Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

2020

16.10.2020

Обзор докладов конференции «Философия космической реальности и новое научное мышление: к 100-летию Живой Этики»

 golubinaya2.jpg
 

9–10 октября 2020 года в онлайн-формате прошла Международная научно-общественная конференция «Философия космической реальности и новое научное мышление: к 100-летию создания Живой Этики».

Организатор конференции – Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы: Институт научной информации по общественным наукам РАН, Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхата (MPRH Institute, Иран), Российская академия естественных наук, проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Международная ассоциация фондов мира, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха. В работе конференции приняли участие 420 человек из 17 стран: России, Украины, Республики Беларусь, Болгарии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Германии, Австрии, Испании, Индии.

В адрес конференции поступило много приветствий, в том числе от Президента Международного Центра Рерихов (МЦР), художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича Юрия Хатуевича Темирканова и от Президента Международной ассоциации фондов мира, многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Евгеньевича Карпова. Кроме того, можно отметить приветствия проректора Севастопольского государственного университета Ирины Николаевны Авдеевой, руководителя проблемной группы «Русский космизм» Российского философского общества профессора Виктора Васильевича Фролова и др.

9 октября утреннее заседание конференции открыл вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко: «В этом году мы отмечаем два юбилея – 15 апреля исполнилось 85 лет со дня подписания Пакта Рериха, заложившего основы международной правовой системы по охране и защите объектов культурного наследия. Потенциал Пакта и его возможности настолько велики, что нынешние и будущие поколения будут неоднократно возвращаться к нему для осмысления и осуществления его идей, так как основная цель Пакта – призыв “Мир через Культуру”. В скором времени этот призыв Рериха станет самой востребованной идеей для всего человечества, измученного постоянными распрями, вооруженными конфликтами и кризисами.

Ежегодная международная конференция, которую мы сейчас проводим, посвящена второму юбилею. 24 марта Елена Ивановна Рерих записала послание своего Учителя: “В Новую Россию моя первая весть”. Эта и последующие записи бесед Елены Рерих со своим Учителем, которые она вела до последних дней своей жизни, послужили основой для составления ею свода книг, которым было дано название “Учение Живой Этики”. Эти книги названы Учением, потому что в них содержатся новые знания, необходимые человечеству для перехода на новую ступень его эволюции. Эти знания дают представления о строении мироздания и его беспредельности, о законах Космоса, всеначальной энергии Космоса и ее дифференциациях, взаимодействии этой энергии с энергией человека, названной в Учении психической энергией, влиянии этой энергии на биосферу Земли, о значении ритма и цикла в развитии всех форм жизни, значении и силе мысли человека, которая творит его настоящее и будущее, и о многих других важнейших понятиях.

Без Живой Этики нам не понять причин глобальных кризисных явлений, и, следовательно, мы не сможем преодолеть рок следствий, ими порожденных. И чем раньше мы это поймем, тем быстрее человечество сможет справиться с валом надвигающихся проблем – таких, как изменение климата на планете, участившиеся природные катаклизмы и техногенные катастрофы, рост ранее неизвестных заболеваний и эпидемий и многими другими проблемами, которые ждут человечество в ближайшем будущем.

Учение названо Живой Этикой, так как все эти знания, во-первых, непосредственно связаны и влияют на нашу жизнь ‒ как отдельного человека, так и общества и страны в целом; и во-вторых, потому, что основные положения космических законов, о которых говорится в этом Учении, нашли свое отражение в высших проявлениях этических и нравственных норм человеческого бытия.

В начале XX века, когда человечество приблизилось к качественно новому этапу своего развития – этапу космической эволюции, и русские ученые подошли к освоению космических пространств и изучению космических энергий (открытия, которые сделали Циолковский, Чижевский), а также к изучению влияния энергии мысли человека на биосферу Земли (учение Вернадского о ноосфере), настало время Учителям человечества передать нам новые знания. Эта задача была выполнена с помощью Елены Ивановны Рерих. У Николая Константиновича Рериха была не менее важная миссия: воплотить идеи Живой Этики в своем творчестве. В результате уникального сотрудничества Рерихов с Учителями человечество увидело свет Учение Живой Этики, были созданы тысячи прекрасных полотен Н.К.Рериха, Пакт Рериха, Гималайский институт научных исследований “Урусвати” и многие другие плоды творчества Рерихов. Воспользуется ли этими дарами на Общее благо Россия, а вслед за ней и все человечество, пока не ясно. Прошло тридцать лет с того времени, как С.Н.Рерих передал на Родину часть наследия Рерихов. И что в итоге мы имеем? Музей, основанный С.Н.Рерихом в Москве, разрушен. Переданное им наследие Рерихов незаконно изъято у МЦР…» Тем не менее А.В.Стеценко выразил уверенность, что справедливость будет восстановлена, поскольку МЦР отстаивает свои законные права на наследие семьи Рерихов, продолжает огромную культурную работу, и нынешняя конференция внесет свой вклад в изучение философских идей Живой Этики для более глубокого понимания всех результатов научной, художественной и общественной международной деятельности великой семьи.

