2018
Выступление Н.Н. Черкашиной на пресс-конференции Международного Центра Рерихов «Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия»
Н.Н. Черкашина, и.о. генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха
Выступающие представили вам достоверную картину беспрецедентного разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха – одного из крупнейших общественных музеев России и Европы. Сегодня от Музея, экспозицией которого в течение четверти века восхищались многочисленные посетители со всего мира, не осталось ничего – в буквальном смысле ничего. Пустые залы и выкрашенные в серый цвет стены. Серую краску новые хозяева нанесли прямо поверх обоев, как последний штрих торжествующего вандализма. Вот такой вот подарок Министерство культуры и музей Востока преподнесли к 25-летнему юбилею общественного Музея, который мы должны были бы отмечать 12 февраля, в день рождения Е.И.Рерих.
И мы отметим эту дату началом работы над созданием виртуального общественного Музея имени Н.К.Рериха. Современные технологии позволят воссоздать образ музейной экспозиции, существовавший до ее варварского разрушения. Музей останется верным традиции открытости и доступности, в создании его по-прежнему сможет участвовать общественность. Наследие Рерихов будет представлено во всём его потрясающем многообразии, и этому не сможет воспрепятствовать никакая цензура.
Разрушителям во главе с нынешним министром культуры Мединским не удастся стереть из памяти людей образ Музея, о котором, кстати говоря, высоко отзывались его предшественники. Приведу слова А.А.Авдеева: «Замечательный Центр, восстановленный заботливыми руками подвижников и последователей Рерихов. Он нужен всем, не только как музей. Это важный духовный Центр, несущий в Мир идеи добра, справедливости, интеллектуального поиска идеальности».
Музей был создан на основе наследия, переданного С.Н.Рерихом на Родину из Индии. Общественный статус Музея определил сам Святослав Николаевич. Автором художественной и научной концепции стала Л.В.Шапошникова – его друг и доверенное лицо. Именно Людмиле Васильевне Святослав Николаевич поручил создание Музея, и это стало главным делом ее жизни.
Людмила Васильевна создала экспозицию, в которой соединились наука, красота и духовность, которая стала подлинным произведением музейного искусства. Трудно сказать, кто еще, кроме нее, мог бы это сделать. Впервые в мире был создан Музей, посвященный всей семье Рерихов, целостно отражавший их жизнь и творчество, наполненный их светлыми мыслями и высокими идеями.
В десяти музейных залах, наряду с прекрасными картинами Рерихов, были представлены книги, архивные фотографии и документы, рассказывающие об основных событиях их жизни; старинные произведения искусства и бесценные реликвии, несущие в себе целый пласт знаний о времени, в котором жили Рерихи, об истории и культуре тех стран и народов, через которые прошел их путь. Ощутить уникальность мемориальных предметов, раскрыть их богатейший информационный потенциал и проникнуть в глубинный их смысл помогали такие элементы художественного оформления залов, как светящиеся фризы, деревянная резьба, красочные диорамы и макеты, скульптурные композиции, специально спроектированные витрины и современные технические средства. Все это создавало то неповторимое пространство Музея, в котором соединялось прошлое, настоящее и будущее, в котором звучала мудрость веков и которое помогало понять философские идеи Рерихов о единстве человека, планеты и Космоса.
И что же мы видим сегодня? Сорваны со стен картины Рерихов, а некоторые из них вырваны из рам. Сломаны светящиеся фризы и свалены в залах первого этажа. Разбиты витрины, из них вынуты мемориальные предметы и реликвии, документы, фотографии, дневники и вынесены в неизвестном направлении. Некогда яркие, выразительные обои замазаны серой краской. Макет карты превратился в серый саркофаг. Вместо жизнеутверждающих красок, радости и света – пустота, серость, мертвая тишина…
В этой серой мертвящей тишине 19 декабря торжественно открылась выставка картин Н.К.Рериха «Восхождение». Выступающие, среди которых был замминистра культуры В.Аристархов, говорили громкие слова о создании государственного музея Рериха, о возвращении наследия народу, об исполнении воли Рерихов. Ложь, ложь, и снова ложь…. Нарушая волю С.Н.Рериха, попирая юридические и моральные нормы, «захватчики от культуры» в результате вооруженных действий завладели общественным Музеем, уничтожили его экспозицию, перекрасили стены и, повесив новую вывеску, объявили о создании музея государственного. Самовлюбленные и невежественные, они постарались забыть о том, что память о разрушенном ими Музее остается в книгах и буклетах, в фотографиях и каталогах выставок, в сердцах его создателей и многочисленных посетителей, прошедших за 25 лет существования общественного Музея по его залам и прикоснувшихся к его высоким энергиям.
