рус  eng
Международный Центр Рерихов
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Страницы 1234|Виртуальный тур

Н.К.Рерих. Пречистый град - врагам озлобление. 1912
Н.К. Рерих. Пречистый град - врагам озлобление. 1912

Особенно актуально звучали его слова в тревожное время приближения первой мировой войны и революции. В предвоенные годы Николай Константинович создает картины, в которых живет предчувствие каких-то потрясений, грозных событий, неотвратимой беды. Когда разразится война, современники назовут картины, написанные между 1912 и 1914 годами, «пророческой серией». Одна из них – «Пречистый град – врагам озлобление».

Светлый белокаменный Град находится в центре противостояния сил тьмы и Света. Из серых скал выходят демоны с огромными камнями, которые вот-вот обрушатся на город; тяжеловесные фигуры демонов будто вросли в землю, они уверены в своей силе. Но огненное кольцо защищает город от зла. И только высшие, небесные силы могут преодолеть огненный заслон. Светлый Всадник на белом коне спешит на помощь Пречистому Граду – символу всего высокого и прекрасного, что есть в мире и в человеке, символу Духа и Культуры.

 Серию пророческих картин создал художник и в предчувствии страшных дней второй мировой войны. Со своей семьей он жил в это время в далекой Индии. Но уже в 1936 году Рерих пишет очерк «Оборона», в котором были слова, похожие на клятву: «Защита Родины есть и оборона культуры. <…> Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять».

У многих очерк тогда вызвал недоумение и удивление. А в июле 1941 года, в самый тяжелый для Родины час, художник записывал:

«Оборона Родины – та самая, о которой писалось пять лет назад. <…> Знаем, что гибельная беда не коснется народа русского. Знаем, знаем! Но болит сердце в ожидании волн. <…> Знаем! Знаем! Но все же болит сердце за жизни молодого поколения. Быть бы с ними».

Н.К.Рерих. Земля Славянская. 1943
Н.К. Рерих. Земля Славянская. 1943

Пронзительной болью и непреклонной уверенностью звучали слова Николая Константиновича: «Знаем, что на каждой пяди земли можно служить самому драгоценному, самому священному. Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле то, чем полно сердце. Будь благословен час, когда расцветут все полезные травы. Русскому народу не страшны испытания, претворятся они в достижения».

В 1943 году, когда гремела под Курском Великая битва, художник создает светлую картину «Земля Славянская», в которой оживает не только прошлое и настоящее, но и будущее России.

…На древней колокольне стоит старец-монах, его взор устремлен в бесконечную даль – туда, где земля встречается с небом. Чудесное видение возникает перед его глазами: из горного озера вырастает остров, на котором между холмов белеют храмы с золотыми куполами. Невиданный остров – один среди сияющих гор, он как будто окружен защитой невидимого, несказуемого. Ослепительно яркое небо, отражающееся в золоте куполов, благословляет ту неведомую страну.

«Именно этому великому народу, – писал Рерих в очерке «Россия», имея в виду народ русский, – дано и великое слово ПОДВИГ. Ни в одном ином языке нет такого понятия, во всей его возвышенности и поступательности.

Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя общего блага. Русский народ уже много раз доказывал свое бескорыстие, и потому он удостоен и подвига. В подвиге народ сбережет свои сокровища».

Весну 1945 года художник назвал Священной. «В грозе и в молнии Родина, любимая Родина побеждает врага».

…На небольшом валуне сидит девушка-славянка. Напряженная фигура подалась вперед, пристальный взгляд устремлен вдаль. Она вся – ожидание. Великой беды или великой радости? Из-за огромного темно-зеленого холма появляются розовые всполохи. Они разрастаются, светлеют – и розовый радостный свет заливает небо.

Это картина «Весна священная», которая находится в Русском зале. В ней – предчувствие Победы. Победы человеческого Духа над смертью и разрушением, победы Культуры над невежеством, победы сил Света над силами тьмы.

Н.К.Рерих. И мы открываем врата.
Н.К. Рерих. И мы открываем врата. Из серии «Sancta». 1922

Мир праздновал победу. К светлому подвигу Победы в Великой войне Н.К. Рерих пришел вместе с Родиной. Он стоял на Дозоре в Гималаях, трудном и безвестном, но был неотделим от того, что переносила и претерпевала Родина. Был неотделим и в чувствах, и в действиях.

«Всегда во всех наших путешествиях, во всех наших долгих скитаниях по всему миру мы никогда не переставали думать о России – нашей Родине, – напишет позже С.Н. Рерих. – Николай Константинович работал для той новой жизни, которая создается на Родине. Он нес свой призыв по всему миру, вкладывая в него свою глубокую любовь к Родине».

О необычной миссии России писала Елена Ивановна: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия – в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего…». Великие Учителя, чьи духовные знания составили суть Учения Живой Этики, считали Россию страной, которая сыграет особую роль в истории планеты.

«Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберется сил. Найдет клады подземные, – писал Николай Константинович. - Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. <…> Русь верит и ждет».

Страницы 1234|Виртуальный тур



Наши партнёры