2018
Любовь Хоменок. Наследие Рерихов разворовывается! // Блог «Конт»
Внимание! При гробовом молчании культурной и научной общественности, при полном попустительстве, а нередко и одобрении государственных чиновников началось бесконтрольное разграбление наследия Рерихов, переданное С.Н.Рерихом и другими дарителями Международному Центру Рерихов (МЦР). Мы уже не раз заявляли о том, что уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха, являющегося внутренним подразделением МЦР, не могло произойти только с подачи Министерства культуры России, поскольку ни налоговая инспекция, ни суды, ни МВД, ни Прокуратура, ни Юстиция этому ведомству не подчиняются. Тем не менее именно они явились инструментом, который позволил грабителям достичь своих целей. Приблизительно то же произошло в 30-х годах ХХ века, когда был уничтожен первый Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Тогда мошенник Л.Хорш под покровительством высоких правительственных чинов выиграл все суды и распродал картины его основателя Н.К.Рериха. Так для мировой культуры была потеряна первая часть наследия Рерихов. То же самое, только в еще больших масштабах, происходит сегодня в России с его последней частью.
Залы общественного Музея имени Н.К.Рерих после его разрушения |
К сожалению, Министерство культуры в последнее время дало нам немало подтверждений того, что оно действует в интересах не народа, а бизнесменов и чиновников, которые являются по совместительству и крупными коллекционерами, играющими не последние роли как на отечественном, так и на мировом рынке культурных ценностей. К слову сказать, незаконная торговля произведениями искусства занимает 3 место после сбыта наркотиков и продажи оружия [1]. За это время его дельцами выработано немало криминальных и полукриминальных схем, но, похоже, Минкульт решил изобрести свой способ. Достаточно вспомнить вопиющие попытки изъятия из государственных музеев произведений искусства с целью передать их в частные руки (история с иконой «Ангел Златые власы»), назначения на должности директоров музеев бизнесменов и губернаторов [2], развал изнутри работы Реставрационного центра имени Грабаря [3], вывоз антиквариата за границу [4] и, наконец, внесенные недавно поправки в закон о Музейном фонде РФ [5]. Таким образом, в России ведомством Владимира Мединского созданы все условия для разграбления народного достояния.
В этой ситуации нельзя надеяться, что Министерство культуры защитит наследие Рерихов. Не секрет, что есть немало крупных коллекционеров, заинтересованных получить в свою собственность бесценные полотна Рерихов. Возможно, среди них есть и такие, которые принимали участие в разграблении квартиры Ю.Н.Рериха и, соответственно, всячески не допускали расследования этих хищений. Имена некоторых и их должности известны, но, конечно, ни МВД, ни Прокуратура не решились проводить расследование. Сотрудники правоохранительных органов и тогда и теперь сами находятся в подчинении у этих дельцов и вместо того, чтобы защищать закон и порядок в государстве, обслуживают их интересы.
И вот 12 февраля в день рождения Е.И.Рерих на территорию захваченной Усадьбы Лопухиных явились приставы налоговой инспекции и в счет надуманного штрафа за неуплату налога за использование в музейной деятельности подаренных МЦР картин изъяли 17 полотен Н.К.Рериха из коллекции организации. Среди них такие знаковые работы, как «Йенно Гуйо Дья – друг путников», «Звезда Матери Мира», «Конфуций Справедливый», «Последние атланты» и др. Все это большие сюжетные картины мастера, относящиеся к периоду расцвета его творчества. По предварительным подсчетам их общая стоимость намного превышает требуемую от организации сумму и составляет более 350 000 000 руб. Иными словами, несколько изъятых картин даже с учетом неустойчивых цен арт-рынка могут вполне перекрыть долг МЦР, который составляет на сегодня 50 000 000 руб., но их арестовали более десятка.
Картина Н.К.Рериха «Йенно Гуйо Дья – друг путников» |
Картина Н.К.Рериха «Конфуций Справедливый» |
Для сравнения, другая известная картина Н.К.Рериха «Мадонна Лаборис» в ходе торгов аукционного дома Bonhams в 2013 году была продана за 7 880 000 фунтов, а это более 12 миллионов долларов [6]. Известно, что приобрел это произведение один богатый российский коллекционер, близкий к главе государства. Он не стал дарить ее музеям, и теперь она находится в закрытой частной коллекции, недоступной рядовому зрителю. Картины же, приобретаемые меценатами для общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, практически сразу попадали в его экспозицию и радовали сотни тысяч людей, пришедших посмотреть на возвращенные России шедевры. Но теперь многие из этих работ ожидает та же участь, что и проданного произведения. Примечательно, что эти картины Минкульт под надуманным предлогом наотрез отказывался поставить в негосударственную часть Музейного фонда РФ, хотя МЦР длительное время на этом настаивал. Видимо, чиновники рассчитывали, что беззащитные и неучтенные картины им для своих целей будут гораздо полезнее.
