Международный Центр Рерихов - Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха

Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»

Семья РериховЭволюционные действия РериховЖивая ЭтикаПакт РерихаМЦРМузей имени Н.К. Рериха
Л.В. ШапошниковаЗащитаОНЦ КМ КонференцииЧтенияКультурно-просветительская работаТворческие отделы

СТРАНИЦЫ  Новости МЦР|Новости сайта|Подписаться на новости|Юбилейный год Рерихов – 2024
версия для печати
23.10.2020

Мастер, сын Мастера. К 116-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха

 sroerich.jpg
 

23 октября 2020 года исполняется 116 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904–1993), младшего сына Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, вписавшего, как и его отец, свою прекрасную страницу в историю мировой культуры. Он был выдающимся живописцем, философом, ученым, занимавшимся естественными науками, общественным деятелем мирового масштаба.

Все творчество Святослава Николаевича Рериха неразрывно связано с идеями Живой Этики. Он являлся не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

«Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». Эти слова принадлежат Святославу Николаевичу Рериху, убежденному в действенной силе Красоты, в том, что горение человеческого сердца сможет преобразить жизнь.

«Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному, – говорил он, – является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта».

Красота есть высшая энергетика, формирующая тот «естественный эволюционный поток», о котором повествуют книги Живой Этики. Красота, созданная человеком-творцом, несет в себе его силу, энергию его духа. «Подобно Прометею, – писал Святослав Николаевич, – подлинный художник приводит нас к Небесному огню своего великого вдохновения, опыта и красоты, а подобно Орфею, он выстраивает посредством гармонии своего искусства стены своего Небесного города».

В 1990 году Святослав Николаевич Рерих передал из Индии в дар России бесценное наследие своей семьи для создания в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха. Руководство будущим Музеем он поручил Л.В.Шапошниковой – индологу, писателю, своему большому другу, сделав ее своим доверенным лицом. Благодаря стараниям Людмилы Васильевны, помощи известного дипломата Ю.М.Воронцова и мецената Б.И.Булочника воля Святослава Николаевича была исполнена. После Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, созданного Н.К. и Е.И.Рерихами в 1923 году, общественный Музей Международного Центра Рерихов в Москве стал вторым в мире музеем, основанным членом великой семьи. Располагался Музей в старинной усадьбе Лопухиных. Этот уникальный памятник истории и культуры XVII–XIX веков был возрожден к жизни благодаря помощи общественности и меценатов.

Как и предвидел С.Н.Рерих, создание Музея имени Н.К.Рериха в статусе общественного, значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр – Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

Содержание Музея составляло бесценное культурное наследие Рерихов. Его экспозиция более 20 лет ежегодно пополнялась и являлась крупнейшей в мире. В залах Музея можно было увидеть картины Н.К. и С.Н.Рерихов, посвященные различной тематике и созданные ими в разные годы жизни. Собрание Музея включало также рисунки Е.И. и Ю.Н.Рерихов, коллекции индийской бронзы, старинных тханок, реликвии, личные вещи, книги, фотографии, архивные документы.

За 26 лет своего существования динамично развивавшийся негосударственный Музей имени Н.К.Рериха превратился в настоящую «Державу Рериха» и стал источником просвещения для современников. Это был поистине уникальный духовно-культурный Центр России по сохранению и популяризации философско-художественного наследия семьи Рерихов и главного итога их жизни – Живой Этики, новой философской системы, созданной Е.И.Рерих в сотрудничестве с Великими Учителями, Мудрецами Востока.

Музейная экспозиция, разработанная Генеральным директором Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой, отражала ключевые этапы жизненного и творческого пути семьи Рерихов и была представлена в созвучных залах Музея: Петербургском, Русском, Центрально-Азиатской экспедиции, долины Кулу, Знамени Мира, Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха, а также зале Живой Этики и зале Великих Учителей.

В Музее проводились ежегодные международные конференции с участием видных ученых и общественных деятелей, посвященные актуальным вопросам культуры и науки, организовывались выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера. Общественный Музей имени Н.К.Рериха был единственным музеем, который проводил передвижные выставки в самых удаленных уголках России, что давало возможность соприкоснуться с удивительным творчеством Рерихов миллионам людей.

Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха чиновниками Министерства культуры под руководством министра Мединского и Государственного музея Востока в 2017 году, ставшее трагедией для всех почитателей творчества семьи Рерихов, поистине можно назвать крупнейшим преступлением нашего века против Культуры. Параллельно с захватом Музея была развернута активная кампания в СМИ по дискредитации Международного Центра Рерихов. Все эти события противоречат национальным интересам России и подрывает ее престиж на международной арене.

