Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
12.09.2015

Открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность» в Пскове

9 сентября 2015 г. в выставочной галерее «Цех» Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина при поддержке губернатора Псковской области А.А. Турчака состоялось торжественное открытие выставки Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность». 

Псковский драматический театр открылся в 1906 году в специально выстроенном здании – «Народном доме имени А.С.Пушкина». Здесь выступали П. Стрепетова, В. Давыдов, В. Комиссаржевская, К. Варламов, Л. Блок (Менделеева), а также Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Дункан. После Октябрьской революции большая часть актеров эмигрировала в Эстонию, составив костяк театра русской драмы в Таллине. Сменилось несколько названий театра: Коммунальный с 1917 года, Псковский городской драматический театр им. А.С.Пушкина с 1920 года, Ленинградский областной драматический театр с 1939 года, после Великой Отечественной войны – Псковский областной драматический театр им. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны в июле 1944 г. театр был разрушен. В некогда прекрасном памятнике архитектуры советские саперы нашли и обезвредили более 50-ти различных снарядов и мин. Перед этим фашисты разграбили театр и вывезли ценное имущество в Германию. Идеи Пакта Рериха звучат здесь, на псковской земле, сильно пострадавшей от последней войны, крайне актуально и злободневно.


Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина после войны и в настоящее время


В торжественном открытии выставки приняли участие представитель государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елена Алексеевна Жукова, председатель Псковского областного отделения ВООПИК, искусствовед Ирина Борисовна Голубева, куратор выставочной галереи «Цех» Марина Николаева, представитель Псковского музея-заповедника Олег Валентинович Федоров, референт отдела выставок Международного Центра Рерихов Дмитрий Юрьевич Ревякин, культурная общественность города Пскова.

Собравшиеся почтили минутой молчания память инициатора и идейного вдохновителя международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность», генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Ранний период творчества Николая Константиновича Рериха тесно связан с Псковской землей. Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, происходила из псковского купеческого рода. Венчание отца художника Константина Федоровича Рериха и Марии Васильевны Калашниковой состоялось в 1860 году в Острове, городе Псковской губернии. Молодые супруги поселились в Петербурге, но лето семья проводила у бабушки Татьяны Ивановны Коркуновой-Калашниковой в Острове. Бабушке принадлежал старинный дом с садом, который летом посещал юный Николай Рерих. На Псковской земле будущий художник знакомился с русской стариной, древними былинами и сказаниями. Одна из ранних работ художника «Пскович» 1894 г., посвящена героической обороне Пскова во время его штурма войсками Стефана Батория в 1581-1582 гг. Позже художник воспел псковщину во время путешествия «По старине» в 1903-1904 гг. Вместе с супругой Е.И. Рерих он посетил Псков, Изборск, Сенно, Печоры и запечатлел самые знаковые псковские памятники. Позже в 1913 г. Н.К. Рерих создал четыре эскиза для росписи часовни Святой Анастасии, возведенной на Ольгинском мосту по проекту А.В. Щусева в 1911 г. Образы псковской храмовой и фортификационной архитектуры в дальнейшем ярко проявились в творчестве художника на картинах «Меч Мужества», «Звенигород», «Земля Славянская», «Пасхальная ночь», театральных эскизах с постановке «Псковитянка» и других многочисленных полотнах.

Jukova.jpg
Елена Алексеевна Жукова

Представитель государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елена Алексеевна Жукова в своем выступлении отметила: «Пакт Рериха – это первый международный документ, который гарантировал преимущество защиты культурного наследия в случае проведения военных действий. И мне кажется, сегодня вспомнить об этом документе, познакомится с идеями его создания очень актуально. Это событие очень важное для нашего города и для нашей области. <...> Большое спасибо Международному Центру Рерихов, включившему в число городов, принявших выставку, и Псков».

Golubeva.jpg
Ирина Борисовна Голубева

Председатель Псковского областного отделения ВООПИК Ирина Борисовна Голубева сказала: «Я хотела бы еще раз обратить внимание на личность Н.К. Рериха, на ее глобальность и на то, что эта личность причастна к Пскову. Это счастье и везение Пскова. Благодаря этому обстоятельству, у нас, жителей псковщины, всегда есть живая связь с творчеством этого замечательного художника. Вот и сейчас, благодаря выставке, мы можем еще раз вспомнить о Н.К. Рерихе, о его шедеврах и миротворческих идеях. Спасибо Международному Центру Рерихов, который привез эту международную выставку в Псков. Мы воочию видим, как репродукции работ Н.К. Рериха, представленные на выставке, очень созвучны Пскову. Дело в том, что художник учился на псковской иконописи, псковской архитектуре выражать чистые идеи духовности и культуры. И мы видим здесь мотивы Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, храмов Псково-Печерской лавры. В 1903-1904 гг. Н.К. Рерих был в наших местах. Он писал памятники Пскова, Печоры, Сенно, Изборска. И ощущение первозданности, которое есть у наших памятников, церквей и крепостных стен, он пронес через все свое творчество. Псковская земля внесла свой вклад в формирование миротворческих идей Н.К. Рериха. Нельзя не удивляться прозорливости Николая Константиновича, создавшего Пакт защиты культурных ценностей во время войны. Такие документы создаются и для сегодняшних прагматиков, которыми переполнен сейчас мир. Ведь военные действия продолжаются, рушатся памятники. И Пакт Рериха должен работать. Об этом все время нужно напоминать. И в завершении, я считаю, что мы обязаны отдать дань уважения Н.К. Рериху и сохранить для будущих поколений часовню Святой Анастасии, в создании которой активное участие принял Н.К. Рерих».