Участники конференции посмотрели видеозапись доклада академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны Шапошниковой «Живая Этика как творческий импульс космической эволюции», представленного ею на одноименной Международной научно-общественной конференции, организованной МЦР в 2011 году. Это выступление было воспринято участниками с большим удовлетворением и может стать хорошей традицией обращения к ее видеовыступлениям в будущем, поскольку Л.В.Шапошникова задала мощный импульс к осмыслению учения Живой Этики как уникального явления в системе мировой Культуры, обосновала формирование новой системы познания и новой методологии исследований как в рериховедении, так и других областях научного знания.

С докладом «Живая Этика в современном мире» выступила Ольга Александровна Лавренова, заместитель директора Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов по научной работе, кандидат географических наук, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН (Москва), профессор МИСИС и ГИТР. Она обратила внимание на тот факт, что осмысление Живой Этики в культурно-исторической перспективе помогает понять особенности этого уникального текста. Каждый текст можно анализировать по нескольким параметрам: cоздание, особенности самого текста, его воздействие и его интерпретация. Живая Этика принадлежит к великим текстам человечества, эволюционное влияние которых на культуру продолжается не одно столетие. Это философское учение обобщает духовный опыт человечества, опирается на важнейшие духовные тексты культур Запада и Востока. Живая Этика воплощается в творчестве самих Рерихов. Общественное движение, основанное на Живой Этике, было инициировано Рерихами и развивается в поле культуры до сегодняшнего дня. Выдающуюся роль в осмыслении и воплощении идей Живой Этики в научный оборот сыграла Л.В.Шапошникова, создавшая общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве.

Тему «Живая Этика как философское основание Пакта Рериха» раскрыла в своем выступлении Марга Петровна Куцарова, юрист-международник, руководитель Национального общества Рерихов в Болгарии. Она отметила, что Н.К.Рерих утвердил Культуру как основу жизни человечества, источник решения всех социальных проблем и преодоления глобальных кризисов. Однако концепция Культуры Рериха еще не в полной мере осмыслена учеными и культурной общественностью. Ориентиром для понимания идей Рериха служат выдающиеся работы Л.В.Шапошниковой. Поскольку через Рерихов была дана философия космической реальности, которая стала основой нового космического мышления, то в этом контексте надо изучать Пакт Рериха. Это эволюционное действие, осуществленное Учителями Востока совместно со старшими Рерихами, и сохранение памятников культуры – это есть сохранение их высокой духовной энергетики, необходимой для развития мира.

С докладом «Знание и сознание в философском учении Живой Этики» выступила кандидат культурологии, руководитель ОНЦ КМ МЦР Ирина Юрьевна Дьяченко. Она рассмотрела основные вопросы, связанные с проблематикой знания: его природа, структура, отношение к реальности, проблема поиска истины и др. В докладе были также освещены познавательные способности человека, возможности расширения границ его познания и сознания. Философское учение Живой Этики, обновляя методологию и методы исследований, дает возможность преодолеть кризисные явления современной науки, связанные во многом с приверженностью идеям постмодернизма, раскрыть причину явлений и процессов, происходящих в мироздании и человеке, вновь пробудить интерес к поиску истины как высшей цели научного познания.

Выступление на тему «Общественный Музей имени Н.К.Рериха как вестник идей Живой Этики в России» было подготовлено директором Музея Натальей Николаевной Черкашиной. Она осветила историю создания и многогранную деятельность Музея, которая осуществлялась на протяжении многих лет и включала сохранение, исследование и популяризацию творческого наследия семьи Рерихов, утверждение средствами музейной экспозиции философских идей Учения Живой Этики. Н.Н.Черкашина акцентировала внимание на общественном статусе Музея, поскольку общественная форма культуры, заложенная в концепции создателя Музея С.Н.Рериха, обеспечила более широкие возможности в популяризации идей Рерихов, свободу творческого выражения, способствовала реализации воспитательного и образовательного потенциала. Общественный Музей имени Н.К.Рериха представляет собой исключительное явление, ставшее пробным камнем для сознания тех, кто прикоснулся к творческому наследию Рерихов.

Главный редактор публикаторского отдела МЦР Татьяна Олеговна Книжник представила доклад «Философия Живой Этики в эпистолярном наследии С.Н.Рериха», в котором она проанализировала переписку С.Н.Рериха с деятелем рериховского движения в США Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе. Уникальная переписка, охватывающая полувековой период распространения рериховских идей в мире, является и замечательным чтением, давая живой пример взаимного доверия, человечности, самоотверженного служения и преданности высоким идеалам. Письма С.Н.Рериха раскрывают целый спектр как традиционных, так и совершенно новых философских проблем, содержат множество советов и выводов, основанных на его жизненном и духовном опыте. Знакомясь с его размышлениями и наблюдениями, трудно не поразиться тому, насколько ясно и точно Святослав Рерих ухватывает суть анализируемого явления или события, как практичны предлагаемые им решения той или иной проблемы. Практически в каждом письме С.Н.Рерих обращается к проблемам воспитания внутреннего человека, сам являя собой пример более совершенного человека.

