|
версия для печати |
Dar. У разбитого корыта // Блог «Конт»
Т.Мкрытычев |
Когда Тигран Константинович Мкртычев появился на широком небосклоне Рериховского движения, у многих возник вопрос: откуда он взялся и почему так настойчиво ищет дружбы с различными его сомнительными представителями? Конечно, было сразу понятно, что горячий интерес к философскому наследию Н.К.Рериха, внезапно проснувшийся у зама по научной работе Государственного музея Востока (ГМВ), тут ни при чем. Тем более тот открыто признавался, что с творчеством великой семьи знаком слабо, а Учение Живой Этики и вовсе его не интересует. Тем не менее Мкртычев упорно посещал или даже организовывал рериховские бомонды, где копался в телефоне или перешептывался с соседями, пока довольные высоким представительством рериховцы вещали свои отвлеченные, с его точки зрения, идеи. Ведь главным в его ситуации было не вникнуть, а пообещать. Пообещать всем то, что они хотят.
Например, Национальному рериховскому комитету (НРК) гарантировать тесное сотрудничество, особенно если через его посредничество можно привлечь на сторону государственного новообразования рериховцев, недовольных Международным Центром Рерихов (МЦР).
Чем не красивая и заманчивая идея для НРК: посредничество между государством и рериховской общественностью, почетная миссия спасителей бесценного наследия в трудной финансовой ситуации?! Эта благородная идея вполне была способна в сознании многих членов этой организации заслонить и сгладить то, что государственные чиновники взамен потребовали: предательство воли С.Н.Рериха, уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха, противостояние МЦР, который все это защищает. Правда, некоторые лидеры НРК планировали за свое «благородство» получить скромные дивиденды – хорошую должность, приличную зарплату, почет и уважение, возможность заграничных поездок, лидерство в Рериховском движении и другую мелочь. Тигран Мкртычев, конечно, все это одобрял, проводил совещания, приглашал с выступлениями на конференции и круглые столы. В общем, был с лидерами НРК человеком «милым во всех отношениях».
Только новодельным НРК дело не ограничилось, нужно было посулить что-нибудь и другим противникам МЦР. Так, старейшему врагу МЦР А.Люфту Мкртычев пообещал доступ к драгоценным рериховским архивам и возможность их скорейшего обнародования. А.Люфт, конечно, имел в виду сокровенные Дневники Е.И.Рерих, которые автор разрешила печатать не раньше, чем через сто лет после ее ухода [1]. Об этих сроках знали и ее сыновья, поэтому С.Н.Рерих, когда передавал драгоценные рукописи в составе всего наследия СФР, впоследствии преобразованному в МЦР, еще раз подтвердил требование Елены Ивановны [2]. Но что Люфту до воли Учителей, он считает, что ему известно, как лучше будет для самого Учения. Он жаждет новых знаний и откровений, хотя вряд ли освоил уже данный в книгах Живой Этики океан Мудрости. Не смущает его и предупреждение, приведенное в Гранях Агни Йоги: «Знание, получаемое незаконно, лишенное преданности и верности, яро обратится против получателя и послужит ему во зло, усиливая каждое дурное свойство, каждый зачаток зла, даст силу ему во зле удержаться и твердо вступить на путь тьмы. Лучше совсем не касаться знания, нежели получать его незаконно и обманным путем. В том отношении обман руководителя имеет особенно пагубные и тяжкие следствия, ибо все, что при обычных условиях послужило бы на пользу и восхождение, послужит не благу, но тьме, обрекая предательскому пути» [3]. Силовой захват усадьбы Лопухиных и всего архива семьи Рерихов законным и благородным действом представить невозможно, поэтому мечта Люфта изначально была мечтой вора, стремящегося украсть Сокровище Учителя. И вот перспектива наконец-то осуществить задуманное, хотя бы таким варварским способом, сделала его одним из ярых сторонников Тиграна Мкртычева, придала ему больше сил и уверенности в скорой победе над МЦР.