Наследие Рерихов – это ключ к важнейшим творческим достижениям человечества. Его значимость для судеб России и всего мира невозможно переоценить. После разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха Международный Центр Рерихов подготовил специальный проект «Музей, который потеряла Россия». Цель создания виртуального Музея – не только сохранить в памяти общественный Музей имени Н.К.Рериха с его прекрасной экспозицией, но и выразить уверенность в том, что общественный Музей имени Н.К.Рериха вновь возродится к жизни и откроет свои двери для всех желающих приобщиться к удивительному, необъятному миру Рерихов – наших выдающихся соотечественников, трудившихся для России и веривших в ее великое будущее.

Путешествуя по старинным залам усадьбы Лопухиных, в которых размещался Музей имени Н.К.Рериха, мы предлагаем вам сегодня посетить зал Святослава Николаевича Рериха.

zal2.jpg 
 

Зал Святослава Николаевича Рериха

Прекрасен и неповторим удивительный мир картин Святослава Николаевича Рериха. Портреты, пейзажи, жанровые и эпические полотна, картины философского содержания – все полотна художника несут людям любовь и красоту, покоряют глубиной и чистотой.

Творчество Святослава Рериха условно можно разделить на три основных периода. Первый из них, ранний, длился примерно до конца 30-х годов. В этот период он состоялся как блестящий и зрелый портретист, одухотворенный мастер, отличающийся глубоким проникновением во внутренний мир человека.

Вдумчивым, серьезным взглядом мыслителя смотрит на нас с портретов сына Н.К.Рерих. Более тридцати портретов отца было написано Святославом Николаевичем. «Эпосом великого сына о великом отце» называют эту уникальную серию. Живописны и вдохновенны образы тибетских лам на портретах художника. Очарованием тайны и красоты покоряют женские портреты.

«Углублением в Индию» характеризуется второй период в творчестве Святослава Николаевича, начавшийся в 40-х годах. Русский по крови, Святослав Николаевич всем сердцем полюбил Индию и считал ее второй Родиной. В 1945 году он женился на прекрасной индийской актрисе Девике Рани. «Она очень обогатила мою жизнь и обогащает, – говорил художник о своей жене. – Она – тот ближайший контакт, который я имею с Индией, и, может быть, одна из главных причин, почему я так люблю Индию». Глубоко проникнув в историю этой древней страны, поняв и почувствовав особенности ее культуры и характер жителей, художник запечатлел Красоту Индии на своих полотнах. В экспозиции представлены такие картины, как «Жемчужно-голубые горы», «Сага о Гесэр-хане», «Пахота».

Мысль Индии, красота и утонченность этой страны стали источником художественного вдохновения для создания многочисленных философских полотен Святослава Николаевича. Всеми красками радуги звучит полотно «Христос с учениками». Тема духовного водительства, тема Учителя была очень близка художнику. Учителями в самом высоком смысле слова были для Святослава Николаевича его родители.

Выросшие в атмосфере любви и взаимопонимания, окруженные людьми, которые проявляли глубокий интерес к поискам духовных ценностей, Рерихи-младшие не только полностью реализовались на избранной ими стезе, прежде всего они стали замечательными людьми. Их жизнь также стала примером неустанного претворения творческой энергии и стремления к самосовершенствованию. Те, кому посчастливилось общаться с ними, неизменно вспоминают об их простоте и человечности, о том незабываемом чувстве радости и устремления к возвышенному, пробуждавшемся от этих встреч.

«Жизнь нашей семьи – это была жизнь в труде, – писал младший сын. – Все мы, каждый в своей области, трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим».

Наследие, которое С.Н.Рерих передал Международному Центру Рерихов, представляет собой исключительное богатство мысли и гуманистической, и художественной, и философской. Музей имени Н.К.Рериха, созданный по инициативе и при прямом участии С.Н.Рериха, за короткое время превратился в настоящую культурную жемчужину России. Он поистине стал памятником великой семье Рерихов.

⁂ ⁂ ⁂

Н.К.Рерих. Святослав

Получаем снимки с последних картин Святослава. Некоторые сняты в цветной фотографии и потому еще более напоминают о тех сверкающих красках, которыми насыщены его картины. Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно видеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний. Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж – во всем будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм. Этот реализм, конечно, скорее может быть назван реальностью, но никак не условным реализмом, как его понимали в недавнем прошлом.

