|
Археологические находки
Н.К. Рериха на Валдае. 1900-е |
Волшебный мир старинных преданий и легенд оживает в кружеве деревянной резьбы на стенах Русского зала. Удивительные по красоте резные стулья и скамья напоминают о богатых традициях русских мастеров. Диорамы, украшенные причудливым орнаментом, – «Русь языческая» и «Русь христианская» – вводят нас в пространство двух великих эпох русской истории, соединенных непрерывной нитью духовной преемственности и Культуры. Они словно два лика единой неповторимой России. России, с которой у Рериха установлена «крепкая и великая связь», с которой художник, по выражению писателя Вс. Иванова, «связан рождением, молодостью, первыми осенениями, образованием, думами, писанием, пестротой своей русской и скандинавской крови». И главное – «связан с ней своим огромным искусством, ведущим к постижению России».
Во всех уголках планеты: в Европе и Америке, в Китае и Монголии, в Тибете и в Индии – где бы ни был Николай Константинович, с кем бы он ни встречался, «он всегда нес слово и завет о России». И самым главным заветом художника стали слова, прозвучавшие с далеких Гималаев:
«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. <…> Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты».
Рабитицкое курганное поле. 1900-е. Фотография рисунка | |
Н.К. Рерих. Холм (Могильный курган). 1909 |
«Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. <…> Камни стадами навалены. <…>
Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками-храмами».
«Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит: все пройдет, потом хорошо будет. И там, где природа крепка, где природа не тронута, там и народ тверд без смятения».
В нем жила любовь к просторам Русской земли, ее лесам, холмам и озерам, к ее святыням, к бесконечным дорогам, которые исходил он в молодости, пытаясь понять Россию, ее историю и культуру, проникнуться духом ее, найти истоки мудрости ее и силы.
В одной из витрин Русского зала находятся фотографии, запечатлевшие археологические находки Н.К. Рериха на Валдае и места его раскопок на озере Глубокое (1900-е гг.). Уже в ранние студенческие годы Рерих много путешествовал по северным землям России. Археология помогала ему прикоснуться к загадкам прошлого, ощутить незнакомую далекую жизнь:
«Какие это славные места! <…> широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях».
В картине «Наши предки» – удивительное созвучие человека и природы. Юноша, сидя на холме в окружении могучих косматых добродушных медведей, играет на свирели. И песнь древней свирели свободно летит по бескрайним возвышенностям и просторам, неся в себе чувства радости, красоты и любви ко всему сущему.
Сквозь дымку веков взгляд художника проникал в самое «первоначалье» – в эпоху таинственного каменного века. В те далекие времена человек не отделял себя от природы, от планеты, от Космоса, он знал ритмы природы, умел жить в гармонии с ней. «При всей кажущейся дикости древний человек с неменьшей пытливостью, нежели мыслящий человек нашего времени, стоит перед лицом природы и божества, употребляя все усилия своего гения на уяснение вековго смысла жизни», – писал Н.К. Рерих.
Там, в далекой эпохе камня, видел Рерих корни нашей Культуры.
Н.К. Рерих. Наши предки. 1919 |
«Одной из самых поэтических религий», колыбелью лучших путей творчества называл Николай Константинович языческие верования древних славян. На его полотнах, в очерках возникал мир славянской древности – то мифическое время, когда почитали и обожествляли силы природы, когда поклонялись великому Яриле-Солнцу. Ради ликования жизни на земле наши предки приносили в жертву самое священное, что имели – свою жизнь, утверждая вечную победу жизни над смертью.
Неразрывна связь времен: та далекая эпоха, с ее культурой, с ее верованиями, с ее пониманием красоты сохранила для нас сказания и былины, протяжные песни в честь древних божеств и героев, таинственные символы и обычаи. Далекие, казалось бы, времена, писал Н.К. Рерих, плотно вплетаются «в эпохи истории, часто питают эти эпохи лучшими силами».
|
||
|