2020
И.Ю. Дьяченко. «Программа Пакта Рериха»
| |
Рерих Н.К. Мадонна Защитница (Святая Покровительница). 1933 |
|
С целью более глубокого понимания духовного смысла Пакта Рериха публикуем фрагмент (часть второй главы) диссертационного исследования кандидата культурологии И.Ю. Дьяченко «Деятельность Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия: принципы, методы, формы» (М., 2012), в котором излагаются указанные Н.К. Рерихом направления и программа деятельности мировой общественности.
Программа охватывает практически все сферы бытия человека: воспитательно-образовательную, духовно-нравственную, социально-экономическую и т.д. Будучи полифункциональной, она несет гуманистическую функцию (главный объект внимания – человек), миротворческую (утверждение мира на земле), коммуникативную (взаимодействие всех народов), охранительную (охрана культурного наследия), просветительскую (широкий доступ к знаниям для ознакомления с культурами разных народов), объединительную (свободное объединение в организации, сообщества для культурной работы) и др.
Материал предназначен в помощь организаторам выставок, посвященных Пакту Рериха, а также педагогам и организаторам Дня Культуры, сотрудникам библиотек в их работе по руководству чтением.
Примечание: со всеми очерками и статьями Н.К. Рериха, указанными в материале,
можно ознакомиться на сайте «Рериховская библиотека»
Программа Пакта Рериха
Дьяченко Ирина Юрьевна,
кандидат культурологии,
руководитель Объединенного Научного Центра
проблем космического мышления Международного Центра Рерихов
Программа сохранения культурного наследия
|
|
|
Рерих Н.К. Знамя Мира. 1931 |
Для решения многообразных социальных проблем в сфере сохранения культурного наследия Н.К. Рерих разрабатывал положения, которые требуют своего анализа, поскольку их реализация была связана с масштабной практической деятельностью мировой общественности. Сама идея сохранения культурного наследия нашла кульминационное выражение в Пакте Рериха (1935 г.) – первом документе международного гуманитарного права, специально посвященном регламентации отношений между народами в вопросах сохранения культурного наследия в военное и мирное время. Впервые в международную практику вводилось понятие «культурного наследия народов» («cultural heritage of the nations» [1, с. 181]) и «культурного сокровища всего мира» [2, л.135], под чем подразумевались «исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения» [1, с. 186]. Культурное наследие провозглашалось «общей ценностью всех народов мира» («A common treasure of all the nations of the world») [там же, с. 164], и его неприкосновенность символизировало поднятое над объектами культуры «Знамя Мира», которое несло в себе определенную концепцию, связанную с человеком.
В контексте развития идей предложенного Пакта Н.К. Рерих определял два направления деятельности общественности: просветительную и охранительную [3], которые естественным образом объединят людей в международную Лигу Культуры [61, 62]. Оба направления культурной работы нашли отражение в статьях и очерках Н.К. Рериха разных лет, и их основные положения могут быть эксплицированы в целую программу деятельности мировой общественности, смысловая реконструкция которой проводится в данной главе.
Очерки Н.К. Рериха как источники исследования и реконструкции
программы сохранения культурного наследия (программы Пакта Рериха)
| |
Рерих С.Н. Портрет Н.К. Рериха. |
|
Очерки Н.К. Рериха, в которых он поднимал вопросы сохранения культурного наследия, были опубликованы в первом томе его Собрания сочинений (Н.К. Рерих. Сочинения. Книга первая. М.: Изд-во И.Д.Сытина, 1914), в сборниках «Нерушимое», «Пути благословения», «Адамант», «Твердыня пламенная», «Врата в будущее», «Священный дозор», «Держава света», «Химават», «Шамбала», увидевших свет в 1930–40-е гг. в издательствах Риги, Харбина, Нью-Йорка, Аллахабада. Сборники содержат около 300 наименований литературно-философских и литературно-публицистических произведений. В 1995–2002 гг. Международным Центром Рерихов в Москве были изданы «Листы дневника» Н.К. Рериха в трех томах, куда вошли в совокупности более 1000 очерков (большинство из них опубликовано впервые). Они охватывают разные темы, связанные с культурой и сохранением ее наследия, раскрывают социальные проблемы и механизмы их решения, дают представления о культурных факторах, способствующих пониманию как культурных ценностей, так и самой культуры, определяющей меру постижения реальности с помощью системы ее универсалий.
Если в 1910-е годы Н.К. Рерих начинал ставить перед соотечественниками вопрос о культуре как «спасении» в эпоху всевозможных кризисов, то в 1930-е гг. он вынес решение этого вопроса на международный уровень, поскольку условия мира все более усложнялись, разрабатывались новые виды вооружений, вынашивались планы новой мировой войны, и перед человечеством стала формироваться проблема самосохранения. Необходимо было знание о культуре (в той же мере, как и знание о самом человеке), привлечение внимания к этому понятию, что и стало главным в Пакте, который представлялся Н.К. Рериху не только документом, а, прежде всего, неотложным действием («Нужно не столько еще один закон, сколько еще одно повелительное желание, одна народная воля всемирно охранить светочи человечества» [3, с.81]). Регламентация в международном договоре принципов сохранения культурного наследия как в военное, так и в мирное время указывала на то, что человек должен быть воспитан на уважении к данному наследию еще в условиях мира и познать то, что оно символизирует как культурный текст [3, 129].
Поднимая вопросы, связанные с формированием человека и его отношением к окружающему миру, Н.К. Рерих соотносил их, прежде всего, с процессами образования личности, освоения и трансляции знаний, их практического использования, наконец, восприятия культурных норм, регулирующих социальное поведение и сознание человека. Методологически Н.К. Рерих делал установку на расширение сознания [4], с чем были связаны проблемы отношения человека к природе, вопросы свободы, творчества, позволяющие понять общие черты человеческой культуры, сформировать основы культурной компетентности человека.
