Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
09.04.2020

С.Н.Согрин. Ограбление века. Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаясь к Вам как гражданин и патриот России, тем самым я публично высказываю своё отношение к событиям, связанным с уничтожением властными структурами России общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Полагаю, что цивилизованное государство, каковым является Россия, не может так относиться к великому наследию мирового масштаба. Если это делали законно, как пытаются объяснить чиновники, то тогда законы не соответствуют жизни и их необходимо пересмотреть. Во всяком случае, законы о неприкосновенности наследия, сохранении культурных ценностей и отведенных для этих целей зданий и территорий.

Так может случиться, что в один прекрасный день объявится новый хозяин усадьбы Третьякова и он потребует убрать все картины Третьяковской галереи. А не уберёте, вызову ОМОН и МВД. Как это имело место с общественным Музеем имени Н.К.Рериха. А надо помнить, что это все: усадьба и картины – дар купца Павла Михайловича Третьякова Москве. Так и наследие Рерихов – дар Святослава Николаевича Рериха России в рамках оговоренных условий его содержания и хранения, с которыми согласилось Правительство и закрепило, гарантировало своим Постановлением.

Общественный Музей имени Н.К.Рериха и Международный Центр Рерихов (МЦР) были созданы в соответствии с завещанием С.Н.Рериха (ещё при его жизни) в усадьбе Лопухиных в центре Москвы. На пожертвования мировой общественности была восстановлена из руин усадьба Лопухиных. Четверть века МЦР и Музей вели просветительскую, научную и издательскую деятельность, проводили конференции, передвижные выставки по всей стране, включая малые города России. На площадках Музея проводились встречи с выдающимися деятелями культуры. У входа в Музей всегда была очередь желающих его посетить, в том числе и иностранных гостей. Музей приобрёл мировую известность и стал гордостью России, где воедино были сконцентрированы не только многие картины Николая и Святослава Рерихов, но и их труды, письма, личные коллекции раритетов, собранные в экспедициях Николая Рериха по Монголии, Тибету, и уникальные подарки семье, представляющие тоже произведения искусства и истории.

 usadba_posle2.jpg    usadba_do2.jpg

Усадьба Лопухиных, восстановленная без помощи государства
силами МЦР и общественности разных стран.
Общественный Музей имени Н.К.Рериха

 

Усадьба Лопухиных – государственная – до восстановления

Мне, занимающему гражданскую позицию, не безразлично, что происходит в стране с культурой и образованием – основополагающими приоритетами любого цивилизованного государства. По имеющейся у меня информации, мне видятся два аспекта трагедии, постигшей общественный Музей имени Н.К.Рериха. Первый – правовой. Второй – нравственный, морально-этический.

Что касается правового аспекта.

Полагаю, что в данном случае произошёл передел собственности и для этого, по всей вероятности, имели место правовые основания. (Пока не будем говорить, кому это было надо и выгодно. В этой связи возникает вопрос: «Чей заказ выполнялся заполучить престижную усадьбу Лопухиных в центре Москвы и наследие Рерихов, оцениваемое в сотни миллионов долларов, если не более?»).

Насколько мне известно, душеприказчиком С.Н.Рериха являлась академик Л.В.Шапошникова. Она, а также лица, которые занимались оформлением передачи наследия в собственность МЦР и размещением его в усадьбе Лопухиных, к сожалению, не учли варианта сегодняшнего развития событий, когда в стране возникли капиталистические и хищнические тенденции и появились люди, целенаправленно разрушающие устои нашего государства.

По факту получилось так, что усадьба Лопухиных не была оформлена в собственность общественной организации МЦР. Я предполагаю, что был заключён договор аренды. А это совсем другое. Арендодатель вправе по истечении срока аренды или досрочно расторгнуть договор, не давая объяснений о причине.

И если в договоре не были обговорены условия, как и за чей счёт будет восстановлено здание, то любые аргументы и претензии в случае прекращения аренды во внимание приниматься не будут. «Это ваше дело, что вы его решили отремонтировать, и ваше дело – за чей счёт».

Удивляет, что инициатива передачи усадьбы Лопухиных новому владельцу принадлежит министру культуры! Он-то уж должен был хотя бы как гражданин, непосредственно причастный к культуре страны, сохранить Музей, безупречно работавший более 25 лет во славу России. Тем более что Музей как общественный напрямую не был в сфере подчинения Минкультуры и прав на пересмотр статуса Музея имени Н.К.Рериха министр не имел.