В докладе «Философия Живой Этики – эволюционный фокус русской культуры» Сергея Владимировича Скородумова, вице-президента МЦР (Ярославль), и Валентины Владимировны Виноградовой, сотрудника Музея имени Н.К.Рериха, объектом исследования стала философия Живой Этики как качественно новая ступень в процессе познания одухотворенного космоса. Эволюционные действия Рерихов по созданию Живой Этики в сотрудничестве с Учителями Востока позволили раскрыть энергетический потенциал русской культуры. Все свои труды семья Рерихов посвятила Родине, и многие из них были связаны с именем преподобного Сергия Радонежского. Русский космизм несет в своих истоках его подвижническую, культурно-духовную деятельность. Одной из предпосылок появления Живой Этики стал Серебряный век русской культуры, создавший твердую почву для возникновения ее идей. По мнению авторов доклада, становление космического мировоззрения на современном этапе развития научной мысли включает в себя глубокое изучение наследия Рерихов и философии Живой Этики, что позволит формированию человека будущего, и станет условием перехода России и всего мира на новый виток эволюционного восхождения.

Выступление Татьяны Салиховны Расуловой, кандидата философских наук, профессора Государственной консерватории Узбекистана, называлось «Значение культуры в философии Живой Этики». Она, в частности, отметила, что не сама по себе красота, а говоря словами Н.К.Рериха, ее осознание спасет мир. В Живой Этике постоянно проводится мысль о том, что художественная культура вообще и музыкальное искусство в особенности носят иеровдохновенный характер. Музыку по праву определяют как божественный язык, передающий тончайшие вибрации Высшего мира, что не нуждается в переводе на другой язык. Музыка занимает очень важное место в жизни человечества, потому что она «пришла» к людям из Высокого Источника и несет в себе отблески божественного Огня. В Живой Этике утверждается, что «Россия процветет искусством» и этим осветит народам мира путь духовного возрождения – через красоту и культуру. В этом будет состоять великая миссия России в эволюции человечества.

 chintamani2.jpg
 

Дневное заседание 9 октября было продолжено докладом «Научное познание Вселенной и идеи Живой Этики», который представил доктор философских наук, профессор Технологического университета имени А.А.Леонова Виктор Васильевич Фролов. Он отметил, что в границах эмпирической картины мира, сформированной современной наукой, у человека нет доказательств считать, что его конечная жизнь связана с эволюцией Вселенной. Такая позиция не учитывает существование иных, незримых, тонких, не поддающихся эмпирическому познанию форм существования мироздания. Познание таких форм бытия Вселенной возможно при помощи новой системы познания, положения которой на базе Учения Живой Этики были разработаны Л.В.Шапошниковой. Ее ключевые идеи заключаются в том, что: 1) объектом познания выступает беспредельная Вселенная, в которой взаимодействуют материальные и духовные структуры при ведущей, причинной роли духовных; 2) методология познания носит синтетический характер; 3) результатом познания выступает целостная картина космической реальности. Человек, будучи частью космоса, является субъектом космического творчества, поэтому он знает, что его конечная земная жизнь – только один из этапов бытия человека в пространстве беспредельной эволюции. Смысл жизни человека состоит в его духовном совершенствовании, которое вместе с тем является вкладом в дело эволюции всей Вселенной.

Доклад ведущего научного сотрудника Уральского федерального университета, кандидата технических наук, доктора экономических наук, профессора Валерия Павловича Ануфриева «Новый мир идет в лучах лабораторных…» был подготовлен группой ученых из Екатеринбурга (В.П.Ануфриев, Е.И.Ануфриева, М.Г.Старченко, Ю.В.Гудим). Выступающий показал, что современная наука все увереннее начинает подтверждать основные положения Живой Этики по всем научным направлениям. Усилия ученых направлены на изучение внутреннего человека, его психологических возможностей, взаимосвязь духовного развития и физического здоровья. В последние десятилетия появляются новые исследовательские приборы и методики, позволяющие фиксировать энергию мысли и деятельность сердца человека, изучаются космо-биосферные связи и влияние космоса на жизнь человека. В науку постепенно входит понятие психической энергии, изучается сознание человека и другие тонко-физические явления. Доклад сопровождался наглядной презентацией достижений в научных исследованиях современных ученых.

В докладе «Эволюционная роль интеллекта в свете Учения Живой Этики и эпистолярного наследия Елены Ивановны Рерих», подготовленном старшим преподавателем Московского государственного лингвистического университета, переводчиком, сотрудником МЦР Ольгой Александровной Канищевой, отмечается, что интеллект и эрудиция никогда не являлись факторами приближения к источнику Истины. Западные и восточные исследователи предлагают подчас взаимоисключающие определения для такого сложного явления, как интеллект. В докладе был дан экскурс в историю вопроса и показано, как, отойдя от представлений древних мыслителей, ученые в конце ХХ века вновь возвращаются к понятиям античного времени. Учение Живой Этики, данное из Высокого Источника и принесенное человечеству семьей Рерихов, эпистолярное наследие Е.И.Рерих отвечают на затронутые в докладе поставленные мировоззренческие вопросы, дают направление для более глубокого осмысления и дальнейших научных исследований, касающихся эволюционной роли интеллекта.