В процессе образования человека Н.К. Рерих выделял основополагающим не только просвещение, но и воспитание (что, собственно, отсутствует в системе современного образования), развитие не только интеллекта, но и «открытие» сердца [5], формирование на этой основе (гармония интеллекта и сердца) мировоззренческих установок. Вопросы инкультурации у Н.К. Рериха решаются в первую очередь, чтобы коммуникативные связи формировались на ценностных установках культуры. В процессе введения человека в систему ценностно-смысловых культурных установлений под «открытием» сердца подразумевалась совокупность духовно-нравственного и созидательно-творческого смыслов бытия человека, без которых это бытие не может обладать полнотой форм духовной жизни, а значит, не эволюционирует, и как следствие, в данном бытии человек не имеет возможности постичь реальность как она есть. Проблема бытия человека тесно связана у Н.К. Рериха с проблемой постижения реальности во всей ее полноте, что побуждает мысль и сознание человека к изменению, движению.
| |
Рерих Н.К. Странник Светлого Града. 1933 |
|
В динамике познавательного процесса сознание способно постичь «идею бесконечности» (Э.Кассирер, «Опыт о человеке»), выявить собственную безграничность, способность к расширению и утончению, раскрывая человеку богатство реального мира и его многомерность (очерки Н.К. Рериха «Град светлый» 1933 г., «Бог» 1932 г., «Познавание Прекрасного» 1932 г., «Огнь претворяющий» 1932 г.).
Рассматривая человека как микрокосм (концепция античности), Н.К. Рерих допускал существование в человеке «более глубокой реальности» (по терминологии В.М. Межуева), отличающейся от социальной, природной и т.п. Это связано с тем, что человек несет в себе некую субстанцию, данную ему изначально [6]. Она одинаково присутствует у живых существ, однако лишь человек может ее осознать и разумно использовать в процессе познания. Такой субстанцией является энергия, объединяющая человека с окружающим миром (подобно энергийному единству мира у неоплатоников). У Н.К. Рериха она тождественна понятию «духа» (очерк «Обитель света» 1930 г.), что в рамках антиномии «дух – материя» определяет состояние и потенциал человеческой природы, происходящие в ее пространстве эволюционные и инволюционные процессы. Н.К. Рерих отвечал на кантовский императив «что человек должен знать о себе?», «что он должен в связи с этим делать?» утверждением, что эволюционным процессом для человека будет самоорганизация его духа, преобразующая природу человека, совершенствующая его, преодолевающая интеллектуальные кризисы. Понимание природы человека приближает к пониманию природы самой культуры.
Человек у Н.К. Рериха рассматривается как потенциальный субъект культуры, который в процессе своего познания имеет возможность преодолеть собственное невежество и достичь синтеза [7,8] и от деятельности которого зависит эволюция не только его собственная, но и планеты в целом.
Задачей человека является его самосовершенствование, т.е. сознательное участие в процессе самоорганизации своей духовной природы [8] с опорой на «непреходящие» ценности культуры. Подобная практика согласуется с многовековыми традициями разных народов, их культурным опытом, их знанием и пониманием закономерностей развития жизни, где не денежный знак является признаком культуры, а высокая человечность. Приверженность нравственным идеалам, почитание народных святынь помогает укреплять стержень сознания, удерживает личность, народ, государство от распада его жизненных структур, внутреннего и внешнего хаоса, снижает уровень конфликтности в социуме. Современные ученые согласны с тем, что существует связь между приверженностью личности высоким идеалам и уровнем развития его сознания [9].
В процессе образования и воспитания человека Н.К. Рерих акцентировал особое внимание на роли культурных институтов. Одним из них является школа, где должна происходить не только трансляция знаний от учителя к ученику, но и их совместное переживание/осмысление (сердце/интеллект). В школе человек (помимо семьи) получает первоначальный опыт социальных практик в результате взаимодействия с другими людьми, вырабатывает социальное поведение, которое должно соответствовать исторической культурно-ценностной типологии общественной системы. Данная типология, согласно Н.К. Рериху, должна иметь основанием синтез знания и познания (рациональные и иррациональные формы миропостижения), целостный образ мира, в котором гармонично взаимодействуют космос, земля и человек (очерки «Пути благословения» 1924 г., «Здоровье духа» 1931 г., «Прекрасное» 1930 г.).
Разрабатывая концепцию школьного образования, Н.К. Рерих был убежден, что образование должно утвердить, прежде всего, сознание учащихся, заложить в детях начало сотрудничества, общественно полезного труда (очерк «Врата в будущее» 1936 г.).
|
|
|
Рерих Н.К. Жемчуг исканий. 1924 |
В школьной программе, как считал Н.К. Рерих, должен быть предусмотрен день, посвященный рассмотрению и обсуждению вопросов культурного наследия [10], «осознанию национальных и мировых культурных сокровищ» [11, с.77]. В системе образования важным аспектом является учительство, которое рассматривается как духовное наставничество, ведущее начало в познании человеком его бытия, без которого человек не может адекватно овладеть знаниями и методами познания (очерки «Корни культуры» 1931 г., «Учительство» 1933 г.). Именно учитель в процессе формирования человека может, соразмеряя уровень сознания ученика, степень его восприятия знаний, используя жизненные примеры, убедительно разъяснить ему смысл культуры и культурного наследия, необходимость его сохранения, использования и изучения. Исходя из этого, Н.К. Рерих определял приоритетную задачу учителя – утвердить в сознании ученика уважение «ко всему, что создает эволюцию человечества» [12, с.71].
Не менее важным в вопросах формирования человека является, согласно Н.К. Рериху, развитие искусства и творчества, креативных способностей. Опираясь на то, что творчество и его высшее выражение – искусство – есть важная составляющая человеческой культуры, он считал необходимым переосмыслить их роль в общественной жизни [13, 14, 15] и выявлял в подлинном искусстве те характеристики, которые проясняли его участие в культурогенезе. Среди них: отражение «духовных истин природы» [16, л. 15], высшей или «божественной идеи» [17, л.26, с.2], утверждение нравственного начала, духовного смысла, эстетического идеала и др. Искусство призвано, по мнению Н.К. Рериха, создавать не воображаемый человеком мир, а выявлять и закреплять в сознании человека элементы «непреходящего», используя соответствующую семантику образов.
