|
версия для печати |
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Минской областной библиотеке имени А.С.Пушкина (Республика Беларусь)
Герб Минска |
Минск, столица Республики Беларусь, – город-герой, политический, экономический, культурный и научный центр страны. Он уникален своей тысячелетней историей, насыщенной грозными событиями. Не было такого столетия в истории города, на которое не приходились бы войны, приносившие смерть и разрушение. Но город всегда восставал из пепла благодаря усердию его трудолюбивых жителей, словно сказочная птица феникс. Минск, известный с XI века, старше Берлина, Москвы, Варшавы, Стокгольма, Вильнюса и других знаменитых городов. Здесь находится штаб-квартира СНГ. Это десятый по численности населения город в Европе и пятый на территории бывшего СССР.
Минск расположен на реке Свислочь, берега которой в IX веке были заселены племенами кривичей и дреговичей. По одной из версий название города происходит от реки Менка (Меня), которая возле современного Минска впадает в небольшую речушку Птичь. По другой – название связано с именем былинного богатыря Менеска. В 980 году территория будущего Минска вошла в Полоцкое княжество. Первое письменное сообщение о Минске встречается в «Повести временных лет» под 1067 годом, во времена легендарного летописца Нестора. Меньск, Менеск упоминается здесь в связи с раздорами между полоцким князем Всеславом и сыновьями киевского князя Ярослава Мудрого. Вплоть до XIII века город был предметом спора удельных князей, затем ранний период сменился эпохой Великого княжества Литовского. В 1499 году Минск получил Магдебургское право, дававшее городу особые льготы и привилегии. Позже, когда Литовское княжество объединилось с Польским королевством, свой культурный след в истории Минска оставила эпоха Речи Посполитой. В 1793 году в результате второго раздела Польши между Российской империей и Пруссией город был присоединен к России и стал центром новой Минской губернии. С 1918 года Минск – столица Белорусской Народной Республики, а с начала 1919 года – столица Белорусской Советской Социалистической Республики.
Во время Великой Отечественной войны Минск был разрушен на 80% (сохранилось всего 70 зданий), но очень быстро восстал из руин благодаря самоотверженности граждан Советского Союза, которые после окончания войны героически трудились, чтобы в короткие сроки восстановить страну. Уникальность Минска заключается именно в том, что маленькое пограничное поселение-крепость через тысячу лет несмотря ни на что превратилось в одну из красивейших европейских столиц.
У каждого города есть свои легенды. Особым символом, с которым связана древняя легенда, можно назвать герб Минска с изображением Богородицы, которую возносят в небо два летящих ангела, а над ними два херувима. Согласно легенде икона «Вознесение Богородицы» прибыла в город вверх по течению Свислочи из Киева, разрушенного татарами. На месте, где икона остановилась возле берега, была построена первая в Минске церковь.
Современная культурная жизнь Минска динамична и разнообразна. Музеи, театры, библиотеки, культурные центры открыты для гостей и жителей столицы. В Минске проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. Классика, как белорусской, так и мировой музыки и драматургии, демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах столицы. Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского и зарубежного искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях музеев, собраниях библиотек.
Одним из важных культурных событий столицы стало открытие 28 ноября 2019 года выставки Международного Центра Рерихов (МЦР) «Пакт Рериха. История и современность» в Минской областной библиотеке имени А.С.Пушкина. На открытие собрались гости столицы, студенты вузов, общественные и культурные деятели.
Праздничное настроение создали ученики Детской музыкальной школы имени Аладова пианисты Роберт Куровский и Владислава Огородник. В их исполнении прозвучал вальс Арама Хачатуряна. Вальс-мюзет Тони Мурена исполнил дуэт аккордеонистов Сергей и Михаил Вергейчики.
Директор библиотеки Оксана Юрьевна Книжникова, открывая выставку, обратилась с приветственным словом к участникам мероприятия. В своем выступлении она поблагодарила устроителей выставки за сотрудничество и отметила важность данной выставки, ее содержательность и красоту.
Председатель Белорусского отделения МЦР Владимир Михайлович Попов рассказал о проведении в Республике Беларусь, начиная с 2014 года, международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность», инициированного генеральным директором общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, академиком Людмилой Васильевной Шапошниковой. Владимир Михайлович также отметил важное значение Культуры в эволюционном развитии планеты Земля и всего человечества. Он подчеркнул, как важно это высокое понятие вводить в жизнь каждого дня и с раннего возраста приучать подрастающее поколение к созидательному культурному строительству через красоту мыслей, слов и поступков. Не случайно Николай Константинович Рерих определил главную идею Пакта как «Мир через Культуру».
Вице-президент МЦР Сергей Владимирович Скородумов, руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра (Россия, Ярославль), передал организаторам выставки и круглого стола «Роль Культуры в эволюционном развитии человека и общества» приветствие от Международного Центра Рерихов. Он напомнил о том, как связаны Россия и Республика Беларусь в едином пространстве культуры. Например, в Ярославле существует точно такой же памятник поэту Максиму Богдановичу, как и в Минске В свое время великий белорусский поэт окончил в старинном волжском городе гимназию и юридический лицей, а затем переехал в Минск. В Ярославле хорошо помнят этого признанного классика белорусской литературы. В городе работает Мемориальный дом-музей Максима Богдановича. Диодору Дебольскому, своему другу по ярославской гимназии, белорусский поэт посвятил стихотворение-размышление о непрерывности существования души человеческой – вечной теме «конца и начала жизни»:
Д.Д.Дебольскому
Быть может вправду путь житья
Идет по кругу, друг,
И я из недр небытия
Не раз рождался как дитя,
Пройдя нелегкий круг.
