2019
Письмо из зарубежья. Сохранит ли Россия наследие Рерихов для будущих поколений?
Недавно из средств массовой информации стало известно об открытии при Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве клуба для молодежи. Казалось бы, можно порадоваться за подрастающее поколение, представители которого теперь могут прийти пообщаться и выпить кофе в центре Москвы за непринужденной интеллектуальной беседой.
Однако сам интерьер клуба, а главное, место его расположения – историческая усадьба Лопухиных, где совсем недавно успешно работал один из красивейших музеев столицы – общественный Музей имени Н.К. Рериха, вызвали недоумение у международной общественности. Неужели не нашлось другого, более подходящего уютного помещения для клуба молодежи, чем залы старинной усадьбы? Поневоле создается впечатление, что после разрушения в апреле 2017 года общественного Музея Международного Центра Рерихов (МЦР) чиновники Министерства культуры Российской Федерации неспроста создают в усадьбе Лопухиных временные учреждения: сначала Государственный музей Рерихов (филиал Государственного музея Востока), а теперь – наскоро созданный клуб при другом известном музее. Что же будет дальше?
Все произошедшее в усадьбе Лопухиных за последние три года напоминает события не такого уж далекого прошлого, когда в храмах устраивали склады и рестораны. Вот и сейчас в центре Москвы произошло нечто подобное. Храм культуры, каким, несомненно, был всемирно известный общественный Музей имени Н.К. Рериха, превратили в зону комфорта – в данном случае совершенно неуместную. Да и знают ли молодые люди, что в залах, где они общаются и приятно проводят время, произошло разрушение Прекрасного, уничтожение уникального музея, разграбление наследия художников мирового уровня? И можно ли ожидать творческих успехов от них, если знают, но им это безразлично? Святослав Николаевич Рерих передал безвозмездно общественности России громадное и ценнейшее наследие своей семьи ради великого будущего страны. Такое будущее возможно только тогда, когда связь разных поколений окрепнет устремлением к высоким целям, путем достижения которых служит Культура и Красота как пути их достижения. Именно ради этого создавался и успешно трудился долгие годы Международный Центр Рерихов. Сегодня на МЦР потоком льется клевета, в том числе и с центральных телевизионных каналов; ибо только этим можно прикрыть тот вандализм, который сотворили с наследием великой семьи Рерихов люди, не имеющие никакого отношения к культуре, но занимающие в профильном ведомстве высокие государственные посты.
Чтобы расправу с общественным центром, созданным подвижниками культуры из России и зарубежья, как-то завуалировать, Министерство культуры РФ несколько лет назад «подняло» тему заботы государства о наследии Рерихов, переданного Святославом Николаевичем Рерихом в Москву. Заметим, переданного общественной организации – МЦР, но отнюдь не в государственное ведение. Тогда Министерство культуры предприняло коварный шаг – решило на заседании коллегии образовать на месте созданного по инициативе С.Н. Рериха великолепного общественного Музея имени Н.К. Рериха Государственный музей Рерихов, который должен был выступить в роли «снаряда», уничтожающего превосходный результат общественного труда.
Государственный музей Рерихов, вернее сказать, филиал Государственного музея Востока, через какое-то время действительно создали. Но как и предполагало рериховское сообщество, осознающее логику и реальные мотивы действий государственных чиновников от культуры, новый музей был пародией на то высокое культурное пространство, которое существовало и жило активной творческой жизнью в усадьбе Лопухиных в общественном Музее имени Н.К. Рериха. Органичной частью работы филиала Государственного музея Востока стало проведение в залах разрушенного общественного музея вечеринок и других развлекательных мероприятий.
Все это продолжалось недолго. Посетители государственного музея были недовольны работой экскурсоводов, тем, как небрежно и непрофессионально оформлена экспозиция, и т.д. Во всем царила серость. Это еще раз подтверждает, что целью Министерства культуры была вовсе не забота о наследии Рерихов. Главное «культурное» ведомство страны добивалось уничтожения внимания к этому наследию и в конце концов памяти о нем.