В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера. Иногда малознающие люди думают, что портрет не есть композиция, а сочинение будет исключительно в каких-то исторических нагромождениях. Но прирожденный композитор выразит это свое качество решительно во всем. Он «увидит» портрет. Он возьмет человеческий облик так, что выявятся наилучшие выражения черт, и, как в высоких мастерских портретах, вы не подвинете изображение ни на одну линию.

Некто привел своего сына к Ван Дейку и, прося принять его в мастерскую, уверял, что сын его уже умеет писать фон портрета. Великий мастер справедливо заметил: «Если ваш сын умеет писать фон портрета, то ему у меня уже нечему учиться». В этой истории подчеркнуто, насколько каждая часть картины является ее нераздельным существенным выражением.

В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же как в самой жизни лишь мертвый глаз может предположить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет жить решительно все. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства.

Брюллов говорил: «Искусство весьма просто. Следует лишь взять определенное количество краски и положить на нужное место». В шутке большого художника заключалось необычайно меткое определение. Именно только нужен определенный состав краски и следует наложить его на определенное место полотна. Вот и все. И действительно, большой мастер не сумеет словами рассказать, почему именно ему нужен этот, а не другой состав краски, и почему он вливает эту комбинацию тонов в соседнюю гармонию.

Мастер творит. В творчестве всякий земной язык оказывается неприложимым и невыразительным. Но зато движения мастера непреложны. Он должен сделать так, а не иначе. Сама преемственность основ творчества в малом сознании будет подражательностью, но в истинном мастерстве она остается благородною преемственностью…

Когда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас все лучшее. Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия. Но чтобы отдельная картина доставляла такое же синтетическое преображение, она должна быть глубоко гармонична, именно напряжена в этой глубокой симфонии всех своих частей. Или эти качества выльются в произведении, и оно сделается радость носящим, или чудотворность не войдет в расположение красок и линий, и это будет формальное заполнение холста…

Скучно вспоминать какие-нибудь формальные картины. Ни условный сюжет, ни их мысленное назначение не покроют их формализм. Но как радостно видеть прекрасные цветы молодые, когда они будут рассыпаны щедрою рукой творца. Никогда вам не наскучит любоваться самоцветами. Так же и в великих произведениях искусства эта самоцветность и самобытность вносят еще одно светлое творение в многообразие бытия.

Как бережливо нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет!

Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!

22 мая 1935 г.
(Сборник: Рерих С.Н. Свет Искусства. М.:МЦР, 1994)

⁂ ⁂ ⁂

П.Ф.Беликов. Красота – закон творчества

Россия всегда будет помнить, что Святослав Рерих – сын и ученик великого русского художника Николая Рериха, вписавшего в историю мирового искусства свою изумительно прекрасную и полную своеобразия страницу. И если говорить о традициях, перенятых сыном у отца, то наиболее явно выраженной преемственностью можно назвать умение быть самим собою. Так же как и Николай Рерих, Святослав Рерих создает в сфере Прекрасного свой собственный и неповторимый мир.

Характерной чертой Святослава Рериха является то, что он не задается вопросом: «...Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» (Н. Заболоцкий).

Верой в действенную силу Красоты художник снимает эту дилемму. Он считает, что горение человеческого сердца способно преображать внешний облик жизни.

Святослав Рерих признан на Востоке своим художником. Его творчество следует не только лучшим традициям изобразительного искусства Индии, но и отражает ее многовековой философский опыт. Тот мыслящий, исполненный человеческого достоинства, устремленный в будущее и сказочно прекрасный Восток, который смотрит на нас с картин художника, уже издавна запечатлен в сознании нашего народа. Большой успех выставок Святослава Рериха на его Родине показал, что именно таким мы представляли себе Восток и именно таким хотели его увидеть.

Проблема сближения Востока с Западом – одна из наиболее значительных проблем современности. Творчество Святослава Рериха во многом способствует ее решению. Оно учит нас не только понимать, но и любить Восток.

Художник не противопоставляет Восток Западу. Он не отказывается от ценностей западной культуры, чтобы принять ценности Востока. Но он утверждает, что совместить их можно только на путях доброжелательства.