Так собственник, а это государство в лице Минкульта, был вправе передать усадьбу в аренду другому субъекту или новому владельцу. Возможно, министр культуры В.Р.Мединский преднамеренно ввёл в заблуждение или неправильно информировал мэра Москвы, подписавшего соответствующий документ о передаче госимущества. И тогда суд, как я предполагаю, на законных основаниях принял судебное решение о выселении МЦР. Вместе с тем считаю, что суд был вправе принять во внимание, что общественный Музей МЦР – это культурное достояние страны и правительство гарантировало сохранность и условия содержания наследия Рерихов, определенные его дарителем С.Н.Рерихом.

На этом правовой аспект заканчивается.

А дальше, как это сейчас принято говорить, начался полный беспредел. Для исполнения решения суда МЦР обязан был освободить усадьбу Лопухиных. Однако новый владелец, Государственный музей Востока (ГМВ), так хотел завладеть усадьбой, что не дождался вступления в силу решения суда первой инстанции, а повторные вышестоящие суды затянулись бы на годы. Но это не квартира Ивана Ивановича, когда можно выбросить на улицу его кровать с постелью и шкаф.

Здесь вступает второй аспект – нравственный, морально-этический.

В здании усадьбы Лопухиных находится бесценное наследие культуры мирового масштаба. На улицу не выкинешь! Музей не может и не хочет освобождать здание от имущества. Он имеет основания обжаловать решение суда, у него есть на то время и право.

Вот тогда и была придумана уловка, что новый хозяин сохранит музей Рерихов со статусом государственного. Тогда и следовало бы в цивилизованном порядке, ничего не нарушая в экспозиции музея, произвести приёмо-передачу по акту всего наследия, сохранить штат научных сотрудников и технический персонал. А как быть с волей дарителя Святослава Николаевича Рериха о статусе музея как общественного? Новому хозяину нет до этого дела.

Очевидно то, что «новый хозяин» своими действиями выдаёт свои истинные намерения по использованию здания: кощунственное требование директора ГМВ снести на территории усадьбы у входа в Музей памятники Рерихам с их прахом. Срывается над зданием Музея и флаг Мира.

Для исполнения решения суда ГМВ приглашает судебных приставов, а этого они не имели права делать без вступления в силу решения суда. Понимая, что Музей так просто не отдаст свою собственность, используются силовые подразделения без опознавательных знаков (как выяснилось – ОМОН).

Тут-то и проявляется варварское отношение к великому наследию работников культуры, призванных не только по долгу службы, но и как граждан бережно относиться к культурным ценностям России. Они под покровом ночи вывозят в неизвестном направлении без описи и актов изъятия всю коллекцию Музея МЦР. Причём в первую очередь выносились самые дорогие и значимые работы Н.К.Рериха, стоящие на сегодняшний день десятки миллионов долларов каждая. Взламываются двери, сейфы, повреждаются дорогостоящие противовандальные витрины, купленные в Германии, каждая стоимостью в миллион. Содержимое сваливается в кучу, в мешки и в таком состоянии вывозится. Среди ценностей находилось, казалось бы, неприметное кольцо, принадлежавшее царице Египта Нефертити.

 seyf2.jpg    vitrini2.jpg

Взломанный сейф

 

После погрома

Таким образом, в данном случае, по моему мнению, налицо был сотворён погром, сорвана система охранной сигнализации картин, климат-контроль, пожарная сигнализация. Вполне закономерно то, что российская общественность, болеющая за культурное наследие страны, окрестила это событие «Ограблением века, хищением в особо крупных размерах».

А что же с обещанным Государственным музеем Рерихов? Через несколько месяцев он действительно появляется. Директором становится зам. директора Музея Востока, тот самый Т.Мкртычев, что собственноручно выносил из Музея МЦР картины и руководил его погромом.

Убогость… Стены вымазаны серой краской прямо по обоям… Редкие картины на стенах и самые малозначительные, ни одного шедевра из уникальной коллекции. Полная безвкусица в оформлении экспозиции, никакой научной, просветительской деятельности. Пустота… Посетители – редкое явление. По факту никакого музея нет. Проводятся сменные выставки.

В этой связи удивляет позиция президента Союза музеев России М.Б.Пиотровского, выразившего только сейчас озабоченность за сохранность наследия Рерихов. Где же он был в 2017 году, когда шло его разграбление? Молча наблюдал? А теперь его «заботе» и цинизму нет предела! Он и его коллеги обвиняют сотрудников общественного Музея имени Н.К.Рериха в непрофессионализме. Однако именно «непрофессионалы» приумножили фонды общественного Музея и не утратили ни одной единицы хранения в отличие от Эрмитажа, которым руководит профессионал. А нас интеллектуальную общественность, выступающую в защиту общественного Музея Н.К.Рериха, считают обывателями, ничего не понимающими в культуре и музейном деле.