Забрезжил луч надежды и для самодеятельного художника Андрея Пузикова, который давно мечтал о духовном лидерстве в Рериховском движении. С этой целью на своих интернет-ресурсах он очернял Л.В.Шапошникову и МЦР, пытался организовать альтернативные конференции и даже обращался в ГМВ еще в 2012 году, чтобы тот приструнил не в меру размахнувшийся грандиозными замыслами Центр Рерихов. Но тогда за спиной Тиграна Мкртычева и Александра Седова еще не стояла вся королевская чиновничья рать, а спорить с Минкультом, в ту пору поддерживающим МЦР, они, как люди практичные, считали делом бесперспективным. Андрей Пузиков вспоминает: «Предварительно была встреча и с заместителем по науке Тиграном Мкртычевым. Тигран Константинович не скрывает того, что к Рериху особой тяги не испытывает, но эмоционально и по существу на нашей стороне и сам пытается что-то делать, но предпринимать какие-либо открытые действия также не готов» [4]. Поэтому в ГМВ томагавк войны, поднятый А.Пузиковым, предпочли не заметить, чем несколько огорчили последнего. Но сейчас Тигран Мкртычев вспомнил о нем и решил взять его под крыло, авось пригодится.
Не будем останавливаться на «Дельфисе», у этого интернет-журнала с ГМВ давнишние связи, причем ни Мкртычева, ни Седова, у которого, по его словам, «шевелятся волосы от космического мышления», совершенно не смущает темный оккультизм мадам Тоотс, не волнуют их и нектарианцы из Музея-института семьи Рерихов (МИСР), а также иностранные эзотерики и контактеры [5].
По мнению Мкртычева, у всей этой разношерстной команды при всем разнообразии желаний есть одно существенное общее достоинство – они ненавидят МЦР, Л.В.Шапошникову, общественный Музей имени Н.К.Рериха и понимают, что пока стоит Центр-Музей, они свои амбиции удовлетворить не смогут. Вот тут их желания и Тиграна Мкртычева, мечтающего о директорском кресле, как раз совпали, а значит, им некоторое время по пути.
И вот когда послышался звон виртуальных фужеров с шампанским, которым заклятые враги МЦР праздновали захват усадьбы Лопухиных, когда они в очередной раз поклялись друг другу в любви и преданности, дали зарок хранить единение между собой, поддерживать Государственный музей и помогать Тиграну Мкртычеву, последний уже понимал, что большинство из них свою основную роль в его игре отыграли. Но эти наивные псевдорериховцы, наоборот, думали, что сейчас как раз только все и начнется. Они почему-то были уверены, что лживым и беспринципным Тигран Мкртычев был только с МЦР. Они прощали ему все: ложь на Рерихов, попытки представить Живую Этику оккультным мистическим учением, жульничество в судах, откровенные нарушения закона, вооруженный налет. Все это нужно было для их общего дела. И эта безнравственность, не совместимая с Учением Живой Этики, последователями которой они себя считали, по их мнению, была оправданной. С ними же, его сторонниками и почти уже друзьями, он будет честным, благородным и, как волшебник в голубом вертолете, выполнит все их желания. Наивные, они забыли, что у подобного рода личностей друзей не бывает, кроме собственных амбиций да еще вышестоящего начальства, от которого их удовлетворение и зависит. Как говорится: «Ничего личного, только бизнес».
Совместное заседание ГМВ и НРК. |
Первые тревожные нотки разлада между «закадычными друзьями» прозвучали еще 1 марта 2017 года, когда в тесном и полутемном мемориальном кабинете Н.К.Рериха ГМВ собралась группа сторонников государственного музея обсуждать выставку «Николай Рерих. Восхождение». Тогда, несмотря на робкие предложения как-то представить в экспозиции и философское наследие Рерихов, со стороны Мкртычева и Попова прозвучало безоговорочное «нет» [6]. Стало предельно ясно, что Т.К.Мкртычев будет проводить твердую линию, выработанную в недрах Минкульта и РПЦ, направленную на замалчивание и дискредитацию Живой Этики, и здесь мнение так называемой рериховской общественности для него ничего не значит. Разгадали ли этот посыл новоиспеченного директора его новые «партнеры»? Вряд ли, поскольку, скорее всего, все еще лелеяли собственные планы и амбиции.
