Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2019

19.10.2019

Пленарное заседание Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура». 15 октября 2019 года

15 октября 2019 года в Российском государственном гуманитарном университете (Москва) продолжилось пленарное заседание Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих». 

Организаторы конференции:

Российская академия художеств,
Международный Центр Рерихов

Соорганизаторы:

Российская академия естественных наук
Делийский университет (Индия)
Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия)
Российский государственный гуманитарный университет
Институт научной информации по общественным наукам РАН
Институт мировой культуры Кыргызско-Российского Славянского университета (Киргизия)
Бхарат Институт высшего образования и научных исследований (Индия)
Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхта (Иран)
Секция «Русский космизм» Российского философского общества
Международный Мемориальный Трест Рерихов
Международный комитет по сохранению наследия Рерихов
Международная ассоциация Фондов Мира
Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Ряд докладов был посвящен художественному наследию Николая Константиновича Рериха.

Театрально-декорационное творчество Н.К.Рериха рассмотрела доктор философских наук, доцент Российского института театрального искусства (ГИТИС) Елена Васильевна Шахматова. В ее докладе «Восток в сценографии и драматургии Н.К.Рериха» было заявлено о нерасторжимом единстве интересов Н.К.Рериха как ученого, археолога, этнографа, художника и драматурга. В ранних эскизах неосуществленной постановки «Девассари Абунту» (1905) Рерих продемонстрировал знакомство с фресками Аджанты. Глубочайшее знание им отечественной истории отмечали критики в сценографии оперы «Князь Игорь» (постановки 1909, 1914). Знакомство с востоковедом, археологом и историком искусства В.В.Голубевым, его археологическими находками, сделанными в экспедиции в Индию, навело Н.К.Рериха на мысль о единстве начального пути русского и индийского народов, чему он посвятил уже собственную экспедицию в Центральную Азию (1923–1928). Эскизы Рериха к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» стали наглядным проявлением его этнографических изысканий. К индийской философии Рерих-драматург обратился в пьесе «Милосердие» (1917), написанной им в дни Октябрьской революции.

В докладе «Идея всеединства в творческом наследии Н.К.Рериха» соискателя ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», научного сотрудника ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов Ларисы Анатольевны Кожемякиной раскрыта основополагающая идея Н.К.Рериха, связанная с понятием всеединства человечества на основе общекультурных ценностей, почитаемых всеми народами. Художественные произведения Н.К.Рериха (картины, росписи, рисунки) воплотили мечту Мастера о соборном единении. К ним относятся серии картин «Санкта» (1922), «Его Страна» (1924), «Знамена Востока» (1925) и др., посвященные подвижникам, героям, святым всех времен и народов. Ценности культуры и историческое достоинство народов защищает Пакт Рериха, который объединяет человечество на понимании высоких идеалов.

Особый интерес вызвали доклады, в которых прослеживалось взаимодействие русской и восточной культур.

В выступлении «“Всемирная отзывчивость русского народа” и восточный вектор русской культуры» кандидата географических наук, доктора философских наук, почетного члена РАХ, ведущего научного сотрудника ИНИОН РАН, президента Международной ассоциации семиотики пространства (IASSp), заместителя директора Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов по научной работе Ольги Александровны Лавреновой (Москва) было отмечено, что в числе наших современных культурных кодов есть незавершенность, которую метафорически можно было бы назвать валентностью – способностью присоединять иные элементы. Это свойство позволяет и сегодня нашему народу быть открытым всему миру и в то же время не терять своей идентичности. Русские философы, поэты, писатели, художники искали на Востоке красоту и смысл бытия, духовность и волю, и все их творения многократно обогатили нашу культуру.

С докладом «Сравнительное исследование иранского искусства под влиянием русского искусства (на примере архитектуры)» («A Comparative Study of Iranian Arts Affected by Russia. Case Study: Architecture») выступил почетный член Российской академии художеств, председатель Исследовательского Центра имени Рапояна Хагхигхта (Тегеран, Иран), сотрудник по связям Бхарат университета (Индия) Мустафа Али Бейги. Целью исследования докладчика стало изучение западных влияний в русской архитектуре и сравнение образцов русской неоклассической архитектуры с элементами иранской архитектуры (административно-служебных зданий конца XIX – начала ХХ века). Анализировались архитектурные особенности Императорской академии художеств, Казанского собора, Адмиралтейства, а также Ростральных колонн (Санкт-Петербург, Россия) и архитектура Дома искусства и культуры, Муниципалитета, Национальной библиотеки и др. (Решт, Иран), где автор отметил много общего.

