версия для печати | |||
|
«Пакт Рериха. История и современность»
Брюссель, 12 июня 2013
Интервью МАРГИ КУЦАРОВОЙ, председателя Национального общества имени Рерихов и руководителя Филиала Международного Центра Рерихов в Болгарии для «EU PARLIAMENTS MAGAZINE»/ «ЖУРНАЛ ПАРЛАМЕНТЫ»
Сегодня 12 июня – День Российской Федерации – Международный Центр Рерихов совместно с представительством Росийской Федерации в ООН и Комитетом по сохранению культурного наследия Рерихов открывает выставку в Европейском центре ООН в Женеве под именем «Пакт Рериха. История и современность». Пакт Рериха – первый международный договор об охране культурных ценностей, как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов. В истории этот договор останется навсегда под именем своего автора – великого русского художника, гуманиста, мыслителя и общественного деятеля Николая Рериха.
По этому поводу разговариваем с госпожой Маргой Куцаровой, которая является председателем Национального общества имени Рерихов и руководителем Филиала Международного Центра Рерихов в Болгарии:
МИЛЕНА НИКОЛОВА
— Госпожа Куцарова, каковы исторические факты, связанные с подписанием Пакта Рериха? В чем уникальность Пакта Рериха?
— Пакт Рериха можно рассматривать в двух аспектах – с одной стороны, в историческом, потому что он заложил основу современной международно-правовой системы защиты культурных ценностей, а, с другой стороны, в свете действующего международного права. Как ни парадоксально, вследствие ряда исторических фактов, Пакт Рериха и до настоящего времени является действующим договором, который предоставляет защиту самому широкому кругу объектов культуры. Поэтому чрезвычайно важно напомнить сегодня о Пакте Рериха.
Если говорить в историческом плане, то можно напомнить, что Пакт Рериха подписан 15 апреля 1935 года в кабинете президента Рузвельта в Белом доме 21 странами, включая США. При подписании Рузвельт отметил, что предлагает его народам всех стран, но, так как все это происходило накануне Второй мировой войны, Европа дистанцировалась, разрываемая приготовлениями к войне, хотя первые инциативы были именно там (первые две конференции были проведены в Брюгге, Бельгия). Нельзя не упомянуть, что именно во время Второй мировой войны потери для культурного наследия человечества были чрезвычайно тяжелыми и значимыми, потому что не было действующего международного договора, который гарантировал бы их охрану (бомбардировка Дрездена, массовые разрушения культурных ценностей в Советском союзе и во всей Европе).
В 1954 году была принята Гаагская международная конвенция о защите культурных ценностей, которая основывается на Пакте Рериха. Однако в ней не заложен самый важный принцип – это принцип безусловной защиты культурных ценностей. Время показало, что Гаагская конвенция недостаточно эффективна. Второй протокол, который был принят в 1999 году, приблизился к Пакту Рериха в отношении уровня защиты некоторых объектов культуры, но не всех. Таким образом, получилось, что Пакт Рериха и до настоящего времени обеспечивает самый высокий уровень защиты самому широкому кругу объектов. Пакт Рериха – единственный документ, который предоставляет защиту научным и образовательным учреждениям. Персонал музеев, научных, образовательных, художественных объектов защищен и во время вооруженных конфликтов, и в мирное время.
Если говорить о Болгарии и Пакте Рериха, он очень важен, так как предусматривает защиту культурных ценностей в мирное время. С точки зрения Пакта Рериха, это означает адекватное финансирование культурных объектов, научно-образовательных, художественых учреждений, чтобы они развивались и работали нормально. Во время кризисов первое, чем мы пренебрегаем –это культура, а, по существу, должно быть наоборот, потому что культура и есть то, что двигает общество вперед.
— Каково понимание Рериха о культуре и какое воплощение нашло это в Пакте Рериха?
— Под культурой Рерих понимал то, что может быть не понимают сегодня... Хотя его идеи и заложены в большинстве актов ЮНЕСКО. Рерих подчеркивал, что культура не есть развлечение, культура не есть роскошь, культура – это источник знаний, источник совершенствования. «Под сводами храма культуры не будет совершено преступление,» – сказал Святослав Рерих. Иными словами, культура облагораживает – дает возможность человеческой душе развиваться. Там, где культура взяла перевес, агрессия почти исчезает. Так что, я бы сказала, культура и есть самое важное в нашей жизни – она именно то, что делает человека человеком, она формирует его сознание. Поэтому она всегда должна быть приоритетом, а не быть финансированной по остаточному принципу. Это и есть основное послание Пакта Рериха – приоритет культуры: всегда и в любое время – во время вооруженных конфликтов и в мирное время. Именно это хочет напомнить Международный Центр Рерихов путем организации этих выставок.
— Каков вклад Семьи Рерихов в духовную историю Болгарии?
— Пакт Рериха и все творчество семьи Рерихов в целом нашло большой отзвук в нашей стране еще в начале ХХ века. У нас было создано болгарское общество имени Рериха в 1930 году. По поводу его основания Николай Рерих выслал приветствие, а в публикации профессора Петра Петкова в газете «Литературен глас» от 1933 года сказано, что болгарское общество имени Рериха создано по инициативе выдающегося болгарского писателя и художника Николая Райнова.
