|
версия для печати |
Сообщение Международного Центра Рерихов
Сообщение Международного Центра Рерихов по поводу интервью сотрудника МЦР, исполнительного директора-куратора Международного Мемориального Треста Рерихов А.Адамковой, опубликованного в газете «Правда» (Братислава) 22 января 2011 года.
Второго февраля текущего года на сайте Посольства РФ в Индии появилось интервью, данное сотрудником МЦР, исполнительным директором-куратором Международного Мемориального Треста Рерихов в Наггаре Аленой Адамковой журналисту газеты «Правда» в Братиславе Владимиру Янцуре. Интервью было опубликовано 22 января и озаглавлено «Словачка – хранитель гималайских сокровищ». В Международный Центр Рерихов (МЦР) этот текст был направлен по электронной рассылке Посла РФ в Индии А.М.Кадакина. В интервью содержится информация не соответствующая действительности, а также ряд неточностей, которые вводят читателей в заблуждение. Учитывая, что тема интервью касается наследия Рерихов, считаем необходимым внести ряд поправок и дополнений.
А.Адамкова говорит, что писатель Валентин Сидоров, автор книги «Семь дней в Гималаях», «…стал первым, кто начал знакомить российское общество с творчеством Николая и Елены Рерих».
Это не соответствует действительности.
Дополнение: начало знакомству с наследием Рерихов в СССР, было положено старшим сыном Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих − Юрием Николаевичем после его переезда на постоянное жительство в советскую Россию в 1957 году. Хорошо известна активная деятельность Юрия Николаевича Рериха, направленная на популяризацию наследия его родителей − это выступления в средствах массовой информации, лекции перед различными категориями слушателей, научные и просветительские публикации. После его смерти в мае 1960 года эту работу продолжил его младший брат − Святослав Николаевич Рерих. Его частые приезды в СССР всегда сопровождались многочисленными встречами и выступлениями. Предоставленная им коллекция полотен Николая Константиновича Рериха в период 1974 – 1980 гг., с небольшими перерывами экспонировалась во многих музеях страны.
Остается загадкой, почему А.Адамкова в своем интервью пытается вывести из истории тех, кто действительно приложил немало сил для ознакомления общества советской России с творчеством Рерихов, среди которых П.Ф.Беликов, Е.И.Полякова, А.Д.Алехин, В.П.Князева, Л.В.Шапошникова и многие другие. Именно их стараниями в 1974 г. в СССР широко отмечался 100-летний юбилей Н.К.Рериха на самом высоком уровне, и более чем странно приписывать эти заслуги человеку, далекому от истинного понимания наследия Рерихов и его значения.
К этому стоит добавить следующее: во-первых, в своей книге «Семь дней в Гималаях» Валентин Сидоров незаконно использовал материал Конкордии Антаровой, при этом не сделав никаких ссылок. Во-вторых, исторические факты, которые А.Адамкова почему-то не желает замечать, убедительно свидетельствуют, что Валентин Сидоров, столь чтимый ею, приложил немало сил, чтобы воспрепятствовать выполнению воли С.Н.Рериха по созданию в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха, для которого он передал из Индии наследие.
Далее в интервью читаем: «С сыном Николая Рериха Святославом и его женой Девикой Рани, всемирно известной индийской актрисой, встречалась в Москве в 1989 году. Пригласил их тогда Михаил Горбачев».
Дополнение: в МЦР (ранее СФР) находится весь архив Советского Фонда Рерихов, в котором имеется достаточно большое количество документов, раскрывающих почти поминутно весь график пребывания С.Н.Рериха и его супруги в СССР осенью 1989г. Среди этих документов нет ни одного упоминания о встрече С.Н.Рериха с А.Адамковой. Святослав Николаевич прилетал тогда в Союз в связи с созданием Советского Фонда Рерихов и Центра-Музея имени Н.К.Рериха как его основы. По этому поводу было выпущено специальное Постановление Совета Министров СССР. Информация об этом была опубликована практически во всех изданиях центральной прессы страны. Святослав Николаевич практически всегда был с руководителями основанной им организации, которым он передавал свои инструкции и пожелания по созданию и дальнейшему развитию общественного музея. Он неоднократно выступал на заседаниях Правления СФР и дал совместную пресс-конференцию в МИДе СССР.
Будем признательны, если А.Адамкова поделится с нами более подробными воспоминаниями о ее встрече с С.Н.Рерихом в 1989г., если она действительно состоялась, но нам о ней ничего неизвестно.
Стоит отметить, что в интервью А.Адамковой общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в Москве не упоминается. В контексте интервью о нем ни разу не сказано, хотя указываются события, прямо связанные с его деятельностью и непосредственной деятельностью сотрудника МЦР А.Адамковой в усадьбе в Кулу.