Галина Борисовна Святохина, кандидат философских наук, доцент Уфимского государственного нефтяного технического университета, в своем докладе «Учение Живой Этики как основа научно-исследовательской методологии синтеза» отметила, что используемая в научных исследованиях методология получения нового знания неразрывно связана с теми мировоззренческими положениями и принципами, которым отдает предпочтение ученый. Современные философы науки отмечают, что отличия в методах естествознания и социально-гуманитарных наук порождают проблему их согласования, в том числе относительно критерия поиска истины. Методологические нестыковки сегодня негативно проявляются в частых кризисах во всех сферах жизни общества. Решение проблемы объединенной научно-исследовательской методологии видится в мировоззренческих положениях и принципах целостного подхода в Учении Живой Этики.

Выступление «Концепция и результаты работы секции "Живая Этика" МЦР» было подготовлено кандидатом педагогических наук, кандидатом философских наук, заместителем руководителя ОНЦ КМ МЦР Анатолием Андреевичем Лебеденко. Докладчик осветил вопросы, связанные с деятельностью этой секции за несколько лет со дня ее создания: история, философские и этические основы работы, принципы организации научных заседаний, тематика исследований и результаты. Итогом деятельности секции на разных этапах стало издание МЦР двух сборников «Живая Этика и наука» (2008, 2013) и подготовка к публикации очередного, третьего, выпуска. Статьи, подготовленные учеными секции к изданию, включают следующие разделы: «Философия русского космизма», «Философские и научные аспекты Живой Этики», «Живая Этика и вызовы времени», «Дети нового сознания», «Востоковедение в свете Живой Этики», «Научная школа Л.В.Шапошниковой» и др. Особо было подчеркнуто, что философия Живой Этики, идеи нового космического мышления получают сегодня все большее распространение в научной среде.

«”Вдохновительница Новых Путей”: образ Елены Ивановны Рерих в творчестве отца и сына Рерихов» – так назывался доклад кандидата искусствоведения, руководителя Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С.Лихачева г. Новокузнецка Елены Станиславовны Кулаковой. В своем выступлении Е.С.Кулакова представила краткий анализ картин Н.К.Рериха «Властитель ночи» (1918), «Cor Ardens» («Пылающее сердце», 1917), «Ведущая» (1924), «Держательница Мира (Камень несущая)» (1933), «Священный дар» (1924), «Агни Йога» (1928) и других, посвященных Е.И.Рерих, а также ее портреты, созданные С.Н.Рерихом. В своих произведениях оба художника осмысливали разные грани героического творчества Елены Ивановны, связанные с созданием философской системы Живой Этики, а также представили ее удивительно утонченный образ как вдохновительницы на жизненных путях, являющей пример высокого духовного синтеза.

В докладе «К вопросу о взглядах Е.И.Рерих на историю человечества» доцент Кемеровского государственного университета, кандидат исторических наук Людмила Сергеевна Решетникова раскрыла взгляды Е.И.Рерих на историю человечества в сравнении с принятыми в исторической науке положениями. Согласно Живой Этике, направление исторического процесса определяется Космическими законами и имеет две составляющие – космическую (или метаисторическую) и земную. Человек и человечество – явления космические, потому великое предназначение человека состоит в том, чтобы осознать законы мироздания, понять значение мышления, способствовать эволюционному созиданию. В докладе был освещены интересные аспекты размышлений Е.И.Рерих о причинах революций и социальных взрывов, необходимости гармонии женского и мужского начал, культуры и цивилизации, а также роли личности в истории. Драматизм человеческой истории во многом определяется недостатком знания, или невежеством социума, ответственность за которое несет не только сам человек, но и правители народов. Свобода мысли, свобода выбора, обусловленные глубокими знаниями о вселенной и человеке, являются важными условиями в деятельности человека на земле, соединенными с его ответственностью.

Заместитель директора Музея имени Н.К.Рериха Павел Михайлович Журавихин представил доклад «Эволюционные особенности детей нового сознания». Он отметил, что на рубеже XX–XXI веков стало появляться все больше детей с необычайно высоким уровнем сознания, что выражается в их глубоких философских размышлениях о космосе и человеке, что редко встречается в юном возрасте. На Западе феномен этих детей получил название «дети индиго». В России в научный оборот был введен термин «дети нового сознания», предложенный Л.В.Шапошниковой. С позиций энергетического мировоззрения Живой Этики проявление нового, более глубокого сознания у детей, которое специалисты называют космическим, есть результат сложнейших энергетических процессов, связанных с космической эволюцией человечества. Творчество детей нового сознания, среди которых наблюдаются молодые художники, поэты, музыканты и др., открывает человечеству новые возможности, связанные с пониманием тесной связи и взаимодействием земной и космической материи.

