Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2013 г.

03.06.2013

«Весна священная». Зарождение легенды

К 100-летию со дня премьеры балета

Афиша выставки
Музыканты Ксения Родионова и Михаил Турпанов

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 30 мая состоялось торжественное открытие выставки, посвященной 100-летию со дня премьеры балета «Весна священная». В подготовке экспозиции приняли участие Министерство культуры РФ, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, Государственный центральный театральный музей имени А.С. Бахрушина, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

История создания балета «Весна священная» началась в 1909 году, когда Игорь Стравинский и Николай Рерих задумали совместно создать балет на тему древних верований и обрядов языческой Руси. Они стремились преодолеть разрыв современной цивилизации с ее корнями, историей, природой. Это и стало главной идеей представления — показать патриархально-первобытные связи человека и земли. Николай Рерих писал: «Я уже двадцать лет занимаюсь русской (славянской) древностью и нахожу в ней прекрасные черты, чудесные картины, о которых нужно напоминать публике, которая в круговороте современной жизни часто забывает о далекой жизни, когда умели радоваться, когда помнили о красивых космогониях Земли и Неба».

Сотрудники Отдела личных коллекций ГМИИ рассказали о долгой и невероятно сложной работе над постановкой. В последнем варианте балет состоял из двух действий — «Поцелуй Земле» и «Великая жертва». Первое действие включало в себя весенние гадания, пляски щеголих, игры умыкания жен, хороводы, шествие старейшего-мудрейшего, его ритуальный поцелуй расцветающей земле и «выплясывание земли» юношами и девушками. Во втором — происходили тайные игры девушек, хождение по кругам, избирание жертвы и ее величание, взывание к праотцам, действо старцев и, наконец, великая священная пляска.

Представители МЦР в ожидании презентации
Представители МЦР в ожидании презентации

Ведущая церемонии открытия выставки А.Г. Степина представила молодых музыкантов Ксению Родионову и Михаила Турпанова, которые в качестве эпиграфа исполнили фрагменты «Взывание к праотцам», «Действо старцев — человеческих праотцов» и «Великая священная пляска» из партитуры к балету в авторском переложении И.Стравинского для рояля в четыре руки.

Заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ Н.Б. Автономова, приветствуя собравшихся, поблагодарила партнеров, представивших материалы для выставки, и рассказала о сенсационной истории «выхода в свет» самого произведения. Премьера балета «Весна священная» прошла в рамках программы С.П. Дягилева «Русские сезоны» в парижском Театре Елисейских Полей 29 мая 1913 года. Эта постановка, воплощенная в жизнь композитором Игорем Стравинским, художником Николаем Рерихом и хореографом Вацлавом Нижинским, ошеломила буржуазную публику пульсирующей силой музыкального содержания, новаторской хореографией, оригинальностью костюмов и декораций, положив начало современному балетному искусству. В парижской прессе того времени фигурировал термин «сверхскандал». Один из зрителей так описывал премьеру 29 мая 1913 года в Париже: «Ничто из когда-либо написанного о битве «Весны Священной» не дает даже слабого представления о том, что происходило на самом деле. Театр, казалось, дрожал от землетрясения. Он сотрясался. Люди выкрикивали ругательства, завывали и свистели, заглушая музыку. Раздавались пощечины и удары... сам же балет был удивительно прекрасен». Уже через год балет получил признание и вошел в золотой фонд русской классики.

Заместитель директора Музея имени Н.К. Рериха Н.Н. Черкашина говорила о том, что выставка — это дань уважения и почитания творчества великих русских мастеров. Сюжет балета, который первоначально назывался «Великая жертва: Картины Языческой Руси», вырос из интереса Н.К. Рериха к древности. Основной смысл: «Без Великой жертвы невозможна победа света над тьмой», — обрел особую актуальность в годы великих потрясений. Предоставленная Музеем имени Н.К. Рериха для экспозиции работа «Весна Священная», написанная Николаем Константиновичем в 1945 году, в преддверии великой победы России в Великой Отечественной войне, посвящена теме Великой жертвы во имя будущего страны.

Младший научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ И.А. ВойтоваЗаместитель директора музея имени Н.К. Рериха Н.Н. ЧеркашинаГлавный хранитель Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки Н.Ю. ТартаковскаяПредставитель Государственного Центрального театрального музея им. А.С. Бахрушина И.П. Галума

Н.Н. Черкашина рассказала, как Николай Рерих мечтал о том, чтобы сюжеты его картин воплотились в спектакле. Дягилев первым ввел форму искусства, в которой оформитель спектакля был в то же время и его соавтором. Так, Николай Рерих стал движущей силой и, вместе с Игорем Стравинским, соавтором балета «Весна Священная», автором либретто, художником костюмов и декораций. Кроме того, вместе с В.Нижинским он участвовал в разработке новой хореографии. Кстати, незадолго до премьеры Н.К. Рерих подарил представленный на выставке Международным Центром Рерихов эскиз декорации «Великая жертва. Ода весне» (1912 г.) композитору с надписью на оборотной стороне картины: «Дорогому Игорю Федоровичу на память о нашем совместном детище».

Главный хранитель Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки Н.Ю. Тартаковская рассказала об экспонатах, переданных их музеем для выставки. Один из наиболее интересных экспонатов — фотокопия партитуры, которую композитор завершил за месяц до премьеры. На ней отчетливо видны два его автографа — 1913 и 1968 годов; разница между ними составляет 55 лет. Выступившая вслед за ней представитель Государственного Центрального театрального музея им. А.С. Бахрушина И.П. Галума говорила о возникновении новой хореографии.

В наши дни идет много постановок балета «Весна священная». Все они разные, но тема единой общечеловеческой Великой жертвы во имя света объединяет людей разных стран.

На презентации выставки в ГМИИПосетители выставки у картины Н.К.Рериха «Великая жертва»

Посетители с интересом рассматривают экспонаты. На экране идет видеозапись балета «Весна священная» в исполнении артистов балета Мариинского театра. Выставку уже назвали «особенной» за ее камерный характер. Все говорят о том, как столетие назад три автора — Игорь Стравинский, Вацлав Нижинский и Николай Рерих создали уникальное произведение, в котором благодаря единству музыки, живописи и пластического искусства им удалось передать смятенный дух времени.

Знакомство с экспонатами выставкиЗнакомство с экспонатами выставки


6 июня 2013 г. в 19:00 в атриуме Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась лекция культуролога, научного сотрудника – хранителя передвижного фонда Музея имени Н.К. Рериха Волковой Юлии Юрьевны на тему: «Образы балета «Весна священная» в творчестве Н.К. Рериха.


Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов