Новости МЦР
Не надо бояться бесстрашия
8 июня в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха состоялось открытие семинара мастера тибетского буддизма Рингу Тулку Ринпоче. «Тренировка ума» или «лоджонг» — именно так называется проповедуемое им учение. «Ринпоче» с тибетского буквально означает «драгоценный». Этот уважительный титул в тибетском буддизме прибавляется к имени высших лам.
Перед лекцией заместитель генерального директора Музея Н.Н. Черкашина рассказала о жизненном пути Рингу Тулку. В девятилетнем возрасте он впервые встретился с Далай-ламой. Это событие стало решающим в дальнейшей судьбе Ринпоче.
Рингу Тулку Ринпоче обучался во всех школах тибетского буддизма. Он окончил университет в Варнаси, затем институт в Сиккиме, где и трудился на протяжении 25 лет в качестве преподавателя тибетологии.
Надо отметить, что редко в аудитории можно наблюдать такую благоговейную тишину, как во время выступления Рингу Тулку. Еще до его появления зал будто замер в предвкушении встречи с Великим Ринпоче. И вот он вошел. Улыбающийся, солнечный, искренний. И, странное дело, эта энергия доброжелательности и любви, исходящая от Ринпоче, передалась всем пришедшим: стало как-то очень спокойно и благостно.
В своей вступительной речи Ринпоче рассказал, что в буддизме существует несколько духовных путей обретения абсолютной гармонии — это малая колесница (Хинаяна), великая колесница (Махаяна) и тантра (Ваджраяна). Но все эти пути имеют общую цель — преодоление внутренних препятствий, возникающих оттого, что человек пребывает в двойственном состоянии. Ринпоче говорил о том, что буддизм как раз учит, как найти путь Бодхисатвы (то есть путь просветленных). «Все могут развить до совершенства присущие им благие качества».
Учение о тренировке ума практикуется во всех школах тибетского буддизма. Ринпоче говорил о том, что причина всех проблем заключается в искаженном восприятии действительности. Большинство людей думает, что для того, чтобы достичь счастья, достаточно обладать четырьмя составляющими успеха: богатством, славой, властью и наслаждениями. Но в процессе погони за этими «источниками счастья» люди начинают страдать и приходят к пониманию того, что все эти блага не являются гарантами счастья. Более того, даже люди, обладающие всеми этими благами, не могут назвать себя счастливыми. Ринго Тулку считает, что «счастье проистекает из верного восприятия своих эмоций и самого себя». «Тренировка ума» как раз развивает умение работать со своими эмоциями, учит, как выработать верный подход видения реальности посредством духовных упражнений и практик.
В основе же многих буддийских практик лежит понимание четырех моментов: драгоценности человеческого рождения, непостоянства (или постоянного изменения всех явлений), сансары и кармы. Ринпоче развил мысль о том, что человек должен ценить то, что имеет: «Обычно мы концентрируемся на том, чего у нас нет, и от этого чувствуем себя несчастными. Поэтому нужно стараться воспринимать мир иначе, то есть ценить то, чем мы уже обладаем».
Ринпоче говорит, что всё в мире преходяще: «Надо смотреть в лицо реальности. Да, мы все состаримся и умрем, но смерть — это лишь очередное изменение. К тому же, раз все меняется, то и мы тоже можем измениться к лучшему».
Сансара — это состояние ума, когда мы реагируем, исходя из основных импульсов принятия или отталкивания внешней ситуации, то есть это либо погоня за удовольствиями, либо бегство от того, что нас пугает. Путь Бодхисаттвы — это путь избавления от сансары, а соответственно, и избавления от страданий.
«Если я хочу стать лучше, — я должен измениться», — это основной принцип кармы. Но если мы хотим измениться, мы, прежде всего, должны изменить себя. И этому тоже нужно и можно научиться.
От себя хочу сказать, что после лекции я уходила внутренне обновленная, заряженная светлым предчувствием того, что все в жизни получится, все состоится. И, кажется, не я одна. Когда перед тобой такой человек, как Ринпоче, живущий сам по принципам пути Бодхисаттвы и показывающий своим примером, что это возможно, — можно свернуть горы.