В докладе Елены Евгеньевны Корчемкиной, учителя английского языка, сотрудницы Санкт-Петербургского отделения МЦР, «Живая Этика о принципах воспитания и образования» было сказано о том, что современная система образования не справляется со стоящими перед ней задачами потому, что наука не знакома с методологией, данной в Учении Живой Этики. Именно высокие этические принципы Живой Этики раскрывают смысл жизни, развивают внутреннего духовного человека, дают импульс для его дальнейшего совершенствования. Основы воспитания и образования, построенные на принципах Живой Этики, будут способствовать формированию у детей представления о Космических законах, помогут практически реализовывать знания о мироустройстве в своей дальнейшей деятельности. В докладе кратко были перечислены эти основные принципы воспитания и образования, предназначенные для начального и среднего школьного образования, а также последующего образования взрослого человека.

«Особенности эпидемий и их профилактика в свете космического мировоззрения» – так назывался доклад Игоря Ивановича Легкоступа, кандидата экономических наук, преподавателя Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича (Украина). В частности, докладчик отметил, что обычно выделяют биологические, социальные и природно-климатические факторы эпидемического процесса, но космическое мировоззрение, возникшее в результате Духовной революции в России в конце ХІХ – начале ХХ века, дополняет эти факторы космическими причинами. Пользуясь обширным статистическим материалом, А.Л.Чижевский доказал зависимость эпидемических процессов от цикличности солнечной активности. Живая Этика существенно расширяет знания о причинах, характере и профилактике эпидемий. В ней физическое здоровье человечества напрямую связывается с его психическим состоянием, и в частности, развитию массовых заболеваний, носящих эпидемический характер, способствуют низкие, несовершенные мысли человека и его поступки. Профилактикой заболеваний станет развитие и укрепление психической энергии человека, которая является космической энергией бытия, наполняя собой все пространство мироздания, связывая человека и вселенную.

По завершении первого дня работы конференции состоялась премьера документального фильма «“Анастасия” – значит “возрождение”» (реж. В.Шатин), посвященного истории часовни св. Анастасии с росписями Н.К.Рериха во Пскове. Фильм был приурочен к 85-летию подписания Пакта Рериха.

 derjatelnitsa2.jpg
 

Утреннее заседание второго дня конференции, 10 октября, началось с доклада «Россия – Индия: связь народов и культур в свете Живой Этики», который представила кандидат исторических наук Елена Владимировна Троянова (Киргизская Республика). Она показала, что в философии реального космоса исторический процесс предстает не только как земное, но и как космическое явление. Живя в Индии, Н.К.Рерих наблюдал и фиксировал в очерках и художественных полотнах разнообразные историко-культурные параллели, свидетельствовавшие о взаимосвязи русской и индийской культур с древности. Россия и Индия предстают двумя полюсами единого культурного пространства, которое имело общий исток в прошлом и которое вновь проявится на новом витке эволюции планеты. Новым шагом в изучении прошлого человечества с 1990-х годов явились исследования в области популяционной генетики, которая проливает свет на историю азиатского региона и его связи с Россией. В докладе рассмотрена геногеография Y-хромосомной гаплогруппы R1а, которая представлена на Русской равнине и Индийском субконтиненте.

Выступление «Индо-русский магнит: значение Живой Этики в преподавании русского языка и литературы в Индии» было подготовлено заведующей кафедрой славянских и финно-угорских исследований Делийского университета профессором Сурьянараян Нилакши (Индия). В частности, она отметила, что Индия – вторая Родина Рерихов, к которой принадлежит и она сама. Рерихи хорошо известны в Индии как художники, но их философия не представляла для докладчика интереса, пока она с ней не познакомилась, приехав в долину Кулу, где Рерихи жили много лет. Живая Этика привлекла тем, что она имеет цель развивать и укреплять моральную целостность человека на протяжении всей его жизни. Идеи Живой Этики затрагивают семью, общество, государство и всю мировую цивилизацию. Индия переживает тревожный этап своей истории, поскольку на кастовые и социальные противоречия наложились новые проблемы, вызванные пандемией. В результате все слои индийского общества оказались как бы в вакууме. Сейчас пришло время соединить философию Живой Этики с другими дисциплинами и создать для студентов специальные курсы, в которых бы изучались тексты учения, которые следует популяризировать как среди студентов, так и учителей, а шире – для людей из всех слоев общества. Картины и поэзия Н.К.Рериха находились под влиянием Живой Этики, в частности, его цикл стихов, два из которых «Любовь» и «Веселися» профессор Нилакши проанализировала.

