рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1|2|3|4|Виртуальный тур

Н.К.Рерих и В.В.Стасов в Императорской публичной библиотеке
Н.К. Рерих и В.В. Стасов в Императорской публичной
библиотеке. Санкт-Петербург. Конец 1890-х

Русская культура грандиозна и многообразна. Во время «поездки по старине» Рерих ощутил это со всей остротой. Он изучал русскую культуру, вглядывался в самую суть ее, искал первооснову, определял ее связи с мировой культурой. Видел, как причудливо переплелись в ней влияния Скандинавии, Запада и Востока. «После общечеловеческого иероглифа каменного века, – писал он в очерке «Одеяние духа», – мы в последующие эпохи встречаем в недрах русской земли наслоения самые неожиданные …». Огромное пространство России, соединяющее в себе Восток и Запад, запечатлело след великого переселения народов. Среднерусская равнина была полем миграции народов много веков назад, и это обусловило необычность нашей культуры – ее синтетичность.

Н.К. Рериха, художника, ученого и археолога, особенно интересовал Восток. Существовала какая-то почти неуловимая, но очень сильная связь между Россией и Востоком. В каменной резьбе Владимира и Суздаля он различал почерк скифов и видел тот особый «звериный» стиль, который позже обнаружит на пряжках и пластинах Алтая и Тибета. В русской крестьянской одежде, в затейливых куполах православных церквей улавливал элементы тех времен, когда Русь стонала под игом пришельцев с Востока. До татар Восток проникал в русскую культуру через Византию. Этот след ведет его дальше, в глубь веков.

«Из глубин Азии по русским равнинам прошло несметное количество племен и кланов. И пробившись до океана, эти странники, завершая свой путь через века, снова обернулись к России. И снова принесли ей обновленные формы своей жизни», – писал Рерих.

Н.К.Рерих. И мы видим.
Н.К. Рерих. И мы видим. Из серии «Sancta». 1922
Он задумывался о необъяснимой подвижности древних народов, изучал многообразие форм древней жизни и приходил к мысли о существовании в далеком прошлом культурного единства, сводящегося к общему истоку. Потом в самых разных уголках планеты Рерих будет искать факты, подтверждающие это единство и эту общность. Ведь если единство существовало в прошлом, значит, оно возможно и в будущем? Сможет ли то прошлое единство, преодолев разъединенность настоящего, вылиться в более высокое единство будущего? «… Человеку, не умеющему понимать прошлое, – написал он, – нельзя мыслить о будущем».

Мысль о существовании общего источника культур приводила Николая Константиновича к Индии. Он не был одинок в своих поисках. В. Стасов, видный критик и искусствовед, в своей работе «Происхождение русской былины», отметив общность в сюжетах индийского эпоса и русских былин, утверждал, что индийские сюжеты были первичными. В витрине зала – фотография молодого Рериха и В.В. Стасова в Императорской Публичной Библиотеке и фрагменты двух писем художника Стасову.

«Обычаи, погребальные «холмы» с оградами, орудия быта, строительство, подробности головных уборов и одежды, все памятники стенописи, наконец, корни речи, – все это было так близко нашим истокам. Во всем чувствовалось единство начального пути, – писал Николай Константинович. – Ясно, если нам углубляться в наши основы, то действительное изучение Индии даст единственный материал».

Н.К.Рерих с сыновьями и братом В.К.Рерихом в церкви Св. Духа. Село Талашкино. Смоленская губерния. 1912
Н.К. Рерих с сыновьями и братом В.К. Рерихом
в церкви Св. Духа. Село Талашкино.
Смоленская губерния. 1912
Чудесная, далекая Индия притягивала и звала: «Живет в Индии красота. Заманчив Великий Индийский путь».

Мечтами об Индии навеяна картина «За морями – земли великие». На берегу серебристо-синей реки стоит девушка в славянских одеждах. Ее взор устремлен вдаль. «Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живет в сердце человеческом», – поясняет картину сам художник. Зов Индии, настойчивый и неотвратимый, звучит в этой картине.

Этот Зов поможет художнику преодолеть многие трудности и препятствия. И в Индии многое из того, что Рерих только предполагал, подтвердится. В 1946 году он напишет секретарю Льва Толстого В.Булгакову: «Впрочем, Индия – не чужбина, а родная сестра России».

Но это в будущем. А сейчас, в начале XX века, Н.К. Рерих одним из первых заговорил о красоте православных храмов, монастырей, икон и фресок, о необходимости любовного, бережного отношения к нашей старине, к сокровищам древнерусского искусства:

«Какие чудеснейшие краски вас окружают! Как смело сочетались лазоревые воздушнейшие тона с красивой охрой! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневатые одежды!»