Это твердое чиновничье «нет», но уже по поводу решения судьбы Рериховского наследия, услышали и лидеры НРК, которые думали, что с бездушным и безжалостным государственным Левиафаном им удастся договориться. Уже на первых заседаниях они жаловались своим сторонникам, что у них это не получается. Те из них, кто наконец-то понял, что обуянные жаждой наживы чиновники ни в грош не ставят ни сам НРК, ни его облеченных званиями и степенями лидеров, а значит, посредничество с целью сохранения наследия Рерихов в такой ситуации невозможно, сразу отошли. Но такие, как А.П.Лосюков, В.Э.Жигота, Н.В.Макаренко, М.Н.Чирятьев, Л.М.Гиндилис, все еще надеялись получить свои дивиденды. Первым, кто их наконец-то обрел, был, скорее всего, В.Э.Жигота. Теперь каждый день он ходит на работу в захваченную усадьбу Лопухиных и является штатной единицей ГМВ. Правда, его несколько нервируют стоящие у ворот сотрудники и волонтеры МЦР, которых он предал (ведь его предательство отражается в их полных боли и возмущения глазах, да еще и теперешний его начальник – В.А.Росов (Кривошей). Если раньше в МЦР Жигота возглавлял автономную научную группу, то есть ходил в начальниках, то теперь сам вынужден подчиняться. Виктор Эдуардович даже думал устроиться в Музее-усадьбе Николая Рериха в Изваре (Ленинградская область), подальше от Мкртычева с его темной командой, НРК и осуждающих взглядов бывших коллег. Как было бы славно жить где-нибудь в глубинке, ходить, как все, на работу, растить детей и забыть, как страшный сон, и о своем предательстве, и о захвате усадьбы Лопухиных, и обо всех тех ужасах, к которым он оказался причастным. Но нет, оказывается, предатели и там не нужны, они, как те преступники, привязаны к месту своего преступления, и их неумолимый закон справедливости оставляет на потом. Более того, Виктору Эдуардовичу доверена высокая миссия – он работает с сокровенными Дневниками Е.И.Рерих, как утверждает его коллега по этой работе Д.Попов. Дмитрий Попов – это тоже предатель, он предал волю Е.И.Рерих и первым опубликовал не предназначенные для этого рукописи. В статье «Предатели» Л.В.Шапошникова пишет о нем и его патроне Данииле Энтине: «Ко всему этому необходимо добавить, что злодей Хорш, имея эти дневники у себя, не решился на их публикацию, хотя обладал для этого всеми возможностями. Черное дело Хорша, наконец, завершил Энтин с помощью Попова» [7]. И вот теперь мера предательства Жиготы подтверждена сотрудничеством с Д.Поповым. Может, поэтому у Виктора Эдуардовича замечена все возрастающая нервозность: то он грозит кулаком дежурным у ворот, то срывается на крик и даже нападает на беззащитную женщину [8]. В общем, сомнительная ценность полученных дивидендов налицо.