Картина Н.К.Рериха «Мадонна Лаборис» |
Картина Н.К.Рериха «Последние атланты» |
Налоговики уже заявили, что после оценки изъятые картины Н.К.Рериха выставят на торги. Ну а если сумма перекроет долг МЦР, то оставшиеся деньги организации вернут. Цинизм стражей порядка поражает! Центру, как и многочисленным почитателям творчества Рерихов, нужны картины, а не деньги вместо них. С предложениями продать некоторые произведения Н.К.Рериха к МЦР уже обращались не раз, обещая спокойную безбедную жизнь, но для Л.В.Шапошниковой, доверенного лица С.Н.Рериха, это было равносильно предательству. Невыносима сотрудникам Музея и эта потеря.
Причем, по свидетельствам очевидцев, с некоторыми картинами начали обращаться варварски, пытаясь завернуть темперную живопись в жесткий крафт. При этом руководитель нового филиала ГМВ Тигран Мкртычев и его сотрудники, которые собственно и организовали саму процедуру, не выказали ни малейшего беспокойства по этому поводу. Только представители МЦР настояли, чтобы работы все-таки упаковали правильно. С таким равнодушным отношением руководства ГМВ к творчеству Николая Рериха не трудно предугадать, как будут разворачиваться события. По комментариям опытных юристов, дальше начинает работать известная криминальная схема «откатов». Приглашенные оценщики многократно занизят настоящую стоимость изъятых произведений, и они будут переданы своим новым хозяевам по рекордно низкой цене, как продаются у нас предприятия, недвижимость, земля, фирмы и т.д. Кто-то получит за эту аферу хороший «откат», кто-то дивиденды поскромнее, российское государство опять понесет большие финансовые убытки, но простые россияне ощутят потери еще более значительные, поскольку духовные утраты никакими деньгами измерить нельзя – они хоть и менее заметны, зато оборачиваются неисчислимыми бедствиями морального разложения граждан.
Ранее, еще до описанных событий, налоговики по тому же поводу уже арестовали дорогостоящий рояль общественного Музея, оборудование депозитария и световую аппаратуру выставочных залов. Все это было передано на хранение ГМВ. Для тех, кто хорошо знаком с ситуацией, ясно, что эти «скромные дивиденды» получены новодельным филиалом исключительно для своих собственных нужд и из боязни, что придется отдавать это оборудование сотрудникам МЦР, поскольку оно является частью имущества их организации.
Но все приведенные выше факты только «вершина айсберга» той трагедии, которая вот-вот произойдет.
Пустой депозитарий Музея имени Н.К.Рериха |
Напомним, что 7–8 марта 2017 года следственным управлением было изъято около 200 произведений Рерихов, судьба их до сих пор неизвестна. Более того, установлено, что все наследие Рерихов, переданное МЦР С.Н.Рерихом и захваченное ГМВ 28–29 апреля 2017 года, также исчезло из Усадьбы Лопухиных. Когда сотрудники МЦР вместе с приставами получили, наконец, доступ к депозитарию общественного Музея, где до захвата собственно и хранились рериховские фонды, то там оказалось пусто – их вывезли в неизвестном направлении. Многократные обращения в Минкульт, в том числе и со стороны правозащитных организаций, с требованием представить доказательства наличия наследия Рерихов и его целостности не увенчались успехом. Высокопоставленные чиновники наотрез отказались информировать об этом общественность. Пропали не только картины Рерихов, но и архивные материалы. Сотрудники МЦР обнаружили в разных помещениях следы варварского обращения с ценными документами. Так, в одном из кабинетов было обнаружено несколько бумаг из архива с квартиры Ю.Н.Рериха, причем все самые важные материалы пропали. От архива Л.В.Шапошниковой нашлись только картонные коробки, в которых он хранился. В одном из подвальных помещений небрежно валялись остатки документации МЦР и пустые папки из отдела рукописей. Каким образом все это оказалось в различных помещениях, где наиболее ценное содержимое вышеназванных архивов и кто с ними работал? На эти вопросы Тигран Мкртычев предпочел не отвечать, а торопливо запер и опечатал двери, скрывшие следы еще одного преступления ГМВ.
Вообще такое поведение Тиграна Мкртычева весьма примечательно. Все его ответы на неудобные вопросы независимых корреспондентов или сотрудников МЦР сводятся к тому, что он знать ничего не знает и ни за что не отвечает. Иными словами, новоиспеченный директор, по долгу службы обязанный нести глобальную ответственность за все, что происходит во вверенном ему учреждении, пытается всеми способами ее избежать. Поведение Мкртычева вполне понятно. Он просто боится, понимая, что те, чью волю он сейчас выполняет, в случае чего, не задумываясь, пожертвуют им, обвинив в хищениях и растратах.
Таким образом, в результате беспрецедентной вопиющей несправедливости в отношении общественного Музея имени Н.К.Рериха на сегодняшний день мы имеем пустое здание с изуродованными серыми залами, отсутствие музейных фондов и директора Тиграна Мкртычева, который ни за что не отвечает. И все это Минкульт и ГМВ гордо именуют Государственным музеем семьи Рерихов.
Напомним, что захват усадьбы Лопухиных весной 2017 года Минкульт объяснил своими опасениями, что МЦР из-за огромного штрафа решит распродать картины Рерихов. Как выяснилось, все обвинения в адрес МЦР оказались ложью. А что происходит сейчас?
Данная ситуация в очередной раз демонстрирует, что чиновники Минкульта обманывают общественность и, заявляя, что они возвращают народу из якобы частного владения наследие Рерихов, на самом деле переправляют его из общего доступа в закрытые собрания состоятельных коллекционеров. На глазах у всех разыгрывается страшная трагедия, в результате которой российский народ может лишиться последней, оставшейся в общем доступе части драгоценного наследия Рерихов, с таким трудом привезенной на Родину Л.В.Шапошниковой.
Сотрудники МЦР практически в одиночку сражаются с чиновничьим произволом, за это и хотят уничтожить их организацию, но что же все остальные? Помнится, раньше, когда Советский Союз только открыл для себя удивительный мир Рерихов, на выставки картин мастера выстраивались огромные очереди. Люди восхищались произведениями Николая и Святослава Рерихов, многие из них потом пришли в созданный С.Н.Рерихом общественный Музей. Среди тех, кто выступал на его торжественных мероприятиях, дарил ему подарки, писал восторженные отзывы, были представители научной и культурной элиты. Но теперь большинство из них спокойно и равнодушно наблюдает, как исчезает из культурного поля огромная коллекция картин Рерихов.
«…Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? – спрашивал Николай Константинович Рерих и давал убедительный ответ. – Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. <…> Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения». Неужели русский народ ответит ему предательством? Очень хочется надеяться, что в сердцах думающих и творчески мыслящих людей все-таки проснется стыд, который академик Д.С.Лихачев считал одной из основных черт настоящего интеллигента, и народ, по его же выражению, будет достоин русской Культуры.
20.02.2018 г.
Примечания
1. Юзов В. Рынок искусства: борьба без правил // Комсомольская правда. 13.01.2017. Режим доступа: https://www.msk.kp.ru/daily/26629/3648639/
2. Гарновский О. Скандал в музее «Кижи»: за что арестован директор-коммерсант? // Вести.ru. 24.09.2015. Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2668071
Меркачева Е. Как «дело реставраторов» аукнулось Музею имени Андрея Рублева. Судимость – не повод для отставки // Московский комсомолец. 20.11.2017. № 27550. Режим доступа: http://www.mk.ru/social/2017/11/19/kak-delo-restavratorov-auknulos-muzeyu-imeni-andreya-rubleva.html
3. Сотрудники Всероссийского центра реставрации пожаловались Путину на директора // The Village. Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/city/news-city/298344-grabar
4. Меркачева Е. Хищение в особо культурных размерах: из России массово вывозят раритеты. Кто виноват в «экспорте» уникальных произведений искусства? // Московский комсомолец. 09.09.2016. № 27199. Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/2016/09/08/khishhenie-v-osobo-kulturnykh-razmerakh-iz-rossii-massovo-vyvoz...
5. Васильева Ж. Коллекция по договору. Внесены уточнения в закон о музейном фонде России // Российская газета. 16.08.2017. Федеральный выпуск № 7348(182). Режим доступа: https://rg.ru/2017/08/17/vneseny-utochneniia-v-zakon-o-muzejnom-fonde-rossii.html
6. Кузнецова М. Художник недели: Николай Рерих // ARTinvestment.RU (Инвестиции в искусство). 17.06.2013. Режим доступа: https://artinvestment.ru/invest/ideas/20130617_Roerich.html
Источник: Блог «Конт». 11.03.2018
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007