Художник называл иконы «чудным сокровищем» и сам приобщился к этому «прехитрому и прекрасному делу». Он создал удивительные образы, которые отличались от традиционных церковных представлений. Глаза Спаса Нерукотворного смотрят со стен не отрешенно и по-церковному строго, а с глубоким состраданием и печалью. Царица Небесная – воплощение вселенского сострадания и любви – молит Всевышнего о спасении «путников неумелых, не знающих различить, где добро, где зло». Уникальная роспись, сделанная в Талашкине, в Храме Святого Духа, была разрушена во время войны. Но в 1999 году Музею было подарено прекрасное панно в технике «батик» «Царица Небесная», выполненное современной киевской художницей Л.В. Шебалковой-Моравской по мотивам работ Н.К. Рериха.

В разные годы в разных странах на полотнах художника будут возникать образы Святой Руси.

«Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Эти слова рукой Николая Константиновича написаны на обратной стороне картины «Пасхальная ночь» (1934), которая находится в Русском зале. Праздник Пасхи, Воскресения из мертвых Русь всегда славила величайшим праздником утверждения жизни.

Н.К.Рерих. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. 1934
Н.К. Рерих. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. 1934
На фоне ночного синего неба – светлый храм. Золотистым сиянием наполнено его внутреннее пространство. Свет изливается через открытые врата, вместе с людским потоком Крестного хода устремляется в окружающую тьму, раздвигая ее границы, поглощая мрак ночи. Свет яркими огоньками свечей вспыхивает в человеческих руках, выхватывает из темноты Святые Лики, золотыми звездами отражается на небе. Зажигая сердца огнем веры и любви, Свет Христа словно объединяет людей, устремляя их к истине, к возрождению, к Беспредельности.

Рериха всегда интересовала не столько сама церковная традиция, сколько ее истоки. А истоки уходили глубоко в духовную культуру России и соотносились с образами русских странников, устремлявшихся в голубые дали в поисках Града Светлого и его правды, с образом жизни святых и старцев Древней Руси. Во все века они, по словам историка В.О. Ключевского, открывали людям глаза на самих себя, помогали им «заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч».

«И Мы приносим Свет», «И Мы открываем врата», «И Мы трудимся», «И Мы видим» – словно единая мелодия объединяет картины из серии «Санкта» («Святые»). Эта серия была создана художником в 1922 году, когда он с семьей жил в Америке. Когда человек устремляется к Свету, утверждал Н.К. Рерих, понятие «я» заменяется понятием «Мы».

В этих полотнах – особая музыка, в них – душа русской земли и неотделимая от нее душа человека. Любовь к небу и «поцелуй земле» вмещают в себя сердца мудрых тихих иноков.

В густых сумерках из ворот монастырской обители выходят вереницею старцы, осторожно неся в ладонях зажженные огоньки. «Свет один, так же как и тьма одна, и при внесении Света, тьма рассеивается», – писал Н.К. Рерих.

Навстречу утреннему солнечному сиянию открывает монах врата монастыря, и светлый храм возникает среди голубых просторов. И словно звучит в пространстве картины голос художника: «Путники, сумейте отдать, чтобы получить; чтобы получить право на вход в храм».

Н.К.Рерих. И мы приносим свет.
Н.К. Рерих. И мы приносим свет. Из серии «Sancta». 1922
Золотой вечерний свет заливает округлые холмы, гладь озерной воды, деревянные стены и башни обители. Согбенные фигуры старцев с коромыслами на плечах спускаются к озеру. Любовь к небу, к Высшему неотделима от верности земле, от каждодневного духовного и физического труда на земле.

Невиданная картина открылась подвижнику: в небе над городом ангелы развернули огромное полотнище с Ликом Спаса Нерукотворного. В молитве склонил голову перед чудесным знамением мудрый старец. «Глазами сердца видим Бытие», – часто вспоминал Н.К. Рерих слова Оригена, одного из ранних отцов церкви.

Написанные в Америке полотна из серии «Санкта» несли в себе весть о России, о том, что превыше всех богатств в мире – Дух и творчество, Культура.

«… Сила народная заключается в его духовной мощи, которая крепнет из источников живой воды, – говорил художник. – Помните народную мудрость-сказку: источник мертвой воды, то есть все, что для тела, связал, соединил члены разрубленного тела, но оживить тело можно было лишь из источника живой воды. Те священные источники должны быть открыты для исцеления мира».

«Искусство и Знание – это краеугольные камни духовной культуры». «Путь культуры и красоты – это путь неизменно важный для будущего …». «… Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь», – призывает Рерих в начале XX века.


Страницы 1|2|3|4|Виртуальный тур



Наши партнёры