Создаётся впечатление, что Госмузей Рериха – это временное прикрытие истинных намерений ГМВ. Об этом говорит и желание А.В.Седова, директора Музея Востока, снести памятники Рерихам.

 zal_do2.jpg    zal_posle2.jpg

Зал С.Н.Рериха Музея имени Н.К.Рериха

 

Тот же зал Государственного музея Рериха в ведении ГМВ

Залы общественного Музея имени Н.К.Рериха до разграбления

Более того, «новый хозяин» государственного музея, как мне видится, целенаправленно за три года владения усадьбой Лопухиных не следит за зданием, не проводит профилактических обработок помещений и ремонтов, доводя его до состояния, непригодного для эксплуатации, использования как музея.

Можно предположить, что через некоторое время по причине не функционирования Госмузея он будет закрыт, а здание передано или продано подлинному заказчику, решившему обладать этой исторической усадьбой.

В апреле этого года предстоит суд о признании банкротом общественного Музея имени Н.К.Рериха, что может послужить оправданием его захвата (хоть и задним числом). Произойдёт оценка здания и картин по многократно заниженной цене, дабы изъять как можно больше ценностей. А потом всё это будет продано по максимально высокой цене. Схема хищения уже давно известная.

В связи с изложенными обстоятельствами возникают закономерные вопросы. А возможна ли вообще такая норма по отношению к учреждениям культуры, будь то театры, музеи, библиотеки, различные студии, храмы, дома и дворцы культуры и прочее? Не гуманнее ли было бы государству, заинтересованному в сохранении культуры, оградить их от подобных актов вандализма и реально оказать правовую и иную помощь и поддержку тем, кто попал под молот культурной репрессии?

В этом отношении показателен пример Исаакиевского собора в Петербурге ещё в дореволюционной России. Он был построен государством, являлся собственностью и содержался государством, а церкви предоставлялось право безвозмездно и бессрочно отправлять в нём богослужения. Пример достоин подражания и отношения государства к духовности нации и её национальным традициям.

Главный вопрос и боль МЦР – не столько здание усадьбы, а где и в каком состоянии находится сейчас наследие Рерихов и вернётся ли оно в полном объёме? Не украсят ли эти ценности закрытые дачи чиновников и олигархов? Не делаются ли сейчас копии-подделки? Не продадутся ли шедевры с молотка? Ведь никакого учёта изъятого наследия нет. Значит, оно на данный момент ничейное?

Требование МЦР вернуть всю коллекцию в полном объёме до последнего раритета в соответствии с учётной документацией общественного Музея Н.К.Рериха является законным. МЦР считает, что всё наследие Рерихов, переданное в дар России именно общественному Музею по завещанию С.Н.Рериха, должно сохраняться в соответствии с обещанием и согласием правительства, данными тогда Советским Союзом.

Почему Святослав Рерих непременным условием передачи наследия семьи ставил создание общественного музея?

Старший сын Н.К.Рериха Юрий Николаевич привез в Москву первую часть коллекции картин отца, которая триумфально демонстрировалась в Третьяковской галерее.

Мне довелось её увидеть. Сам Юрий Николаевич провёл нам, ведущим альпинистам страны, экскурсию. Он оставлял эти картины в дар Родине при условии создания музея имени Н.К.Рериха, что и было обещано. Однако картины разошлись по другим музеям.

После смерти Ю.Н.Рериха в его квартире в Москве оставалось ещё много картин и других ценностей, которые потом бесследно исчезли. И когда Святослав Рерих поинтересовался их судьбой, ему дали понять, что не стоит к ним проявлять интерес, поскольку их владельцы – первые лица страны.

Позднее часть картин из коллекции Святослава Рериха была передана на временное хранение Музею Востока. Несмотря на неоднократные требования их владельца С.Н. Рериха передать коллекцию МЦР (Рерих даже обращался по этому вопросу к Президенту РФ Б.Н.Ельцину), Музей Востока продолжает их удерживать в своих хранилищах.

Потеряв доверие к обещаниям и недолжному сохранению наследия семьи государством, Святослав Николаевич ставил непременным условием дарения картин и всего архива Рерихов только при создании общественного Музея имени Н.К.Рериха как гаранта сохранности наследия. Сам выбрал и предложил восстановить для этой цели разрушенную усадьбу Лопухиных.

