Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
13.02.2009

Святой лён Владимира Денщикова

Открытие выставки Владимира Денщикова в Музее имени Н.К.РерихаОткрытие выставки Владимира Денщикова в Музее имени Н.К.Рериха
Владимир Денщиков. Икона 'Богоматерь Казанская'. 2006
Владимир Денщиков. Колокола.
Фрагмент иконы 'Богоматерь Казанская'. 2004
Владимир Анатольевич Денщиков
Владимир Денщиков. Икона 'Богоматерь Казанская'. 2006
Владимир Денщиков. Икона 'Св. Николай Чудотворец'. 2008


10 февраля в Музее имени Н.К. Рериха открылась персональная выставка Владимира Денщикова «Святой лён». В.А. Денщиков – Народный артист Украины, Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, режиссёр, художник-постановщик. Родился в Киеве 1 июля 1952 г., в родном городе окончил театральный университет имени Карпенко-Карого, многие годы проработал в Крымском Академическом русском драматическом театре имени М. Горького. В творческом багаже этого талантливого человека блестяще сыгранные роли от Эзопа до булгаковского кота Бегемота. Параллельно с работой в театре и кино Владимир Денщиков осваивает технику макраме. Сначала льняные нити в его руках превращались в необычные женские украшения – кулоны, серьги, браслеты, затем в стильные аксессуары – шляпки и сумочки. Немного позже Владимир Анатольевич создаёт объёмно-пространственные композиции, некоторые из них представлены на выставке: «Фантазия», «День рождения», «Рождественский дождь», «Рождественский сон», «Вечер в замке» и др. В этих коллажах мы видим необычные авторские находки и изобретения, на которые получен патент.

Работа художника над иконами стала естественным продолжением накопленных им не только технических навыков, но и необычного, иногда по-детски наивного, богатого внутреннего мира. Иконы, выполненные Владимиром Анатольевичем, потрясают необычной техникой исполнения: лики святых написаны масляными красками на холсте, а ризы и оклады созданы из льняной нити. Лик-лён-лён-лик – это сочетание в иконе необычно и очень гармонично. Без блеска драгоценных металлов и камней разные оттенки льняных нитей, сплетённые в затейливые узоры, соединяются в очень простое по сути и достойное, богатое по форме убранство. Мастер использует не только плетение в технике макраме, но и авторское изобретение – несколько видов рукотворной ткани. В иконе «Умиление» рукотворная ткань, созданная из нитей толщиной 0,5 мм без поперечного переплетения, уложена в покрове Богоматери мягкими парящими линиями. Художник соединяет нити по вертикали, создавая впечатление, будто тонкие ворсинки льна, органично переходя одна в другую, самостоятельно, без участия человека, соединяются в прочное полотно. На самом деле такая ткань необычайно нежная и уязвимая. При работе с ней требуются особые навыки, точность и аккуратность. Одно неловкое движение – и ткань рассыпется на множество нитей. Владимир Денщиков выполняет рукотворную ткань и с крупным шагом плетения, напоминающим плетение лыком, используя чередование лент ткани без поперечных соединений. И только в одном случае художник использует тканое льняное полотно: для создания нимба святого, который затем обрамляют сложные узоры. Иконы выполнены с соблюдением канонов и в тоже время в них принципиально новое объёмно-пространственное, колористическое и композиционное решение.

Посетители сначала знакомятся с фотографиями работ мастера, две из них, «Покров Пресвятой Богородицы» и «Рождественские колокола», в натуральную величину. Представлены также снимки увеличенных фрагментов разных икон, что позволяет более детально рассмотреть сложное, часто многослойное сочетание отдельных элементов. Затем следует ряд светских работ и иконы. Многие из них освящены, украшают православные храмы в Крыму.

В 20-е годы прошлого столетия известный московский звонарь Константин Сараджев в рукописи «Музыка-Колокол» писал о том, что вокруг звучащего колокола в пространстве рождаются невидимые узоры. В зримом пространстве икон Владимира Денщикова вокруг святых ликов явлены рукотворные узоры. Они неповторимы, ибо, как гласит древняя мудрость, дважды в одну реку не войти, и создают ни с чем не сравнимое впечатление соприкосновения с иным, Горним миром, иной, Высшей реальностью, реальностью Небесного света, Света духовного, Великой тайны сопричастия...


Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007