В докладе «Культура как созидательная Красота жизни в свете Живой Этики» руководитель Немецкого рериховского общества Галина Константиновна Шнайдер (Германия) отметила, что для Н.К.Рериха приоритет культуры был неоспорим. Воплощая идеи Живой Этики в собственной жизни, Рерих считал, что культура неотделима от ежедневного сознательного труда и творчества. Он отмечал культурную преемственность, которая держит эволюцию мира и человека: будущее опирается на прошлое, забирая у этого прошлого все то, что может лечь в фундамент будущего развития. С этим связаны и вопросы сохранения и защиты культурного наследия, необходимость которых помогает понять Живая Этика. Красота является одним из законов Космоса, и все в мироздании развивается на этом принципе, она оказывается мощным энергетическим импульсом для развития нового этапа культуры.

Татьяна Васильевна Александрова, сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР, в докладе «Национальное и общечеловеческое в концепции Культуры Н.К.Рериха в свете идей Живой Этики» отметила значение концепции Культуры Н.К.Рериха, основанной на идеях Живой Этики. Вопросы соотношения национального и общечеловеческого ученый рассматривал через призму Культуры. Он писал об основополагающем значении Культуры в бытии человека и общества, в формировании как национальной идентичности, так и «всечеловечности» любого народа. Универсальные духовные ценности каждой национальной культуры – Красота, Любовь, Знание, – через которые действует творческий импульс космической эволюции на земле, позволяют осуществлять диалог культур, который проходит между эпохами, народами и людьми. Философской системе Живой Этики и идеям Рериха предстоит сыграть важнейшую роль в осознании человечеством культуры как национального и общечеловеческого достояния.

В докладе сотрудника Санкт-Петербургского отделения МЦР Филиппа Валерьевича Саулина «Эволюционный потенциал Пакта Рериха с точки зрения Живой Этики» были проанализированы идеи Живой Этики, связанные со значением Культуры для эволюции человечества, их отражение в положениях международного договора по сохранению культурного наследия (Пакта Рериха). Докладчик осветил ключевые моменты в истории создания Пакта, рассмотрел его содержание и раскрыл миротворческий смысл, а также акцентировал внимание на его внутренней, эволюционной сути сквозь призму научных трудов Л.В.Шапошниковой. Также была затронута важная проблема активного насаждения в наши дни псевдокультуры, ее идентификации в многообразном культурном пространстве планеты. Особое внимание обращено на актуальность Пакта Рериха в современном мире на фоне увеличивающихся в разных странах военных конфликтов.

Доклад «Синтетическое мышление как аспект развития сознания в учениях Востока с точки зрения Живой Этики» представила магистр искусств Екатерина Андреевна Щусь, аспирант Рурского университета (Бохум, Германия). Проблема синтетического мышления и сознания была ею исследована в контексте учений Востока и Живой Этики, где этим вопросам придается огромное значение. Показаны характерные особенности развития сознания, его способность к расширению, зависимость от мышления, синтетичность, индивидуальность и др. В докладе представлены некоторые примеры на данную тему из памятников религиозно-философской мысли Китая, таких как даосский текст «Чжуан-цзы» и буддийские сутры и трактаты, в особенности из традиции чань-буддизма (более известного за пределами Востока под его японским прочтением «дзен буддизм»). Необходимо принимать во внимание историческое развитие подобных идей для более разностороннего рассмотрения этой сложной проблемы.

Доцент кафедры философии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова, кандидат философских наук Петр Дмитриевич Абрамов представил доклад «Живая Этика и современная наука – о Космических законах». Понятие законов в научном познании (диалектики, единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество и др.) может быть расширено до представления о Космических законах, которые управляют мирозданием и представляют собой универсальный принцип бытия. По мнению выступающего, Космические законы, о которых говорит Учение Живой Этики, позволяют осмыслить возникновение проявленной вселенной, характеризуют сущность космической эволюции и определяют ее направленность. Систематизация и разъяснение Великих и второстепенных законов космоса, определяющих его бытие как одухотворенной энергетической системы, является заслугой Л.В.Шапошниковой. В своей полноте и глубине эти законы непостижимы, тем не менее они позволяют постигать сущность реального мира, даются человечеству для осмысления и преображения его жизни.

Владимир Анатольевич Чернов, доктор экономических наук, профессор Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского, представил тему «Нравственность и культура потребления: ориентиры Живой Этики в поведенческой экономике и устойчивом развитии общества». В докладе отмечается, что Культура в Учении Живой Этики несет в себе нравственное, высоко этическое начало и имеет важное значение, и сама Живая Этика ориентирована на преобладание духовных, нравственных принципов над материальными, узкокорыстными интересами. В последние годы в обществе наблюдается культ материального богатства и безудержного потребления благ цивилизации. Вследствие этого происходит нравственная и культурная деградация всего общества. В поведенческой экономике необходимо отличать естественные потребности человека в поддержании здорового образа жизни от деградационно-паразитарного потребления, приносящего ущерб духовно-нравственным ценностям, что несет негативные финансовые, физиологические, экологические последствия. Чтобы остановить деградацию общественного сознания в виде клипового (осколочного) мышления, необходимо развитие системного, диалектического мышления и формирование подлинных ценностных ориентиров у учащихся во всех образовательных учреждениях. Этим процессам поможет Живая Этика, позволяющая формировать культуру сознания и мышления, глубокое понимание красоты, ориентируясь на древние связи человека и космоса.

