнейшие для нашего времени и нашей планеты вехи космической эволюции человечества.
Будда Майтрейя |
«Ведь и прошлое, и будущее не только не исключают друг друга, но наоборот, лишь взаимоукрепляют, – писал художник. – Как не оценить и не восхититься достижениями древних культур! Чудесные камни сохранили вдохновенный иероглиф, всегда применимый, как всегда приложима Истина».
Он отмечал то важное, непреходящее, что не исчезает со временем, а становится связующим мостом между прошлым, настоящим и будущим. Как отмечает Л.В. Шапошникова, в основе этого непреходящего, вечного, лежало коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и накопления их труда. Это то, что составляет «чудесные камни» человеческой культуры.
Фрагмент витрины |
Если знак злобы – минус, острый, как пронзающая стрела, то знак любви – плюс, вечный пылающий крест, который с незапамятных времен проливал свет на сознание и содействовал подъему жизни».
Судьбы Востока и Запада переплетались на протяжении многих тысячелетий человеческой истории. Усиленному культурному взаимодействию Запада и Востока способствовали кочевые племена.
| |
«Зверинный стиль». Предмет
из коллекции семьи Рерихов |
Рерихи были первыми учеными, обнаружившими «звериный стиль» в Тибете. Коллекция предметов «звериного стиля», найденная экспедицией в этом районе, представлена в витрине зала.
Николай Константинович считал, что подвижность народов, так же как и изменчивость поверхности самой планеты, подчиняется действию единых космических законов. По древним путям планеты с самой глубокой древности катились волны переселенцев. Следы этих миграций отмечали петроглифы, загадочные мегалиты, древние погребения. Знаками Великих путников называл их художник. На скалах Алтая, Монголии, Ладака, Китайского Туркестана были высечены круторогие горные козлы, лучники, пляшущие фигурки. Такие же петроглифы Рерих видел в Скандинавии, Венгрии, Америке.
Открытие древних менгиров в Тибете вело его в Европу. «Когда меня спрашивали: «Почему вы так радуетесь этим менгирам?» – я отвечал: «Потому что моя карта сказок была подтверждена. Когда в одной руке вы держите конец волшебной нити в Карнаке, разве не радость обнаружить ее начало в Транс-Гималаях?» «Картой сказок» он называл предполагаемый им маршрут движений народов.
Рерих был убежден, что культура обоих миров имела общий древнейший источник и что этот источник находился именно на Востоке. «… Именно нагория Гималаев и Трансгималаев были одним из главных пунктов переселения народов …».
Не разъединение, а объединение. Не противостояние, а гармоничное слияние. «Идея Востока и Запада, – писал Николай Константинович, –
| |
Н.К. Рерих. Гималаи (Розовые вершины). 1947 |
Экспедиция изучала не только памятники материальной культуры. Путешественники собрали множество легенд и сказаний, в которых нашли свое отражение народные мечтания и устремления – к справедливости, к лучшему будущему, к торжеству добра над злом. В сказаниях о Майтрейе, в легендах о подвигах великого героя Гессер-хана, в преданиях о заповедной стране Шамбале и Беловодье таилась глубочайшая философская мысль о великом единстве человека, планеты и космоса.
«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – писал Н.К. Рерих. Маршрут Центрально-Азиатской экспедиции объединил в одно целое регионы, казалось бы, совершенно различные по политическому, социально-экономическому, культурному развитию – Индию, Китай, советскую Сибирь, Монголию, Тибет. Но в этих древнейших районах Азии сохранилось то непреходящее и крепкое, на что должно опираться эволюционное будущее – живые ростки древней духовной культуры и энергетика самых высоких гор планеты; мифы и легенды, за которыми скрыта далекая и близкая реальность; красота первозданной природы и красота, создававшаяся руками человека в течение тысячелетий.
«Как ни странно звучит это утверждение, – пишет Л.В. Шапошникова, – но маршрут Центрально-Азиатской экспедиции был проложен по коридору космической эволюции человечества. Земное и космическое как бы соприкоснулись на нем <…> Экспедиция создала энергетическое поле для формирования будущих центров культуры на охваченном ею пространстве. Она заложила энергетические магниты будущего Нового Мира».
|
||
|