Сближение, сотрудничество, сосуществование стран и народов осуществляется на том лучшем, чем они обладают. Но художник не уклоняется от встреч с уродливыми явлениями жизни. Он только считает, что для того, чтобы бороться с ними, совершенно не обязательно закреплять на полотне их отвратительную личину. Зло изворотливо. Оно поминутно меняет маски. Святослав Рерих решает, что маскарад безобразия не должен служить фоном стремления к Красоте. Это решение идет вразрез с многочисленными попытками облагораживания пороков при помощи искусства. Философское мировоззрение художника не отводит злу почетного места антитезы добра. Процветание жизни и процветание искусства менее всего зависят от наличия теневых сторон жизни.

Композиционная и светосопоставительная динамика его произведений рождены высоким боевым напряжением. Победа Света над тьмою для Святослава Рериха – не проблема, а вопрос времени. Искусству дано право предупреждать события и опережать время. Художник широко пользуется этим правом. Он считает, что искусство принято на вооружение эволюцией человечества. И кому же, как не искусству, следует сеять зерна прекрасного и справедливого?

Выбор и трактовка сюжетов, а также приподнятая и напряженная цветовая гамма выводят творчество Святослава Рериха из ряда обычного. И эта необычность художника не только привлекает к себе внимание, но и увлекает за собою. Она напоминает о еще неизведанном и зовет к новым горизонтам. А где те новые горизонты, которые открывались бы без участия героя? Напряженная и возвышенная тональность Святослава Рериха больше всего отвечает приподнятому чувству героизма.

«Творите героев» – говорит тысячелетняя мудрость Востока. Следуя ей, Святослав Рерих в своем искусстве гармонично сочетает необычное с реальным.

Этическая тематика Святослава Рериха касается многих проявлений человеческого духа. Любовь, сострадание, жертва, чувство долга, чуткость, уверенность и сомнение, добро и зло – все это является для художника высшей реальностью. Его философское мышление стремится найти для нее наиболее обобщенные формы живописного выражения. За частными случаями проявлений человеческих чувств художник усматривает общечеловеческие закономерности духовного порядка. Но искусству Святослава Рериха совершенно чужды пресная морализация и холодная риторика. Он создает сильно впечатляющие и волнующие художественные образы, мгновенно воздействующие поверх словесных рассуждений.

Наша эпоха принесла осознание реальности необъятного мирового пространства. Это то новое, что появилось в жизни и мимо чего уже не может проходить современное искусство. Но чем заполнит это пространство человек? Прекрасным. И кто поможет ему в этом? Искусство. Такую задачу ставит перед своим искусством Святослав Рерих. Он привносит в современную живопись новые, космические категории мышления. Кто-то считает, что уйти в Космос – значит оторваться от Земли. Кто-то продолжает думать, что для устройства жизни на Земле вообще незачем устремляться к Космосу. Святослав Рерих решает, что Космос так же принадлежит Земле, как и Земля Космосу. И это не только его решение. Это решение эпохи.

Недалеко то время, когда беспредельные космические горизонты станут реальным достоянием человека. Искусство Святослава Рериха предвосхищает это будущее и утверждает, что путь в Космос идет через познание Красоты, а ключами от врат Беспредельности является человечность.

1961
(Фрагменты из вступительной статьи в сборнике:
Рерих С.Н. Свет Искусства. М.:МЦР, 1994)

⁂ ⁂ ⁂

Л.В.Шапошникова. Весть Красоты

«России предопределена великая, по существу космическая роль на Земле», – говорил Святослав Николаевич. И еще: «Россия – это пространство будущего». Это – страна эволюционной энергетики, сложившейся на ее великих просторах. Ее избрала сама эволюция, не освободив ни от трудностей, ни от препятствий, ни от страданий, ни от всякого рода противостояний и конфликтов.

Мне запомнился один из моих последних визитов в Бангалор в апреле-мае 1992 г. Мы были там вместе с Натальей Сергеевной Бондарчук, которая снимала фильм о Рерихах. Несмотря на некоторое недомогание, Святослав Николаевич был активен, общителен и охотно шел на всякого рода интервью, которые сопровождали съемки. Я же обсуждала с ним разные вопросы, связанные с работой Международного Центра Рерихов, рассказывала о тех трудностях, с которыми пришлось нам столкнуться в наше очень не простое время.

– Ничего не бойтесь, – сказал он. – Идите вперед, не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для Будущего. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте всегда прежде всего о Будущем.

Что думал он о нем сам? И как готовил это Будущее? Что делал для этого в эти последние годы?

В один из дней мы поехали с Натальей Сергеевной в рериховское имение под Бангалором.