Дневное заседание 10 октября открылось докладом «Космологические аспекты музыки в философии Живой Этики и современные научные исследования», который представил руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР Эдуард Антонович Томша. Он показал, что многие положения Живой Этики раскрывают космологические аспекты музыки. Объединяя знания этой философской системы, можно получить представление о музыке как одном из основных связующих элементов между мирами различного состояния материи, названными в Живой Этике земным (плотным), Тонким и Огненным мирами. В XXI веке наука начинает выходить за пределы ограниченного представления о законах и свойствах физической материи. В докладе приведены примеры современных научных исследований, которые, с одной стороны, подтверждают положения Живой Этики о важном значении музыки при изучении системы мироздания, с другой стороны, дают импульс к новым научным исследованиям многомерности бытия, различных энергетических структур и свойств материи одухотворенной Вселенной.

Галина Григорьевна Пантелеева, кандидат философских наук, инженер-электроник Морского гидрофизического института (Севастополь), в своем докладе «Община как эволюционное социальное явление в философии Живой Этики» отметила важность философской оценки понятия общины в кризисных условиях современного мира, ее перспективность для перехода человечества на более высокий уровень цивилизационного развития, а также указала на рост эволюционных возможностей общины на пути овладения человеком нравственно-этических принципов единения и сотрудничества. В докладе показано, что, действуя согласно всеобщим законам Космоса, община выполняет главную функцию – охранение основ всемирного эволюционного процесса. Учение Живой Этики посвящает отдельный том изложению концепции общины в свете идей эволюции космоса и человека, где принцип духовного единения как фундаментальной основы общины реализуется в сознании человека. Интересно в связи с этим познакомиться и с развитием этих идей в трудах Л.В.Шапошниковой, которая более подробно раскрыла причинные связи создания общины и внутренней потребности человека в единстве мира, эволюционирующего по единым космическим законам.

В докладе «Идеи русского космизма и Живой Этики в книге Георгия Гребенщикова “Гонец. Письма с Помперага”», представленном заведующей кафедрой Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского, кандидатом филологических наук Светланой Сергеевной Царегородцевой (Ялта), показано, что Г.Д.Гребенщикова и Н.К.Рериха изначально объединяли высокие цели культурного строительства. Идеи общинности Рериха, созвучные идеям русского космизма и Учения Живой Этики, были апробированы в Чураевской общине Гребенщикова в штате Коннектикут (США), где по проекту Рериха также была построена часовня св. Сергия Радонежского. Книга Гребенщикова «Гонец. Письма с Помперага» была составлена из его писем о выборе жизненного пути близким людям, единомышленникам, а иногда и оппонентам, что созвучно жизнеутверждающим идеям Живой Этики, определившим основные творческие установки Гребенщикова.

В выступлении научного сотрудника ОНЦ КМ МЦР Ларисы Анатольевны Кожемякиной на тему «Принцип “единство в многообразии” в философско-этических воззрениях Свами Вивекананды и Учении Живой Этики» раскрываются характерные особенности мировоззрения Свами Вивекананды, где провозглашается приоритет духовного над материальным, истины перед догмами и механическим исполнением внешних обрядов, равенство всех религий и межрелигиозный диалог, активное служение миру и людям, бескорыстный труд и др. Учение Живой Этики, объединившее мудрость Востока и Запада, созвучно философским положениям адвайта-веданты. Единство народов Евразии было рассмотрено в аспекте реализации принципа «единство в многообразии», на основе актуализации общечеловеческих этических ценностей, посредством общечеловеческого языка сердца, готового воспринять культурные достижения каждого евразийского народа.

Доцент Киевского национального лингвистического университета, кандидат филологических наук Владимир Леонидович Пирогов в докладе «Размышления над картиной Н.К.Рериха “Конфуций Справедливый”: космизм сквозь призму конфуцианства и Живой Этики» представил результаты исследования сюжетно-композиционных и философско-лингвистических особенностей картины Н.К.Рериха «Конфуций Справедливый», которая входит в серию картин «Знамена Востока» (1925). Сюжет картины видится исследователю как программа жизненного подвига человека благородного, обладающего мышлением, созвучным законам природы и космоса, что соответствует ключевым принципам Учения Живой Этики. Обращается внимание на начертание иероглифов на повозке Конфуция, символизирующих царственное величие китайского подвижника, космичность его сознания. Это позволяет автору доклада обнаружить еще один пласт в осмыслении картины, когда он соотносит жизненные испытания Конфуция с миссией Н.К.Рериха в Центрально-Азиатской экспедиции, в ходе которой он совершил поездку в Москву в 1926 г. для передачи руководству страны Послания Махатм, а также с последующей трудной судьбой его творческого наследия на родине.