Вводный зал являлся своеобразным эпиграфом к основной экспозиции Музея. Картины, представленные в зале, написаны московской художницей Ниной Волковой и были подарены ею нашему Музею. В них нашли отражение идеи космической эволюции человечества, которые лежали в основе всей жизни и творчества Рерихов.
На фотографии видно, что сделали с залом. Пустота, безликость, унылые серые стены…
Вводный зал до захвата Музея | Вводный зал после захвата |
Петербургский зал – оформление зала, его фризы с архитектурными образами Петербурга, сфинксы, специально спроектированные витрины создавали образ города, в котором Рерих родился, культуру которого он впитал в себя. Города, где было заложено и осмыслено все то, что впоследствии раскрылось в его творческой деятельности. Экспонировавшиеся в зале фотографии, документы, рисунки и живописные работы представляли Н.К.Рериха в разные периоды его жизни и раскрывали его интересы: археология и история, живопись и Восток поведут его по жизненному пути. Здесь, в Петербурге, Николай Константинович встретил Елену Ивановну Шапошникову, которая стала его женой. У них родились два сына - Юрий и Святослав. Так появилась семья Рерихов - уникальная семья общих интересов и единых творческих устремлений, так много давшая России и всему миру.
Петербургский зал сегодня – все те же уныние и пустота. И томящиеся на стенах картины Н.К.Рериха…
Петербургский зал до захвата Музея | Петербургский зал после захвата |
Образу Земли Русской в творчестве Рериха был посвящен Русский зал. Картины, представленные в зале, были созданы художником в разные годы в разных странах, но все они проникнуты любовью к России и верой в ее высокое предназначение. Сказочный фриз, резная мебель, красочные диорамы, скульптуры вводили посетителя в мир языческой и христианской Руси, в пространство ее великой культуры. Хочу обратить ваше внимание, что оформление Русского и Петербургского залов, было с любовью выполнено и подарено Музею общественниками. Многочисленные друзья и помощники помогали оформлять Музей на всех этапах его создания.
Но разрушителям не нужна красота. И уважение к чужому труду им чуждо. Сломаны сказочные фризы и диорамы, испорчена резная мебель. Образ России стерт из экспозиции.
Русский зал до захвата Музея | Русский зал после захвата |
Зал Живой Этики являлся сердцем Музея имени Н.К.Рериха. В его экспозиции заключалась глубокая мысль о единстве человека, планеты и Космоса. «Нет такого знания, которое не утверждало бы великую связь миров, - сказано в Живой Этике. – Нет таких путей, которые не вели бы к Высшему Миру». Сияющие полотна Н.К.Рериха, яркие фотографии Космоса, картины и скульптуры современных авторов, свет и музыка сливались в темно-синем пространстве зала в едином органичном синтезе, знакомя посетителей с эволюционными идеями Живой Этики – философской системы, к созданию которой были причастны Рерихи.
Тот же зал сегодня – ни цвета, ни света, ни музыки, ни пространства Космоса. Скульптуры Ангелов сдвинуты и вместе с диорамой забиты фанерой. Учителя, Агни-Йога, Певец Шамбалы оказались в темноте, в плену, вместе с Ангелами.
Зал Живой Этики до захвата Музея | Зал Живой Этики после захвата |
Махатмам, духовным Учителям Индии, был посвящен Зал Учителей – один из самых красивых залов Музея. Реставраторами бережно были воссозданы исторические мраморные колонны, по специальному заказу были выполнены зеркало и люстра. Триптих Рериха «Да здравствует Король!», картины серии «Его Страна», рисунки Елены Ивановны Рерих и уникальные реликвии, подаренные ей Учителем, а также портрет Елены Ивановны кисти Святослава Рериха создавали в зале пространство духовности, наполненное Красотой и Светом.
Сегодня здесь пространство все той же безликости, свидетельствующей о стремлении разрушителей уничтожить все, что возвышает человека, что устремляет его к высоким идеалам.
Зал Учителей до захвата Музея | Зал Учителей после захвата |
Зал Центрально-Азиатской экспедиции рассказывал о знаменитом путешествии, которое совершили в 1923-1928 годах Н.К.Рерих, его жена и старший сын Юрий в малоисследованные и труднопроходимые районы Центральной Азии. В экспозиции зала были представлены издания путевых дневников Николая Константиновича, уникальная археологическая коллекция, собранная Н.К. и Ю.Н. Рерихами в Тибете, запечатленные на картинах художника сияющие вершины Гималаев. Путь экспедиционного каравана был отмечен на объемном макете карты, в создании которого участвовали ученые и художники, помощники-общественники.