Председателем общества был Благой Мавров – художник и преподаватель иностранных языков в Музыкальной академии. Борис Георгиев, Васил Стоилов – наши известные художники – были очень близки к идеям Рериха, они очень активно сотрудничали, популяризировали его творчество в нашей стране. Борис Георгиев был учеником Николая Рериха в Художественной школе при Императорском обществе поощрения художеств, где Рерих был директором до Революции 1917 г. И Васил Стоилов, и Борис Георгиев, и Николай Райнов, и Сирак Скитник сделали ряд публикаций о Николае Рерихе в наших периодических изданиях.
Идеи Рериха встретили в нашей стране глубокое созвучие. Николай Рерих в письме к Василу Стоилову отметил, что болгарское и русское искусство должны быть очень близкими, так как у нас одни и те же славянские корни. Но, на мой взгляд, есть и другая причина этих слов Николая Рериха – это понимание сути культуры, ее роли и значения как источника знания, источника красоты. Культура облагораживает. Это были идеи, которые были созвучны всем болгарским творцам, о которых я говорила, и которые Национальное общество имени Рерихов считает чрезвычайно важными. Они – в основе философского наследия Рерихов.
Последователем этих идей в 70-ые годы в Болгарии была министр культуры Людмила Живкова. Она ввела концепцию культуры Николая Рериха – ввела по сути философское понимание о «Живой Этике» – в государственное культурное строительство. Оно нашло выражение в национальной программе эстетического воспитания, в программе «Николай Рерих», в программах «Леонардо да Винчи», Международной ассамблее «Знамя Мира», в чествовании 1300-летия Болгарии и в ряде других проектов. Благодаря Людмиле Живковой мы в нашей стране знаем многое о Рерихе и благодаря ей Болгария подняла идеи Пакта Рериха в ЮНЕСКО в 70-ые годы ХХ века.
Сама Международная детская ассамблея «Знамя Мира» носит имя международно признанного флага Пакта Рериха об охране культурных ценностей. Рерих верил, что только через Культуру возможен прочный мир на земле. Культура – единственный путь к созиданию мира. Он сказал: «Мы должны разоружится в сознании и в сердце», и суть этого послания нашла выражение в современном девизе ЮНЕСКО. Если в нашем сознании – вражда и отсуствие дружелюбия, никакие договоры не могут реально быть воплощены в жизнь. Мы должны разоружиться так, чтобы наступил мир в душе и в сердце. И в этом смысле, международная детская асамблея имела чрезвычайно большое значение. У детей нет предрассудков по отношению к «другим», которые и создают предпосылки к конфликтам. Дети изначально носят в себе добро и лучше умеют строить мир в своем сознании.
— Каков смысл картин Николая Рериха? Есть ли в них пророческий элемент?
— Николай и Елена Рерихи были частью Русского Серебряного века – времени, когда формировалось новое космическое мышление в философии, искусстве, научной мысли. Этот пророческий элемент мы открываем в творчестве многих творцов русского Серебряного века. Он есть также и у Достоевского, Пушкина, Лермонтова. Конкретно для Рериха – да, это так – этот элемент присутствует во всем его творчестве.
И конкретно я могу сказать об одной картине, которую Рерих нарисовал в начале Первой мировой войны – «Короны». Три рыцаря сражаются мечами и не замечают как их короны превращаются в облака и уплывают. Как пишет Людмила Шапошникова, основатель и первый вице-президент Международного Центра Рерихов, смысл картины станет ясным несколько лет спустя, когда уйдут с исторической сцены три династии – Романовы, Габсбурги и Гогенцоллерны.
В дореволюционный период Рериха художника чрезвычайно высоко ценили и уважали не только в России, но и в Европе. Некоторые его картины вызывали большой интерес, но также и большое непонимание. Спустя некоторое время смысл созданного им становился понятным, потому что наступали события. Максим Горький назвал Рериха «Великим интуитивистом».
— Расскажите о выставке в Европейском центре ООН в Женеве. Намечены ли и другие подобные инициативы, направленные на утверждение в международном плане идеи Рериха о ведущей роли Культуры в жизни человечества?
— Выставка является инициативой, которая стремится напомнить о Пакте Рериха. Она началась в прошлом году в Париже, где прошла выставка о Пакте Рериха в ЮНЕСКО, сейчас она состоится в центре ООН в Женеве. В мае была открыта выставка в Сенате Аргентины, а в июне−июле она будет организована в Уругвае. Выставки проводятся параллельно в Европе, Азии и Америке. К каждой выставке издается и каталог. Выставка включает несколько разделов: документальную часть – материалы, связанные с подписанием Пакта Рериха, архивные документы, фотографии, относящиеся к двум конференциям в Брюгге; раздел картин Николая Рериха, которые посвящены этим идеям, в том числе и картины, изображающие Знамя Мира. Специальный раздел выставки посвящен Юлию Воронцову – дипломату, который в последние семь лет своей жизни был президентом Международного Центра Рерихов и внес большой вклад в популяризацию идей Пакта Рериха.