В докладе «Космизм П.Д.Успенского в свете идей Живой Этики» профессора Московского педагогического государственного университета, доктора философских наук Андрея Юрьевича Шелковникова говорится о созвучии эстетических взглядов на модель вселенной П.Д.Успенского в ранний период его творчества и идей Учения Живой Этики. Н.К.Рерих в эссе «Мера искусства» (1942), посвященном труду П.Д.Успенского «Четвертое измерение», обращает внимание на мысль его автора о предназначении подлинного искусства открывать пути к познанию трансцендентной реальности, давать представление о многомерности пространства. Эту философскую модель мира, развитую в трудах П.Д.Успенского, следует рассматривать в контексте всего творчества русского философа и особенно его раннего периода, где оно вписывается в философскую традицию космизма. В свете стремления к философскому синтезу имеет смысл структурно соотнести философию искусства Н.К.Рериха и П.Д.Успенского.

Лейла Штробль, магистр права, президент Австрийского общества Рерихов, в своем докладе «О кризисе нашего времени в трудах П.А.Сорокина в свете философских идей Живой Этики» подчеркнула актуальность взглядов П.А.Сорокина, которая определяется его представлениями о фундаменте любой социальной системы, что проявляет себя в сохранении культуры, актуализации общечеловеческих ценностей, смыслов и этических норм. Это обуславливает общность идей Н.К.Рериха и П.А.Сорокина: сохранение культурных ценностей, материальных и нематериальных, для эволюционного развития последующих поколений. Созвучие научных трудов Сорокина идеям Живой Этики заключается в реализации принципа общего блага, служения людям, жертвенности, в преодолении эгоистического узколичностного начала, что составляет основу выявленного ученым феномена неэгоистического поведения и является действенным условием эволюционного развития общества.

Выступление руководителя отдела развития МЦР, кандидата педагогических наук Любови Владиславовны Хоменок «Живая Этика о новом понимании Красоты» было посвящено эволюционной роли красоты в культурно-духовной эволюции человечества. Для выдающихся мыслителей прошлого красота была не только эстетической категорией: ее синтетическая природа и божественное происхождение считались бесспорным и доказанным фактом. В большинстве культур понятие красоты отождествлялось со Светом, Огнем и в этом смысле Прекрасное было эквивалентом Божественного и Святого, источником знания. Живая Этика рассматривает Прекрасное как энергетику Мира Огненного, которая, насыщая все планы Бытия, становится мощной преображающей силой. Ярче всего она проявляет себя через культуру человека и создаваемые им творения, поэтому Николай Рерих и члены его семьи важное значение придавали сохранению памятников старины, выдающихся произведений искусства.

В завершение конференции О.А.Лавренова выступила с заключительным словом:

«В этом году исполнилось 100 лет с того момента, как начали создаваться тексты Живой Этики. И именно сейчас наконец-то начали проявляться многие аспекты этого текста. Живая Этика продолжает раскрываться миру все больше и больше, и раскрывается она не только сама по себе, когда человек ее читает, а раскрывается она благодаря ученым, философам, общественным деятелям, которые ее изучают.

Спектр докладов, прозвучавших на конференции, сам по себе говорит о многом. Среди естественных наук были затронуты: астрономия, физика, генетика, медицина, эпидемиология. Еще более широким был спектр гуманитарных наук: философия, история, социология, культурология, философия культуры, футурология или прогностика, педагогика. Была и так называемая компаративистика, когда докладчики делали параллели идей Живой Этики и других мыслителей, которые были до Рерихов, или были их современниками, или проявили себя позже них.

Во многих докладах присутствовала красота: говорили об искусстве, живописи, музыке. Это очень важно, потому что это то, чему учила Людмила Васильевна Шапошникова – к предмету исследования нужно подходить бережно, с большим уважением и излагать свои мысли красиво. Вот эта трепетность, красота мысли (не только красота презентаций) присутствовала во многих докладах на этой конференции. Это радостно для всех нас.

Хотелось бы вновь обратиться к имени Людмилы Васильевны Шапошниковой, потому что, размышляя над спектром научных исследований, который был представлен за эти два дня конференции, я пришла к мысли: если бы не было самой первой конференции, которую инициировала Людмила Васильевна Шапошникова, то наследие Рерихов, может быть, по-прежнему оставалось бы исключительно в области искусствоведения. Людмила Васильевна действительно инициировала импульс мысли, который нас заставил обратиться к Живой Этике не просто как к отвлеченной философии, к основе творчества Рерихов, а как к перспективной и широко применимой методологии познания. Она не просто “достала” из философии Живой Этики эту методологию – она ее сформулировала и научила ею пользоваться.

С первой конференции прошло более 25 лет, и мы видим, насколько широко развилась наша научная деятельность, мировоззренческой основой которой является Живая Этика. Мы можем сказать, что конференция состоялась, удалась, нам сейчас можно подвести некоторые итоги, которые мы вам предлагаем в виде резолюции».

Обзор подготовили А.А.Лебеденко, П.Д.Абрамов, Л.А.Кожемякина



Возврат к списку

Архив: 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007

 

© 2001—2020 Международный Центр Рерихов