Осмысление эстетического идеала переходит при этом привычные границы чувственного наслаждения и активизирует процесс преображения сознания красотой и знанием. В этом заключалась одна из основных функций искусства в духовно-культурной эволюции человека (очерки «Корни Культуры» 1931 г., «Собирание» 1931 г., «Прекрасное» 1930 г., «Художники жизни» 1931 г., «Институт объединенных искусств» 1935 г., «Переселение искусства» 1935 г, и др.).
В рамках приобщения человека к подлинному искусству, его пониманию, значительную роль могут сыграть такие культурные институты, как музейоны, созданные по образцу античных («дом всех муз»). Являясь воплощением интеллектуальных, эстетических, этических достижений человека, они способны воспитывать высокий художественный вкус, актуализировать потребность в прекрасном [18], развивать мышление и сознание. В этом плане заслуживает изучения опыт Н.К. Рериха в организации им художественной жизни в разных странах: помимо Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств в Петербурге (1906–1916 гг.), им был создан Институт объединенных искусств, Международный художественный центра «Cor Ardens» («Пылающее Сердце») и Международный выставочный центр «Corona Mundi» («Венец Мира») в Нью-Йорке (1921–1922 гг.). По мнению современников Н.К. Рериха, это было новым словом в художественной жизни [19], поскольку для человека любого возраста (особенно молодежи) открывались широкие возможности в изучении и овладении всеми видами искусства, а также ознакомлении с передовыми научными достижениями и вершинами мировой философской и религиозной мысли. Задача, которую реализовывал Н.К. Рерих, заключалась в том, чтобы научить человека служить культуре [там же], т.е. направить его мышление к познанию культуры (с помощью искусства и знания) и объединить сознания на совместной культурной деятельности.
В деле развития художественного творчества, распространения художественных знаний, понимания искусства большая роль отводилась непосредственно самим музеям, концепции их развития, поскольку простое собрание ценных предметов не отвечало духу времени (в этом плане интересен опыт Музея Н.Рериха в Нью-Йорке, созданном в 1923 г. [20]). На базе музеев наиболее естественно приблизиться к идеалу древнегреческих музейонов [21, 18, 5]. Следует отметить, что в современном мире подобной организации музейного пространства, развитию многоаспектной деятельности музея (экспозиционной, научной, выставочной, лекционной, концертной, экскурсионно-педагогической и пр.) помогает использование в нем в совокупности материального и нематериального наследия, что расширяет представление о музее как институте культуры [22].
|
|
|
Рерих Н.К. Поцелуй Земле. 1912 |
Вопросы изучения и сохранения природного наследия как части культурного наследия планеты рассматривались Н.К. Рерихом в очерках «К природе» 1901 г., «Зверье» 1935 г., «Питание» 1935 г., «Фан Мемориал» 1935 г., «Засуха» 1935 г., «Насаждения» 1935 г., «Боль планеты» 1933 г., «Сад будущего» 1935 г., «Да процветут пустыни» 1935 г., «Чаша неотпитая» 1937 г. и других. Определив взаимодействие природы и культуры, Н.К. Рерих обращал внимание на культуру природопользования, исследование исконных взаимосвязей между природой и человеком [23]. В этой области взаимодействия он выделял связь между физическим состоянием природы и духовным состоянием человека, между характером природы и историей проживающего в определенной местности народа, особенностью его национального характера, отношения к жизни [24, 25, 26]. Представленная Н.К. Рерихом совокупность отношений человека и природы («Там, где природа крепка, где природа нетронута, там и народ тверд без смятения» [26, с.51]) позволяет рассматривать и анализировать механизмы формирования мировоззренческих установок человека в отношении природного наследия. Это обращение мышления к природе, обращение мышления к труду как сотрудничеству с природой, почитание природы как источника жизни и познания [25] и пр. Отчужденность, отстраненность, равнодушие к природе в результате ее глубокого изучения и бережного отношения должны смениться доверием, вниманием, интересом к ней, что укрепит в человеке нравственные основы.
«Нетронутость», девственность природы дает человеку больше сил и жизненной энергии, чем загрязненная среда. По мере развития и внедрения человеком современных технологий нарушается равновесие экосистем, происходит деградация природных ландшафтов и многое другое, что отдаляет человека от природы. В контексте сохранения природного наследия Н.К. Рерих обозначил проблему человека, как существа, способного качественно изменить природу: погубить ее или гармонично преобразить. Человек рассматривался им как потенциальная сила на планете, от которой зависит дальнейшая ее эволюция. «Если не всегда способен человек на творчество, то ведь причинить боль он всегда может. И может он сделать боль не только людям же, не только животным, но и всей природе и целой планете. Велика ответственность человеческая; не гордиться, но священно принять ее должно человечество» [24, с.64-65]. Выявление и утверждение созидательного начала в человеке, вера в его способность преодолеть в себе невежество, обогатиться знанием единства бытия (и его красоты) давало Н.К. Рериху возможность увидеть реальные пути выхода из экологических кризисов. Он стоял у истоков экологической культуры, связав проблемы природопользования с общей культурой человека, основами нравственности. Мысль Н.К. Рериха о связи экологии и культуры нашла впоследствии свое развитие у Д.С.Лихачева в «Экологии культуры», где он рассматривал экологию, в первую очередь, как нравственную категорию [27]. Концепция Д.С.Лихачева стала одной из методологических основ создания российской стратегии сохранения и использования культурного и природного наследия, где оно представлено как системное образование, в котором существуют обуславливающие друг друга взаимосвязи, т.е. «отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей среды» [28, с.7]. Руководствуясь данной методологией, в Российском НИИ культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева разрабатываются комплексные территориальные программы по сохранению наследия, формируются системы особо охраняемых территорий, изучается традиционная культура в регионах и т.д., что отвечает принципам Н.К. Рериха в отношении природного наследия.
| |
Рерих Н.К. Добрые травы (Василиса Премудрая). 1941 |
|
Охрана природного наследия включает в себя не только изучение наследия, поддержание и улучшение человеком среды своего обитания, но и ее целесообразное использование, многостороннее развитие отношений человека с природой. В этом Н.К. Рерих видел залог здоровья не только человека, но и самой природы. В плане решения проблем природопользования он стремился разработать принципы системной, упорядоченной деятельности человека, предложив комплексное проведение ботанических, дендрологических, энтомологических, гидрологических исследований, создание и развитие ботанических садов, заповедников и т.д. Исследование планетной растительности (на питательность и лекарственность) предполагало использование векового опыта народов, который и сегодня может быть широко и полезно применен [29], а также изучение старинных фармакопей, которые должны быть переоценены с учетом современных научных достижений.