«Образ Востока в русской живописи авангарда начала ХХ века» – тема выступления кандидата исторических наук, доцента кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Ирины Николаевны Захарченко (Москва). Доклад посвящен моделям конструирования образа Востока в живописи русского авангарда. Интерес к Востоку, по мнению докладчика, отразил эпоху поисков радикального обновления художественного языка в русском искусстве. Он формировался через осмысление западного искусства, противопоставление Востока Западу. Показано, что ведущие русские авангардисты отождествили Восток с русской низовой, национальной культурой, понимаемой как «восточная» по духу, и выстраивали в соответствии с этой идеей свои художественные стратегии. Другая линия в русском авангарде, представленная, в частности, творчеством Г.Б.Якулова, пришла к образу Востока как основе духовного и художественного синтеза в поисках общечеловеческих смыслов искусства.

«Некоторые тенденции в развитии художественной культуры Китая и России в 19001920-е гг.: сравнительный анализ» осветила доцент кафедры культурологии Московского государственного института культуры, кандидат культурологии Наталья Владимировна Синявина (Москва). В контексте формирования общемировой культурной среды на рубеже ХІХ–ХХ вв. в докладе анализируются искания прогрессивно настроенной китайской интеллигенцией нового художественного языка. Для обозначения традиционной китайской живописи на рубеже ХIХ–ХХ вв. был введен термин «гохуа» (живопись страны), хотя ее возникновение датируется III–II вв. до н.э. Данный факт можно рассматривать, с одной стороны, как желание отделить древний этап развития национальной художественной традиции от современного, с другой стороны, как попытку консервативной части интеллигенции сохранить канонические художественные формы, закрепляя подобным образом, благодаря названию, техники и традиции китайской живописи, противопоставляя ее стилю «сиянхуа» («заморская живопись»). В России деятели русского авангарда (К.Малевич, В.Кандинский, В.Чекрыгин, П.Филонов и др.) писали о необходимости привнесения в искусство революционности, способствующей преобразованию социокультурного пространства. Схожие тенденции отмечаются и в Китае, где выделяют традиционное направление; смешанное, соединившее традиционные черты и западные подходы; экспериментальное.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Елена Ивановна Нестерова (Москва) выбрала для своего выступления тему «Межкультурные взаимодействия в российском дальневосточном городе на рубеже XIXXX веков». В докладе были рассмотрены особенности формирования городского пространства (китайские кварталы, городские рынки) и институций (Восточный институт, Николаевское училище, японская школа) после установления дальневосточных границ. Обеспечение безопасности границ вошло в противоречие с логикой бытования города как живого организма, привлекавшего своими экономическими возможностями жителей сопредельных государств – китайцев, корейцев и японцев. Частью повседневности российских дальневосточных городов стало постоянное присутствие Другого, привнесение им в общую среду бытования своей культуры, взаимодействие разных культур.

Доклад по теме «Реакция русскоязычных зрителей на сюжетные коллизии южнокорейских телесериалов: традиция vs прогресс в семейных и гендерных конфликтах» был представлен кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Александрой Владимировной Тарасовой (Москва). В своем выступлении докладчик рассмотрела популярность у российской аудитории южнокорейских телесериалов (дорам), которая не убывает более пятнадцати лет, побуждая специалистов в области массмедиа изучать этот феномен. Среди факторов, привлекающих зрителя к южнокорейским сериалам, называют не только их высокий профессиональный и технический уровень, но интерес к корейской культуре в целом.

«Восток Киплинга в советской иллюстрации» – тема доклада кандидата педагогических наук, доцента кафедры социокультурных практик и коммуникаций РГГУ Жанны Владимировны Уманской (Москва). В сказках «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и других Р.Киплинг создал свой трогательный мир Востока, часто иллюстрируемый советскими художниками. Отношения между Советским Союзом и Индией определяли количество переизданий и потребность в новых иллюстрациях одного из самых популярных детских авторов, издававшегося миллионными тиражами в течение ХХ века. Из иллюстраций, отражающих образ Востока Киплинга, сложившийся у издателей и художников в контексте советских реалий 60–80-х годов ХХ века, формировался свой образ Индии и Востока у советских детей. В докладе автор отметила изменения в художественном языке советской иллюстрации и связи этих трансформаций с социально-политическими изменениями, происходившими в стране.

Отдельная тема, прозвучавшая на пленарном заседании конференции, была посвящена связи изобразительного искусства и математики.

В докладе иранских исследователей Марзие Гавизари и Мохаммада Голшани из Исламского университета Азад, филиал Фирузкух (Тегеран), на тему «Математика как инструмент в области изобразительного искусства» («Mathematics as a Tool in the Field of Fine Arts») рассмотрены особенности использования математических расчетов в древнем и современном западном и восточном искусстве. 

Фото Ивана Новикова-Двинского

Программа Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих»



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов