|
версия для печати |
Иван Приоров. Спасти часовню. Анастасиевская часовня, напоминающая об эпидемии ХVIII века, нуждается в реставрации // Частный Корреспондент
Часовая Святой Анастасии |
Эпидемия коронавируса, пришедшая в Россию весной 2020 года, не оставила в стороне старинный Псков и его жителей, которые сегодня сотнями заболевают от тяжелого недуга. К сожалению, есть жертвы. Не выученные уроки истории повторяются и, похоже, что Псков сегодня проходит один из них. Урок на историческую память к своему духовному наследию. А вместе с псковичами проходит урок и вся страна.
Большинство псковичей даже не знают, что ровно триста десять лет тому назад, в 1710 году, Псков уже проходил через смертельную эпидемию. Тогда вымер почти весь город. «Весною из Риги, – сообщает псковская летопись, – занесена в Нарву, Псков, Изборск, Порхов, Гдов и другие пригороды… моровая язва, от которой множество ежедневно умирало». Еще несколько месяцев назад строки этой старинной рукописи воспринимались бы как абстракция. Сегодня это действительность нашей повседневной жизни. Жизни в эпидемии.
Лет через сто потомки с неподдельным интересом будут читать сведения об эпидемии нашего времени. Но если сегодня мы ищем причины болезни в мутациях вируса, полностью снимая ответственность с человека, то наши предки связывали смертельный недуг с нравственным оскудением. И потому в начале восемнадцатого века псковичи поставили на левом берегу реки Великой небольшую деревянную часовню в честь святой великомученицы Анастасии – как обещание не нарушать духовных заповедей христианской веры. И болезнь отступила. Для жителей Пскова часовня стала своеобразным талисманом, оберегающим город от несчастий, и напоминанием о принесенной клятве вести чистую духовную жизнь.
Перестроенная в камне храмовая постройка на протяжении двух веков как страж стояла на подступах к Пскову, одного из древнейших русских городов с богатейшей историей и уникальной исторической архитектурой, которую на своих полотнах прославил всемирно известный художник Николай Рерих. В начале прошлого века он активно призывал власти сохранить памятники псковской старины. Между прочим и для нас, ныне живущих. «В медленном разрушении теряют лицо живописные подробности Новгорода и Пскова. И не перечесть всего погибающего». «От старого Пскова остается очень мало памятников. <…> Псковским бедам надо помочь». «Всеми силами сохранить единственные фрески древнего Пскова».
Анастасиевская часовня, 1911 |
Страшное пренебрежение к памятникам отечественной истории впоследствии привело Николая Рериха к идее создания Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получившего название Пакт Рериха. Этот уникальный документ защищал памятники культуры не только от военных разрушений, но и от вандализма мирного времени. Пакт был подписан 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной страны (треть государств мира на тот момент). СССР, к слову, договор не подписал. Документ послужил основой для создания международной защиты культурных ценностей. В этом году отмечается 85 лет со дня его принятия.
Незадолго до первой мировой войны Рерих совместно с выдающимся архитектором Алексеем Щусевым создает новый облик Анастасиевской часовни. Проект был воплощен в жизнь в 1911 году. Уникальные росписи, созданные по эскизам художника, были посвящены теме заступничества, покровительства и охранения псковской земли Небесными Силами. Над входом – образ Спаса Нерукотворного как символ заступничества Христа, по стенам – «ангелы ветров» с развевающимися знаменами защищают мир от «ветров земных» – поветрий, эпидемий, войн и стихийных бедствий. Над окном – Богородица возносит молитвы за род людской, преодолевающий житейские трудности.
Создавая эскизы своих невероятных по духовной силе и содержанию фресок, Рерих словно предчувствовал, что защита понадобится не только людям, но и самой часовне Святой Анастасии. Причем от рук самих же людей.
Настенные росписи Анастасиевской часовни, выполненные по эскизам Н.К.Рериха |
После революции 1917 года часовню Святой Анастасии закрыли как «не представляющую никакой исторической и художественной ценности». Росписи замазали краской, купол и барабан разрушили. Изувеченный памятник был приспособлен под кассы кинотеатра, газетный киоск и даже керосиновую лавку. Мост, на котором была установлена храмовая постройка, трижды взрывали: в 1919-м – перед вступлением в Псков войск Белой гвардии, в июле 1941 года – перед немецкой оккупацией и в 1944-м – при отступлении фашистских войск из города. Но часовня удивительным образом сохранилась.
В 1969 году в связи с постройкой нового моста мешавшую движению транспорта часовню вновь хотели уничтожить. В последний момент местные градозащитники смогли доказать принадлежность Рериха к ее росписям, и это спасло памятник от неминуемой гибели. Храм решили сохранить, но для переноса с моста распилили пополам и поставили на берегу реки Великой. Нижняя часть росписей была при этом полностью уничтожена. В конце концов, часовню отреставрировали, поставили временный купол и в 1974 году присвоили статус памятника культуры федерального значения, взяв под охрану.
Сегодня часовня Святой Анастасии вновь на краю гибели. Состояние ее живописи близко к критическому. На знаменитых фресках Рериха начинает осыпаться красочный слой, увеличивается количество трещин.
На протяжении двадцати лет сотрудники Псково-Изборского музея-заповедника просят Министерство культуры выделить средства на сохранение часовни. Результат нулевой. Чиновники не могут найти несколько миллионов рублей на ее реставрацию. Ответ один – нет средств. Была надежда, что заявку этого года наконец-то удовлетворят. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников тоже поддержал музейщиков. Более четырехсот представителей общественности из России и других стран обратились к министру культуры Ольге Любимовой с просьбой помочь сохранить уникальный исторический памятник.
Была надежда, что в этот раз чиновники услышат голос общественности. Но снова пришел отказ: «Финансовые средства Минкультуры России на сохранение объектов культурного наследия в 2020 г. полностью распределены по объектам и мероприятиям, поэтому осуществить финансирование работ по Объекту в настоящее время, к сожалению, не представляется возможным». И далее: «Принимая во внимание историческую значимость объекта… Минкультуры России готово рассмотреть вопрос о проведении работ по его сохранению при формировании плана мероприятий на 2021 год». Учитывая аварийное состояние часовни, следующего раза может уже и не быть.
После отказа Минкультуры выделить средства на сохранение в Анастасиевской часовни на сайте Change.org начался сбор подписей в адрес губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, который пока единственный выразил заинтересованность в сохранении уникального памятника.
Общественность, не равнодушная к судьбе архитектурного шедевра, начала собирать пожертвования на его сохранение через Благотворительный Фонд Елены Рерих.
Представители Фонда заявили, что имя каждого жертвователя будет навечно вписано в книгу благотворителей Государственного Псковского музея-заповедника. В основание часовни после ее реставрации будет заложена капсула с именами благотворителей, а имена крупнейших меценатов будут представлены на памятной доске, установленной рядом с памятником.
Источник: Частный Корреспондент, 9.06.2020
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007