Не видно радости и на лице Л.М.Гиндилиса, мечтавшего о возможности под крылом государства продолжить свою работу по внедрению Живой Этики в научный оборот. Он даже готов был согласиться с тем, что ГМВ будет заниматься художественным наследием Рерихов, а его группа продолжит изучать непосредственно Живую Этику и станет, возможно, флагманом этого направления. Но что-то пошло не так, и вот уже на круглом столе в октябре 2017 года в захваченной усадьбе Лопухиных в его голосе послышались не очень довольные нотки. Он вдруг заговорил о менторстве со стороны его новых «хозяев» [9]. Ему не понравилось, что чиновники пытаются выставить Живую Этику чуть ли не религией. Конечно, Лев Миронович придерживается противоположного мнения, но вот послушают ли его «новые друзья»? По простоте душевной он не понимает, что чиновникам жизненно необходимо дискредитировать рериховскую философию, поскольку, с одной стороны, на них оказывает давление РПЦ, с другой – им нужно приравнять МЦР к религиозной сектантской организации, чтобы избавиться от законного претендента на наследие Рерихов. Слишком высоки ставки в этой игре, чтобы они прислушались к мнению Л.М.Гиндилиса. С этой целью уже до конца 2017 года (как указано в договоре в срок до 31 декабря 2017 г.) заказчик ГМВ должен получить от исполнителя – ООО «Группа компаний новые системы безопасности» – отчет об экспертизе основных положений учения «Агни-Йога» как религиозного учения Нью Эйдж [10]. Льву Мироновичу остается только поинтересоваться о результатах у Т.К.Мкртычева. Интересно, как он поведет себя в такой ситуации: будет бороться или, по своему обыкновению, проглотит? Если это произойдет, то и его просветительство в «Космическом клубе» может попасть в категорию миссионерства, а там и до признания сектой не далеко. А заседания секты не сможет проводить у себя ГМВ, на лояльность которого и помещения захваченной Усадьбы Л.М.Гиндилис так надеется.
Не понравилось ему и оформление выставки «Николай Рерих. Восхождение», не случайно он одним из первых покинул ее закрытое открытие. Можно только гадать, что стало тому причиной, но, скорее всего, повлиял разгром общественного Музея имени Н.К.Рериха, чьи роскошные интерьеры сейчас заменили голые серые стены. А может, причина в экспликации, где Николай Рерих представлен мистиком, а Живая Этика написана с маленькой буквы, или в комментариях экскурсоводов, которые упорно называли Живую Этику религиозно-философским учением. Во всяком случае, эта разительная перемена в главном здании усадьбы Лопухиных потрясла и других членов НРК, которые после этого покинули организацию.
Единственный, кто полон энергии и оптимизма, так это Н.В.Макаренко. Правда, его возбужденное настроение порой выглядит как-то странно, даже болезненно. Еще в далекие 90-е, когда только создавался общественный Музей, он был заместителем Л.В.Шапошниковой по строительству. С каким воодушевлением и энтузиазмом он принялся тогда за работу, не жалея сил и проявляя порой чудеса находчивости. Он и сейчас с удовольствием вспоминает то славное время. Но с таким же рвением, с каким Н.В.Макаренко принимал участие в строительстве общественного Музея тогда, он приложил руки к его разрушению теперь. При этом в нем не было заметно жалости, какую испытывает любой нормальный человек, когда уничтожается то, в чем есть и его труд. Его часто видели кланяющимся бюстам Ю.Н. и С.Н.Рерихов, будто это ужасное действо он совершал для Рерихов и с их благословения. Свой оптимистичный настрой Николай Владимирович объясняет радостью от миссии участвовать в создании нового музея и не понимает, почему сотрудники и волонтеры МЦР его чувств не разделяют. При этом он не обращает внимания на то, что весь музей потонул в серости, что сам он превратился в грузчика и мальчика на побегушках, а на его супругу, не стесняясь в выражениях, кричит какой-то Избачков. Воистину говорят: сумасшедшие в этом мире – самые счастливые люди.