Представляет интерес решение проблемы урбанизации и перенаселения городов, рассматриваемых как разрушение естественной среды обитания человека [30]. В этой связи Н.К. Рерих предлагал создание городов-садов, не отрывающих человека от природы, а гармонично вписанных в нее, что нашло свое решение в ряде городов Прибалтики. Одной из актуальных проблем Н.К. Рерих считал проблему пустынь, рассматривая их как болезнь земли, которую в большинстве случаев допускает человек [31]. Сегодня многие ученые работают над проблемой озеленения пустынь, занимающих около 20% поверхности планеты, но эта цифра постоянно увеличивается, вскрывая глобальную экологическую проблему. Ее решению была посвящена научная экспедиция Н.К. Рериха в Монголию и Китай (1934–35 гг.), организованная институтом «Урусвати» по заказу Департамента земледелия США, столкнувшегося с такой проблемой в своей стране. Участниками экспедиции были исследованы сотни видов сухостойких трав, кустарников и деревьев, и выделены особо приспособляемые (эфедра, агропирум, ряд сортов ирисов, вяз-карагач и др.). Помимо трав, Н.К. Рерихом обращалось внимание и на некоторые виды насекомых, которые могли бы способствовать как размножению, так и питанию растительности [32]. Интересным в этом плане представляется его предложение «выпустить» подземные реки в пустынях для их естественного орошения (очерк «Сад будущего» 1935 г.). Проблему пустынь Н.К. Рерих рассматривал в тесной связи с культурой человека, считая, что засуха «духовная» в человеке напрямую влияет на засуху почвенную и видел решение этой проблемы через проблему человеческой культуры.
Идея создания «перечня памятников и учреждений», отраженная в Пакте Рериха (1935 г.), нашла свое развитие в создании Списка всемирного наследия ЮНЕСКО (1972 г.), куда были включены, в частности, ряд российских природных объектов (девственные леса Коми, горы Алтая, вулканы Камчатки, Командорские острова, Валаам и др.). Тем не менее, остается проблемой неприкосновенность этих заповедных зон, зачастую подвергающихся экспансии экономической деятельности человека, имеющего в подобных зонах коммерческие интересы (например, через природный парк Укок в Горном Алтае, являющийся исторической и культурной святыней, планируется провести газопровод в Китай; на территории кавказских заповедников будут выстроены олимпийские объекты и т.д.). Соединение решения подобных вопросов с нравственными проблемами, вне которых это сохранение невозможно, является естественной нормой социокультурной деятельности человека.
|
|
|
Рерих Н.К. Перекресток путей Будды и Христа. 1925 |
В трудах Н.К. Рериха уделяется внимание охране исторических ландшафтов и архитектурных ансамблей. В очерках «К природе» 1901 г., «По старине» 1903 г., «За Новгород» 1916 г., «Строительство» 1916 г., «Чутким сердцам» 1935 г., «Истоки», «Россия» 1935 г., «Чаша неотпитая» 1937 г. и других он одним из первых поставил вопрос о сохранении исторических ландшафтов как природных и одновременно культурных комплексов, обладающих совокупностью материальных и духовных ценностей, исторической, экологической, культурологической информативностью. Его внимание привлекали не только археологические ландшафты, выявленные путем раскопок, но и ассоциативные ландшафты, связанные с памятью о важных исторических и культурных событиях, где культурная составляющая представлена, в основном, в нематериальной (ментальной) форме. Определяющим фактором в формировании представлений об охране исторических ландшафтов у Н.К. Рериха была система эстетических и духовно-нравственных ценностей. Он считал недостаточным проявлять сугубо научную или интеллектуальную деятельность в отношении сохранения исторического ландшафта и находящегося в нем архитектурного памятника и заложил методологические основы в решении данной проблемы. Одной из таких основ является «художественное понимание» [33, с.27] памятника и проявление к нему «живого чувства» [там же]. «Дело памятников старины может вестись очень научно, может быть переполнено специальнейшими терминами со ссылками на тысячетомную литературу, и все-таки в нем может не быть духа живого, и все-таки оно будет мертво» [там же]. Необходимо, по мнению Н.К. Рериха, особое «чутье», «чувство красоты исторического пейзажа» [там же], что придаст смысл и убедительность всем человеческим усилиям, направленным на сохранение историко-культурного объекта.
Применение подобных методов помогало Н.К. Рериху в его деятельности по спасению исторических сооружений и природных памятников. Например, в вопросе о прокладке железной дороги через окраину Великого Новгорода в 1916 г. для нужд войны Н.К. Рерих сумел сказать о значении культурных ценностей и со своими коллегами убедить чиновников в недопустимости искажения одного из «лучших мест государства» [34, с.50]. Эстетический и нравственный аспект защиты доминирует в его статье «Новгородским строителям» 1916 г., где он в обращении к чиновникам взывает к их сознанию, прибегает к духовной мотивации: «Во имя культуры, во имя уважения к прошлому, во имя лучшего будущего попросим еще раз: пощадите Новгород. Обойдитесь бережно с этой колыбелью русской общественности» [35, с.49] – (выделено И.Д.). Представляется, что концептуально вúдение Н.К. Рерихом подходов к сохранению культурных ландшафтов остается актуальным и в современном мире, поскольку разрушение природно-культурных памятников, несмотря на включенность их в Список культурного наследия, вследствие вмешательства антропогенного фактора все-таки происходит (например, попытки построить коттеджи на территории заповедника Бородинское поле и др.). Представляя недопустимым жилое или промышленное строительство в подобных местах, что обязательно связано с уничтожением экосистемы, Н.К. Рерих выводил понимание сохранения исторического пейзажа (культурного ландшафта) с осознанием его влияния на развитие в целом человеческой жизни [33].
