Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2020

08.10.2020

8 октября – день памяти Преподобного Сергия Радонежского

«Бог и Родина» – вот то, что двигало жизнью и судьбой Преподобного Сергия… и эта любовь дала ему возможность так совершенно, до конца, исполнить заповедь Господню о любви к людям.

Н.Яровская. Преподобный Сергий Радонежский

Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине.

Н.К.Рерих Свет неугасимый

 sergiy.jpg
 

Преподобный Сергий Радонежский (3/16 мая 1314 – 25 сентября/8 октября 1392). Великий облик этого Святого всегда был близок русским людям. Именно в нем искали и находили они истоки духовности и национального характера, черпали силы и надежду. Само слово «Преподобный» означает «подобный Богу», поэтому стремление к облику Сергия означает стремление к Высшей мудрости. О Сергии с любовью и восхищением писали В.О.Ключевский, Е.Н.Трубецкой, Н.М.Карамзин, П.А.Флоренский, В.Г.Распутин, Д.С.Лихачев и многие другие представители передовой русской интеллигенции.

Святой Сергий был высоко почитаем в семье Рерихов, которые видели в нем своего Учителя и всю жизнь строили по его заветам. Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Н.Яровская написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский». Многие картины Николая Константиновича Рериха связаны с именем и образом Преподобного. «И мы не боимся», «Церковь Сергия», «Святой Сергий», «Сергиева пустынь», «Сергий-строитель», «Часовня Святого Сергия на перепутье», «Сам вышел», «Мост славы» – вот названия только некоторых из них. Именно Николай Рерих впервые показал на своих полотнах Преподобного Сергия не как канонического святого, а как труженика, общинника, строителя русской духовной культуры.

Л.В.Шапошникова, создатель общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, говоря о наступающей эпохе энергетического мировоззрения, писала:

«Великие Учителя, приносившие человечеству знания в той или иной форме, способствовавшие осознанию наступающих изменений, вызванных энергетическими процессами космической эволюции, прошли через всю историю человечества. Они были теми, в ком персонифицировались космические силы, продвигающие эволюцию на всех ее уровнях. Без них подобное движение не состоялось бы. Великие Учителя были духовными наставниками, религиозными реформаторами, открывателями новых знаний. Имена многих из них нам хорошо известны» [1].

«Будда и Христос, Лао-Цзы и Конфуций, Платон и Сергий Радонежский, Моисей и Нагарджуна и им подобные появлялись на земле в переломные моменты ее истории и духовной эволюции. Они создавали тот энергетический фон, при котором становился возможным переход на более высокий эволюционный виток» [2].

«Каждый из них прошел свой земной путь, выполнил свою миссию, оставил яркий след в истории своего народа и достойно пронес свой терновый венец» [3].

«“Терновый Великий Венец ведет мир”. Можно ли сказать ярче и точнее? Именно такое понимание роли героев в человеческой истории и эволюции заставило Николая Константиновича Рериха все время обращаться в своем творчестве к этой теме. <…> На его полотнах – воины, святые, религиозные Учителя – все те, которые двигали историю и эволюцию человечества, через которых осуществлялось ведущее начало Космической Иерархии и чьи жизни явились примером героизма и самоотречения. Их терновые Венцы вели, ведут и будут вести мир, творя земную историю человечества по Великим космическим законам. <…>

Герои есть выразители духа народа, его сознания – справедливо утверждает Николай Константинович. Иными словами, герой есть персонифицированный дух народа, появляющийся в необходимое для этого народа время или эпоху. Среди русских героев и подвижников особо выделяется имя и облик Святого Сергия Радонежского. “Опять далеко за пределами церковного подвига, – пишет Рерих, – строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий”» [4].

«В Сергии существовало то абсолютное героическое начало, которое свойственно лишь великим духовным водителям и Учителям. “...Память о Сергии, – писала Е.И.Рерих, – не умрет никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником”. “...Он творил характер народа, создавая тем мощь государства», – справедливо утверждала она» [5].

«Святому Сергию Николай Константинович посвятил не один очерк, но “Свет неугасимый” самый впечатляющий среди них. “Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня”.

Благословивший Дмитрия Донского на решительную битву с татарами на поле Куликовом Сергий Радонежский был истинным строителем и хранителем русского государства. “Русская государственность не погибнет до тех пор, пока у Раки Преподобного будет гореть лампада”, – приводит Рерих слова крупнейшего русского историка Ключевского» [6].

Всю свою жизнь посвятил Преподобный Сергий Радонежский борьбе против «ненавистной розни мира сего». Не это ли более всего нужно нам и сегодня, в XXI веке?

«Перед этим светильником пусть забудут люди все распри и разъединения. Невместно и неприлично русским людям дозволять силам темным разлагать и разъединять. Невместно перед Святым Ликом клеветать и лжесвидетельствовать. Невместно исполняться страхом и сомнением там, где горит правда Христова, вознесенная Священным Воеводою земли русской Преподобным Сергием.

Пусть Его Святое имя объединит всех взыскующих Родины» [7].


1. Шапошникова Л.В. Эпоха энергетического мировоззрения // Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, МП «ЭКОС», 1992. С. 14.

2. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996. С. 187.

3. Шапошникова Л.В. Неугасимый цвет тернового венца // Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 17.

4. Там же. С. 16–17.

5. Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР, 1998. С. 18.

6. Шапошникова Л.В. Неугасимый цвет тернового венца // Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 17–18.

7. Рерих Н.К. Свет неугасимый // Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 75.

Материалы по теме

Преподобный Сергий. Слово Н.К.Рериха, произнесенное им в Нью-Йорке после лекции Г.Д. Гребенщикова о Св. Сергии // Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995.

Слово на освящение часовни Св. Преподобного Сергия, сооруженной Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут // Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995.

Рерих Н.К. Свет неугасимый // Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995.

Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995.

Сент-Илер Ж. Из жизни Сергия Радонежского // Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993.

Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М., 1991.

Рерих Н.К. Он.
Рерих Н.К. Сергиева Лавра.
Рерих Н.К. Святой Сергий – Покровитель Руси.

Благодатный воспитатель русского народного духа. Речь профессора, академика В.О.Ключевского, произнесенная в торжественном собрании Московской духовной академии 26 сентября 1892 г. в память Преподобного Сергия

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М.: Молодая гвардия, 2002. 298 с. (Жизнь замечательных людей).

Шапошникова Л.В. Град светлый. 2. Идущие в ночи.



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2024 Международный Центр Рерихов