Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2020

22.09.2020

III Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие 2020» в Санкт-Петербурге

 forum2.jpg
 

17–19 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге проходил III Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие 2020». Он был посвящен актуальным проблемам сохранения, реставрации и адаптации объектов архитектурного наследия России как важнейшей составляющей культуры страны. Задачами фестиваля являются создание открытого информационного пространства для коммуникации молодых специалистов, опытных экспертов и широкой общественности; обмен опытом, передовыми идеями; разработка новых стратегий сохранения построек и комплексов, представляющих историческую ценность.

Организаторами фестиваля выступили Союз архитекторов России совместно с Санкт-Петербургским Союзом архитекторов при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Санкт-Петербурга, Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Партнеры фестиваля: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Союз реставраторов России, Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК), Национальная ассоциация «Возрождение исторических садов и парков», Российская ассоциация реставраторов, журнал «Реликвия».

17 сентября в Большом парадном зале Центрального музея связи имени А.С.Попова состоялась торжественная церемония открытия фестиваля. С началом работы фестиваля гостей и участников поздравили: вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко; от имени министра культуры Ольги Любимовой – руководитель Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Андрей Ермаков; президент Союза архитекторов России Николай Шумаков; президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга Олег Романов; Генеральный консул Азербайджанской Республики в Санкт-Петербурге Султан Магомед оглы Гасымов.

Мероприятия III Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие 2020» проходили на двух площадках – Центрального музея связи имени А.С.Попова в Почтамтском переулке и Дома архитектора Санкт-Петербургского Союза архитекторов.

Тема фестиваля 2020 года – «Исторический и современный ландшафт в контексте городской среды» – ориентирована на поиск и выявление тенденций развития ландшафтной архитектуры, а также призвана рассмотреть градостроительные, архитектурные, ландшафтные решения обустройства городских пространств и приемы реставрации, приспособления памятников архитектуры и садово-паркового искусства к современным условиям.

В рамках фестиваля с 17 по 19 сентября прошло более 25 мероприятий в формате конференций, круглых столов, дискуссий, лекций, мастер-классов. Темами диалога и общения архитекторов, ландшафтных архитекторов, реставраторов и урбанистов стали актуальные проблемы, международные тенденции развития общественных пространств поселений, реставрации и сохранения памятников ландшафтной архитектуры.

17 сентября на площадке Дома архитектора Санкт-Петербургского Союза архитекторов в Бронзовом зале состоялась лекция «Актуальность Пакта Рериха в сохранении культурного наследия России», прочитанная Э.А.Томша – председателем Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. В своей лекции, посвященной 85-летию Пакта Рериха, Эдуард Антонович рассказал о зарождении идеи сохранения «памятников старины», защиты архитектурных памятников, истории продвижения и подписания 15 апреля 1935 года Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» как во время вооруженных конфликтов, так и в мирное время, автором которого стал выдающийся русский художник, мыслитель, ученый и видный международный общественный деятель Николай Константинович Рерих.

Во время лекции участникам фестиваля в форме презентации были продемонстрированы материалы, в том числе архивные документы, рассказывающие об историческом пути формирования идей будущего Договора. Как отмечалось, идея защиты объектов мирового культурного наследия, исторических памятников и ценностей культуры различных народов прошла длительный путь. Этот Договор – Пакт Рериха – впоследствии лег в основу многих международных документов, посвященных защите мирового культурного наследия, первым из которых стала Гаагская конвенция 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» и протокол к ней. В марте 1999 года по инициативе и при непосредственном участии ЮНЕСКО был принят Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года. В тексте Конвенции прямо указывалось, что руководством для ее принятия являлись принципы защиты культурных ценностей во время войны, установленные на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов и в Пакте Рериха.

Кроме того, идеи Пакта получили развитие в Конвенции «Об охране всемирного и природного наследия» ЮНЕСКО (1972), в которой было введено обозначение «объект всемирного наследия» и впервые защита касалась не только культурного, но и природного наследия; во «Всеобщей декларации о культурном разнообразии» (2001) и «Декларации о преднамеренном разрушении культурного наследия» ЮНЕСКО (2003), «Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» ООН (2005).

Особая роль в общественном продвижении идей Пакта Рериха принадлежит Международному Центру Рерихов в его известном международном культурно-выставочном проекте «Пакт Рериха. История и современность», а также новом проекте «Пакт Рериха – Мир через Культуру», презентация которого состоялась недавно в стенах Дома архитекторов Санкт-Петербурга и частично был представлен в рамках III Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие 2020».

Основным лейтмотивом в лекции Э.А.Томша звучала мысль Н.К.Рериха о том, что только обращением к самым широким кругам общественности и воспитанием народа в духе уважения к произведениям искусства, историческим памятникам и предметам культуры своих предков можно будет спасти бесценное достояние прошлого для будущих поколений.

В своей лекции Э.А.Томша дал сравнительный анализ положения дел в защите и сохранении культурного наследия России в начале ХХ века и в век XXI и сделал общий вывод, что вопросы сохранения памятников архитектуры, профессиональной реставрации «памятников старины» по-прежнему актуальны и требуют особого внимания со стороны государства и активного участия широкой общественности. Наша страна на протяжении последних трех десятилетий продолжает находится в поиске собственного пути развития, где вопросам сохранения исторических памятников, шедевров архитектуры, духовных и культурных ценностей не придается должного внимания. За решением глобальных проблем мирового переустройства, проблем экономического характера ускользает решение вопросов, как кажется многим государственным деятелям, меньшего масштаба, но очень важных по своей сути, так как именно сохранение культурного наследия народов страны в различных его проявлениях и процветание культуры дает основу для устойчивого дальнейшего развития России.

Насыщенная программа III Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие 2020» завершилась 19 сентября торжественной церемонией награждения, на которой были объявлены имена победителей конкурсной программы фестиваля в четырех номинациях: «Лучший объект сохранения и развития», «Лучшая студенческая работа», «Лучшее печатное издание об архитектурном наследии» и «Культурное наследие регионов России».

Программа III Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие 2020»



Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2020 Международный Центр Рерихов