|
версия для печати |
Цикл лекций «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» в Санкт-Петербурге
![]() |
|
|
|
«Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания». С лекциями выступили научные сотрудники Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Б.Ю.Соколова и В.Г.Соколов.
1 декабря прозвучала лекция кандидата культурологии Б.Ю.Соколовой «Искусство, озаренное подвигом: героизм в творчестве Н.К.Рериха», сопровождавшаяся слайдовой презентацией и музыкой. Лектор подчеркнула уникальность для мировой культуры творчества Н.К.Рериха, которое было наполнено героическим духом. Эту уникальность дополняет и тот факт, что сам Николай Константинович был именно такой героической личностью, чья жизнь была освещена постоянным подвигом служения людям.
В лекции были раскрыты концептуальные идеи Н.К. Рериха, связанные с героизмом. По ходу повествования Б.Ю.Соколова обращалась к картинам художника, в которых ярко воплощена та или иная идея: герои – это выразители сущности народа, страны («Святой Сергий Радонежский»); героические личности играют ведущую роль в истории («Александр Невский»); связь героев Высшим началом Мироздания («Жанна д’Арк», «Падма Самбхава», «Чаша Христа»); герои – это связующее звено между плотным миром и миром иной, более высокой энергетики («Моисей Водитель», «Магомет на горе Хира»). Было отмечено, что эволюционная деятельность героев связана с метаисторией – духовной частью исторического процесса, которой, в отличие от земной истории, присущи непреходящие элементы, внутреннее единство и согласованность с космической эволюцией. Эволюционное творчество Великих Учителей и деятельность героических личностей, связанных с Высшим, является основой метаистории.
Лектор подчеркнула, что в творчестве Н.К.Рериха тесно взаимосвязаны два явления: героизм и культура. Мастер много размышлял о фундаментальных основах культуры, о ее вечных нетленных составляющих. Такими непреходящими ценностями являются знания, творения человеческого духа, нравственные принципы, героизм и почитание героев. Культурная преемственность – это эволюционный механизм, обеспечивающий дальнейшее развитие общества. Но, в свою очередь, сам этот механизм зависит от непреходящих элементов культуры и поэтому может работать тогда, когда существуют и напитывают пространство своей высокой энергетикой культурные ценности. Их защите и был посвящен Пакт Рериха, связавший воедино прошлое, настоящее и будущее. И совсем не случайно знак Знамени Мира, символ Пакта, изображен на картинах Николая Константиновича, посвященных героическим личностям – Святому Сергию, Жанне д’Арк, Рамакришне, Ярославу Мудрому и другим. Это – отличительный знак тех, кто слагал и защищал вечные ценности культуры, те элементы, которые будут служить краеугольными камнями культурного развития в будущем. Так через героев, через их деятельность осуществляется эволюционная связь времен.
![]() | |
Лектор акцентировала внимание на интересном явлении, имеющем место в мировой культуре: представления о бессмертном герое существуют с древнейших времен и у разных народов. Это важнейшая черта народной памяти – вера в то, что герой не может умереть, а лишь временно удалиться на покой, пребывая в состоянии сна или ожидания. Но придёт время, и этот герой обязательно вернется, чтобы освободить свой народ, возглавить его и возродить золотой век. Сама надежда на возвращение героя свидетельствует о том, что героизм – это живое явление, способное оказывать непосредственное и очень мощное влияние на культуру и социальные процессы.
Николай Константинович был глубоко убежден, что через обновленные понятия героев и вождей в общество может войти улучшение жизни. Он утверждал, что страна, которая сохраняет в сердце образ своего героя, уже свидетельствует о своем потенциале к восхождению. «Человечество должно беречь своих героев, – писал он. – Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое, созидательное вдохновение». И его уверенность в этом базировалась на знании непреложных законов космической эволюции, огненное творчество которой звучит в душе каждого героя.
![]() |
|
|
|
Этот человек, в корне изменивший представление о мире, все же и по настоящее время остается еще во многом не понятым, а подчас, даже неизвестным. На это были и еще остаются свои причины… В лекции отмечен ряд характерных черт предшествующего Бруно исторического периода – Высокого Возрождения в Италии (конец XV – пер. треть XVI века), когда Ренессанс, вырвавшись за пределы территории своей родины, шагнул далее в Западную и Центральную Европу. Это время отмечено яркими талантами в изобразительном искусстве, литературе и философии. Важной составляющей лекционного материала явилось раскрытие важнейших особенностей эпохи Бруно, когда открытия происходили по трем кардинальным направлениям: природа человека, новые земли на поверхности планеты, принципиально новое понимание Космоса. В данном контексте представлены основные вехи жизненного пути Дж.Бруно, отмечены источники влияния на его философию. Произведен анализ и раскрыты особенности научно-философского учения Бруно и созвучие его положений идеям философской системы Живой Этики, принесенной миру выдающимся русским ученым и философом Еленой Ивановной Рерих. В лекции представлены негативные последствия расправы церкви над Бруно для дальнейшего духовного и познавательного пути Западной Европы.
Изложенный в лекции материал подводит к следующим кардинальным выводам. Джордано Бруно явился предтечей космического мироощущения в науке, а также ключевой фигурой своего времени – переломного периода западноевропейской истории и культуры. Он стоял у истоков этого явления как раз в то время, когда зарождалась новая наука и когда еще не было разделения на эмпирический научный и метанаучный подходы в познании. Важно то, что эта новая наука в философии Бруно представляла собой синтез метанаучного предвидения сложной космической реальности и знаний, добытых эмпирическим путем. Также существуют основания полагать, что расправа Церкви над Джордано Бруно и то состояние культуры, в котором оказалась Европа в XVIII веке, тесно связаны между собой. Речь идет о том, что неприятие синтетического подхода в познании, который существовал в научной философии Бруно, привело к бездуховной науке, которая не смогла выйти на путь постижения истинной картины Космоса.
В лекции подчеркнуто, что великие подвижники духа всегда приходят в нужное время, потому неприятие их отражается самым негативным образом на развитии многих сфер человеческой деятельности. Католическая церковь в Средние века и на их исходе своими гонениями дискредитировала саму идею Высшего. Этим она способствовала укреплению позиций экспериментальной материалистической науки, что окончательно произошло в XVIII веке.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007