«Мне предложили работу в Наггаре» − говорит далее А.Адамкова. – Возможно, это связано с тем, что послом России в Индии в то время стал Александр Кадакин …».
Далее на два вопроса корреспондента газеты она дает ответы, которые также вызывают у нас недоумение.
Вопрос: «Почему на эту работу выбрали именно Вас?».
Ответ: «Нужен был человек, который хорошо бы знал Индию и Россию, философию индуизма и рериховскую философию …».
Вопрос: «В некоторых русскоязычных материалах в Интернете отмечается, что Вас выбрал сам Святослав Рерих».
Ответ: «При выборе, возможно, учитывались рекомендации Святослава Рериха. В любом случае, 1 января 2002 года я начала работать в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в качестве исполнительного Директора».
Если следовать логике А.Адамковой, то при выборе ее кандидатуры для работы в Тресте «…возможно, учитывались рекомендации Святослава Рериха». В данном контексте А.Адамкову следует понимать так, что она не предполагает, а утверждает связь своего появления в имении Рерихов в Кулу с выбором Святослава Рериха. Но это не соответствует действительности. Адамкова, видимо, забыла, что ко времени ее работы в ММТР Святослава Николаевича уже не было в живых 7 лет. К этому стоит добавить, что еще за три года до создания Треста в имении Н.К.Рериха в Кулу, Святослав Рерих в своем знаменитом письме «Медлить нельзя!», опубликованном в центральной газете «Советская культура» 29.07.1989 г., высказал пожелание, чтобы Институт гималайских исследований «Урусвати» стал филиалом создаваемого в Москве Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Даже когда эта идея не была осуществлена, Святослав Рерих, создавая ММТР в 1992 г., ни коим образом не упоминал кандидатуру А.Адамковой для работы в Тресте. Все, кого он планировал привлечь к управлению Трестом, были им лично включены в состав Попечительского Совета. Как известно, среди них нет А.Адамковой. Связывать свое появление в структуре ММТР даже с возможностью рекомендаций самого Святослава Рериха выглядит по меньшей мере странно.
Документы МЦР, а также переписка руководства МЦР и Посла РФ в Индии А.М.Кадакина, раскрывают истинную историю этого вопроса. А.Адамкова была выбрана представителем МЦР в ММТР по предложению первого вице-президента МЦР, Генерального директора музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой решением Правления МЦР от 1 июня 2000 г. На основании этого решения было заключено соглашение между МЦР и А.Адамковой. Началом этой истории послужила просьба Посла РФ в Индии А.М.Кадакина, высказанная им в одном из своих писем Л.В.Шапошниковой. Он настоятельно просил, чтобы именно она подобрала кандидатуру для должности куратора ММТР. В ходе дальнейшей переписки был установлен статус этого куратора, как представителя МЦР в Тресте. В деле имеются и отчеты представителя МЦР А.Адамковой. Таким образом, по предложению Л.В.Шапошниковой и при поддержке Посла РФ в Индии А.М.Кадакина А.Адамкова с декабря 2001 г. стала работать в ММТР как представитель МЦР в должности куратора.
На вопрос о возможности устроить в Словакии выставку картин Рерихов, следует ответ А.Адамковой, что «…достаточно доставить их из Москвы, где тоже есть постоянная экспозиция и огромная коллекция его работ. Несколько месяцев назад мы уже привезли 45 картин Рериха из Москвы в Дели».
Дополнение: нас удивляет, как А.Адамкова, являясь сотрудником МЦР, рассказывая о событиях, активным участником которых был общественный Музей имени Н.К.Рериха, обходит стороной деятельность самого Музея. Упомянутая ею «постоянная экспозиция и огромная коллекция» находятся в общественном музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, который из своих фондов осуществил выставку в Дели, о которой говорит Адамкова. Истины ради следует добавить, что наш Музей фактически спас престиж России, так как в течение невероятно короткого времени, при упорном сопротивлении российских чиновников, но при личной поддержке Посла РФ в Индии А.М.Кадакина и Министра культуры РФ А.А.Авдеева, смог организовать эту выставку и обеспечить ее открытие в день приезда Председателя Правительства РФ В.В.Путина в Дели. Раньше в Индии сделали ставку на один из государственных музеев России, который не выполнил свои обещания и поставил под срыв гарантии российской стороны. Нас поражает и возмущает, что А.Адамкова даже не упоминает о существовании общественного музея имени Н.К.Рериха МЦР, благодаря которому была проведена эта выставка.
На вопрос об Институте «Урусвати», «который когда-то создали в долине Кулу супруги Рерихи, был также отдел тибетской медицины. Международный Мемориальный Трест Рерихов продолжает исследования в этой области?».
Адамкова ответила: «Пока это направление исследований лишь возобновляется. Начато изучение растений с эфирными маслами, которые растут в Гималаях».
Дополнение: из интервью следует, что Институт «Урусвати», созданный Рерихами в 1928 г. в их имении в Кулу и законсервированный в связи с началом Второй мировой войны, вновь начал свою работу. На самом деле это не соответствует действительности. МЦР на протяжении длительного времени пытается добиться от руководства Треста решения о начале работы российских и индийских ученых по возобновлению работы Института. Но решения до сих пор нет, и неизвестно, когда оно будет. Такое безответственное бездействие привело к тому, что многие ценнейшие научные коллекции и материалы Института уже пришли в негодность, а значительная их часть просто разворована. Обеспокоенность этим вопросом вынуждает руководство МЦР принимать решения в одностороннем порядке и направлять в имение Рерихов в Кулу российских ученых, которые начинают там работу по спасению оставшихся научных коллекций. А.Адамкова прекрасно знает о бедственном состоянии Института «Урусвати», но в своем интервью этот вопрос замалчивает и читатель не получает информации об объективном состоянии дел.
Когда журналист заговорил о муже А.Адамковой Олеге Мартынове, режиссере-документалисте, с которым они прошли по пути знаменитой экспедиции Николая Рериха и отсняли видеоматериал к фильму, Адамкова избежала этой темы.
Учитывая странную забывчивость А.Адамковой, мы это сделаем вместо нее.
Между МЦР и А.Адамковой была договоренность о том, что МЦР обеспечивает ее всем необходимым оборудованием и материалами для проведения съемок фильма о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, а она вместе со своим супругом снимают фильм. МЦР выполнил все свои обещания. Но, несмотря на то, что был снят прекрасный исходный видеоматериал, фильм не получился. Адамкова так и не поняла сути уникальной экспедиции Николая Константиновича, которая должна была послужить основой фильма. Это стало понятно, когда А.Адамкова представила руководству МЦР свою работу. Она отказалась принять рекомендации МЦР, которые могли спасти фильм. В итоге он не был принят не только МЦР − заказчиком этого фильма, но и телевизионными каналами, как рассчитывала Адамкова. Но на том история не завершилась. А.Адамкова неоднократно обещала передать МЦР отснятые видеоматериалы, которые являются его собственностью, но так и не выполнила свое обещание.
Завершается интервью с А. Адамковой ее рассуждениями о философии Рерихов: «...рериховская философия становится популярной альтернативой православию».
Это личное мнение А.Адамковой. То, что А.Адамкова называет «рериховской философией» является научно-философской системой Живой Этики. Видимо, А.Адамкова разделяет точку зрения диакона А.Кураева, который пытается представить Живую Этику враждебной альтернативой православию, что в корне противоречит сути Живой Этики. Это учение является научно-философской системой космической реальности, раскрывающей особенности взаимосвязи человека и Космоса. Поэтому противопоставление Живой Этики и православия просто неуместно.
Ответы А.Адамковой на вопрос журналиста «кратко обрисовать основные идеи этого учения» показывают, что она далека от понимания основ этой философской системы. Так, в ее интерпретации «Агни» – это «духовный огонь». Это неверное объяснение. Агни, хотя и переводится с санскрита как «огонь» – это энергия, которая в зависимости от планов бытия проявляется по-разному. Будем надеяться, что кандидат философских наук все-таки разберется с основными положениями Живой Этики.
При всем сказанном, необходимо отметить, что А.Адамкова за 10 лет работы в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в Кулу действительно вложила немало своих сил и труда в сохранение усадьбы Рерихов. Но задачи, которые поставил МЦР перед ней, как перед своим представителем в Тресте по вопросам сохранения наследия Рерихов в Кулу, А.Адамкова не выполнила. Для несведущих читателей из интервью А.Адамковой может показаться, что нынешнее положение дел с наследием Рерихов в усадьбе в Кулу не должно вызывать беспокойства. На самом деле ситуацию с сохранностью наследия никак нельзя назвать благополучной.
Документальные свидетельства, которые читатель найдет в статье Д.Ревякина и А.Прохорычева «Наследие Рерихов в Кулу. Что мы оставим для потомков?», наглядно доказывают, что состояние наследия в имении Рерихов в Кулу требует от нас принятия срочных мер для его сохранности.
За прошедшие десять лет так и не была начата работа по созданию настоящего Мемориального музея и восстановлению деятельности Института «Урусвати». Именно эти задачи являлись основной целью, которую ставил перед ММТР Святослав Рерих, создавая его в 1992 г.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007