рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 123|Виртуальный тур

Елена Шапошникова. 1889
Елена Шапошникова. 1889

Елена Ивановна Шапошникова принадлежала, по материнской линии, к знатному роду Голенищевых-Кутузовых. Ее мать, Екатерина Васильевна, приходилась двоюродной внучкой великому русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову. Герб рода и фотографии его славных представителей размещены в одной из витрин.

Здесь же – фотографии маленькой Елены и ее родителей. Родилась она в Петербурге, в семье архитектора И.И. Шапошникова. Девочка была одарена незаурядными способностями, уже в ранние годы обнаруживала склонность к музыке, искусству, философии. Она окончила Мариинскую женскую гимназию и поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу. Училась увлеченно и вдохновенно, прекрасно играла на фортепиано. Легко усваивала и понимала индийскую философию. Большинство видевших и знавших ее писали о ее уме и доброте, утонченности и той духовной силе, которая исходила от нее.

Мысли, видение, тончайшие ощущения Елены Ивановны составили внутреннюю суть того гармоничного содружества людей – женщины и мужчины, – где сам Рерих, тесно связанный с этой внутренней сутью, представлял в основном внешнюю сторону. И эта внешняя сторона, такая же необходимая, как и внутренняя, воплощалась в его картины, стихи, сказки.

Потом это содружество будет расширено. Появятся два сына: Юрий и Святослав. И в каждом из них, при всей их собственной индивидуальности, воплотится то, что входило в круг интересов их родителей.

Николай Константинович, Святослав и Юрий Рерихи. 1908
Николай Константинович, Святослав
и Юрий Рерихи. 1908

Но это в будущем. А пока мальчики учились в той же гимназии Мая, которую окончил их отец. Учебники, по которым они занимались, можно увидеть в зале. Николай Константинович и Елена Ивановна много внимания и времени уделяли воспитанию сыновей, приучали их к трудолюбию, наблюдательности, инициативе. Творческая атмосфера семьи, разнообразные интересы родителей формировали увлечения и склонности детей.

У Юрия уже в гимназические годы пробудился интерес к Востоку, к его культуре и истории. Он увлеченно занимался историей Древнего Египта и Вавилона. Мальчику специально преподавал курс известный русский египтолог Б.А. Тураев. Постепенно Юрий сосредоточился на изучении стран Азии, особенно Монголии, изучал монгольский язык и литературу под руководством монголиста А.Д. Руднева.

Святослав, или Светик, как его звали в семье, интересовался жизнью природы. Он собирал коллекции растений, камней, изучал птиц и насекомых. И эта любовь к естественным наукам сохранится на всю жизнь.

Учебники Юрия и Святослава Рерихов
Учебники Юрия и Святослава Рерихов

Оба брата много рисовали. Они писали с натуры пейзажи и портреты, копировали картины голландских художников из отцовской коллекции. Младший, Святослав, пойдет по стопам отца и будет художником. Старший, Юрий, станет ученым-востоковедом с мировым именем. Он будет знать более 30 языков, западноевропейских и восточных. Но он тоже обладал живописным даром.

Ю.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1918
Ю.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1918

Вера в человека, бережное отношение к его достоинству, уважение – вот та атмосфера, в которой росли и воспитывались сыновья. Любовь к отцу и матери составляла один из прочных устоев их жизни. Николай Константинович был для них не только отцом и наставником, но и Учителем в самом высоком смысле этого слова.

«Николай Константинович всегда ставил искусство жизни выше всякого другого искусства, – через многие десятилетия скажет младший сын художника Святослав Николаевич. – Он был не только великим художником. Он был прежде всего великим художником жизни. <…> Я бы сказал, что Николай Константинович был олицетворением достижений многих людей, собранных воедино. И трудно иногда представить себе, чтобы один человек сделал столько, сколько он сделал! <…> Он все время работал. Каждое мгновение его жизни было созидательно».

В 1906 году Н.К. Рерих получил пост директора крупнейшей художественной школы России – Школы Общества Поощрения Художеств. Энергия и организаторские способности Рериха привели к тому, что через несколько лет Школа стала одним из самых крупных демократических учебных заведений страны. Николай Константинович ввел в учебные программы уроки по общехудожественному образованию, музыке, хоровому пению, открыл сеть пригородных отделений школы, мастерских и классов, доступных для трудящейся молодежи. При Школе был открыт Музей русского искусства.

«Это чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника – Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за ту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины», – писал известный художественный критик А.Н. Бенуа в статье, опубликованной в газете «Речь» от 14 мая 1910 года.

Николай Константинович состоял членом Императорской Археологической Комиссии и многих археологических обществ Петербурга. При всей своей занятости служебными делами и археологией художник много времени уделял творчеству. Он занимался церковными росписями, рисовал декорации и эскизы костюмов для театральных постановок. Его полотна воскрешали первозданное величие родной природы. Серия рисунков северного русского пейзажа представлена в зале.