От экспозиции зала остался серый саркофаг…
Зал Центрально-Азиатской Экспедиции до захвата Музея | Зал Центрально-Азиатской Экспедиции после захвата |
Экспозиция зала Кулу переносила посетителей в священную гималайскую долину Индии, где Рерихи поселились по окончании экспедиции. Картины Рерихов и светящиеся фризы, выполненные на основе фотографий, помогали ощутить красоту и своеобразие этого места. А экспонировавшиеся в зале документы, книги, мемориальные предметы позволяли представить ту напряженную многогранную творческую деятельность, которую вели Рерихи в Кулу. Здесь ими был создан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», в Кулу Н.К.Рерих разрабатывал проект международного Договора о защите культурных ценностей, получивший всемирное признание как Пакт Рериха.
И снова серая без-образность, в которой, стараниями современных варваров, погасли яркие краски столь любимой Рерихами долины Кулу.
Зал Кулу до захвата Музея | Зал Кулу после захвата |
Пакту Рериха посвящался отдельный зал Музея. О продвижении и утверждении Пакта рассказывали фотодокументы, представленные в экспозиции. Главным объединяющим экспонатом зала было Знамя Мира – на белом полотнище древнейший символ человечества, три красных круга в окружности – Знамя Культуры, которое стало отличительным знаком Пакта. Знамя Мира и Пакт Рериха призывают к защите культурных ценностей - во время войны и в мирные дни - ибо, как считал Н.К.Рерих, уничтожение Культуры – это разрушение устоев дальнейшей эволюции человечества.
Экспозиция зала Знамени Мира уничтожена так же, как и экспозиции других залов. Вандалам не нужна Культура. Поэтому первое, что они сделали после вооруженного захвата Музея – тайком, под покровом ночи, спустили Знамя Мира перед Музеем…
Зал Знамени Мира до захвата Музея | Зал Знамени Мира после захвата |
Два зала в Музее были посвящены сыновьям Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.
Зал Юрия Николаевича Рериха – старшего сына, ученого-востоковеда, лингвиста, историка, археолога, одного из величайших энциклопедистов Запада и Востока - был открыт в 2012 году, к 110-летию со дня рождения Юрия Николаевича. Представленные в экспозиции фотографии, документы, детские и юношеские рисунки, книги и личные вещи отражали многогранность творческих интересов Ю.Н. и помогали воссоздать его целостный образ - образ вдохновенного ученого, мыслителя, путешественника.
Зал Ю.Н. Рериха до захвата Музея | Зал Ю.Н. Рериха после захвата |
В зале, посвященном Святославу Николаевичу, младшему сыну Рерихов, были представлены его живописные полотна – портреты, пейзажи, картины, посвященные Индии и Тибету, философские картины. Все его творчество светоносно, все оно проникнуто гармонией и красотой. «Будем стремиться к Прекрасному» - эти слова стали девизом всей его жизни.
Зал С.Н. Рериха до захвата Музея | Зал С.Н. Рериха после захвата |
Святослав Николаевич принимал участие во всех начинаниях своей семьи. Передавая наследие на Родину для создания Музея, он выполнял завет своих родителей. Завет Святослава Николаевича выполнила Людмила Васильевна Шапошникова – она создала Музей, который поистине стал «Державой Рерихов», который представлял собой новое явление в музейном мире, так как нес в себе идеи космизма, способствуя расширению сознания и формированию нового космического мировоззрения. Когда–то Николай Константинович написал о Чюрленисе: «Он не новатор, но новый». Эти слова по праву можно отнести и к Людмиле Васильевне и к Музею, ею созданному.
В 2006 году за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия Людмила Васильевна была награждена «Орденом Дружбы».
В 2017 году на созданный ею Музей опустился нож гильотины.
За что? Для чего? И кому же стало хорошо от совершенной казни?
Может быть, посетителям, которые вновь и вновь приходили в Музей и оставляли в Книге отзывов восхищенные слова?
Или, может быть, России, в которую Рерихи верили и для которой они трудились?
Разве о такой судьбе для общественного Музея имени своего отца мечтал С.Н.Рерих?
Крупнейший общественный Музей был не просто уничтожен – над ним надругались. Надругались цинично и жестоко, грубо разрушив то, что с любовью по крупицам создавалось людьми из разных уголков России и всего мира. Надругались те, кто по должности должен был защищать Музей и поддерживать его - министр культуры Мединский со своими замами, собравшие вокруг себя подручных, не отягощенных никакими моральными принципами. Но не это самое страшное! Страшно то, что казнь эта свершилась при равнодушном молчании – или молчаливом согласии? – культурной общественности, музейщиков, интеллигенции. В этом молчании утонули все наши призывы о помощи…