Обращаю Ваше внимание, что заявления граждан по вопросу сохранения общественного Музея имени Н.К.Рериха и возврата всего имущества, принадлежащего МЦР, ранее неоднократно направленные Президенту России В.В.Путину, к сожалению, не были проверены надлежащим образом, и должной реакции на обращения общественности со стороны Президента России не последовало. Управление Президента переадресовывает их в Минкульт, а те – Музею Востока.

К примеру, приведу последний абзац ответа директора ГМВ А.В.Седова председателю Латвийского отделения Международного Центра Рерихов М.Р.Озолине, тоже обратившейся к Президенту Российской Федерации Путину В.В.:

«Минкультуры России и Государственный музей Востока с целью реализации своих полномочий имеют право давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесённым исключительно к установленной форме деятельности. Вопрос, поставленный Вами в обращении о проверке “целостности изъятого у МЦР наследия”, к их компетенции не относится».

Получается, что главные захватчики наследия Рерихов – Минкульт и ГМВ, а следовательно, в их лице и государство – не в ответе! Тогда кто?

Эпоха правления культурой В.Р.Мединским и его заместителями В.В.Аристарховым, К.Рыбаком знаменуется массовым уничтожением учреждений культуры. Так был ликвидирован Русский государственный академический оркестр «Боян», уничтожен Музей матрёшки в Москве, представлявший народный промысел и символ России. 14 февраля 2019 года произошёл рейдерский захват Международного Фонда славянской письменности и культуры. Список можно продолжить. Во всех случаях схема одна – принудительное банкротство с целью захвата Минкультом здания с помощью ОМОНа. Он же провел принятие закона о продаже объектов культуры. Дальнейшая судьба старинных усадеб понятна без слов…

Если свершившийся варварский акт в отношении общественного Музея Н.К.Рериха останется в силе и не будут наказаны виновные в этом злодеянии не только против культуры, но и престижа государства, то «за державу обидно», как сказал герой известного фильма.

Полагаю, что от виновников этого акта вандализма необходимо потребовать за их счет восстановить разгромленное здание усадьбы Лопухиных, восстановить в первозданном виде экспозицию музейных залов с охранной сигнализацией картин, системой климат-контроля, пожаротушения, разбитых витрин, оборудования и пр. Возместить заработную плату сотрудникам общественного Музея имени Н.К.Рериха, которые не по своей воле оказались безработными.

Мне очевидно, что инициаторы и участники разгрома объектов культуры должны быть немедленно освобождены от занимаемых должностей с запретом дальнейшей деятельности в сфере культуры, дабы не причинить ещё больший и непоправимый вред не только культуре страны, но и основам государственности, престижу в глазах мирового сообщества. Это мы уже проходили и помним уничтожение в годы большевизма национальной культуры и морали, уничтожение храма Христа Спасителя в Москве и храмов по всей стране.

Прошу также поручить дать и оценку действиям ОМОНа и МВД при захвате не только здания усадьбы Лопухиных, но и других учреждений культуры страны.

Свершившийся известными лицами беспредел в нашей культуре, творимый людьми, призванными её сохранять, побудил меня написать настоящее Открытое письмо Президенту страны, поскольку моё официальное обращение к нему (письмо № 158076 от 26.02.2020) по решению Управления Президента не достигло адресата.

Уважаемый Владимир Владимирович, в заключение напомню слова из Вашей поздравительной телеграммы, направленной на имя генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой:

«Во многом благодаря вашим усилиям, неистощимой энергии и энтузиазму, наши современники имеют возможность приобщиться к творческому наследию семьи Рерихов, познакомиться с интересными работами в области философии, истории и искусствоведения. Президент РФ В.В.Путин».

С уважением, Согрин Сергей Николаевич

Прилагаю основные ссылки о ситуации вокруг общественного Музея имени Н.К.Рериха. В интернете их уже более десятка:

Рубеж на Знаменке: Дозор во имя Культуры

Пресс-конференция «Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия»

Уничтожение культурного кода России! Музей Рерихов. Обращение к новому генеральному прокурору РФ

Об авторе

Гражданин России. 1937 год рождения. Образование высшее. Инженер-металлург. Занимался проектированием доменных и других печей на Уральских заводах. Занимался альпинизмом. Мастер спорта. Заслуженный тренер. В 1970 году был приглашён создать и возглавить спасательную службу в Таджикской ССР, прообраз современного МЧС. Почётный спасатель. Автор нескольких книг и статей в журналах по краеведению и исторических мемуаров.

Краснодарский край, город Усть-Лабинск



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007