В результате картины Николая и Святослава Рерихов теперь ютятся в одном из павильонов на ВДНХ – выставленные хаотично и, что особенно прискорбно, без надлежащих условий хранения. Фактически Министерство культуры создает идеальные условия для того, чтобы эти бесценные произведения искусства пришли в такое состояние, чтобы их можно было отправить в запасники под предлогом реставрации, а потом – и вовсе в небытие.
Нам далеко небезразлично, что происходит с наследием семьи Рерихов в России, и мы задаемся вопросом, почему же проявляется такое неуважение к творчеству Рерихов, художников с мировым признанием, унижается достоинство этой уникальной семьи? Великая семья, всю жизнь трудившаяся на благо Родины, завещавшая ей результаты своего творчества: картины, литературные и научные труды, собранные ею бесценные коллекции предметов искусства, – достойна уважения. Россия должна гордиться этим и беречь такое наследие. И подтверждением тому станет выполнение воли дарителя, Святослава Николаевича Рериха. Разрушенный общественный Музей должен быть восстановлен в усадьбе Лопухиных, и коллекции, отобранные у МЦР, должны быть ему возвращены.
Мы знаем, что ночь темнее всего перед рассветом. Мы убеждены, что справедливость восторжествует, и это вселяет надежду на будущее. Наследие Рерихов – великое наследие России – послужит на благо страны и людей всего мира!
Европейская Ассоциация поддержки Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха.
Александрова Е., председатель Эстонского Общества Рериха, г. Таллин, Эстония.
Мустафаева-Штробль Л., президент Австрийского общества Рерихов – Национального комитета Пакта Рериха, г. Айзенштадт, Австрия.
Германова Н.П., pуководитель информационно-просветительской группы «Рерихи и Беларусь», член-учредитель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, г. Минск, Беларусь.
Шнайдер Г.К., председатель правления Немецкого Рериховского Общества, ФРГ.
Озолиня М.Р., поэтэсса, члена Международной Ассоциации писателей и публицистов, г. Рига, Латвия.
Томша Э.А., член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, Россия.
Слинько Н.А., преподаватель английского языка, г. Рига, Латвия.
Монасыпова Л.И., кандидат медицинских наук, Узбекистан.
Юцис И.Э, руководитель филиала Международной Лиги Защиты Культуры, г. Монреаль, Канада.
Надточий Т.Л, председатель Харьковского областного общественного объединения «Культурный Центр имени Н.К. Рериха», г. Харьков, Украина.
Логинова М.Ю., Председатель общественной организации Первомайский Центр «Возрождение Культуры», г. Первомайский, Украина.
Султанова Л.М., преподаватель русского языка и литературы, г. Баку, Азербайджан.
Василаки Т.К., г. Кишинев, Молдова.
Дубенко О.В., председатель Борисовского рериховского общественного объединения «Культура и Знание», Беларусь.
Галькевич Т.Н., заместитель председателя Борисовского рериховского общественного объединения «Культура и Знание», Беларусь.
Сомов Я. Р., юрист, г. Брест, Беларусь.
Щусь Е., аспирант Рурского университета г. Бохум, ФРГ.
Дерваль Т., историк-архивист, ФРГ.
Рутенберг Н., Немецкое Рериховское Общество, ФРГ.
Райнер Шнайдер, генеральный директор переводческого бюро «Тradogan Übersetzungen», г. Ремшайд, ФРГ.
Альсевич И.Р., г. Глубокое Витебской области, Беларусь.
Письмо также подписали:
Султанова Н.Г., г. Баку, Азербайджан.
Лаане Александр, Председатель совета уполномоченных Партии Зеленых, Эстония.
Вяхи Пеэтер, член Эстонского Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира, композитор, Эстония.
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007