Ну а что же получил в результате своего предательства А.П.Лосюков? Миссия его организации провалилась, равно как и сама организация трещит по швам. Посредничество между властью и рериховской общественностью – всего лишь декларация. Нашего дипломата чиновники кормят обещаниями подумать над его предложениями, а сами творят свои делишки, с ним не считаясь. Действительно, что сделал НРК? Может быть, сумел остановить разгром экспозиции общественного Музея или уберег его фризы и витрины от варварского разрушения, или запретил ГМВ представлять Живую Этику как религиозное учение, а может, потребовал соблюдения необходимых условий хранения музейных экспонатов? Нет. Единственное, в чем НРК преуспел, это в нападках на истинных защитников рериховского наследия – МЦР. Как раз этого и добивались чиновники, а ни для чего другого он им не нужен.
А что же рериховская общественность, которую собирался координировать НРК? Большинство из них, а это организации, сплотившиеся вокруг МЦР, комитет не поддерживают.
А заклятые враги Центра Центра, такие как Люфт, Пузиков, Горчаков, не только не собираются подчиняться НРК, но и настроены резко отрицательно. Такие компаньоны «аристократам» НРК не нужны, они хорошо знают им цену.
Правда, может быть, все обещания А.П.Лосюкова и членам НРК, и рериховской общественности всего лишь ширма? Может, Александр Прохорович только прикидывался, что уважает и ценит Рерихов, а на самом деле пришел в МЦР, чтобы со временем попытаться его развалить. Во всяком случае, несмотря на протесты некоторых членов НРК, он, не колеблясь, выступил на памятной коллегии Минкульта в феврале 2016 года и не только поддержал создание Государственного музея семьи Рерихов как филиала ГМВ в занимаемой тогда МЦР усадьбе Лопухиных, но и сделал намек на необходимость вмешательства правоохранительных органов [11]. Также можно предположить, что Александр Прохорович, поняв невозможность договориться с чиновниками, решил это сделать только относительно себя. В любом случае НРК представляется грандиозной мистификацией, у истоков которой стоял сам Минкульт [12]. Сейчас А.П.Лосюков представительствует на выставках и конференциях филиала ГМВ, как и подобает ему по статусу, но общественность по-прежнему не видит реальных дел, кроме разрушения общественного Музея, и потому не понимает: а зачем собственно нужен он и его организация?
Провал НРК, к радости Андрея Пузикова, который, как только появилось это новообразование, сразу его не взлюбил. Еще бы, ведь Пузиков так надеялся на лидерство в Рериховском движении, да и вроде бы получаться уже начало. В общественную комиссию по инвентаризации имущества МЦР и наследия Рерихов предложили войти, так сказать, оказали почтение, на конференцию в октябре тоже пригласили, а дальше… Приветствие конференции в октябре – А.П.Лосюков, на круглом столе среди председательствующих – опять же он… Вот и заявил Андрей Пузиков во всеуслышание об узурпации власти, о навязанном Рериховскому движению посредничестве, о свободе мнения и выражения. На своем портале только за 18 октября 2017 года он выложил три статьи против НРК: «Общественно-государственное партнерство в деле сохранения и пропаганды наследия Рерихов», «К вопросу о самоназвании рериховцев», «Убережемся от демона власти!» [13]. В одной из них он пишет: «Сейчас они морочат себя новой утопией: “общественно-государственное партнерство”. Это миф или путь в один конец, при котором все права и преимущества у государственной организации, а у общественной организации – только обязанности. Этим ярлыком пользуются общественники-приспособленцы для получения преимуществ для себя и своего общества» [13]. Браво! Даже Андрей Пузиков отлично понимает, что из себя в действительности представляет НРК и зачем он создан, но лидеры НРК, мнящие себя элитой общества, предпочитают не замечать этой правды…
К досаде Андрея Пузикова, Т.К.Мкртычев продолжает карманное сотрудничество с А.П.Лосюковым, так что никак Андрей Пузиков не может достичь своей заветной цели. Вот уже нелюбимая им Л.В.Шапошникова ушла из жизни и наследие Рерихов захвачено ГМВ, и МЦР лишился своего помещения, а сам Пузиков все еще на задворках.
