|
версия для печати |
«Музыкальные конструкции»
| |
|
|
Открывая выставку, заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Н.Н. Черкашина сказала, что это большая радость – видеть музыку и переносить ее на холст. Эти картины оказывают огромное эмоциональное воздействие на человека, они вибрируют, живут, дышат. Он рисует музыку – Баха, Шнитке, Скрябина и любимых им Чеснокова и Бортнянского, поскольку 25 лет пел в церковном хоре, был регентом.
Эдуард Крамп о картинах Станислава Мудрецова совершенно справедливо заметил, что, несмотря на их кажущуюся абстрактность, это на самом деле четкие пространственные конструкции. Подобные конструкции он однажды сам наблюдал на концерте Шостаковича. По его описанию, с которым согласился художник, они возникают как линии напряженности некоего энергетического поля, создаваемые музыкой, великой музыкой. И чем она гениальней, чем вдохновенней исполнение, тем более явно проступают эти пространственные формы, приобретая вид почти физически осязаемого объекта.
Эдуард Русланович отметил, что сами конструкции не имеют цвета, и это объяснимо – сами по себе линии напряженности, организующие музыкальную конструкцию в пространстве, цвета иметь не могут. Цвет – это творческая переработка света художником, приведение его физической составляющей к спектру, видимому простым глазом. Это не игра разума, сказал он, это мир, который существует, реальный, но переработанный творческим чувством мастера.
Валентина Виноградова, сотрудник Отдела развития Музея, отметила, что метод работы Станислава Мудрецова уникален и восходит в своем наследовании к восприятию музыки как визуального ряда к творчеству Чюрлениса, Римского-Корсакова, Скрябина, которые обладали той же способностью претворять музыку в зримые образы и, напротив, видеть незримые образы в музыке.
Валентина Владимировна обратила внимание на то, что, несмотря на открытые, яркие цвета, которые художник использует порой в самых невероятных сочетаниях, весь колористический ряд чудесным образом сгармонизирован. Интересна и компоновка экспозиции: тому, чтобы пространство, образуемое полотнами, соединило их также в некую конструкцию сродни музыкальной, художник придавал при развеске особое значение. В результате получилась общая сфера, внутри которой картины не противоречат друг другу, не сталкиваются, а поддерживают взаимную внутреннюю смысловую и эмоциональную наполненность. В заключение Валентина Владимировна сказала, что эпиграфом к выставке могут послужить слова Н.К. Рериха «Осознание Красоты спасет мир».
Лев Федорович Дьяконицын, художник, член Французской интернациональной академии наук и искусств, Европейской интернациональной академии наук и искусств, римской академии Ферроцци, а также Российской академии наук и искусств, говорил о творчестве Станислава Мудрецова как об исследовании посредством искусства структуры вещей и пределов Космоса, который музыкален и динамичен. Однако каждый музыкальный момент в нем концентрирует наше внимание как отдельная смысловая единица.
Выставка необычная, радостная, а художник этот идет путями нехожеными, это художник-изобретатель, который стремится собрать музыку в единую динамическую конструкцию, и каждый всплеск незримого окружающего нас мира он проецирует на полотно как отражение его сознания, и у этого автора все еще впереди.
С теплыми словами в адрес художника выступили его одноклассники. Очень радостно было услышать отзыв супруги художника Маргариты Мудрецовой, которая сказала, что ни в одном, самом крупном выставочном зале Москвы и других городов, где проходили выставки Станислава Александровича, его картины не оказывают такого мощного эмоционального воздействия. Они оживают, обретают особую мелодику, поскольку их внутреннее пространство находится в созвучии с пространством Музея имени Н.К.Рериха.
В заключение церемонии открытия С.А. Мудрецов прекрасно исполнил a`capella пушкинского «Пророка» на музыку Н.А. Римского-Корсакова и присутствующие попросили его спеть еще, тогда Станислав Александрович взял гитару и под собственный аккомпанемент исполнил несколько старинных романсов.
Художнику были вручены букеты цветов, церемония открытия завершилась, а выставка ждет своих зрителей, и они придут, и, возможно, не раз. Такое объемное, как уже было сказано, необычное творчество требует осознания и возвращения к этим полотнам, потому что встречу с настоящим всегда хочется повторить, так же как хочется перечитать хорошую книгу.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007