рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|4|Виртуальный тур

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1934
С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1934

Весной 1945 года мир праздновал Победу. Рерих пришел к ней вместе с Родиной. Он стоял на своем Дозоре в Гималаях, но был неотделим от того, что переносила и претерпевала Родина. «Если человек любит родину, – писал художник, – он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле, чем полно сердце».

Николай Константинович ни разу не отступил от предназначенного ему. Дозор, на котором он стоял, был труден и безвестен. «Но пока холодно на вышке, – писал он. – Точно забытый, точно покинутый, точно ненужный! <…> Кто знает, не ушли ли вообще? Не переменилось ли вообще настроение? Не забыли ли об одинокой вышке? И знаю, что не забудут, знаю, что вышка эта очень нужна. Но холодно на вышке. Ветер пронзителен…». Чтобы стоять на такой «вышке», нужны были великое мужество и великая любовь. Русский художник обладал и тем, и другим.

В зале Кулу находится портрет Рериха, написанный его младшим сыном, Святославом Николаевичем. Учителем, мудрым наставником был для своих сыновей Николай Константинович. На картине он погружен в чтение, за его спиной – причудливые знаки, напоминающие восточные символы. Большая древняя книга – словно «Книга Жизни» с его собственной картины. Только открыта она на первой странице…

«Николай Константинович всегда думал, – скажет о нем его младший сын, – что в конце концов главная задача жизни – это самоусовершенствование. <…> Он всегда работал над самим собой прежде всего. Он хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совершенным человеком. И в этом он преуспел».

Заканчивался Великий индийский путь Николая Константиновича Рериха. Начинался путь на Родину.

«Гималаи, разрешите еще раз послать Вам сердечное восхищение. Также, вся прекрасная Индия, позволь еще раз послать тебе привет за все то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и рощи, и старинные города, и священные реки, и великие люди».

Николай Константинович подал прошение о визе и стал собираться в дальний путь. Все было подготовлено, картины упакованы. Но виза задерживалась. Ответа не было…

Н.К.Рерих. Гуга Чохан. 1933
Н.К. Рерих. Гуга Чохан. 1933
В 1947 году Николай Константинович тяжело заболел, 13 декабря его не стало.

Когда-то Родина провожала Рериха словами Николая Асеева:

Тому, кто шел на безымянный берег,
В могилу клали: меч, копье и лук.
Кто ж на щиты тебя поднимет, Рерих,
Последний, может, рюриковский внук?
Вели коня в седле за павшим князем,
И посреди вонзенных в землю стрел
Гроб на костре слагали, а не наземь,
Чтоб он при всех в живом огне сгорел…

Стихи оказались пророческими. На склоне горы, чуть пониже виллы, стоит камень серого гранита. «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. Ом Рам», – гласит надпись на камне.

После смерти Николая Константиновича Елена Ивановна вместе с Юрием покинули долину Кулу и уехали в Восточные Гималаи, в небольшой городок Калимпонг.

Украшения из коллекции Е.И.Рерих
Украшения из коллекции Е.И. Рерих
Там, в скромном домике, из окон которого видны были сверкающие снега священной Канченджанги, Елена Ивановна неустанно продолжала работать. Она работала над книгами Живой Этики, писала письма – многие сотни писем, посланные самым различным корреспондентам, носящие личный, деловой, философский характер. Она обладала удивительным даром просветителя, способностью о самом сложном сказать простыми и понятными словами. Письма Елены Ивановны стали необходимым дополнением к книгам Живой Этики, в них раскрываются многие её положения.

Живя в Гималаях, отделенная от Родины огромным расстоянием, она никогда не порывала с ней связь ни духовно, ни сердечно. Она хорошо понимала совершаемое в России. «Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость и защиту Отца небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен духовный подъем, то по своему смыслу и качеству он будет иным <…>, – писала Елена Ивановна, – и чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы, обоснованные разумом и логикой. Нельзя закрывать глаза, что большой сдвиг произошел в сознании масс. Ведь страдания – великий учитель и трансмутатор. Не серенькая спокойная жизнь просвещает нас».

С.Н.Рерих. Автопортрет. [1940-е]
С.Н. Рерих. Автопортрет. 1940-е
Ее сын, Святослав Николаевич, в 1962 году писал: «После себя Е[лена].И[вановна]. оставила столько замечательных манускриптов. Они одни могут напитать целую эпоху».

Старший сын осуществил мечту отца. В 1957 году Юрий Николаевич вернулся на Родину. Человек энциклопедических познаний, крупный ученый, востоковед и филолог, он работал в Институте востоковедения Академии наук СССР до самой своей смерти в 1960 году.

Младший сын Святослав Николаевич после войны женился на прекрасной индийской актрисе Девике Рани и проживал в Индии, в Бангалоре, до своего ухода из жизни в 1993 году.

Перед нами автопортрет Святослава Николаевича. Одухотворенное лицо, красивые правильные черты, внимательный мягкий взгляд. Он тоже писал картины. И на его полотнах также возвышались горы, но взгляд сына все чаще обращался к людям, которые жили среди гор. «Танцор из Кулу», «Женский портрет на фоне пестрых скал» – на этих полотнах живет Красота. Духовная, утонченная красота народа древней Индии.

Святослав Николаевич Рерих, выполняя волю своих родителей, в 1990 году передал на Родину наследие семьи Рерихов. Он стал создателем нашего Музея.

«С полнейшим доверием обратимся к будущему <…>, – писал Н.К. Рерих. – Призовем его всей мощью духа. Ощутим, что оно – прекрасное будущее – возможно. Возможно в непреложной реальности, в стремлении к высокому качеству каждодневного труда, к радостному творчеству и добротворчеству. И не мала сила человека, приложенная к общему благу, к общему восхождению. Каждый восход зовет вперед, вперед, вперед!»


Страницы 1|2|3|4|Виртуальный тур



Наши партнёры