Конфликт между А.Люфтом и Д.Поповым. |
Не получил желаемого и Андрей Люфт. Ни с Мкртычевым, в распоряжении которого оказались сокровенные Дневники Е.И.Рерих, ни с Поповым, который совместно с Мкртычевым еще летом их оцифровал в обход Минкульта (афера Попова-Мкртычева), договориться по поводу участия в их подготовке к печати Люфту не удалось. Все обещания этой «скользкой» парочки о создании общественной комиссии оказались забытыми. Не помогли даже собранные в поддержку письма от различных рериховцев и организаций. Судя по скупым ответам Д.Попова на вопросы Люфта и Ко, по упорству и нежеланию сотрудничать, которое в них ощущалось, здесь у него с Мкртычевым свой интерес. А если вспомнить об особой любви Попова к деньгам [14], то интерес более выгодный, нежели предложения Люфта. По признанию последнего, Мкртычев с ним довольно бесцеремонно оборвал все контакты на этот счет. «Данное письмо (относительно Дневников. – Л.Х.) осталось без ответа. Вообще, это в стиле Т.Мкртычева не отвечать на письма или фейсбучные комментарии, когда там звучат неудобные вопросы», – справедливо подмечает А.Люфт [15]. Не помощник ему и НРК, представители которого также выступают против широкого обнародования Дневников Е.И.Рерих, но рассчитывают на преференции исключительно для себя.
А может, изначально А.Люфта обманывали, пытаясь получить его поддержку, и, в конечном итоге, просто использовали? Думается, об этом он скоро узнает, если, конечно, не будет столь наивен. Но ясно одно, пусть не рассчитывает, что ГМВ отдаст ему и его компании Дневники, даже под напором общественности. Государственная структура всегда закроется от общественного мнения правилами и инструкциями, а беспринципность Мкртычева не даст осечки и в этом случае. Итак, предложение первого же совместного проекта Люфта Мкртычеву с треском провалилось. Похоже, сотрудничество с новым филиалом ГМВ – это игра только в одни ворота, в которой снова А.Люфт оказался аутсайдером.
Кроме того, сам Мкртычев неоднократно называл тех, с кем он действительно собирается сотрудничать, – это МИСР и Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Как видно, представителей так называемой рериховской общественности среди них нет. Эту карманную общественность можно использовать в своих целях и в случае чего отгородиться от нее ничего не значащей фразой типа «если у вас появятся какие-то реальные предложения, мы будем совместно работать». Ну а когда эти предложения начинают поступать, ничего не стоит сослаться на их нереальность.
Чего же в итоге добились все предатели и сектанты – ненавистники МЦР? Да, собственно, ничего особенного. Более того, неудовлетворенных амбиций и обид у них прибавилось. Судя по тому, с каким рвением они пытаются поделить новые места под солнцем, мечта о любви и гармонии в Рериховском движении тоже разбита. Цель вроде бы и достигнута, но мира и благоденствия не наступило. Нет их и в душе. Перед ними по-прежнему разбитое корыто.
Причем сам Мкртычев, думается, рано празднует победу. Ведь он фигура не самостоятельная и, возможно, пока сам не догадывается, что является таким же временным попутчиком для тех, кто за ним стоит. Пройдет еще немного времени и он также отыграет свою роль, после чего от него постараются избавиться, возможно, с той же формулировкой, как он это сделал в отношении ненавистного и одиозного Избачкова. За время своего мнимого директорства Мрктычев уже столько натворил, что его не только уволить, а судить и сажать нужно, как и его хозяев. Они-то и держат его для того, чтобы прикрыться им в случае перемены политических ветров.
Не думайте, что кто-нибудь из бывших коллег пожалеет о Мкртычеве. В погоне за высокой должностью он многим перешел дорогу. Точно так же, как он с брезгливостью и презрением относился к своему горе-юрисконсульту, относятся к нему и его непосредственный начальник А.А.Седов, и служащая ГМВ адвокатская братия, и подчиненный В.А.Росов (Кривошей), и другие.