Ставя вопрос о недопустимости искажения исторического пейзажа, Н.К. Рерих соотносил его с сохранностью народного достояния [36], предусмотрев в Пакте Рериха законодательную базу, которая позволяет решить вопросы сотрудничества организаций и энтузиастов для изучения роли исторических пейзажей. Представляется, что определение статуса «культурного ландшафта» как объекта всемирного наследия (ЮНЕСКО, 1992 г.) является историческим развитием идей Н.К. Рериха.
| |
Рерих Н.К. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат |
|
Н.К. Рерих призывал к сохранению и изучению нематериального культурного наследия народов. В очерках «Одеяние духа» 1921 г., «Синтез» 1932 г., «Звучание народов» 1933 г., «Дом милосердия» 1934 г., «Культура-победительница» 1934 г., «Древние источники» 1935 г. и других он поднимал проблему сохранения национальной самобытности каждого народа, считал, что необходимо более глубокое изучение исторических и культурных корней, влияний, обычаев, традиций, фонетических особенностей языка и т.д.
Методологически Н.К. Рерих выявлял в данном виде наследия как в культурном тексте элементы «всечеловечности» [37, с. 147], те универсалии, которые связаны с культурной активностью народа в сфере созидания, но не разрушения. В этом плане, в его литературном наследии можно выделить ряд направлений. Одно из них относилось к проблеме сохранения языка как важного элемента культуры. Он, в частности, считал необходимым очищение многих смысловых понятий родного языка, будучи убежденным, что произвольное толкование исконных понятий в русском языке является ошибкой, ведущей к нравственной дезориентации человека. Среди многих понятий русского языка предлагал, в частности, заново осмыслить такие, как «мило-сердие», «со-страдание», «благо-дарение», «благо-воление», «здравствование», «само-отвержение» и другие, выражающие богатство языка, его красоту. Требовали своего переосмысления и такие понятия, как «культура», «цивилизация», «национализм», «патриотизм» и другие, поскольку человек начинал вкладывать в них другое содержание, в то время как эти определения возникали глубоко осознанно, «не как нелепая отвлеченность, а как высокая реальность, внесенная в повседневный обиход» [38, с.206]. Например, национализм должен быть понимаем более широко, как выражение индивидуальности народа, его коллективной души, творческих способностей, мудрости древних традиций [37]. В правильно понятом национализме, по убеждению Н.К. Рериха, выявляющему глубинную сущность народа, сохраняется то ценное, что было накоплено народом за века и тысячелетия и сформировало его культуру. В таком национализме нет места духовной ограниченности (шовинизму), а ощущается движение к миру и истинному прогрессу нации.
Отличительной (ментальной) универсалией в формировании Н.К. Рерихом представлений о нематериальном культурном наследии выделяется «душа народов» [37, с. 145] (аналогичную универсалию рассматривал Л.Фробениус). Данная универсалия находит свое отражение в языке, традициях, творческих стремлениях, нравах, интеллектуальной и духовной рефлексии, выражении высших чувств. В ней потенциально присутствует единство того комплекса мыслей, желаний, потребностей, с помощью которых и отдельный человек, и целый народ может выражать всё ценное, связанное с культурой. В этой связи представляет культурологический интерес историческая личность, которая отождествляется с «душой народа», символически выражает ее ценностные свойства. Как правило, это герой или подвижник, в лице которого народ распознает свою сущность за рамками обыденности, на уровне всечеловеческом. Более того, имя и образ героя «питают» сознание народа совершенным подвигом, проявленной энергией самоотвержения и блага. Таковыми, по мнению Н.К. Рериха, выразителями стран, эпох, «души народа» являются преп.Сергий Радонежский для России, Жанна Д'Арк для Франции, св.Франциск Ассизский для Италии, Дж.Вашингтон для Америки, Акбар Великий для Индии, царь Соломон для Израиля и т.д. Охранение имени героев, памятование их духовных или ратных подвигов напрямую соотносится с проблемой культуры памяти.
Восприятие культурного опыта прошлого в данном случае подразумевает не только его увековечивание (феномен героизма), но, главным образом, использование и развитие в контексте современности, трансляции в будущее. Рассматривая героя как народное достояние (даже планетарное), Н.К. Рерих считал, что забвение народом своих героев, выразителей его души, неуважение к их памяти ведет к деградации этого народа [39, 40, 41], инициирует инволюционный процесс.
Одним из базовых положений конвенции ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, принятой в Сеуле в 2003 г., является «уважение нематериального культурного наследия» [42, с.2], что соответствует мыслям Н.К. Рериха. В определении нематериального культурного наследия, которое представляет собой «устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами» [там же, с.52], заложены возможности расширения его мыслей, выявление в них новых аспектов.
Одним из важных элементов нематериального культурного наследия является знание. В очерках «Бесстрашие» 1934 г., «Ученые» 1935 г., «Старинные лекарства» 1935 г., «Следы мысли» 1935 г., «Свет опознанный» 1935 г., «Борьба с невежеством» 1936 г., «Знак эры» 1936 г. и других Н.К. Рерих поставил проблемы развития научной мысли, расширения горизонтов познания ученого и исследователя, включения в сферу его мышления представлений о многообразии форм жизни, всеобъемлемости материи, существовании различного вида энергий, присутствующих в пространстве и в человеке. С другой стороны, им была обозначена стратегия «обороны знания» от невежества, отрицания и умаления, препятствующих формированию системности представлений о мироздании, искажающих реальную картину мира. Он считал проблемой ограничение знания только рациональными формами миропостижения, развивающими лишь интеллект, логику познания. Его позиция заключалась в том, что неограниченность жизни, ее многочисленные проявления естественным образом создают и неограниченность знания и познания, позволяют развивать помимо логического и интуитивный аппарат познания (гармония интеллекта и сердца). «Мы должны почитать науку как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством... Мы должны брать факты так, как они есть, без эгоистического перетолкования» [43, с.24–25]. В связи с этим, одной из актуальных методологических проблем Н.К. Рерих считал необходимость расширения сознания, его открытость всему, что служит развитию мысли и тем облегчает человечеству эволюционный процесс [44, 45]. Концепция развития научного знания осуществлялась в созданном Рерихами в 1928 г. научно-исследовательском институте «Урусвати», где были применены новые методы и методология исследований. Расширение тематики исследований, охватывавшей изучение человека, природы и космоса и направленной на более глубокое понимание их тесных взаимосвязей [46, 47, 48], не утрачивает своей актуальности в современную эпоху.