Н.К.Рерих. Заклинание огня. Эскиз
Н.К. Рерих. Заклинание огня. Эскиз. Б/д

Он писал картины, в которых оживало прошлое, – далекая эпоха на полотнах Рериха звучала отжившими голосами, наполнялась красками и формами. Но среди конкретных, узнаваемых картин прошлого появлялись полотна необычные и странные. В одной из витрин зала – эскиз к картине «Заклинание огня». Мятущаяся по неровному закопченному потолку тайной пещеры тень колдуна… Какая-то тайна, возникающая из «седого векового тумана», входила в образы, запечатленные художником на этих удивительных полотнах. Словно не история жила в них, а легенды о ней.

Известность Рериха растет год от года. Николай Константинович постоянно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон знакомятся с творчеством Рериха. В 1909 году – важное событие в жизни Мастера – ему присваивают звание академика Российской Академии художеств и члена Реймской академии во Франции.

В начале 1915 года Николай Константинович заболел воспалением легких в тяжелой форме. В газете «Биржевые новости» печатался бюллетень о состоянии его здоровья. В этом же году российская общественность отмечала 25-летие творческой деятельности художника. А. Блок послал ему поздравление: «Горячо поздравляю любимого мною сурового мастера». Многочисленные телеграммы, поздравления пришли от писателей, ученых, художников. Но самого Рериха мучили тревожные предчувствия.

Монографии о Н.К.Рерихе.
Монографии о Н.К. Рерихе.
Издания 1916 и 1939 гг.
Из библиотеки семьи Рерихов

Доживу ли? Сумею ли я
испытать мой знак
вновь найденный?

Его здоровье подошло к опасной черте. Врачи посоветовали сменить климат, и в 1916 году Николай Константинович с семьей уехал в г. Сердоболь (ныне Сортавала), на побережье Ладожского озера.

Болезнь долго не отступала. В этот самый сложный для Николая Константиновича период в Петрограде издательство «Свободное искусство», в ознаменование 25-летия творческой деятельности художника, выпускает книгу «Рерих», открывая ею серию монографий о деятелях культуры и искусства.

«Рерих одно из самых близких и дорогих имен русского искусства, – говорилось в проспекте издательства. – Он приоткрыл двери таинственного царства; из глубин вековечного камня вывел прекрасную русскую сказку. <…>

Но Рерих не только художник, он и писатель <…> Поэтому в нашем издании читатель прочтет десять сказок и притч Рериха».

Отклики на монографию «Рерих», доходившие до семьи в Сердоболь, волновали и радовали. Монография, изданная всего в пятистах нумерованных экземплярах, встретила такой спрос, что разошлась без остатка по предварительной подписке. В продажу не поступило ни одного экземпляра книги.

В прекрасно иллюстрированном огромном томе помещены статьи критиков и историков искусства: А. Бенуа, А. Гидони, С. Яремича, поэта Ю. Балтрушайтиса, писателя А. Ремизова. Книга, изданная в 1916 году, представлена в зале.

Витрина с книгами из библиотеки семьи Рерихов
Витрина с книгами из библиотеки семьи Рерихов

Еще в начале 1900-х годов Николай Константинович и Елена Ивановна углубились в изучение культуры и философии Индии. Художник твердо был убежден в том, что необходимо сближение духовного наследия Востока с новейшими научными исканиями России. Он мечтал организовать в Петербурге индийский музей, собирался посылать в Индию стипендиатов Школы Общества Поощрения Художеств, предпринял шаги по организации научно-исследовательской экспедиции. Начавшаяся война нарушила планы Рериха. Но Зов Индии был властен и неотвратим. Здесь, в Карелии, среди суровой молчаливой природы Севера он становился ближе и отчетливее. Путь был определен:

Встань, друг. Получена весть.
Окончен твой отдых. <…>
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам
пора.

Конец Петербургского периода жизни Рериха был очень сложным. Это было Время Перемен: в феврале 1917 года было свергнуто самодержавие, в октябре произошла революция, определившая иную судьбу России, в 1918 году Финляндия получила независимость и закрыла границу с Россией. В Петроград художник уже не вернулся. И не потому, что не сумел вернуться. В жизни он преодолеет и более сложные границы. Дело было в другом. В те дни он оказался перед суровым и в какой-то мере трагическим выбором. Зов Индии был сильным, необходимость экспедиции стала непреложной. Он понимал, что из Советской России в Индию не попасть. Он оставлял Родину, с которой у него так много было связано. Он уходил от нее ради нее. Сознание этого не делало расставание легче.

<…> Иду. Я спешу.
Но один раз, еще один раз
последний я обойду все, что
оставил.

Заграничные паспорта, полученные Рерихами в Российском консульстве Швеции в 1918 году, представлены в центральной витрине зала. Паспорта выданы российским гражданам. С этими паспортами они будут жить в Англии, Америке, Китае, Монголии, Тибете, Индии.

Путником пройдет художник по всему миру, но огонек дома для него всегда будет гореть в России. И через много лет Николай Константинович напишет: «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

Страницы 123|Виртуальный тур



Наши партнёры