Если разрушительные процессы в среде ненавистников общественного Музея имени Н.К.Рериха вполне закономерны, то совершенно необъяснимые вещи, с точки зрения земной логики, происходят в коллективе МЦР и его сторонников. Несмотря на тяжелое положение, всевозможные лишения и унижения, радость в их сердцах крепнет. После того как был сброшен ненужный балласт в лице предателей и сомневающихся, стало как-то легче дышать, хотя очищение еще, конечно, будет продолжаться. Творческие проекты по-прежнему идут полным ходом, проводится научно-исследовательская и просветительская работа, готовятся к печати новые издания. Из разных уголков России и ближнего зарубежья приезжают добровольцы, чтобы встать на Рубеж у любимого истерзанного Музея, со всех концов летят к ним теплые слова поддержки и благодарности. Рериховское движение по-прежнему живет в одном ритме с МЦР и противостояние темным разрушительным силам делает его сплоченнее и сильнее.
1. Обсуждение проекта гос. Музея семьи Рерихов. Видео-интервью с Т.К.Мкртычевым. 16 февраля 2016 г. (19.20–19.35) // Живая Этика в мире (офиц. сайт). Режим доступа: http:// lebendige-ethik.net/index.php/video/video/mkrtychev
2. Шапошникова Л.В. Предатели // Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Sfera/Answer.htm
3. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги 1957 г. Новосибирск: Алгим, 2008. С. 560.
4. Пузиков А. Собачий инстинкт или травля по МЦР-овски // Портал Культура. Режим доступа: http:// zovnet.ru/viewtopic.php?f=25&t=270#1
5. Кто такой Вилли Августат, или как чиновники Минкульта обслуживают интересы иностранных оккультных сект. Герман Косырев // Культурно-просветительный портал Адамант. Режим доступа: http://www.lomonosov.org/article/kto_takoij_villi_avgustat.htm
6. Дискуссия на «Рериховских вечерах в ГМВ» об организации выставки Рериха в московском Манеже // Живая Этика в мире (офиц. сайт). Режим доступа: http:// lebendige-ethik.net/index.php/video/video/gmv-1.3.17
7. Шапошникова Л.В. Предатели // Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.roerichs.com/Publications/Sfera/Answer.htm
8. Хроника захвата общественного Музея имени Н.К.Рериха (Ноябрь 2017. 16.11.2017) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/hronika-zahvata-obshchestvennogo-muzeya-imeni-n-k-reriha-november-2017/
9. Выступления участников круглого стола в гос. музее Рерихов 8 октября 2017 г. (27.27 – 27.42) // Живая Этика в мире (офиц. сайт). Режим доступа: http:// lebendige-ethik.net/index.php/video/video/roundtable_gmr_8.10.2017
10. Протокол от 26.04.2017 к закупке № 31705060825 // Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. Режим доступа: https://goo.gl/ZVxvko
11. Видеозапись заседания коллегии МК РФ по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов» от 16.02.2016 г. (30.28–30.31) // Видео из YouTube. Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=uCO4nGOmy0I
12. Титов А. Маски сброшены. // Культурно-просветительный портал «Адамант». Режим доступа: http://www.lomonosov.org/article/maski_sbrosheny.htm
13. Пузиков А. Убережемся от демона власти! // Портал Культура. Режим доступа: http:// zovnet.ru/viewtopic.php?f=25&t=273#1
14. Косырев Г. Дима Попов как «Хранитель» наследия // Новости Теософии (офиц. сайт). Режим доступа: http://theosophy.news/kosarev_dmytro_popov_as_guardian_heritage/
15. Люфт А. Об отношении Д.Попова и Т.Мкртычева к публикации тетрадей Е.И.Рерих (ВИДЕО) // Живая Этика в мире (офиц. сайт). Режим доступа: http:// lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/509-dnevniki
Источник: Блог «Конт» (с изменениями)
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007