рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|4|Виртуальный тур

Е.И. и Н.К.Рерихи на раскопках в Новгородской губернии 
Е.И. и Н.К. Рерихи на раскопках
в Новгородской губернии

На одной из фотографий в витрине зала – молодые супруги Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи во время их первого совместного путешествия. В начале XX века они совершили «большое паломничество» по древним русским городам, знакомясь с реальным миром русской истории, следы которого еще хранила земля.

 Владимир, Суздаль, Кострома, Углич, Ростов Великий… Именно здесь жила и дышала сама история, порой драматическая и кровавая. «В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою, – писал Н.К. Рерих. – Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию Земли Русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась, и глубила свое неисчерпаемое творчество».

Через тысячелетия истории русской, через трудности, битвы и страдания шло великое строительство – строилось государство Российское, его независимость и самобытность, строилась великая русская Культура. И города, в которых побывали Рерихи в 1903 – 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам. Художник
 
 
 
Н.К.Рерих. Нижегородский кремль. Башня. 1903
 
Н.К. Рерих. Нижегородский кремль.
Башня. 1903
ощущал это, когда смотрел на величественные стены и башни крепостей, когда прикасался к кованым воротам монастырей и любовался каменным кружевом церквей. За иконописными ликами святых со старинных фресок вставала подлинная история его народа.

Из этой поездки Николай Константинович привез вдохновенную живописную сюиту, запечатлевшую удивительные жемчужины древнерусского зодчества.

Время наполнено постоянным трудом человека, который горением сердца, своим творчеством создает то непреходящее, истинное, вечное, что связует воедино наше прошлое, настоящее и будущее.

 Великим строителем Земли Русской, Русской Духовной Культуры называл художник Святого Сергия Радонежского. Его образ особо почитался в семье Рерихов. В Русском зале представлена картина «Святой Сергий Радонежский» (1931).
 
 
Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский. Эскиз. Б/д
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский.
Эскиз. Б/д
Силу и мудрость излучает фигура подвижника. Он стоит на холме, за его спиной – соборы Троице-Сергиевой Лавры. У подножия холма русское войско уходит на битву. В руках Сергия – светлый храм – символ России. «Как бы ни болело сердце русское, – писал Н.К. Рерих, – где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».

В трудное для России время татаро-монгольского ига деятельность Сергия была направлена на укрепление нравственности народа, на поднятие его духа, развитие культуры, на собирание воедино русских земель и освобождение их от врага.

В обители своей реализовал Преподобный Сергий идею общинножития – своим подвижническим трудом учил он людей бескорыстно служить другим, жить сообща.

На одеждах Сергия на картине Рериха – три круга. Знак, который потом ало вспыхнет на рериховском Знамени Мира. На старинных изображениях Преподобного Сергия видел художник этот же древнейший символ – символ единения. Именно Сергий воплотил идею Троицы в русском православии. И поэтому монастырь, им основанный, называется Троице-Сергиева Лавра.

Философ и мыслитель, воин и политик. Земной неутомимый подвижник и труженик. Бережно держит Святой Сергий в своих сильных руках светлый храм на картине Рериха. В веках хранит любимую им Землю Русскую, сердцем прозревая ее нелегкое, но великое будущее.

«Как Пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит он и сейчас на дозоре, сердцу и духовным очам доступный и зримый, – писала Е.И. Рерих в очерке «Преподобный Сергий Радонежский». – Множество светильников Земли Русской зажглось около Огня его, еще больше, может, предстоит… Неисповедимы пути духа…»

Было что-то неуловимо общее между эпической фигурой Сергия и личностью художника, отмечает Л.В. Шапошникова. Рерих словно бы продолжал идеи Сергия, развивал их. Его, как и Сергия Радонежского, отличала широта исторического мышления. Оба они, инок и художник, считали, что в основе любого строительства лежит строительство культурное, нравственное. «Тот настрой, который был присущ Сергию, нередко одухотворял рериховские полотна. И тогда в них возникал чудесный сплав мужества, красоты и глубокого проникновения в суть Времен. Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам», – пишет Л.В. Шапошникова в своей книге «Мастер».


Страницы 1|2|3|4|Виртуальный тур



Наши партнёры