версия для печати | |||
|
Предсказания Рериха
Татьяна Завьялова
Радио "Голос России" 31.01.2013, 20:00
В московском Музее имени русского философа, художника и путешественника Николая Рериха 30 января состоялась презентация документального фильма "Зов космической эволюции". Фильм, рассказывающий о духовных поисках Рериха, прокомментировал экс-министр культуры РФ Александр Авдеев, назначенный послом России в Ватикане (АУДИО)
Перед премьерой состоялась церемония вручения Александру Авдееву Международной премии "За вклад в защиту наследия Рерихов". Наследие этого семейства создавалось не только работами самого Николая Рериха, но и его жены – писательницы Елены Рерих – и двух сыновей – востоковеда Юрия и художника Святослава.
…Лаконичный закадровый текст, раритетные документы и фотографии, кадры хроники, музыка и море картин Николая Рериха. Все это составляет своеобразную летопись создания учения "Живой этики". Рерих в этом учении утверждает, что человек - это часть космоса, и предрекает ему миллионы лет существования, если только не будет разрушен дух его творческой деятельности. По Рериху, именно дух творчества и есть культура. Следовательно, ее надо всячески оберегать, сохранять и защищать. Александр Авдеев, комментируя фильм, говорит: его поразило то, что картины Николая Рериха буквально предвосхищали научные и философские открытия автора. Более того, даже исторические события. "В прошлом художник видел будущее", – утверждает Александр Авдеев и продолжает:
"Впервые картины художника наложены на события в мире. И становится ясно, что, действительно, Николай Рерих – как пророк. Сперва – свежая молодость, идеализация национальной культуры, ее былинности. А потом наваливается Первая мировая война, фашизм, Вторая мировая война. В контексте творчества Рериха прослеживается эволюция XX века".
Первым картинам-предсказаниям Рериха никто не поверил. Их приняли за фантазии художника, который вдруг словно потерял интерес к персонажам древнерусской истории и обратился к образам восточных религий и легенд. Путешествуя по разным странам, Рерих пришел к выводу, что Восток – колыбель цивилизации, и серьезно занялся изучением культур Тибета, Индии, Китая. Две Центрально-Азиатские экспедиции и одна экспедиция по Китаю дали неоценимый материал для исследований и темы для новых картин. Рерих часто писал сериями, и мало заботился о судьбе своих произведений, расходящихся по всему миру. Беспокоился только о картинах серии "Майтрейя" (Владыка грядущего). Ведь это было послание художника новой Советской России: "Красный всадник" предрекал бедствия, "Победитель" – войны. Рерих привез эту серию в Москву в 1926 году. Но послание "не прочли", не оценили.
Художнику Николаю Рериху не удалось предупредить человечество об опасности, а вот Рерих-ученый все же сумел достучаться до людей. Манифест, созданный им - знаменитый "Пакт Рериха" о защите культуры приняли многие государства. Документ стал основой деятельности ЮНЕСКО – международной организации, занимающейся развитием культуры и образования по всему миру.
Александр Авдеев убежден, что новый фильм – это не просто рассказ о духовных открытиях Николая Рериха:
"Его надо показывать в контексте вклада русской культуры в мировую цивилизацию в лице одного из замечательных подвижников, который создал целое движение, и благодаря которому спасены тысячи памятников культуры. Очень хорошо сказано в фильме: один человек создал мировое движение. Оказывается, это возможно".