Акцентируя внимание на развитии научного знания в первой половине XX в. [45, 49], Н.К. Рерих указывал на необходимость нравственной основы этого процесса, без которой научное открытие может быть обращено во зло (например, опыты по расщеплению атомного ядра привели к созданию атомной бомбы; технологические изменения в генной структуре человека, растений или животных приводят к неестественным модификациям в их системе и т.д.).
Исходя из этого, нравственные основы человека должны стать неотъемлемой принадлежностью знания и процесса познания. К подобному выводу пришли и современные ученые (В.С.Степин и др.), признающие связь истины и нравственности как новый тип рациональности, устанавливающий новую систему ценностей в научном познании, этическую компоненту в научных исследованиях [50]. Распространение этических норм в качестве ориентиров научного и технологического развития стало стратегической целью деятельности ЮНЕСКО на период 2002–2007 гг. (Среднесрочная стратегия. Вклад в дело мира и человеческого развития в эпоху глобализации посредством образования, науки, культуры и коммуникации).
В этом плане представляют интерес новые подходы в изучении человеческой природы, связанные непосредственно с ее нравственной, этической основой. Так, в исследованиях сердца человека, его «внутренней» жизни учеными из Института математики сердца (Institute of HeartMath, USA) была обнаружена способность сердца самостоятельно мыслить, иметь собственную нервную систему и мозг. Ученые близко подошли к изучению закономерностей, связывающих жизнь сердца и работу сознания человека. Это позволяет соотносить уровень развития сознания человека с развитием его сердца [51], намечая новые мировоззренческие ориентиры и перспективы в развитии научного знания.
|
|
|
Рерих Н.К. Ростов Великий. 1903 |
В очерках «Знамя Мира» 1930 г., «Конференция в Брюгге. 1931 год» 1931 г., «Знамя Мира. Конференция в Бельгии» 1931 г., «Держава Культуры» 1931 г., «Конвенция Знамени Мира» 1932 г., «На страже мира» 1937 г. и других Н.К. Рерих рассматривал вопросы каталогизации объектов культурного наследия, недопустимости разрушений памятников искусства и архитектуры. Он отмечал необходимость составления перечней объектов культуры на всех территориях, проведение совместного международного каталогизирования «религиозных, художественных и научных ценностей» [52, с.251]. Принципами каталогизации у Н.К. Рериха были определены неограниченность и всемирность списка памятников, а также всемирность защиты [7]. Цель каталогизации культурного наследия состояла в том, чтобы не только учесть и сохранить памятники прошлого, выявить новые историко-культурные и природные объекты мирового наследия, но и в том, что в совместном изучении мирового культурного наследия, в его ценностной интерпретации и семантической структуре человеком будет найдена «истинная мировая мысль о мире» [53, с.84] и те духовные опоры, которые создают устойчивость и равновесие социокультурной системы, способствуя дальнейшей эволюции вырабатываемых ею культурных форм. Условия каталогизации могут быть обсуждены представителями мировой общественности и специалистами, которые предусмотрели бы учреждение особых комитетов для решения подобных культурных проблем, а также выпуска отдельного издания, посвященного вопросам каталогизации [11].
Идея Н.К. Рериха состояла в том, чтобы взять на учет и сохранить не только выдающиеся сооружения, но все памятники, имеющие культурную ценность, и не только во время войны, но и в мирное время. Работа по формированию списков объектов всемирного культурного наследия была начата усилиями ЮНЕСКО в послевоенные годы и продолжается на современном этапе. Согласно выработанным культурным критериям в списки входят уникальные и выдающиеся объекты, имеющие исключительную мировую важность. Несмотря на охранный статус объектов, находящихся в списке, некоторые из них подвергаются угрозе лишения своего статуса (например, исторический центр Санкт-Петербурга мог быть выведен из списков объектов всемирного наследия вследствие предполагаемого строительства на его территории современного центра Газпрома «Охта-центр»). Данная проблема связана с человеческим фактором и может быть решена через понимание человеком ценности культурного наследия, осознание культуры.
Художественное и литературное наследие Н.К. Рериха, включающее картины и очерки, в которых описано и зафиксировано множество объектов культурного и природного наследия: в ходе путешествий по древним русским городам в 1903–1904 гг. (памятники русской старины), во время поездок по Европе (крепости, замки, храмы, монастыри и т.д.), по Америке (природные ландшафты) и экспедиции в Азию (архитектурные сооружения, монастыри, горные пейзажи, памятные в историческом и культурном отношении места и т.д.) позволяет его считать своеобразной летописью исторических событий древности, а также живописным каталогом объектов материальной и нематериальной культуры, что требует отдельного изучения.
Тема мира, миротворчества разрабатывалась в таких очерках Н.К. Рериха, как «Новая эра» 1922 г., «Мир и культура» 1931 г., «Черта мира» 1934 г., «Строение» 1934 г., «Фредум» 1935 г. и других. Состояние мира Н.К. Рерих соединил с сохранением культурных ценностей, поскольку отношение к ним формирует то состояние сознания, которое способно обеспечить мир. «Когда говорится об охранении культурных ценностей, – это тоже будет борьба против нарушения мирных условий. ...Это будет защитою того же прекрасного мира, понятие которого все же живет в глубине сердец» [54, с. 155].
| |
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в штаб-квартире ООН |
|
Основная задача Пакта Рериха состояла в том, чтобы утвердить «мир через культуру» [55, с.223], т.е. утвердить в сознании человека понимание того, что мир и культура – фундаментальные основы эволюции человека. С точки зрения Н.К. Рериха, это может стать той общей целью, которая способна консолидировать людей в социальной жизни, регулировать и упорядочивать их деятельность на основе системы культурных ценностей. Чтобы добиться мира на земле, нужна культура. Данная связь предполагает, что должен быть в человеке установлен изначально «внутренний» мир, в его душе, мыслях, сознании. Это будет условием и причиной «внешнего» мира. «Внутреннее» разоружение, «в сердце и в духе» [52, с.251] будет способствовать внешнему.