Быть может, вечна жизни нить,
И ей, настанет срок,
Дано конец с началом свить,
Чтоб снова все мне пережить,
Пройти еще виток!..
Быть может, что в простор без дна
Я на кругу одном
Лечу, а вся-то новизна
Лишь в том, что жизнь освещена
Изменчивым лучом...
И, чувства всколыхнув, пройдет
Былое предо мной...
Умри я – сущность не умрет,
Иные формы обретет
Мой вечный путь земной.
От Национального исторического музея Республики Беларусь с приветствием выступил заведующий сектором обеспечения государственного каталога музейного фонда Беларуси Аркадий Анатольевич Балабаев, который отметил актуальность защиты культурного наследия для современности и важность воспитания молодежи в уважении к мировому культурному наследию и наследию своей родины.
Эту тему продолжила представитель Белорусского фонда мира, председатель Минского областного отдела Любовь Алексеевна Ермалович. Она рассказала о тех проектах, которые существуют в Республике Беларусь по восстановлению исторических памятников, а также поддержала инициативу Международного Центра Рерихов актуализировать идеи Пакта Рериха и Знамени Мира по утверждению приоритета Культуры в жизни человека и общества.
Первый этап экскурсии по выставке провел С.В.Скородумов. Рассказывая о знакомстве Елены Ивановны Шапошниковой и Николая Константиновича Рериха, Сергей Владимирович напомнил сказку молодого Рериха. Речь в ней шла о Царевне-невесте, которая «далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма знатные женихи хотели сосватать ее». «Среди этих женихов были князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знатных домах и выискивают, чем бы услужить; были разные люди». В назначенный день Царевна выбрала себе жениха. Им стал неизвестный Певец, который в дар Царевне принес веру в себя: «Я верю в себя в песне моей; в песне моей – все для меня, песню же я пою для всех! В песне люблю лишь себя одного, песней же я всех люблю! Весь для всех, все для меня – все в одной песне. И я верю в себя и хочу смотреть на любовь. И как пою я лишь для себя, а песнью моею живлю всех, – так пусть будет вовеки. Поведу жену в далекий, путь. Пусть она верит в себя и верою этой дает счастье многим!
– Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высокой горы смотреть на восход!.. – сказала Царевна».
Прошло несколько лет и сказка Николая Константиновича стала явью. Елена Ивановна Шапошникова, другиня, спутница и вдохновительница великого художника, ученого и путешественника, прошла вместе с ним тяжелейший путь испытаний и неустанного труда и во многом способствовала продвижению идей Пакта Рериха. Вся деловая переписка, вплоть до подписания договора 15 апреля 1935 года, велась благодаря ее дипломатическому таланту, выдержке и настойчивости.
Экспозиция выставки рассказывает о многих международных событиях, начиная с Первой мировой войны до наших дней, повлиявших на уничтожение культурного достояния планеты, о деятельности Н.К.Рериха по утверждению идей защиты культурного наследия и огромной работе представителей многих государств и общественности в деле подписания Пакта Рериха.
Завершила экскурсию по выставке Татьяна Святославовна Захарова. Говоря об актуальности Пакта Рериха, она обратила внимание присутствующих на мировоззрение Рерихов, которые создали уникальную философскую систему, названную Живой Этикой. И Николай Константинович, и Елена Ивановна всем своим творчеством были связаны с космической эволюцией человечества, ее важнейшими проблемами и ее сложнейшими процессами. Н.К.Рерих считал, что эволюция происходит в человеческом обществе через осознание Красоты. Красота же постигается человеком через Культуру. Культура – это творчество людей, устремленных к Красоте. Язык творчества, говорил Н.К.Рерих, это язык сердца, понятный каждому. Энергетика Культуры формирует духовное поле планеты. Когда разрушают памятники Культуры, энергия духовного поля планеты слабеет. Недаром Н.К.Рерих посвятил целый ряд картин и очерков теме Знамени Мира, Культуре, святым и подвижникам, деятелям мировой и отечественной культуры. «И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка, – писал Н.К.Рерих. – Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все “священные врата”. Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся».
Особые слова благодарности прозвучали в адрес директора общественного Музея имени Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015) и всего коллектива Международного Центра Рерихов. Во время экскурсии присутствующие познакомились с деятельностью этого Музея под руководством Л.В.Шапошниковой, с задачами МЦР, которые связаны с популяризацией творчества семьи Рерихов и проведением культурно-просветительской работы в деле утверждения идей Пакта Рериха и Знамени Мира. Деятельность общественного Музея имени Н.К.Рериха поддерживали не только ученые, представители общественности и деятели культуры, но и министры культуры РФ А.С.Соколов и А.А.Авдеев. Однако с приходом министра В.Р.Мединского ситуация в корне изменилась – в 2017 году общественный Музей МЦР, располагавшийся в усадьбе Лопухиных, был захвачен, а наследие семьи Рерихов вывезено. Нынешние чиновники ищут новое применение усадьбе, а Международный Центр Рерихов отстаивает волю С.Н.Рериха, передавшего России бесценное наследие своей семьи, и пытается законным путем призвать к ответственности тех, кто разрушил общественный Музей имени Н.К.Рериха.
После завершения экскурсии участники встречи посмотрели фильм «Пакт Рериха. Мир через Культуру», в котором представители различных стран выступают в защиту Культуры.
В рамках проведения Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» 28 ноября 2019 года состоялся Международный круглый стол «Роль Культуры в эволюционном развитии человека и общества».
Выставка будет экспонироваться до 10 апреля 2020 года.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007