Олег Валентинович Федоров

Научный сотрудник Псковского музея-заповедника Олег Валентинович Федоров в своем выступлении рассказал о связи Н.К. Рериха с псковской землей и отметил значение идей Пакта сегодня: «Псковская земля обладает одним из шедевров рериховского наследия – часовней Святой Анастасии, которая, несмотря на все невзгоды, сохранилась и включила в себя всю вселенную накануне первой мировой войны. Я призываю вас посетить этот уникальный, замечательный памятник – детище Алексея Николаевича Щусева и Николая Константиновича Рериха, известного иконописца и реставратора Григоря Осиповича Чирикова. Но и сама псковская земля, которая пропитала все творчество Николая Константиновича является этим памятником. Здесь, на этой выставке я обратил внимание на то, что она отражает еще одну важную вещь, связанную с Псковом. Это Святая Троица в образе Знамени Мира. И вы наверное знаете, что три ангела, изображенных в образе Святой Троицы – это высший суд, который был противопоставлен двум городам Содому и Гоморе, символизирующем в библейском повествовании отсутствие культуры, доброты, милосердия. Творчество – как способ сопротивляться невежеству и насилию – стало нередко единственным способом сохранения себя и выживания. И это показала и первая, и вторая мировые войны. Все идеи Пакта Рериха сейчас крайне актуальны. Говоря о единстве прошлого, настоящего и будущего, нельзя не отметить, что в современном мире, где нарастает зло и насилие, растет и сопротивление этому злу. Сопротивление красотой, добротой и искусством – оно есть. И люди снова заговорили, что красота сможет нас спасти. <...> Я верю, что все эти идеи помогут нам выжить и сохранить себя. У нас в музее хранится работа Н.К. Рериха «Крик Змия» (1913-1914), и я вас всех приглашаю ее посмотреть, а также посетить Анастасиевскую часовню. Большое спасибо МЦР и галерее «Цех» за эту выставку».

Stroylo.jpg
Александр Григорьевич Стройло

Главный художник драмтеатра Александр Григорьевич Стройло поблагодарил Международный Центр Рерихов за предоставленную выставку.

Представитель МЦР Д.Ю. Ревякин рассказал о влиянии русского периода жизни Н.К. Рериха на формирование идей будущего Пакта, а также связи художника со псковской землей. Затем он вручил от имени руководства МЦР «Знамя Мира» культурной общественности Пскова.

На открытии прозвучали призывы не только сохранить Анастасиевскую часовню, но и увековечить вклад Н.К. Рериха в популяризацию образа Псковской земли созданием в Пскове памятника художнику. В настоящий момент школой № 1 г. Остров ведется работа по сохранению дома, где бывал юный Н.К. Рерих.

К сожалению, работу выставки омрачила новость о вандализме по отношению к часовне святой Анастасии. На следующий день после торжественного открытия выставки неизвестные вырвали одну из боковых чугунных ставен часовни, но проникнуть внутрь вандалам не удалось. Фрески часовни не пострадали. Необходимо отметить, что в настоящий момент разработан и одобрен проект реставрации часовни. Проект включает в себя реставрационные работы воссоздания первоначальных форм, окон, дверей, благоустройство прилегающей территории. Учтены пожелания музейных хранителей о специальных приспособлениях для консервации памятника в зимний период. Искренне хочется верить, что усилиями всех заинтересованных сторон, включая и культурную общественность, этот памятник вновь приобретет свой первозданный вид. Н.К. Рерих предложил мировому сообществу Пакт, защищающий культурные сокровища человечества от разрушения. Но и само наследие Николая Константиновича нуждается в защите. Сейчас под угрозой разрушения оказался и общественный Музей Н.К. Рериха в Москве, инициатор проекта «Пакт Рериха. История и современность». Сохранение общественного музея позволит и далее развивать и отстаивать миротворческие инициативы Н.К. Рериха.

Д.Ю. Ревякин

Отдел выставок Международного Центра Рерихов выражает благодарность Виктору Зигмунтовичу Кляновскому за деятельное участие в организации выставочного проекта "Пакт Рериха. История и современность" в Пскове.

pskov2.jpg pskov.jpg
На выставке «Пакт Рериха. История и современность» в Псковском академическом театре драмы имени А.С. Пушкина

Анастасьевская часовня, Псков Троицкий собор, Псков
Анастасьевская часовня, Псков Троицкий собор, Псков

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков   Изборская крепость  
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков Изборская крепость



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007