...Я открыла дверь мастерской Святослава Николаевича, и мы вошли в помещение так хорошо мне знакомое. Я здесь не была с 1990 г., когда работала с наследием Рерихов, переданным Святославом Николаевичем тогдашнему Советскому Фонду Рерихов. Мастерская сохраняла прежний вид. Бронзовые фигурки стояли на своих местах, по стенам висели все те же танки и миниатюры. На полу прислоненные к книжным полкам и покрытые полиэтиленом стояли картины хозяина мастерской. Многие мне были знакомы по выставкам, репродукциям и по личному общению с автором здесь же в мастерской. Это была Красота, сотворенная большим художником. Но вот вынутые из полиэтиленовой упаковки передо мной замелькали картины, которых я раньше не видела. Яркие, светящиеся краски, странные, как будто земные и в то же время неземные формы. Тонкое и красивое женское лицо, возникшее из каких-то причудливых облаков, деревня и в то же время не деревня, река, идущая сквозь горы и освещающая их изнутри. Я затрудняюсь и сейчас дать точное описание увиденного мною. Но тогда я поняла, что на двухмерном пространстве полотна Святослав Николаевич изобразил тонкий мир четвертого, а может быть и более высокого измерения. Он видел и прозревал этот мир своими утонченными центрами, своей высокой энергетикой. Имея в своем распоряжении язык двухмерного пространства, он сумел с его помощью максимально приблизиться к иному миру, открыть как бы окно в него и доказать беспредельную возможность искусства. Полотна несли людям уникальный опыт самого мастера и повествовали о реальности и доступности нездешних миров. Картины подтверждали то, что сам человек, неся в себе миры более высоких измерений, является как бы мостом между ними и миром плотным. Книги «Живой Этики», повествуя об особенностях космической эволюции, утверждают, что сближение миров различных измерений, различных состояний материи есть одна из важнейших черт наступающего этапа эволюции.

Я рассматривала странные и необычные картины великого художника, провидца и мудреца, одного из тех, кто облегчает нам путь к сверкающим вершинам Духа. Уже тогда, в мастерской, я стала размышлять о том, понимают ли все это те, кто общается со Святославом Николаевичем, беседует с ним, пишет ему письма и иногда даже использует его имя для собственных мелких нужд.

Можно подумать, что Святославу Николаевичу повезло больше, чем остальным Рерихам. Он застал время, когда на его Родине признали заслуги Великой семьи, когда вырос огромный интерес к философии «Живой Этики», а их труды стали у нас публиковаться без всяких цензурных запретов и изъятий. Но слава при жизни — достаточно противоречивое явление. Она бывает великодушной лишь к мертвым. К живым она нередко оказывается беспощадной, немилосердной и несправедливой.

«Молитесь на ночь, – писала Анна Ахматова, – чтобы вам вдруг не проснуться знаменитым».

Из живого человека трудно или просто невозможно сделать ангела или сочинить о нем красивый миф. Это мертвые все сносят, а живой, который тут же, где и мы, и взаимодействует с нами, может разрушить созданное о себе представление. И этого никогда живым не прощают. В этом был драматизм положения Рериха. Критиковали те, которые не знали толком ни самого Святослава Николаевича, ни обстоятельств его жизни. Они искажали его слова, неверно трактовали его поступки, а иногда просто клеветали на него, приписывая ему то, что ему было совершенно несвойственно. Они писали ему письма, ездили к нему в Бангалор, стараясь его убедить в неправильности каких-то действий, отрицали правомерность его решений. И даже давая интервью в газетах, стремились заставить его поступить так, как хочется им. Сказано ― нет пророка в своем отечестве, нет его и в нашем времени...

Защищая всегда нас и помогая нам, Святослав Николаевич Рерих тоже нуждался в защите...

(Фрагмент из вступительной статьи в сборнике:
Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.:МЦР, 1993)

⁂ ⁂ ⁂

Материалы по теме:

О Святославе Николаевиче Рерихе на сайте МЦР

Хронология жизни и творчества С.Н. Рериха

Основные труды С.Н. Рериха

Фильм «Святослав Рерих – Мастер, Сын Мастера»

«Правда о завещании Святослава Рериха». Фильм-расследование

Людмила Шапошникова. Весть Красоты. Памяти Святослава Николаевича Рериха посвящается

Святослав Николаевич Рерих и Болгария

Красота – закон творчества

Торжественное открытие конференции «100 лет со дня рождения С.Н.Рериха»

«100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Н.РЕРИХА». Материалы Международной научно-общественной конференции. 2004

Композиция «Истина живет в Сердце» (из переписки С.Рериха и К.Кэмпбэлл)



Возврат к списку

Архив: 202320222021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007