В современном мире только от воли человека зависят условия поддержания мира. Понятие миротворчества связывается с урегулированием конфликтов политико-дипломатическими, военными или иными методами. Для поддержания миропорядка в те страны, где происходят внутри- или межгосударственные конфликты, направляются объединенные миротворческие силы ООН. Находясь на воюющих территориях, они применяют зачастую военную силу для разрешения конфликтов и достижения мира немирным путем, тем самым девальвируя понятие миротворчества как такового. Программа сохранения культурного наследия, выдвинутая Н.К. Рерихом, несет в себе иную концепцию миротворчества и определяет совершенно иной его статус. Понятие миротворчества предполагает сознательное творение мира, его осознанное созидание, становление, что имеет принципиальную разницу с современностью. Творение мира у Н.К. Рериха выступает как одно из проявлений культуры человека, его нравственного начала [54]. В таком творении не присутствует насилие, унижение, умаление достоинства «другого». Миротворчество выступает свидетельством культурной компетентности человека, приобретаемой как посредством образования, так и духовно-интеллектуального развития, опирающегося на знание основ бытия. Зарождаясь в сознании, миротворчество, по мысли Н.К. Рериха, будет выражаться в деятельности, направленной к недопущению войн в принципе, в межкультурном диалоге, в открытости сторон. Его инструментом будет убеждение, терпение, доверие, желание охранить достоинство и честь государства, а также человеческое в человеке. Интерпретация миротворчества в контексте понимания культуры дает основание говорить о возможности создания нового культурного феномена, регулирующего социальное и личностное, глобальное и локальное, выявляющего механизмы функционирования общества как целого и связанного с эволюционными изменениями в историческом процессе.
Для реализации программы сохранения культурного наследия необходимо широкое привлечение общественности. Эти вопросы Н.К. Рерих затрагивал в таких очерках, как «Врата в будущее» 1936 г., «Знамя» 1932 г., «Общее дело» 1937 г., «Друзьям Знамени Мира» 1947 г., «Старые годы» 1936 г., «По старине» 1903 г., «Самоцвет» 1941 г., «Культура» 1930 г. и других. Проблема участия общественности в деле охраны старины была поставлена еще в 1903 г. и отразилась в очерке «По старине». Она состояла в том, что нужно создавать общественное мнение, инициировать культурное движение за сохранение старины.
| |
День Культуры. Школа № 335 Санкт-Петербурга |
|
Повсеместной организацией форм приобщения человека к культуре, изучению ее наследия, решению вопросов его сохранения должны заниматься, по убеждению Н.К. Рериха, комитеты, кружки, клубы, союзы, общества, учреждения, создаваемые теми, для кого понятие культуры наполнено конкретным содержанием и служение ей стало жизненной потребностью. В частности, Н.К. Рерих возлагал надежды на интеллигенцию как носительницу духовных идеалов народа, ценностных установок, способную понять высшие цели развития общества и государства [18, 15] и транслировать их последующим поколениям. Формами культурной работы в данном плане могли бы быть: проведение «дней Культуры» [56, с.258] в государственном и мировом масштабе, выполняющих как воспитательные, так и просветительные задачи. В течение этих дней Н.К. Рерих предполагал в учреждениях и храмах напоминать людям об охране «истинных сокровищ человечества» [там же]. Помимо «дней Культуры» могли бы быть организованы разнообразные лекции, публикации, выступления и манифестации, проводимые в школах, обществах, на фабриках, даже в тюрьмах и способствующие распространению в обществе понятия культуры, необходимости охраны и защиты культурных ценностей. В этом был бы проявлен мощный моральный импульс, являющийся своего рода и воспитательным законом [57, л.22]. Различные охранные мероприятия призваны консолидировать усилия человеческого сообщества в направлении достижения мира и взаимопонимания.
Широкое сотрудничество народов в области культуры, как считал Н.К. Рерих, должно осуществляться без различия национальностей, вероисповедания, социальной принадлежности, мировоззренческих представлений и других различий. Одним из важных результатов деятельности всех культурных объединений должно быть признание правительствами разных стран международного договора о сохранении культурных ценностей (Пакта Рериха), что послужило бы организации планомерной и систематической работы в культурной сфере, объединению всех усилий в данном направлении.
Очерки Н.К. Рериха, созданные в период 1900–1940-е гг., дают представление о программе сохранения культурного наследия («программе Пакта Рериха»), которая охватывает практически все сферы бытия человека: воспитательно-образовательную, духовно-нравственную, социально-экономическую и т.д. Эта программа полифункциональна: она несет гуманистическую функцию (главный объект внимания – человек), миротворческую (утверждение мира на земле), коммуникативную (взаимодействие всех народов), охранительную (охрана культурного наследия без каких-либо ограничений), просветительскую (открытый и широкий доступ к знаниям для ознакомления с культурами разных народов), объединительную (свободное объединение в кружки, организации, сообщества для культурной работы) и др. [58,59,60].
Использованные материалы:
1. The Roerich Pact and The Banner of Peace. Proceeding Third International Convention for The Roerich Pact and The Banner of Peace. November 17th and 18th, 1933. Washington, D.C. Volume II. – New-York: 1934. – 189 p.
2. ОР МЦР. Фонд № 1. Вр. № 8393. Воззвание Н.К. Рериха о необходимости пожертвований для изучения Новгорода и Киева.
3. Рерих Н.К. Городу Брюгге // Знамя Мира: сб. – М.: МЦР, 2005. – 644 с.
4. Рерих Н.К. Мир всему живущему // Рерих Н.К. Листы дневника. Т.З. – М.: МЦР, 2002. – 672 с.
5. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: МЦР, 1994. – 148 с.
6. Рерих Н.К. Держава света // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
7. Рерих Н.К. Знамя Мира. Конференция в Бельгии / Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
8. Рерих Н.К. Культура – почитание света // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: МЦР, 1994. – 148 с.
9. Иванов А.В. Значение святынь в жизни народа и необходимость их защиты // Культура и время. – № 3 (17). – М.: МЦР, 2005. – 260 с.
10. Рерих Н.К. Постоянная забота // Рерих Н.К. Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1992. – 227 с.
