|
версия для печати |
Святой лён Владимира Денщикова
10 февраля в Музее имени Н.К. Рериха открылась персональная выставка Владимира Денщикова «Святой лён». В.А. Денщиков – Народный артист Украины, Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, режиссёр, художник-постановщик. Родился в Киеве 1 июля 1952 г., в родном городе окончил театральный университет имени Карпенко-Карого, многие годы проработал в Крымском Академическом русском драматическом театре имени М. Горького. В творческом багаже этого талантливого человека блестяще сыгранные роли от Эзопа до булгаковского кота Бегемота. Параллельно с работой в театре и кино Владимир Денщиков осваивает технику макраме. Сначала льняные нити в его руках превращались в необычные женские украшения – кулоны, серьги, браслеты, затем в стильные аксессуары – шляпки и сумочки. Немного позже Владимир Анатольевич создаёт объёмно-пространственные композиции, некоторые из них представлены на выставке: «Фантазия», «День рождения», «Рождественский дождь», «Рождественский сон», «Вечер в замке» и др. В этих коллажах мы видим необычные авторские находки и изобретения, на которые получен патент.
Работа художника над иконами стала естественным продолжением накопленных им не только технических навыков, но и необычного, иногда по-детски наивного, богатого внутреннего мира. Иконы, выполненные Владимиром Анатольевичем, потрясают необычной техникой исполнения: лики святых написаны масляными красками на холсте, а ризы и оклады созданы из льняной нити. Лик-лён-лён-лик – это сочетание в иконе необычно и очень гармонично. Без блеска драгоценных металлов и камней разные оттенки льняных нитей, сплетённые в затейливые узоры, соединяются в очень простое по сути и достойное, богатое по форме убранство. Мастер использует не только плетение в технике макраме, но и авторское изобретение – несколько видов рукотворной ткани. В иконе «Умиление» рукотворная ткань, созданная из нитей толщиной 0,5 мм без поперечного переплетения, уложена в покрове Богоматери мягкими парящими линиями. Художник соединяет нити по вертикали, создавая впечатление, будто тонкие ворсинки льна, органично переходя одна в другую, самостоятельно, без участия человека, соединяются в прочное полотно. На самом деле такая ткань необычайно нежная и уязвимая. При работе с ней требуются особые навыки, точность и аккуратность. Одно неловкое движение – и ткань рассыпется на множество нитей. Владимир Денщиков выполняет рукотворную ткань и с крупным шагом плетения, напоминающим плетение лыком, используя чередование лент ткани без поперечных соединений. И только в одном случае художник использует тканое льняное полотно: для создания нимба святого, который затем обрамляют сложные узоры. Иконы выполнены с соблюдением канонов и в тоже время в них принципиально новое объёмно-пространственное, колористическое и композиционное решение.
Посетители сначала знакомятся с фотографиями работ мастера, две из них, «Покров Пресвятой Богородицы» и «Рождественские колокола», в натуральную величину. Представлены также снимки увеличенных фрагментов разных икон, что позволяет более детально рассмотреть сложное, часто многослойное сочетание отдельных элементов. Затем следует ряд светских работ и иконы. Многие из них освящены, украшают православные храмы в Крыму.
В 20-е годы прошлого столетия известный московский звонарь Константин Сараджев в рукописи «Музыка-Колокол» писал о том, что вокруг звучащего колокола в пространстве рождаются невидимые узоры. В зримом пространстве икон Владимира Денщикова вокруг святых ликов явлены рукотворные узоры. Они неповторимы, ибо, как гласит древняя мудрость, дважды в одну реку не войти, и создают ни с чем не сравнимое впечатление соприкосновения с иным, Горним миром, иной, Высшей реальностью, реальностью Небесного света, Света духовного, Великой тайны сопричастия...
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007