рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|Виртуальный тур

Н.К.Рерих - студент. 1897 - 1898
 Н.К. Рерих студент. 1897  1898
 
Н.К. Рерих. Гомер.
Из серии «Эллада». 1993

Рисовать он начал еще в раннем детстве. Первые уроки рисования давал талантливому гимназисту художник М.О. Микешин, друживший с его отцом. Ко времени окончания гимназии юноша решает стать художником.

Против такого решения выступает отец: «Россия нуждается в общественных деятелях, а не рисовальщиках».

«Семейный гордиев узел был разрешен тем, что вместо исторического факультета я поступлю на юридический, но зато буду держать экзамен и в Академию Художеств. В конце концов, получилось, что на юридическом факультете сдавались экзамены, а на историческом слушались лекции», – вспоминал позднее Николай Константинович. Одновременно он поступает в Петербургский университет и в Академию художеств.

А.И.Куинджи. Не позднее 1998
А.И. Куинджи. Не позднее 1998

Серия рисунков, которая экспонируется в зале, была создана молодым художником на первом курсе Академии художеств. В подборку вошли изображения мыслителей Древней Эллады. На титульном листе – список рисунков и надпись, сделанная рукой Николая Константиновича: «Рисовано по указанию С.А. Мирошникова. 1 серия. 1893 год».

На втором курсе преподавателем Н. Рериха становится А.И. Куинджи. «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни», – много лет спустя вспоминал Николай Константинович. В витрине зала – фотография А.И. Куинджи с дарственной надписью: «Ученику моему Николаю Рериху на память».

 «Помню, как он принял меня в мастерскую свою. Помню его, будящего в два часа ночи, чтобы предупредить об опасности. <…> Помню его стремительные возвращения, чтобы дать совет, который он, уже спустясь с шести этажей, надумал. Помню его быстрые приезды, чтобы взглянуть, не слишком ли огорчила резкая его критика. <…> Тихие долгие беседы наедине больше всего будут помниться учениками Архипа Ивановича».

Своей жизнью Куинджи утверждал в студентах понимание того, что рост творческий и рост нравственный, духовный неразделимы и взаимно обусловлены, что всякое творческое содружество – это содружество духовное и человеческое, где на первый план выходит честность, самоотверженность, сострадание и помощь друг другу.

В ноябре 1897 года закончилось время учебы Н.К. Рериха в Академии художеств. Его диплом представлен в центральной витрине. Конкурсная картина «Гонец. Восстал род на род» из жизни древней славянской Руси заслужила высокую оценку и прямо с выставки была куплена П.М. Третьяковым для его Московской галереи.

«Непременно вы должны побывать у Толстого», – гремел маститый В.В. Стасов за своим огромным заваленным столом. <…> «Что мне все ваши академические дипломы и отличия. Вот пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники. Вот это будет признание. Да и «Гонца» вашего никто не оценит, как Толстой. <…> Нечего откладывать <…> непременно едем», – вспоминал Н.К. Рерих

Необычную оценку Л.Н. Толстого заслужил «Гонец». Он сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет». Художник часто вспоминал этот совет Толстого.

Е.И.Шапошникова
Е.И. Шапошникова

В юности и даже иногда в зрелом возрасте Н.К. Рерих писал сказки. У этих сказок была одна странная особенность. Годы спустя они сбывались. Происходило необъяснимое соединение сказки с жизнью. «Детскую сказку» он написал в 18 лет, в год окончания гимназии. В ней рассказывалось о прекрасной царевне, которая жила в большом городе, и многие женихи к ней сватались, и знатные, и богатые. Но всем она отказывала. И пришел к ней певец, и спросил его царь, а что же он может дать царевне, кроме песен. Пообещал ей певец веру в себя и дальний путь. И царевне дары понравились. «Хочу веры в себя; хочу идти далеко, хочу с высокой горы смотреть на восход», – сказала царевна.

Складень Е.И.Рерих. Бронза, эмаль
Складень Е.И. Рерих. Бронза, эмаль

В 1899 году она возникла перед ним. Казалось бы, совершенно случайно и в самых несказочных обстоятельствах. Николай Константинович Рерих, начинающий художник и археолог, заехав по делам к князю Путятину в Бологое, увидел там Елену Ивановну Шапошникову, дочь вдовы архитектора. Фотография молодой Елены Ивановны – в центральной витрине зала. Елена Ивановна была уже на выданье, и к ней, как в сказке, сватались. Многие из женихов были знатны и богаты. Но Царевна мечтала о Певце.

Замуж за художника Рериха она вышла в 1901 году. И Рерих выполнил сказочные обещания Певца. Самым прекрасным из них был далекий путь. Великое путешествие, которое они совершили вместе. Много лет спустя всемирно известный художник напишет:
«Сорок лет не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».


Страницы 1|2|3|Виртуальный тур



Наши партнёры