11. Рерих Н.К. Привет конференции Знамени Мира. Конференция в Брюгге. 1931 год // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
12. Рерих Н.К. Конференция в Брюгге, 1931 год: Письмо г-ну К.Тюльпинку // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
13. Рерих Н.К. Русское искусство // Химават. – Самара: Агни, 1995. – 256 с.
14. Рерих Н.К. Творящая мысль // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
15. Рерих Н.К. Щит // Рерих Н.К. Адамант. – Самара: Агни, 1996. – 248 с.
16. ОР ГТГ. Фонд № 44. Дело № 43. Рукопись черновая Н.К. Рериха. Без даты.
17. ОР ГТГ. Фонд № 44. Дело № 14. Дневник Н.К. Рериха. 21/9 – 28/9. 1894 г. – 15/2.1895 г.
18. Рерих Н.К. Познавание Прекрасного // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – 272 с.
19. Фосдик З.Г. Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. Сб. ст. – М.: Изд.Иск-во, 1978. – 372 с.
20. Рудзитис Р.Я. Музей Рериха // Держава Рериха. – М.: Изд. Иск-во, 1994. – 448 с.
21. Рерих Н.К. Здоровье Духа // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
22. Коссова И.М. Культурное наследие и современный музей // Музей и нематериальное культурное наследие. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып.6. – М: АПРИКТ, 2005. – 196 с.
23. Куминова А.В. Н.К. Рерих и растительный мир // Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. Тезисы конференции. – Новосибирск: 1976. – 132 с.
24. Рерих Н.К. Боль планеты // Рерих Н.К. Человек и природа. – М.: МЦР, 1994. – 112 с.
25. Рерих Н.К. К природе // Рерих Н.К. Человек и природа. – М.: МЦР, 2005. – 140 с.
26. Рерих Н.К. Чаша неотпитая // Рерих Н.К. Россия. – М.: МЦР, 2004. – 92 с.
27. Марголис А.А. Д.С.Лихачев и сохранение Всемирного культурного наследия // Культура и время. – № 4 (22). – М.: МЦР, 2006. – 328 с.
28. Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю.А.Веденина, М.Е.Кулешовой. – М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин. – 2004. – 620 с.
29. Рерих Н.К. Питание // Рерих Н.К. Человек и природа. – М.: МЦР, 2005. – 140 с.
30. Рерих Н.К. Урбанизм // Рерих Н.К. Человек и природа. – М.: МЦР, 2005. – 140 с.
31. Рерих Н.К. Да процветут пустыни // Рерих Н.К. Человек и природа. – М.: МЦР, 2005. – 140 с.
32. Рерих Н.К. Насаждения // Рерих Н.К. Человек и природа. – М.: МЦР, 2005. – 140 с.
33. Рерих Н.К. По старине // Рерих Н.К. Россия. – М.: МЦР, 2004. – 92 с.
34. Рерих Н.К. За Новгород // Рерих Н.К. Берегите старину. – М.: МЦР, 1993. – 72 с.
35. Рерих Н.К. Новгородским строителям // Рерих Н.К. Берегите старину. – М.: МЦР, 1993. – 72 с.
36. Рерих Н.К. Строительство // Рерих Н.К. Берегите старину. – М.: МЦР, 1993. – 72 с.
37. Рерих Н.К. Звучание народов // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – 272 с.
38. Рерих Н.К. Дом Милосердия // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
39. Рерих Н.К. Духовные сокровища // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
40. Рерих Н.К. Душа народов // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – 272 с.
41. Рерих Н.К. Свет неугасимый // Рерих Н.К. Душа народов. – М.: МЦР, 1995. – 104 с.
42. Информационный бюллетень ИКОМ. № 2. – 2004.
43. Рерих Н.К. Прекрасное // Рерих Н.К. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
44. Рерих Н.К. Бесстрашие // Рерих Н.К. Нерушимое. – Рига: Виеда, 1992. – 236 с.
45. Рерих Н.К. Борьба с невежеством // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.:МЦР, 1994. – 148 с.
46. Рерих Ю.Н. Новый аванпост науки // Духовное созерцание, № 1-2. – М.:МЦР, 1998. – 226 с.
47. Беликов П.Ф., Шапошникова Л.В. Институт «Урусвати». Вместо предисловия // Рерих Н.К. Урусвати. – М.: МЦР, 1993. – 104 с.
48. Шапошникова Л.В. Свет Утренней Звезды // Объединенный научный центр проблем космического мышления. – М.: МЦР, 2005. – 128 с.
49. Рерих Н.К. Следы мысли // Рерих Н.К. Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1992. – 227 с.
50. Степин B.C. Стратегии цивилизационного развития и диалог культур // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления. Сб.науч. трудов. – Минск: Технопринт, 2005. – 720 с.
51. Шапошникова Л.В. Трилогия «Великое Путешествие». Книга 3. Вселенная Мастера. – М.: МЦР, 2005. – 1088 с.
52. Рерих Н.К. Конвенция Знамени Мира // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – 272 с.
53. Рерих Н.К. На страже мира // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. – М.: МЦР, 2000. – 512 с.
54. Рерих Н.К. Фредум // Рерих Н.К. Нерушимое. – Рига: Виеда, 1991. – 236 с.
55. Рерих Н.К. Врата в будущее // Рерих Н.К. Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1992. – 227 с.
56. Рерих Н.К. Русскому комитету Пакта Рериха в Харбине // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
57. ОР МЦР. Фонд № 1. Вр.№ 3119. Письмо Рериха Н.К. – неустановленным корреспондентам от 07.09.36.
58. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха: историко – культурные аспекты // Культура и время. – № 3 (17). – М.: МЦР, 2005. – 260 с.
59. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха и программа сохранения культурного наследия // Философия и культура. – М.: РАН, Ин – т философии. – № 8(44), 2011. – 181 с.
60. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха как путь достижения мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – М.: РУДН. – № 3, 2007. – 96 с.
61. Рерих Н.К. Культура – сотрудничество // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – 272 с
62. Рерих Н.К. Культурность // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: МЦР, 1994. – 148 с.
Источник: Общественный научно-просветительский журнал «Педагогика Культуры»
Архив: 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007